Алена Пименова
Краткосрочный групповой проект «День земли»
Краткосрочный групповой проект
«День Земли»
(для детей второй младшей группы).
Берегите землю, люди!
Нашу Родину и место, где живём,
И село, которое мы любим,
Улицу родную, где растём!
Берегите красоту родного края,
Шелест листьев, трав весенних цвет,
Приволжский край сравнить мы можем с раем,
Ведь красивей места на Земле уж нет!
Как прекрасно выйти утром в поле,
Встретить солнце с запахом травы,
Пробежаться с радостью на воле,
Увалиться в капельки росы.
Люди, берегите вы всё это,
Берегите всё, что дал вам Бог!
Чтоб родной землёю этой,
Каждый житель бы гордиться мог!
Название проекта: «День Земли»
Тип проекта: творческий, познавательно-исследовательский.
Возраст детей: 3 – 4 года.
Вид проекта: групповой, семейный.
Участники проекта: дети II младшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Образовательные области: «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд», «Физическая культура».
Актуальность проекта:
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек.
Мы считаем, что экологическое образование необходимо с раннего возраста. Наша задача, как педагогов в работе с детьми, дошкольного возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы.
Цели проекта: формирование у детей представлений о Земле, «как о нашем общем доме»; становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде; создать условия для повышения активности участия родителей в жизни группы.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить с разнообразием растительного и животного мира, с его значимостью для всего живого на планете.
2. Познакомить со строением и жизнедеятельностью растений.
3. Учить детей взаимодействовать с природными объектами посредством органов чувств.
4. Вовлекать в природоохранную деятельность.
5. Формировать навыки исследовательской деятельности.
6. Развивать умения и навыки работы с природным материалом.
Развивающие:
1. Развивать умение сравнивать и анализировать.
2. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
3. Обогащать словарный запас детей.
4. Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к природе, природному наследию нашего края.
2. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Этапы реализации проекта:
I этап включает в себя постановку проблемы и ввод в игровую ситуацию детей, участвующих в проектной деятельности, а так же информирование родителей о проведение проекта и плане его реализации.
II этап представляет организацию деятельности проекта (отражена в календарном плане проектной деятельности).
III этап включает подготовку и проведение презентации проекта «День Земли».
Планирование мероприятий проекта:
Совместная деятельность воспитателей с детьми.
Д\и. «Кто где живет».
Д\и. «Опиши, мы отгадаем».
Наблюдение на прогулке за деревьями, появлением почек, первых листочков.
Беседа «Дикие животные».
Чтение: С Маршак «Весенняя песенка».
Прослушивание музыкального произведения Ю. Слонова «Лесные картинки».
Игра «К дереву беги».
Физкультминутка: «Лесные жители».
Продуктивная деятельность: Рисование «Ветка с листочками»
Д\и. лото «Мир растений и животных».
Д\и. «Кто как кричит?».
Наблюдение на прогулке за землей.
Беседа «Мы - друзья природы».
Пальчиковая гимнастика «Две сороконожки»
Рассматривание иллюстраций о весне, весенних явлениях.
Чтение: В. Сухомлинский «Рогатка и воробьиное гнездо».
Упражнения на развитие эмпатии «Изобрази животное».
Совместный труд воспитателя и детей по уходу за растениями на участке детского сада.
Д\и. «В мире животных».
Игровая ситуация: «Расскажи Незнайке, как вести себя в лесу».
Наблюдение на прогулке за птицами, прилетающими на участок, их поведением.
Рассматривание картин «Лес», «Луг», «Пруд».
Ситуация общения: «Что бы ты сделал, если бы увидел, как мальчик ломает ветки деревьев? Топчет цветы?»
Чтение: Е. Чарушин «Воробей».
Подвижная игра: «Птички в гнездышках».
Физкультминутка: «Божья коровка».
Продуктивная деятельность: аппликация (коллективная) «Красивый букет»
Д\и. «Когда это бывает».
Д\и. «Узнай животное по описанию».
Рассматривание иллюстраций на тему охраны природы.
Экологическая игра - путешествие «В гостях у Лесовичка».
Чтение: А. Прокофьев
«Березка».
