Последние статьи
Домой / Геометрия / Гончие Кайзера. Жизнь и смерть крейсера "Жемчуг". Русские моряки на краю Первой мировой. Гибель "Жемчу Крейсер жемчуг в первой мировой войне

Гончие Кайзера. Жизнь и смерть крейсера "Жемчуг". Русские моряки на краю Первой мировой. Гибель "Жемчу Крейсер жемчуг в первой мировой войне

15 (28) октября 1914 г., у берегов Малайзии, очень далекой от основных фронтов Первой мировой войны и, тем не менее, ставшей свидетельницей одного из ее морских сражений, во время дерзкого набега германского рейдера "Эмден" на бухту Пенанг ПОГИБ КРЕЙСЕР 2-го ранга "ЖЕМЧУГ" Российского императорского флота.
Славный боевой российский бронепалубный крейсер, с честью вырвавшийся из огня Цусимского сражения с отрядом крейсеров адмирала Энквиста, флагман Сибирской флотилии (1911), встретил врага беспечно дремавшим на якоре на рейде Пенанга, с неподготовленной к бою артиллерией, с угашенными котлами и... без командира на борту! И погиб.

"Жемчуг" во время императорского смотра на Ревельском рейде.

Повреждения крайсера в Цусимсом сражении (получил около 20 попаданий):

О несчастном сражении 28 октября 1914 г. в бухте Пенанг написано достаточно, чтобы еще раз подробно останавливаться на предыстории этих событиях. Поэтому перейдем непосредственнно к представлению участников этой морской драмы.

Бухта Пенанга, острова у северо-западного побережья п-ва Малакка, находившаяся тогда во владении Британской империи, важный торговый порт в Малаккском проливе.


"И в таком раю они друг-друга снарядами фаршировали!" - написал один из наших сегодняшних соотечетсвенников, рассказывая об этом сражении ... Кстати, у него очень толковый рассказ в жанре военно-исторического фарса;)

Германский бронепалубный крейсер "Эмден" (SMS "Emden"), самый, пожалуй, знаменитый из плеяды корсаров Первой мировой, с августа 1914 г. "наводивший шорох" на британское судоходство в Индийском заливе.
Десять 105-мм и пять 52-мм орудий, два торпедных аппарата (именно они и нанесут "Жемчугу" смертельный удар), броня от 20-30-мм (палуба) до 100-мм (боевая рубка), максимальная скорость до 24 узлов.

"Эмден", "благородный пират":


Действительно - благородный. За время своего крейсерства "Эмден" затопил или захватил 23 торговых судна (преимущественно британских, но 4 августа 1914 г. ему попался и пароход российского Добровольного флота "Рязань"), однако никто из экипажей и пассажиров при этом не пострадал, все они принимались на борт "с вещами" и при первой возможности отпускались на свободу со встреченными нейтральными судами.
Однако корабль - это просто машина, пусть даже очень совершенная и чертовски красивая.
Благородство - человеческая черта.
Командира "Эмдена" корветтен-капитана Карла Фридриха Макса фон Мюллера британцы называли "благородным (gentelmanry) врагом". Правда, уже побежденного и сидящего в плену, а до этого предпочитали величать просто "проклятым пиратом".

Несколько необычное фото для командира крейсера - с невестой и пережившими войну боевыми товарищами по "Эмдену" в 1920 г. За три года до смерти - считается, фон Мюллера доканала подцепленная в плену малярия...


Наверное, на самом деле он был и жесткий командир, и карьерист (вообще характерные для германского офицерского корпуса черты), но при этом смелый талантливый моряк, не лишенный некоторой человечности.

Крейсер 2-го ранга "Жемчуг" Российского императорского флота был уже представлен... Главный калибр: восемь мощных 120-мм орудий (в равном бою да при точной стрельбе - "кердык" немцу!), девять стволов вспомогательного калибра, три торпедных аппарата. Бронирование слабовато: 30-50 мм.
Вот его, наверное, последнее "прижизненное" фото в 1914 г.:


С началом войны совместно с крейсером "Аскольд" вошел в состав союзнической эскадры британского адмирала Т.Джеррама для охраны судоходства Антанты. Есть версия, что здесь "Жемчуг" заснят после патрулирования в сентябре 1914 г. в Сингапуре, откуда и вышел в свой последний поход - в Пенанг.

А вот статья в журнале "Нива", сообщающая о его трагической гибели:


Кстати, про "Эмден" "под русским флагом" - гг. петроградские журналисты явно перегибают палку. Германский крейсер вел бой под своим собственным.
А вот четвертая фальшивая труба, сделавшая его похожим на британские крейсера класса "Ярмут" и обманувшая бдительность французской брандвахты на входе в Пенанг действительно была - военные моряки всех стран мастера на такие "обманки".

"Жемчуг", как это не досадно признать, погиб по своей беспечности.
Вот что рассказывал артиллерист крейсера лейтенант Ю.Рыбалтовский, кстати, если не герой этого боя, то по крайней мере признанный смельчак, так что щадить свое самолюбие ему незачем:
«Обстановка была полу-мирная. Вражеский австро-германский флот скрывался далеко в Европе в своих базах. Тихоокеанская немецкая эскадра пробивалась на родину и находилась где-то у берегов Ю.Америки. Единственной угрозой был крейсер “Эмден”, блуждавший где-то в водах Индийского океана, но по сведениям английской контрразведки он находился, во всяком случае, не ближе тысячи миль от Пенанга».

Да и сам Пенанг, шумный богатый порт у живописной бухты, заполненной торговыми судами, производил впечатление совершенно мирного города. Маяки, входные и створные огни приветливо светились, здания не были затемнены, "купцы" стояли освещенными, с включенными якорными огнями.
Впоследствии в британской прессе раздавались голоса, что, не подготовив Пенанг к войне в угоду интересам торгового судоходства, колониальная администрация сама проложила в него смертоносный курс "Эмдена".
Изумительное спокойствие демонстрировало и британское военно-морское командование.
Командир "Жемчуга" капитан 2-го ранга И.А.Черкасов запросил у британского адмирала Джеррама разрешения на переборку машин и щелочение котлов, износившихся после долгого плавания - и получил его!
А что, стоянка же совершенно безопасна!
Она и воспринималась экипажем российского крейсера как отдых после утомительных и безрезультатных патрулирований в поискаах неуловимого "немца".
Котлы (кроме одного) были угашены, и "Жемчуг" остался фактически без хода и без нормального энергоснабжения, а ведь именно электричество приводило в действие корабельные поомпы и подавало из элеваторов снаряды!