Разучивание стихотворения Б. Заходера «Ласточка».
Подвижная игра: «Лохматый пес».
Совместный труд воспитателя и детей по уходу за растениями в группе.
Экскурсия в центральную детскую библиотеку, беседа, посвященная Дню Земли.
Д\и. «Дикие и домашние животные».
Д\и. «Четвёртый лишний»
Рассматривание плакатов на тему «Как вести себя в лесу?».
Чтение: М. Пришвин «Разговор деревьев».
Прослушивание музыкального произведения К. Сен-Санса «Карнавал животных».
Игровое упражнение: «Звери вышли на зарядку».
Продуктивная деятельность: лепка «Забавные животные».
Совместная деятельность воспитателей, детей и родителей.
Посев семян цветочных культур в рассадные ящики.
Посадка деревьев, кустарников на территории детского сада.
Приведение в порядок клумб.
Костюмированное представление - дефиле «Мода из отходов».
Экологический праздник «День Земли».
Совместная деятельность воспитателей с родителями.
«Весенний день дарения» (Привлечение родителей к сбору семян и посадочного материала для посадки на территории детского сада).
Уборка территории детского сада.
Консультация для родителей и оформление папки – передвижки
«Учите детей любить природу!»
Совместная деятельность родителей с детьми.
Изготовление нарядов для детей из утилизированного материала.
Совместная работа родителей и детей на тему: «Мы - друзья природы» (конкурс рисунков, плакатов, поделок).
Паспорт проекта
Руководитель проекта: Слукина Одьга Леонидовна
Овчинникова Оксана Владимировна
Аудитория: дети подготовительной группы
Тип проекта: образовательный долгосрочный, внутригрупповой
Срок реализации: сентябрь-апрель
Актуальность: дети имеют отрывочные знания и представления о планете Земля, ее строении. Расширить и систематизировать эти знании о многообразии материков, охране нашей планеты; воспитать толерантность к традициям других народностей.
Цель проекта: Дать знания детям о планете Земля, ее месте в Солнечной системе, строении поверхности Земли, разнообразии природного и животного мира, научить детей относиться к планете Земля как к общему дому для всех людей, видеть красоту Земли, воспитать желание беречь ее и изучать.
Задачи проекта:
- Сформировать у детей понятие о Земле как о планете Солнечной системы, строении поверхности Земли, дать знания о материках, океанах, населении планеты, разнообразии природы на Земле.
- Развивать кругозор дошкольников, наблюдательность, навыки продуктивной деятельности, умение передавать в работах свое отношение к окружающему миру.
- Воспитывать бережное отношение и любовь к планете Земля как к общему дому для всех людей, воспитать желание беречь ее и изучать.
Предполагаемый результат:
Сформированные знания о Солнечной системе, планете Земля, ее строении, растительном и животном мире, населении планеты;
Умение отразить в творческой деятельности полученные знания по теме, обобщать собственный опыт исследовательской работы;
Сформированное у детей желание изучать и беречь родную планету.
Продукт:
Создание мультимедийной презентации «Планета Земля»;
Фотоальбом «Собираем солнечную семью»;
Выставка работ дошкольникв с родителями «Поможем Земле!».
Оборудование: мультимедийное оборудование, фотографии, иллюстрации, оборудование для игр, наглядный материал.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ
Сентябрь |
||
Смысловые блоки |
Название темы |
Формы работы |
Планеты Солнечной системы |
1. «Солнечная семья». 2. «Космос - планеты Солнечной системы». 3. «Соберем Солнечную систему». 4. Открой мир вокруг себя. «Путешествие в космос». 5. Собираем солнечную семью. |
Беседа с мультимедийным показом, рассматривание атласа Солнечной системы. Рисование. Дидактическая игра «Напольные пазлы». Познание: рассматривание детской энциклопедии из серии «Мир в товрих руках: Космос». Работа с родителями: создание фотоальбомов совместно с родителями «Место на Земле, где я уже побывал на отдыхе». |
Знакомство с глобусом Земли |
1. «Глобус - модель Земли». 2. «Моделирование глобуса Земли». |
Беседа с показом глобуса Земли. Пластилинография. |
Знакомство с материками |
1. «Ищем материки на карте». 2. «Материк Евразия». 3. «Страна, где мы живем». |
Беседа с рассматриванием физической карты мира. Рассказ о материке Евразия, на котором находится Россия. Рисование. Познание: рассматривание детской энциклопедии «Планета Земля». |
Знакомство с материками |
1. «Страны Евразии, их природа и жители». 2. «Моря и горы» 3. «Особенности национальной одежды народов Европы и Азии» 4. «Игры народов» Евразии. |
Чтение художественной литературы - М.Зощенко «Великие путешественники». Рисование. Аппликация «Костюм японца. Костюм шотландца». Подвижные игры «Аист и лягушки» (Индия), «Поймай дракона за хвост» (Китай), «Зорька-зарница» (Россия). |
Знакомство с материками |
1. «Страны Северной и Южной Америки, их природа и жители». 2. «Океаны, горы, прерии». 3. «Особенности быта народов Северной и Южной Америки». 4. Открой мир вокруг себя. «Планета Земля». |
Беседа с мультимедийным показом. Чтение художественной литературы - «Сказки народов мира». Рисование по мотивам сказок народов мира. Лепка «Головной убор индейца из перьев». Познание: рассматривание детской энциклопедии «Большая энциклопедия начальной школы «Космос и астрономия». Вопросы и ответы. |
Знакомство с материками |
1. «Континент Африка, природа и жители». 2. «Пустыни, тропики, экватор» 3. «Жизнь и быт людей в Африке» 4. «Африканские животные». |
Беседа с мультимедийным показом. Чтение отрывков из художественных произведений про Африку (Киплинг «Сборник произведений»). Коллективная аппликация «Тропический сад». Подвижная игра «Водоносы - бережем воду». Лепка «Слон, крокодил, бегемот». |
Знакомство с материками |
1. «Зеленый континент Австралия, природа и жители». 2. Расположение, природа Австралии 3. «Сумчатые животные: коала, кенгуру». 4. «Превратимся в кенгуру». |
Беседа с мультимедийным показом. Обрывная аппликация «Коала, кенгуру». Подвижная игра с разучиванием стихов и считалок. |
Знакомство с материками |
1. «Ледяная страна - Антарктида». 2. Айсберги, ледники. 3. «Кто живет среди льдов?». 4. «Страна «Зоопарк». |
Беседа с мультимедийным показом. Познание: рассматривание детского атласа «Растительный и животный мир планеты Земля». Рисование: «Пингвины». Работа с родителями: экскурсия выходного дня. |
Берегите Землю - наш общий дом! |
1. «Не навреди!». 2. «Поможем Земле!». 3. «Планета Земля - наш общий дом». |
Беседа с мультимедийным показом. Работа с родителями: выставка работ-плакатов, сделанных дошкольниками совместно с родителями. Итоговое занятие по проектной деятельности. |
Номинация «Новые образовательные стандарты в моей практике»
Актуальность проекта
Планета Земля - наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. В дошкольный период закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях; человек как природоиспользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
Все занятия по проекту взаимосвязаны, продолжаются в других видах деятельности - как самостоятельной, так и НОД, индивидуальной и коллективной, для того чтобы дети, педагог и родители ощущали в себе частицу радости, эмоциональный заряд, а главное - желание продолжать работу по реализации этого проекта.
Участники : дети (подготовительной группы), педагоги и родители (законные представители).
Цель проекта : Совершенствование представлений о планете Земля, о её ресурсах; знакомство со странами и континентами планеты Земля.
Задачи проекта :
- Сформировать у детей понятие о Земле как планете.
- Уточнить знания детей о природных ресурсах нашей планеты.
- Развивать кругозор детей, навыки продуктивной деятельности.
- Формировать умение передавать в работе своё отношение к окружающему миру.
Задачи по образовательным областям:
Познание
- Учить детей объяснять экологические зависимости, устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
- Активизировать познавательную и речевую деятельность детей.
- Расширять представление детей о различных природных объектах: почва, вода, минералы.
Здоровье
- Формировать представления детей о здоровом образе жизни.
- Расширять представления детей о важных компонентах здорового образа жизни.