Но сваливать всю вину на британцев нельзя. Не только потому, что офицер связи Roual Navy на "Жемчуге" лейтенант Моунд "все уши прожужжал и изрядно надоел" офицерам крейсера (и местному штабу гарнизона) с постоянными предупреждениями: "Пенанг в таком виде - потенциальная ловушка, не расслабляйтесь!"
Но и еще по одной важнейшей причине: человек, отвечающий за боеготовность и безопасность боевого корабля, отвечающий за все на борту, где он "царь, бог и воинский начальник" - это его командир!

Позвольте представить - капитан 2-го ранга барон И.А.Черкасов :

Приятное открытое лице, несколько мягкое, быть может.
Наверняка считался неплохим командиром. Был храбр и умел отвечать за свои поступки - мы это еще увидим.
Но "кавторанга" в ту роковую ночь на 28 октября увел с борта непреодолимый "человеческий фактор" - он любил свою жену! Супруга командира за тридевять морей, презрев угрозу германского рейдерства, прибыла в Пенанг и ждала его на берегу, в отеле. Жаль, не удалось найти фотографий этой женщины, которой, наверное, казалось, что она свершает подвиг любви. А получилось по старой морской пословице: "Баба на флоте - к несчастью!"
Спускалась душная ночь с 27 на 28 октября 1914 г.
Командир передал "бразды правления" старшему офицеру капитан-лейтенанту Н.Кулибину, вскочил в катер и полетел на крыльях любви - прямо в страстные объятия супруги.
Старпом немного позавидовал, приказал на всякий случай зарядить два орудия, направленных в сторону внешнего рейда (грамотно, но мало), поднять к ним на палубу по пять зарядов (просто мало!), выкурил на мостике папироску и пошел спать.
На "Жемчуге" сыграли отбой.
Утомленные работой матросы, позевывая, забирались на пробковые матрасы в своих койках-гамаках и задавали могучего храпака. Со спокойной совестью тружеников и воинов, честно закончивших день забот, хорошо спится. Уж они-то точно не несут ни малой доли вины!
Вахтенный офицер, молодой мичман Сипайло, всматривался в блиставший мирными огнями сумрак южной ночи и, наверное, вспоминал кого-то, мечтал о чем-то... Жить ему оставалось до утра.

В Пенанге стоял отряд союзных французских кораблей. На внутреннем рейде на якорях находились авизо "Д"Ибервилль" (aviso-torpilleur D"Iberville), корабль немолодой (1893 г.) и не очень мощный (одно 100-мм орудие и шесть торпедных труб, остальная артиллерия - 65-47 мм), к тому же тоже щелочевавший котлы, а также миноносец "Фронда".

Тот самый авизо:

Брандвахту у входа в залив в ту ночь несли два эскадренных миноносца (contre-torpilleur) класса "Аркебуз" - геройски погибший "Мушкет" (Mousquet) и не догнавший "немца" "Пистолет" (Pistolet).
На каждом по два торпедных аппарата, по одному 65-мм и по шесть 47-мм орудий. Скорость (их главное оружие после торпед) - 30 узлов.




Эти бравые парни, щеголеватые, как истинные французы, служили на "Мушкете":


Командир "Мушкета" lieutenant de vaisseau (аналог капитан-лейтенанта в Российском флоте) Félix Alexandre Jules Théroinne, честно погибший в этом бою, но командовавший небезупречно:

Дальнейший ход событий слишком хорошо известен, чтобы еще раз пересказывать подробно, как "Эмден", принятый за британский крейсер, в предрассветных сумерках 28 октября вошел в спящую бухту, даже не будучи вызван брандвахтой.
Как он с "пистолетной" дистанции в 5 кабельтовых (около 900 метров) поразил русский крейсер торпедой и накрыл артиллерийским огнем...
Каким страшным было пробуждение матросов среди грохота, пламени и смерти...
Как офицеры метались, пытаясь что-то сделать (а что они могли сделать на фактически выведенном из строя еще до боя корабле?!)...
Как не нашли ключей от артиллерийских погребов и ломали двери топорами...
Как механик наощупь в кромешной тьме выводил людей из заливаемого водой машинного отделения, а раненых несли на руках...

Так увидели гибель "Жемчуга" в бою с "Эмденом" разные художники-маринисты:






С большей или меньшей степенью патетики, но и так видно: "Эмден" стреляет, а "Жемчуг" тонет...

Впрочем, "Жемчуг" тоже стрелял. Артиллерист крейсера лейтенант Рыбалтовский, выскочив на палубу тяжело поврежденного корабля, понял, что организовать централизованное управление артиллерийским огнем уже не удастся. Среди хаоса и паники он сделал единственное, что еще мог: сам встал к орудию - одному из двух изготовленных к бою. Ему удалось произвести, по разным данным, шесть или семь выстрелов.
Из второго орудия выстрелил вахтенный офицер мичман Сипайло, но сразу после этого был убит.
Рыбалтовский, между прочим, утверждал, что добился двух попаданий в "Эмден". В вахтенном журнале германского крейсера и очевидцами этот факт, увы, не подтвержден.

Однак разгромить британские торговые суда, стоявшие на рейде, "Эмдену" так и не удалось. Взбудораженный канонадой, на всех порах в бухту мчался исправлять свой "косяк" храбрый миноносец "Мушкет", и немецкий рейдер был вынужден повернуть обратно, навстречу новому бою.
А "купцов" остались увлеченно громить со своих якорных стоянок французские авизо и миноносец, открывшие по ним огонь, приняв в утреннем тумане за атакующего неприятеля.
Впрочем, когда ошибка выяснилась, французские моряки не очень-то переживали: ведь им предоставилась удачная возможность безнаказанно пострелять по ненавистным "ростбифам"!
"Вы нам за Жанну д"Арк и Ватерлоо ответите, гады!!"