Безопасность
- Приобщать детей к выполнению правил безопасного поведения человека в окружающей природе.
- Воспитывать у детей желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезным окружающим.
Коммуникация
- Развивать умение свободного общения с детьми и взрослыми.
Художественное творчество
- Формировать у детей эстетическое отношение к явлениям живой природы.
- Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности.
Социализация
- Развивать игровую деятельность детей.
- Приобщать к элементарным правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Чтение художественной литературы
- Развивать интерес к художественной и познавательной литературе.
Работа по реализации проекта строится на основе партнерских отношений: педагог - дети - родители - социальные институты.
Предполагаемые виды деятельности:
- Непосредственно образовательная деятельность
- Совместная деятельность взрослого и ребенка и самостоятельная деятельность детей:
- Экскурсии и наблюдения
- Чтение художественной литературы
- Изобразительная деятельность
- Конструирование
- Игра
- Изготовление макета земли из папье-маше.
- Организация экскурсии в музей «Боровичского комбината огнеупоров»
- Создание индивидуальных маршрутов «Как я открываю землю» и др.
Ожидаемые результаты:
Сформированность у детей знаний о планете Земля, названий материков, её природных ресурсах. Умение детей самостоятельно организовывать дидактические, сюжетно-ролевые игры. Выбирая объект путешествия, дети смогут свободно оперировать понятиями: континент, страна, море, океан, водное, воздушное пространство.
Показатели результативности:
в ходе реализации проекта дети:
- узнают, что Земля - наш родной дом, живая планета, на ней есть вода, воздух, тепло - это условия для живых существ;
- демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; способы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;
- с удовольствием проявляют интерес к творческой деятельности;
- повысится процент заинтересованности родителей, вследствие чего они станут активными участниками проекта.
в ходе проекта педагог:
- осуществляет инновационную деятельность;
- повышает свой профессиональный уровень.
в ходе проекта пополнится предметно-развивающая среда группы:
- познавательной литературой, оборудованием для экспериментирования, фотоколлажами, дидактическими играми на основе интерактивного глобуса, коллекциями магнитов и минералов, картотеками ребусов и кроссвордов, самодельными журналами и книжками о путешествиях по нашей планете.
Этапы реализации проекта «Земля - мой дом»
1 этап. Подготовительный.
Мероприятия проекта |
|
Рассматривание глобуса, географических карт. Чтение энциклопедий по теме «Планета - земля». |
Глобус, географические карты, познавательная литература. |
Беседы: «Строение земли», «Что такое горы», «Извержение вулкана». |
Т.А. Шарыгина «Беседы о природных явлениях и объектах», М, «Сфера» 2010г. «Энциклопедия для умников и умниц «Планета Земля», О. Красновская, «Азбука-Аттикус», 2013г. |
Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций к произведениям. |
А. Беслик «Поднять паруса» (рассказы в картинках о мореплавателях и путешественниках), «Малыш», 2012г. Н. Носов «Путешествие Незнайки», М., «РОСМЭН», 1984г. Ю. Могутин «Мой северный посёлок», «Детская литература», 1992г. |
Экспериментирование: «Откуда взялись острова», цель - познакомить детей с понятием остров, причинами его образования (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность» №18, стр.85) |
Физическая карта мира, передники клеёнчатые, губки для уборки воды поддоны с водой. Зарисовки хода эксперимента с рассказами детей. Создание книги экспериментов. |
Знакомство с песнями о земле: А. Ведищев «Песенка про медведей», В. Мигуля «Земля в иллюминаторе |
Диски, кассеты с песнями, музыкой о земле |
Заучивание стихов о земле: «Дом Земли» Ю. Демянская. «Общий дом» В. Орлова. |
Рисование иллюстраций к стихотворениям, оформление альбома. |
Просмотр познавательных мультфильмов о планете Земля. |
Мультимедийная аппаратура и диски, альбом с рассказами и зарисовками детей по содержанию мультипликационных фильмов. |
Разучивание новой физкультминутки «Мы летим под облаками». |
Фотомонтаж. |
2 этап. Основной.