Карта действий "Эмдена", опубликоаванная по горячим следам в британской газете "Thr Times":


На обратном пути "Эмден" всадил в умирающий "Жемчуг" еще одну торпеду. После этого на русском крейсере произошел взрыв артиллерийских погребов, "желтое пламя и обломки взметнулись выше мачты" (вспоминали очевидцы), несчастный "Жемчуг" разломился надвое и быстро затонул. Уцелевшие члены экипажа спасались, кто как мог, и помогали, кто кому мог...

Верхушка мачты "Жемчуга" осталась видна на водой... В шлюпках - пережившие гибель корабля российские моряки, прощаются со своим крейсером:


Из команды погибли 86 человек, 250, включая 112 раненых, были спасены.
Среди убитых и утонувших был только один офицер - молодой храбрый мичман Сипайло, среди раненых - трое.
Гибель "Жемчуга" - один из редких в истории Российского императорского флота случаев боевой потери корабля , при которой погибло множество нижних чинов, а подавляющее большинство офицеров остались в живых. Что бы не было известно о сословных проблемах взаимоотношений между чинами в дореволюционном русском флоте, и офицеры-дворяне, и офицеры-разночинцы (каковых, впрочем, до Первой мировой было немного) считали бесчестьем не разделить судьбу своих матросов.

Французский миноносец "Мушкет" сражался храбро, но недолго.
У его командира был реальный шанс поразить "Эмден", если бы он сразу вышел в торпедную атаку. Но француз принял врага за союзника (опять роковой обман из-за четвертой фальшивой трубы!), начал обходить -
и попал под сосредоточенный огонь рейдера.
Первым же попаданием был смертельно ранен командир "Мушкета", а потом 105-мм орудия немцев быстро отправили маленького "француза" на дно.

Последний бой "Мушкета", французская колониальная почтовая марка (птичка за компанию):


Германская пропагандистская картинка на ту же тему (там еще и "Жемчуг" тонет на заднем плане, для значительности):


В бою погибли 30 французских моряков, в т.ч. все офицеры, кроме одного. 36 выживших были приняты на борт "Эмденом". Там трое из них скончались от ран, а остальных "тевтонский рыцарь" фон Мюллер счел возможным 30 октября отпустить с "пощаженным" британским пароходом "Ньюборн". Предварительно заставив их подписать отказ от дальнейшего участия в боевых действиях, за что по возвращению из плена французские моряки получили серьезные служебные неприятности.

Французский миноносец "Пистолет", появившийся в районе боя, когда все было кончено, начал преследовать уходящий "Эмден", но вскоре отстал из-за неисправности машин.
Возможно, к счастью для себя.

Российский императорский флот провел тщательное расследование гибели "Жемчуга". С заключением следственной комисси можно познакомиться .
Командир и старпом крейсера, несомненно несущие огромную степень вины за трагедию, однако и сами - жертвы безжалостных обстоятельств войны, не могли избежать ответственности.
Их наказание в конечнном итоге оказалось суровым, но дающим шанс сохранить честь и вернуть чин: разжалование в рядовые и отправка на фронт.
"Дальнейшая судьба разжалованных морских офицеров сложилась следующим образом. Матрос 2-й статьи Иван Черкасов воевал на Кавказском фронте в составе озерной флотилии, был награжден солдатским Георгиевским крестом и в апреле 1917 года восстановлен в чине капитана 2 ранга. Скончался он во Франции в марте 1942 года. Матрос Николай Кулибин воевал в ударном батальоне особой морской бригады на Двинском участке Северо-Западного фронта. В ходе боев, руководя подвижным пулеметным расчетом, Кулибин неоднократно отличился - получил звание унтер-офицера и был награжден солдатскими Георгиевскими крестами 4 и 3 степеней. За проявленные отличия, в сентябре 1916 г. по ходатайству командующего Балтийским флотом перед Императором Кулибину были возвращены все его прежние боевые награды, он был восстановлен в прежнем чине, а вскоре - произведен в капитаны 2-го ранга. Скончался Кулибин летом 1918 года от последствий тяжелого ранения, полученного в революционные дни в феврале 1917 года, когда в него несколько раз выстрелил взбунтовавшийся матрос." (Из статьи: "Застигнутый врасплох", http://http//ruskline.ru/history/2014/10/30/zastignutyj_vrasploh/)

Погибшие моряки с крейсера "Жемчуг", тела которых отдало море, упокоились в братской могиле на христианском кладбище Пенанга. Экипаж русского вспомогательного крейсера "Орел", проводившего водолазные работы на месте затопления "Жемчуга", в 1915 г. установил там скромный и суровый памятник: чугунный крест.
На протяжении столетия он тщательно реставрировался прибывавшими в Пенанг россиянами, в том числе - советскими военными моряками.
Стоит и поныне:

Неподалеку от него находится могила французского офицера с "Мушкета", погибшего в том же бою.
Союзники и в смерти...



Что же касается "Эмдена", то набег на Пенанг стал фактически последним аккордом его пиратских приключений.
9 ноября 1014 г. у острова Дирекция Кокосовых островов он был настигнут и после ожесточенного боя уничтожен австралийским крейсером "Сидней" (HMAS "Sydney").
________________________________________ ________________________________Михаил Кожемякин

Крейсера 2-го ранга, строившиеся в России для Балтийского флота по купленным у верфи «Шихау» техническим чертежам «Новика» (постройку курировал корабельный инженер Малкович-Сухоцкий). Последние бронепалубные крейсера русского флота.

Архитектурой практически не отличались от прототипа. но вооружение было несколько усилено, ЭУ изменена, скорость значительно упала. Расход угля составлял 25 тонн в час. В отличие от предшественника, имевшего только грот-мачту с марсом, новые крейсера получили три мачты.

Главный калибр располагался так же, как и на «Новике».