Мероприятия проекта |
Проектирование предметной среды |
Изготовление глобуса из папье -маше с участием родителей, раскрашивание, ламинирование макета. |
Бросовый материал, клейстер, гуашь, кисти, макет глобуса, географические карты, скотч. |
Познавательные вечера по темам: «Как люди открывали землю» «Счастливые земляне» «Давай искать море» разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок |
Познавательная литература: Э. Емельянова «Наглядно-дидактическое пособие «Как наши предки открывали мир», М., «Мозаика - синтез», 2012г. С. Белокурова «География для малышей» Картотека ребусов и кроссвордов. Индивидуальные альбомы, разгаданных ребусов и загадок. |
Встреча с интересными людьми: Лосева Е.Е. «Эти удивительные окаменелости» |
Коллекция найденных окаменелостей на берегу реки Мста Фотографии. |
Экскурсия в музей комбината огнеупоров. |
Коллекция полезных ископаемых, которые добывают на комбинате огнеупоров. |
Подбор изображений живой природы (растительный и животный мир) для интерактивного глобуса |
Журналы, раскраски, ножницы, карандаши, маркеры, схемы для рисования, наклейки. |
Чтение познавательной литературы о путешествиях и путешественниках, беседы, рассказы о прочитанном. |
Выставка художественно - познавательной литературы: А. Беслик «Поднять паруса» (рассказы в картинках о мореплавателях и путешественниках), «Малыш», 1984г. «Мой первый атлас», «ОЛМА-ПРЕСС», 2005г. О. Квитко «Животные», «Ребятам о зверятах: «В Африке», «В Австралии», «На Севере», изд. «Ранок» 2007 г. Энциклопедии «Страны и континенты», М., «Астрель», 2001г., Энциклопедия «Пираты», изд. «Клуб семейного досуга», 2011г. |
Изготовление изображений животных, народов разных стран, различного транспорта, для использования их в дидактических и сюжетно-ролевых играх. |
Образцы - иллюстрации, линейки, карандаши, фломастеры, восковые мелки, наклейки с изображением животных, людей, транспорта. Ножницы, скотч, раскраски. |
Дидактические игры «Кто, где живет?», «Что где растет?» «На чём можно добраться», «Что изменилось» «Перепутаницы» |
Моделирование развивающей среды. На интерактивном глобусе воспитателем, или каким либо ребёнком, заранее придумывается загадка - перепутаница: 1. На глобусе перепутаны животные из разных континентов. 2. Морские животные помещены на сушу, а живущие на суше - в воду. 3. Все животные, люди, помещены на один остров. 4. Перепутан водный, воздушный и сухопутный транспорт, и т.д. |
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Путешествия» Организация сюжетно-ролевых игр «Путешествия по земному шару» |
Схемы маршрутов путешествий, созданные детьми. Создание групповой коллекции магнитов о городах, странах планеты Земля. |
Рассматривание и пополнение коллекции драгоценных камней и минералов. |
Коллекция камней и минералов, информационный альбом, о минералах, с изображениями и познавательной информацией. |
Заучивание пословиц о земле, отгадывание и составление загадок о земле и континентах. |
В.Г. Лысаков «1000 загадок», М., «АСТ», 2006г. Книжка - самоделка загадок о земле. |
Рассказы детей из личного опыта (кто где путешествовал, что видел и запомнил, достопримечательности, сувениры) |
Самодельные книжки, изготовленные родителями с детьми, коллекции магнитов, сувениров, фотографии мест, где побывал. |
Экспериментирование «Почему не тонут корабли»: цель - выявить зависимость плавучести предметов от равновесия сил. |
Предметы деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые, спичечные коробки, фольга, стеклянные шарики. Пополнение книги экспериментов. |
3 этап. Итоговый и презентационный
Мероприятия проекта |
Проектирование предметной среды |
Игротека с глобусом. Игра «Засели планету», «Перепутанница» и др. для детей других групп |
Интерактивный глобус, игровое поле, кубик для продолжения развития игры, фигурки людей, животных, различных видов транспорта на липкой основе |
Самостоятельные игры детей (сюжетно-ролевые и дидактические) |
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр, карты маршрутов путешествий, игрушечные средства передвижения, конструктор «лего» для построек, макет дороги, карты, др. |
Викторина «Наш дом-Земля» |
Познавательная литература, глобус, физическая карта мира |
Презентации своих путешествий для воспитанников других групп |
Книжки - самоделки о путешествиях. Фотоальбомы и коллажи о путешествиях. |
Список литературы:
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников», пособие для педагогов дошкольных учреждений, М., «Мозаика-синтез», 2011г.