Машины сверху прикрывали 76-мм броневые колпаки. Палуба была изготовлена из никелевой брони, боевая рубка - из гораздо более надежной крупповской.

«Изумруд», входивший в состав 2-й Тихоокеанской эскадры, участвовал в Цусимском сражении. В дневном бою повреждений практически не получил, потеряв 4 человека ранеными. В момент сдачи эскадры контр-адмирала Небогатова крейсер развил полный ход и оторвался от противника, направляясь во Владивосток.

Однако в ночь на 17/30.05.1905 в результате навигационной ошибки выскочил на камни в бухте Св. Владимира и на следующее утро был взорван по решению старших офицеров крейсера, ошибочно опасавшихся его захвата японским десантом. Экипаж по суше перешел к железнодорожной станции Океанская, а оттуда прибыл во Владивосток.

Уцелевший в Цусимском бою «Жемчуг» (он был интернирован американцами в Маниле) в 1911 перевооружили: 8-120-мм L/45 (дополнительные орудия установили на верхней палубе у миделя), 4-47-мм орудий, б-7,62-мм пулеметов, 3-450-мм надводных торпедных аппарата.

Численность экипажа составила 334 человека. Рангоут был демонтирован и заменен единственной мачтой, как на «Новике».

С началом мировой войны корабль действовал на Тихом океане против германских рейдеров, в составе Сибирской флотилии. Осенью 1914 «Жемчуг» находился на рейде порта Пенанг (британская Малайя). В ночь на 15/28 октября в базу вошел немецкий крейсер «Emden» (экипаж установил на корабле фальшивую четвертую дымовую трубу, чтобы замаскировать его под английские крейсера). Русский корабль стоял с погашенными котлами, командир с вечера сошел на берег.

В 5.15 «Emden» выпустил торпеду с дистанции 6 кабельтов (1,1 км), а через минуту открыл по нему огонь из всех орудий почти в упор (300 метров). Орудия «Жемчуга» не были заряжены, вахтенная служба была настолько ошеломлена случившимся, что в ответ не последовало ни одного выстрела. Через 10 минут, обогнув крейсер, немцы выпустили вторую торпеду: от взрыва носового погреба крейсер разломился пополам и затонул на глубине 30 метров через 15 минут после начала боя.

Из находившихся на борту 335 членов экипажа погиб 81 человек, 129 были ранены (7 из них вскоре умерли). Командира крейсера, капитана 2 ранга Черкасова, за разгильдяйство разжаловали в матросы и приговорили к 3,5 годам тюремного заключения. Позже англичане подняли крейсер и разобрали.

Гибель «Жемчуга»

С началом Первой мировой войны рус­ские крейсера были присоединены к флоту союзников и с высочайшего соизволения поступили под команду английского адми­рала. 21 августа 1914 года «Жемчуг» полу­чил персональную задачу на осмотр морс­кого пространства на юг от острова Формо­за. С самого начала плавания барон Чер­касов установил для команды «курортный» режим службы. При появлении на горизон­те судов не игралась боевая тревога. От­сутствовало расписание отдыха команды, прислуга ночью не находилась у орудий. Минные аппараты не были заряжены. При стоянке в порту игрался отбой и включались якорные огни, сигнальная вахта не усили­валась. Посторонние лица имели возмож­ность посещать крейсер, при этом они спускались в любые помещения. В сентяб­ре «Жемчуг» конвоировал транспорты со­юзников, при этом командир корабля допус­кал вольности и при пользовании радиосвя­зью: находясь у Филиппинских островов, он отослал на «Аскольд» нешифрованную те­леграмму с указанием своего места.

В начале октября «Жемчуг» был на­правлен в район Никобарских и Андаман­ских островов для их осмотра. Союзные крейсера охотились за немецким рейде­ром - крейсером «Эмден», который на­чал свою боевую деятельность с захва­та российского парохода «Рязань» и фак­тически парализовал торговое судоход­ство в Индийском океане. Союзное ко­мандование предполагало наличие бере­говой базы на островах. Выполнив зада­ние, «Жемчуг» сделал остановку в неза­щищенному порту Блер для погрузки угля, при этом было включено полное ос­вещение и отсутствовала прислуга у ору­дий. Сам же Черкасов, прихватив с со­бой пять офицеров, съехал на берег и пробыл там весь вечер, хотя его инфор­мировали, что «Эмден» трижды появлял­ся в районе этого порта.

Пренебрежение к соблюдению элемен­тарных мер безопасности рано или поздно должно было привести к трагическим по­следствиям. Так и случилось. Пополнив в Рангуне запасы, «Жемчуг» прибыл в Пенанг, расположенный на острове Прин­ца Уэльского у западного побережья Малаккского полуострова. Став на якорь, ба­рон Черкасов запросил разрешение анг­лийского вице-адмирала Т.Джеррама, которому он был подчинен, на переборку машин и щелочение котлов после дли­тельного плавания. В тот же день на крей­сере разобрали 13 котлов, из оставшихся в рабочем состоянии под парами находил­ся только один, что не обеспечивало од­новременную работу систем освещения, подачи снарядов, пожарной и откачки воды. Несмотря на предупреждение о воз­можной опасности, Черкасов не усилил наблюдение, приказал включить якорные огни, при этом команда отдыхала на вер­хней палубе без соблюдения боевого рас­писания. 14 ноября в 18.00 командир съе­хал на берег, в гостиницу «Истерн энд Ориентел», оставив за себя старшего офицера крейсера старшего лейтенанта Кулибина.

Командир крейсера «Эмден» фрегаттен-капитан Карл фон Мюллер, расправив­шись с торговым судоходством, решил при­няться за боевые суда союзников. По ра­диоперехватам немцы знали примерное расположение их кораблей. Проведя рас­четы, фон Мюллер пришел к выводу, что союзные крейсера имеют в районе Бен­гальского залива промежуточную базу. Из газетных сообщений также было известно о частом заходе французских крейсеров в порт Пенанг, куда фон Мюллер решил на­нести ночной визит, собираясь произвес­ти неожиданную атаку. Ночью 15 октября 1914 года крейсер подошел к Пенангу в расчете войти на рассвете в гавань, когда можно будет ориентироваться в узком про­ливе и, кроме того, под утро, как известно, бывает самый крепкий сон. На «Эмдене» поставили четвертую фальшивую трубу, сделавшую похожим его на английский крейсер. Избежав столкновения с рыболов­ными судами и не ответив на запрос с до­зорного миноносца, немцы вошли в гавань, где стояло много судов с освещенными ил­люминаторами. Обратили внимание на один темный силуэт без огней, направи­лись к нему, предположив, что это истре­бители, пришвартованные бортами друг к другу. Судно стояло по течению кормой к выходу. Выйдя на траверз корабля, опре­делили по одной мачте между труб (две деревянные мачты были сняты с «Жемчу­га» во время одного из последних ремон­тов), что это русский крейсер «Жемчуг». На палубе не было ни вахтенных, ни сигналь­щиков. С одного кабельтова «Эмден» выпустил торпеду из правого аппарата и одновременно открыл огонь по носовой ча­сти крейсера, полагая, что там находится команда. Здесь Мюллер допустил ошибку, спасшую жизнь части команды, которая по случаю жаркой погоды в действительнос­ти отдыхала на верхней палубе. Торпеда попала в корму крейсера с левого борта, и «Жемчуг» сразу же начал погружаться.

Когда артиллерийский офицер лейте­нант Селезнев выскочил на палубу, то в трех кабельтовых он увидел четырехтрубный крейсер, с борта которого следова­ли залпы, по прожекторам на мачтах он опознал «Эмден». У ютового орудия в ка­честве наводчика стоял лейтенант Рыбалтовский в одном кителе. Когда Селез­нев добежал до своего плутонга, он уви­дел орудие с открытым затвором, пустой кранец первых выстрелов и мертвую при­слугу. У орудия справа комендоры были живы, но снарядов у них не было даже в кранцах, а организовать подачу патронов из погребов еще не удалось.

По «Эмдену» стреляли с трех сторон, в том числе и «Жемчуг», но повреждений немецкий крейсер не получил. Пройдя мимо «Жемчуга», он развернулся на месте маши­нами и, выйдя на траверз, выпустил мину из левого аппарата, которая, попав под мо­стик русского корабля, вызвала детонацию погреба. Вверх взлетел столб дыма и пара на высоту около 150 м, корпус разломился и носом ушел вводу, через 15 с на поверх­ности осталась только верхушка мачты с рейком, как крест над могилой.

«Эмден», огибая место гибели «Жем­чуга» и плававших на поверхности моря­ков, направился к французской канонер­ской лодке, но в это время поступил док­лад, что к гавани приближается корабль. Немцы повернули и, потопив по пути до­зорный французский миноносец «Мускэ», вышли в море.

Первыми начали поднимать моряков из воды рыбаки, затем с берега подошли ка­тера и лодки местных жителей. Нужно было спешить, сильное течение сносило людей в пролив, и, кроме того, здесь водились аку­лы. Прибежавший на берег командир, по словам одних свидетелей, метался по при­стани и пытался сорвать с себя погоны, а другие утверждали, что он энергично и тол­ково организовал спасение команды крей­сера. Все врачи Пенанга оказывали помощь пострадавшим морякам в местном госпи­тале. После подсчета оказалось, что погиб­ли мичман Сипайло и 80 нижних чинов, по­зднее 7 человек умерли от ран, 9 офице­ров и 113 нижних чинов получили ранения различной степени тяжести.

Извлеченные из моря тела погибших и умерших от ран были захоронены на ста­ром католическом кладбище «Вестерн роуд». По воспоминаниям старых мона­хинь, в могилу было опущено 24 тела, еще двух человек похоронили в одной из дере­вень, куда море прибило их трупы. Остальные погибшие ушли на дно с кораблем либо были вынесены в море.

Выжившие моряки вернулись во Влади­восток на борту вспомогательного крейсера «Орел» 3 декабря. А 27-го числа «Орел», приняв 152-мм снаряды и другие припасы для крейсера «Аскольд», вышел в Сингапур. На борту находились и прикомандирован­ные офицеры с крейсера «Жемчуге - лей­тенант Рыбалтовский и мичман Осипов. Пос­ле передачи грузов для «Аскольда» вспомо­гательный крейсер направился в Пенанг. По прибытии в порт установили на кладбище чугунный крест и приступили к работам на затонувшем корабле. К 23 января удалось поднять одно 120-мм орудие, которое сто­яло на юте, пулемет, шесть оптических труб с прицелов, кормовой прожектор. Работам сильно мешали течение, большое количе­ство ила, загроможденность палубы облом­ками конструкций, большой крен корпуса на правый борт. В начале февраля работы по указанию российского консула были сверну­ты и «Орел», забрав из местного госпиталя 14 остававшихся там раненых из команды «Жемчуга», убыл в Сингапур, где принял участие в подавлении восстания полка си­паев. Во Владивосток вернулись только в конце марта 1915 года. Снятое 120-мм ору­дие после очистки канала ствола признали утратившим свою ценность из-за обнаружен­ных внутри раковин. Оно ушло под воду не­смазанное и с пороховым нагаром после стрельбы, что привело к его быстрой корро­зии в морской воде. Это, возможно, и послу­жило главной причиной прекращения подъемных работ на «Жемчуге».