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников», М., «Мозаика-синтез», 2012г.
- Виноградова Н.А., Панкова Е.П. «Образовательные проекты в детском саду», пособие для воспитателей, М., «Айрис-пресс», 2011г.
- Гризик Т.И. «Познавательное развитие детей 2-7-ми лет», М., «Просвещение» 2011г.
- Доронова Т.Н., «Радуга. Планирование работы в детском саду с детьми 6-7-ми лет», М., «Просвещение», 2013г.
- Доронова Т.Н., Гризик Т.И., Климанова Л.Ф., Соловьёва Е.В., Тимощук Л.Е., Якобсон С.Г. «На пороге школы», М., «Просвещение», 2002г.
- Журнал «Методист ДОУ» №11(2013г.), исследовательский проект «Как растут бутылки».
- Журнал «Педагогика в ДОУ» № 2 (2009 г.)
- Журнал «Справочник старшего воспитателя ДОУ»№ 9, 10, (2013г.) статья «Партнёрство педагогов в рамках проектной деятельности», познавательный проект «Знакомимся с Красной книгой».
- Киселева Л.С. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения», М., «АРКТИ», 2010г.
Проект «Земля - мой дом» в ДОУ
Тип проекта – познавательно-исследовательский.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.
Продолжительность проекта - 2 недели.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы экологического воспитания. Формируя гуманное отношение к природе, я стараюсь донести до детей, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому должны ее беречь и заботиться о ней.
Проблема:
У дошкольников не совсем сформировано ответственное отношение к окружающей среде и деятельности человека в ней.
Цель проекта – формирование у детей представлений о необходимости бережного отношения к природе, к своей Земле через различные виды деятельности.
Задачи:
- формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным, водоемам
- расширять представления детей о жизни животных весной
- расширять знания детей о жизни растений, их потребностях, способах ухода за ними
- развивать любознательность, коммуникативность, ценностное отношение к миру природы
- развивать продуктивную деятельность детей, творческие способности; укреплять здоровье детей, проводить закаливающие процедуры
- доставлять детям радость от участия в совместной деятельности.
- Подготовка к внедрению проекта.
- Подобрать методическую литературу по теме.
- Подобрать художественную литературу для чтения детям.
- Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры)
- Составить перспективный план мероприятий.
Выполнение проекта.
Социализация:
Дидактические игры: «Кому что нужно?» , «Кто чем питается?» , «Найди домик» , «Что сначала, что потом» , «Поможем растению» , «Лес – дом для животных» .
Экскурсии:
- на Озерко
- на реку Свирь
- в парк Свирской Победы.
Словесные игры: «Как это было» , «Волшебный мешочек» , «Домино» , «Мир вокруг нас» , «Что было, что будет» .
Познание:
Рассказ воспитателя. «О Всемирном празднике «День Земли» , «Наш дом, наша планета -её надо любить и беречь» .
Рассматривание фото, репродукций, иллюстраций, рисунки других детей.
Исследовательская деятельность: игры с водой, экспериментирование с водой и землёй.
Развивающие игры: «Какая бывает вода?» , «Волшебная палочка» , «Разрезные картинки» , «Путаница» . (растительный. мир, животный мир, подводный мир)
Создание «огорода на окне» , составление схем, зарисовок.
Эксперименты:
- «Посев семечка»
- «Пламя загрязняет воду»
- «Растения пьют воду» .
Освоение действий с микроскопом.
3. Коммуникация развитие речи:
Беседы с детьми по темам: О значении почвы и воды в жизни всего живого», «Как вести себя в природе» , «Мы друзья природы» , с использованием презентации «Природа Лодейнопольского края» ,
Разработка «Правил поведения в лесу»
4. Чтение художественной литературы:
- Заучивание стихотворения «Трудолюбивая бабочка»
- Чтение и рассматривание иллюстраций энциклопедии «Животный мир» ;.