11 сентября 1915 года военно-морской суд в закрытом заседании огласил приго­вор по делу о гибели крейсера. К ответ­ственности были привлечены капитан 2 ранга Черкасов и старший офицер стар­ший лейтенант Кулибин. Командиру вме­нялось в вину халатное отношение к служ­бе; кроме того, он допустил, что его сопро­вождала жена, передвигаясь на частных пароходах из порта в порт, где останавли­вался крейсер, причем он сообщал ей в письмах и телеграммах места остановок. Старший лейтенант Кулибин, оставшись за командира, не принял надлежащих мер. Суд приговорил обоих, с учетом беспороч­ной службы и наград за Русско-японскую войну, лишить чинов, орденов, других зна­ков отличия, исключить из военно-морской службы, лишить дворянства, всех прав и преимуществ и отдать в исправительно-арестантское отделение гражданского ве­домства (Черкасова на 3,5 года, Кулибина на 1,5 года) или при отсутствии мест - в тюрьму гражданского ведомства на самые тяжелые работы. При конфирмации при­говора император наложил резолюцию: разжаловать в матросы и отправить на фронт. Черкасов попал на Кавказский фронт, а Кулибин в морскую бригаду под Ригу, со временем оба отличились, полу­чили Георгиевские кресты и были восста­новлены в званиях. Барон Черкасов умер во Франции в 1942 году, а Кулибина тяже­ло ранило во время Февральской револю­ции и он вскоре умер.

Надо сказать, что в истории с гибелью «Жемчуга» и союзное командование по­казало себя не с лучшей стороны. Охра­на бухты Пенанг была организована пло­хо. Миноносец, находившийся в дозоре, не получив ответ на свой запрос, видимо, не доложил в штаб о проходе неизвест­ного корабля. На входе в порт не было никаких заграждений, что и способство­вало дерзкому нападению «Эмдена» на корабли, стоявшие в гавани.

Два дня назад, 15/28 октября исполнилось 100 лет со дня трагической гибели русского крейсера «Жемчуг», врасплох застигнутого противником. Событие это, вскоре описанное на страницах всех крупных газет, вызвало в обществе заметный отклик: скорбь от утраты крейсера и гибели части его экипажа смешивалась с возмущением коварством «германца» и халатностью капитана «Жемчуга» барона И.А.Черкасова.

Бронепалубный крейсер «Жемчуг» в присутствии Императора Николая II был спущен с верфей Невского завода в августе 1903 года, и через год вошел в состав Второй Тихоокеанской эскадры. Вскоре этому боевому кораблю довелось принять участие в Русско-японской войне. В ходе трагического для Русского флота Цусимского сражения «Жемчуг» получил 17 попаданий, но сумел уйти от неприятеля в Манилу. В дальнейшем крейсер служил в составе Сибирской флотилии, совершал плавания по бухтам Приморья, был флагманским кораблем командующего флотилией.

В 1914 году, когда разразилась война с Германией, «Жемчуг» вместе с крейсером «Аскольд» по решению Императора был присоединен к флоту союзников, поступив под командование английского вице-адмирала Джерама, который направил русские боевые корабли в Гонконг. Соединившись с английской эскадрой, русские крейсера приняли на борт британских офицеров связи и разделились у Филиппин. На долю «Жемчуга» выпало конвоирование английских и французских транспортов, переправлявших войска и грузы. В конце сентября «Жемчуг» оказался у малазийского острова Пенанг (остров принца Уэльского) - небольшого английского порта, находящиеся недалеко от Сингапура, где по настоянию своего командира - капитана 2-го ранга барона И.А.Черкасова встал на ремонт из-за плохого технического состояния котельной установки.

«Обстановка была полу-мирная, - позже рассказывал служивший на "Жемчуге" лейтенант Ю.Ю.Рыбалтовский. - Вражеский австро-германский флот скрывался далеко в Европе в своих базах. Тихоокеанская немецкая эскадра пробивалась на родину и находилась где-то у берегов Ю.Америки. Единственной угрозой был крейсер "Эмден", блуждавший где-то в водах Индийского океана, но по сведениям английской контрразведки он находился, во всяком случае, не ближе тысячи миль от Пенанга».

Однако стоянка эта оказалась для «Жемчуга» роковой. Сведения о германском крейсере были неверными, и ранним утром 15/28 октября «Эмден», затушив огни и установив фальшивую дополнительную (четвертую) трубу из брезента, делавшую его силуэт очень похожим на британский крейсер «Ярмут», обманул французский дозор и беспрепятственно вошел в гавань Пенанга. Немецкие моряки надеялись застать здесь французские броненосные крейсера «Монкальм» и «Дуплекс» и атаковать их во время стоянки на якоре. Но вместо них немцы наткнулись на практически беззащитный русский «Жемчуг».

О том, что произошло дальше, рассказывается в воспоминаниях старшего офицера крейсера «Эмден» Хельмута фон Мюкке: «Все уже решили, что экспедиция не удалась, как вдруг среди этих "купцов", стоявших с якорными огнями и с освещенными изнутри иллюминаторами, показался какой-то темный силуэт без единого огонька. Это, конечно, военный корабль. Через несколько минут мы были уже достаточно близко, чтобы убедиться, что это действительно так. (...) Наконец, когда "Эмден" прошел на расстоянии около 1 кабельтова под кормой у загадочного корабля и вышел к нему на траверз, мы окончательно установили, что это крейсер "Жемчуг". На нем царили мир и тишина. Мы были так близко от него, что в слабом свете зарождавшегося дня отчетливо было видно все, что делается на русском крейсере. Но ни вахтенного начальника, ни вахтенных, ни сигнальщиков не было заметно. С дистанции около 1 каб. мы выпустили свою первую мину из правого бортового аппарата и в тот же момент открыли огонь всем бортом по носовой части "Жемчуга", где в своих койках спала большая часть команды. Наша мина взорвалась в кормовой части крейсера. Его всего как бы всколыхнуло от этого взрыва. Корму подбросило из воды, а затем она стала медленно погружаться. Только после этого русские обнаружили признаки жизни... Между тем наша артиллерия поддерживала бешеный огонь по "Жемчугу"... Носовая часть крейсера была изрешечена в несколько минут. Языки пламени охватили весь полубак. Сквозь дыры в борту виден был противоположный берег».

От неожиданности на «Жемчуге» началась паника, члены экипажа стали выбрасываться за борт. Офицерам быстро удалось восстановить порядок, но оказать сопротивление «Эмдену» они не смогли - на время ремонта на русском крейсере были выведены из строя все котлы, кроме одного, который не мог обеспечить полноценного энергоснабжения и работы снарядных элеваторов. В итоге, встав к орудиям, моряки обнаружили, что у большинства из них снарядов нет, так как элеваторы подачи не функционировали. Старший артиллерийский офицер Ю.Ю.Рыбалтовский лично открыл огонь из ютового орудия, добившись двух попаданий в немецкий корабль. Вахтенный начальник мичман А.К.Сипайло успел сделать лишь один выстрел из бакового орудия, но тут же был убит.

«Наконец на "Жемчуге" собрались с силами и открыли по нам огонь, - вспоминал фон Мюкке. - Орудия на нем были крупнее наших, и русские снаряды могли причинить нам большой вред. Поэтому командир решил выпустить вторую мину. "Эмден", проходя мимо "Жемчуга", развернулся машинами и вновь направился к нему. Вторая мина была выпущена с расстояния около двух кабельтовых. Через несколько секунд послышался страшный взрыв под передним мостиком русского крейсера.


Гигантский столб серого дыма, пара и водяных брызг поднялся на высоту около 150 м. Части судового корпуса были оторваны взрывом и летели по воздуху. Видно было, что крейсер разломился пополам. Носовая часть отделилась. Затем дымом закрыло весь корабль, и когда он рассеялся, крейсера уже не было видно, из воды торчали лишь обломки его мачты. На воде среди обломков кишели люди. Но "Эмдену" было не до них» . Переключившись на французский миноносец «Муске», попытавшийся задержать «Эмдем», германский крейсер отправил на дно и его, а затем растаял в сумраке раннего утра...

«Жемчуг» полностью ушел под воду за несколько секунд. «Первые лучи восходящего солнца осветили уже спокойный рейд, на поверхности которого копошились люди и малайские лодчонки. Это местные жители спасали раненных и тонувших русских моряков» , - рассказывал свидетель трагедии. Экипаж русского крейсера потерял мичмана и 87 нижних чинов; 9 офицеров и 113 матросов получили ранения различной степени тяжести.

Но и для «Эмдема» это был последний успех. Отправив на дно помимо двух военных кораблей 22 парохода, уже 27 октября / 9 ноября 1914 года германский корабль был настигнут австралийским крейсером «Сидней» и в ходе боя потоплен. «Все, наверное, помнят или вернее не все еще забыли о том, как в самом начале Великой войны, немецкий крейсер "Эмден" наводил ужас в водах Индийского и отчасти Тихого океанов, - писал в 1938 году журнал русской военной эмиграции "Часовой". - Отрезанный от своих баз, лишенный какой бы то ни было поддержки, совершенно одинокий в далеких вражеских водах "Эмден" был обречен на гибель. Он об этом хорошо знал и готов был погибнуть, но до того момента, когда эта гибель должна была наступить, он решил нанести наибольший вред противнику и, так сказать, дорого продать свою жизнь. Десятки торговых кораблей и военных транспортов союзнического флота были им потоплены, но самым крупным делом "Эмдена" было уничтожение русского крейсера "Жемчуг" на рейде Пенангского порта» . Спасшаяся часть экипажа германского крейсера позже была лично принята кайзером Вильгельмом, который в ознаменование его заслуг наградил капитана Карла фон Мюллера высшей военной наградой Пруссии орденом Pour le Mérite (Blauer Max), а всех остальных моряков и их потомков - правом добавить слово «Эмден» к своим фамилиям.

Тем временем, досадная потеря крейсера «Жемчуг» вызвала недовольство и возмущение в России. Было решено провести следствие, по итогам которого Военно-морской суд в 1915 году признал командира корабля барона И.А.Черкасова и старшего офицера Н.В.Кулибина (внука выдающегося русского механика-изобретателя), виновными в неготовности «Жемчуга» к боевым действиям. Капитан 2-го ранга Черкасов был признан виновным в том, что во время переборки механизмов и чистки котлов, не принял никаких мер предосторожности, хотя знал о том, что в этом районе действует немецкий крейсер. При этом было установлено, что сам Черкасов за день до трагедии покинул судно, съехав к жене на берег, вызванной к нему из Владивостока на время вынужденной недельной стоянки «Жемчуга». Суд постановил «с учетом беспорочной службы и наград за Русско-японскую войну» лишить обоих офицеров чинов и всех знаков отличия, исключить их из военно-морской службы и «по лишении дворянства и всех особых прав и преимуществ» отдать в «исправительные арестантские отделения гражданского ведомства»: Черкасова - на 3,5 года, а Кулибина - на 1,5 года. Но по личному решению Императора Николая II арестантские роты были заменены иным наказанием: Черкасов и Кулибин были разжалованы в матросы и отправлены на фронт.

Однако, по мнению англичанина Джона Робертсона, написавшего книгу «Битва у Пенанга», обвинения, возложенные на Черкасова и Кулибина, не выдерживали никакой критики. «Главная причина трагедии заключалась в том, что из-за коммерческих соображений в заливе Пенанга английское командование сознательно не принимало необходимые меры безопасности, так как это бы ограничило движение кораблей британского торгового флота. Поэтому вина, которую возложили на российскую команду и русского капитана, была крайне необоснованна» , - уверен британский исследователь. Между тем, русский морской офицер и известный мемуарист Г.К.Граф, так оценивал степень вины командования «Жемчуга»: «Очевидно, рассчитывая на дозор, на нем ("Жемчуге". - А.И.) не предприняли должных мер предосторожности. На вошедший крейсер внимания обращено не было, и в том, что это неприятель, разобрались только тогда, когда, подойдя на близкую дистанцию, "Эмден" выпустил мину. (...) По поводу всего этого можно только сказать, что насколько хорошо действовал "Эмден", настолько оплошали и французы, и "Жемчуг", хотя вина последнего все-таки меньше» .