- Художественное произведение В. Теснов «Лечебница под сосной» , Л.Толстой «О. Муравьях» ;
М.Сырова «Подснежник» ,
- Чтение рассказа Я. Морголин «Звенья одной цепи» ;
- Заучивание стихотворения «Лягушки-хохотушки» ;
- Чтение сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница» ;
- Чтение рассказа К.Паустовского «Квакша» ;
- Чтение сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка» .
5. Художественно- эстетическая деятельность:
Весенний праздник
- Разучивание песен и танцев к празднику
- Прослушивание: «Звуки природы» , «Звуки леса» .
- Хоровод «А я по лугу» .
6. Физкультурно- оздоровительная деятельность:
- Соревнование «Осы, пчёлы, шмели» ;
- Подвижная игра «У медведя во бору» ;
- Игра-соревнование «Кто быстрей? «;
- Физкультминутка «Пляска под Камаринскую» ;
- Подвижная игра «Поймай комара» ;
- Подвижная игра «Лягушки и цапля» .
- Физкультурный досуг «В поход» .
7. Развивающая среда:
- Альбомы для рассматривания «Времена года» , «Дикие животные» , «Растения» и др.
- Дидактические игры «Когда это бывает?» , «Мир растений»
- Плакат «Птицы нашего края»
- Плакат «Животные»
- Художественные произведения и иллюстрации к ним
- Раскраски «Времена года» , «На лугу» , «Кто живет в море?» , «Кто живет в лесу?» и др.,
- Подбор энциклопедий, материалов из Интернета,
- Просмотр мультфильмов.
8. Трудовая деятельность:
Труд на участке детского сада и в группе,
Создание «огорода на окне» (посев семян цветов, укропа, петрушки, салата) , затем - уход, поливка, рыхление, наблюдение, зарисовка.
9. Продуктивная деятельность:
Коллективная аппликация из ладошек «Солнышко» ,
Рисование «Подснежники, «Весна идет, весне дорогу» , «Грачи прилетели» ,
Лепка «Дикие животные» , «Ветка вербы»
Лепка с исп. природного материала» Колосок»
10. Взаимодействие с родителями:
С помощью родителе создать «огород на окне» .
Домашнее задание для родителей и детей:
«Планета Земля глазами детей» -конкурс рисунка
Поделки из бросового материала «Мусорная фантазия»
Создание альбома «Берегите Землю»
Родительское собрание по теме проекта.
Презентация проекта.
- Экологический праздник «День Земли»
- Оформление выставки рисунков детей и родителей на тему «Планета Земля глазами детей!»
- Оформление альбома «Берегите Землю»
- Театрализованная постановка сказки «Как Пчелка лес спасла»
Передовой педагогический опыт в детском саду
Проект «День Земли в детском саду»
Трошкина Равиля Раисовна, воспитатель
1 кв.категории МБДОУ №5 г.Лениногорск РТ
Актуальность.
Землю нужно охранять,
Всячески оберегать,
Горы, речки и поля -
Это все наша Земля.
Жизнь на ней ведь каждый час,
Так зависит от всех нас,
Что забота наша ей -
С каждым днем еще важней.
Поздравляю с Днем Земли,
Нашу Землю береги,
И она тебя в ответ -
Защитит от разных бед!
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования и воспитания, поэтому я как педагог формирую у дошкольников основы культуры рационального природопользования, способствующие осмыслению различных аспектов взаимодействия человека с природой.
Экологическое воспитание дошкольников я рассматриваю, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны являться основополагающие гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.
Формируя гуманное отношение к природе, я стараюсь достичь того, чтобы каждый ребенок осознал, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.
Я убеждаю детей, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую адекватную оценку.
Разумеется, что одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе, поэтому я привлекаю каждого ребенка в посильную для его возраста практическую деятельность – создаю условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой.
Как педагога, моя задача заключается в том, чтобы совместно с родителями подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый из нас может сохранять и приумножать ее красоту.
Цель: Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.
Задачи:
- Развивать у детей экологическое мышление, способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде; эстетических чувств, умение видеть красоту природы, восхищаться ею.
- Формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту.
- Привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы.
- Воспитывать бережное отношение к миру природы.
- Доставить детям радость от участия в общем празднике и совместном труде.
Возраст: 6 -7 лет.
Тип проекта: практика – ориентированный, краткосрочный.
Реализуемые мероприятия.
НОД и ОД:
Тематические занятия (интегрированные: П., К., Х т-во, Т.)
- История праздника «День Земли»
- «Природа и здоровье»
- «Планета Земля в опасности»
- Составление рассказа по картине «Труд людей весной»
- Барельефная лепка «Праздник Земли»
ОД ситуативные разговоры:
- Как мы вместе отдыхали?
- Как вы помогаете планете Земля? (Игра «Хорошо – плохо»)
Игры – путешествия: «В поход»
Целевые прогулки:
- «Весенний город»
- «Природа просыпается»
Заочные экскурсии:
- «Родники Елабуги»
- «Шишкинские места»
Выставка рисунков
- «Панорама добрых дел»
- «Мы дети планеты Земля»
Просмотр диафильмов и мультфильмов:
- Н. Калинина «Загадки воды»
- Н. Притулина «Подарок Ёжика»
- Сказки народов Советского Союза «Отчего? Почему? Как?»
- «Как козлик Землю держал»
- К. Паустовский «Барсучий нос»
- Е. Марысаев «Медвежкина мама»
Чтение художественной литературы:
- Пословицы и загадки о земле.
- А. Блок «На лугу»
- С. Городецкий. «Весенняя песенка»
- В. Жуковский. «Жаворонок»
- Ф. Тютчев. «Весенние воды»
- М. Зощенко «Великие путешественники
- К. Коровин «Белка»
- С. Алексеев «Первый ночной таран
- Н. Телешов «Самое лучшее»
- Ю. Коваль «Русачок-травник»
- Ю. Коваль «Стожок»
- Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась»
- Е. Пермяк «Для чего руки нужны»
- Я. Тувим – «Овощи»
- К. И. Чуковский «Ежики»
- Б. Заходер «Мохнатая азбука»
- И. Токмакова «Деревья в стихах»
- В. Бианки «Мастера без топора»
- В. Степанов «Птицы в стихах»
- Ю. Энтин «О многих шестиногих»
- А. С. Пушкин «Зимнее утро»
- С. Баруздин «Сказка о трамвае»
- В. Степанов «Назови профессию»
- Д. Родари «Чем пахнут ремесла»
- М. Дружинина «Что на нашей улице»
- В. Пальчинскайте «Гороховый домик»
- С. Михалков «Сладкоежки»
- С. Маршак «Стихи про кошек»
- Ф. Тютчев «Весенняя гроза»
Игры:
- «Экологический светофор»
- Игра «Редкие и исчезающие животные»
Игры соревнования: Весёлые старты «Трудовой десант»
Педагогические игровые ситуации:
- Трудовая деятельность по уборке участка, посадка рассады «Украсим Землю цветами».
- Пересадка комнатного растение и беседа о том, что необходимо для роста и жизни растений.
СД: Изготовление поделок из бросового материала.
Работа с родителями:
- Сбор фотографий, материала по теме.
- Конкурс рисунков «Панорама добрых дел», «Мы дети планеты Земля».
- Оформление стенда «22 апреля День Земли»
- Конкурс среди родителей и детей на лучшую поделку из мусора: «Мусорная фантазия»
Конкурс «Мусорная фантазия»
Прежде чем что-то выбросить люди не задумываются над тем, сколько времени этот мусор будет мешать окружающим. Мусор переживет нас, если мы не найдем ему другое применение.
Бутылки, коробки из – под сока, яичная скорлупа, старые пакеты, газеты – эти вещи, обычно, оказываются в урне. Ребята со своими родителями должны проявить фантазию и творчество и дать мусору вторую жизнь.
Итоговое мероприятие: Проведение акции под названием «Наш дом – Земля»
Ожидаемый результат: Формируется чувства сопереживания, дети статут добрее, возникнут добрые чувства к природе, углубят знания о необходимости сохранности и преумножения богатства родной планеты Земля.