Дальнейшая судьба разжалованных морских офицеров сложилась следующим образом. Матрос 2-й статьи Иван Черкасов воевал на Кавказском фронте в составе озерной флотилии, был награжден солдатским Георгиевским крестом и в апреле 1917 года восстановлен в чине капитана 2 ранга. Скончался он во Франции в марте 1942 года. Матрос Николай Кулибин воевал в ударном батальоне особой морской бригады на Двинском участке Северо-Западного фронта. В ходе боев, руководя подвижным пулеметным расчетом, Кулибин неоднократно отличился - получил звание унтер-офицера и был награжден солдатскими Георгиевскими крестами 4 и 3 степеней. За проявленные отличия, в сентябре 1916 г. по ходатайству командующего Балтийским флотом перед Императором Кулибину были возвращены все его прежние боевые награды, он был восстановлен в прежнем чине, а вскоре - произведен в капитаны 2-го ранга. Скончался Кулибин летом 1918 года от последствий тяжелого ранения, полученного в революционные дни в феврале 1917 года, когда в него несколько раз выстрелил взбунтовавшийся матрос.

Что же касается судьбы погибшего крейсера «Жемчуг», то уже в декабре 1914 года в Пенанг прибыл вспомогательный крейсер Российского императорского флота «Орел» для организации водолазных работ, сумевший поднять с затонувшего корабля лишь одно 120-мм орудие, пулемет и 6 оптических прицелов (достать обломки русского крейсера смогли лишь в 1920-е годы англичане).

Моряки с «Орла» в 1915-м установили памятник погибшим членам экипажа «Жемчуга», представлявший собой чугунный крест. Казаки Платовского Донского казачьего хора, находившиеся в 1938 году на гастролях в Пенанге, обнаружили этот забытый и заброшенный к тому времени памятник, привели братскую могилу в порядок, поправили крест и на свои средства установили памятную мраморную плиту с девятью фамилиями погибших, которые им удалось узнать из кладбищенских архивов. Вновь вспомнили о крейсере «Жемчуг» уже в советское время, когда по инициативе Главного штаба ВМФ СССР в 1976 году на могиле появился новый памятник в виде каменного куба с надписью «Русским военным морякам крейсера "Жемчуг" - благодарная Родина». В октябре 1979 года, в 65-ю годовщину гибели «Жемчуга», в Пенанге состоялось возложение венков, отмеченное заметкой в «Правде», а в мае 1990 года с официальным визитом в Пенанг зашел противолодочный корабль Тихоокеанского флота «Адмирал Трибуц», команда которого возложила венки к памятнику погибшим морякам - тихоокеанцам.

А в 2005 году совершенно неожиданно стало известно об обнаруженном малазийскими рыбаками на крошечном островке Джереджак, на который в злополучную октябрьскую ночь 1914 года волны вынесли тела нескольких погибших моряков с «Жемчуга», чудом уцелевшего покосившегося деревянного креста с табличкой на английском языке: «В память о двух героических членах экипажа русского крейсера "Жемчуг", которые погибли за свою отчизну 28 октября 1914 года» . В феврале 2006 года работающие в Малайзии российские дипломаты побывали на острове Джереджак, чтобы привести в порядок обнаруженную могилу и 28 октября 2006 года, в годовщину трагедии, над захоронением двух безымянных русских героев был поднят Андреевский флаг.

Подготовил Андрей Иванов , доктор исторических наук

Тип «Жемчуг»

Постройка и служба

Общие данные

Бронирование

Вооружение

Построенные корабли

История создания

В связи с ростом мощи Японии, правительство Российской империи в 1898 году приняло «Дополнительную программу для нужд Дальнего Востока», согласно которой планировалась постройка нескольких десятков различных кораблей. Среди них должны были быть построены 10 крейсеров второго ранга.

Изначально планировалось, что головные корабли будут построены зарубежными производителями, после чего купленные корабли пройдут сравнительные испытания и будет организовано серийное производство лучшего уже в России.

Жемчуг во время спуска на воду

В результате проведённого конкурса в 1898 году был заключён контракт с фирмой Schichau на строительство крейсера «Новик» . Однако, путём долгих переговоров, в 1901 году товариществу «Невский завод» удалось заключить дополнительный договор на строительство двух кораблей с характеристиками, не уступающими «Новику». При этом предусматривалась система штрафов за недобор скорости и другие ухудшения заявленных характеристик. В целом корабли должны были стать весьма похожими на «Новик».

После заключения контракта кораблям были даны названия «Жемчуг» и «Изумруд» .

Строительство велось в основном собственными силами Невского завода. Несмотря на жёсткие сроки строительства, которые устанавливались договором, крейсера были закончены с большой задержкой - лишь после начала Русско-японской войны .

Описание конструкции

Сравнение фактических значений характеристик кораблей с проектными:

Характеристика Проектное значение Фактическая «Жемчуга» Фактическая «Изумруда»
Водоизмещение , т 3100 3380 3330
Наибольшая длина, м 111 111 111
Наибольшая ширина по шпангоутам, м 12,2 12,2 12,2
Осадка , м 5,0 5,31 5,23
Скорость, узл. 24 23,04 22,5
Мощность механизмов, л.с. 17000 15000 10746

Корпус

Корпус имел 17 поперечных водонепроницаемыми переборок. Все двери в переборках выполнялись водонепроницаемыми и снабжались задрайками с обеих сторон. Сами переборки собирались из стальных листов толщиной 5 - 6 мм.

Обшивка :

  • ширстрек и второй сверху пояс - двойная из 12 и 10 мм листов (8 и 7 мм в оконечностях).
  • пояс обшивки против броневой палубы и килевой пояс - двойная из 12 и 11 мм листов в пределах котельных и машинных отделений (9 и 8 мм в оконечностях).
  • два пояса под ватерлинией - 10 мм (7 мм в оконечностях).
  • остальные ряды, находившиеся под водой - 11 мм (8 мм в оконечностях)
  • обшивка полубака - 8 мм и 7 мм.
  • палубы - 8 мм (6 мм в оконечностях)

Стыки листов горизонтального киля и ширстрека соединялись трехрядным заклепочным швом, остальные - двухрядным.

Продольный разрез корабля

1 - кормовой торпедный аппарат; 2 - кормовой шпиль; 3 - вьюшка лага; 4 - торпеда; 5 - коридор офицерских кают; 6 - фальшборт, ограждающий кормовое орудие; 7 - кормовое 120-мм орудие; 8 - подкрепление под орудие; 9 - кают-компания; 10 - каюта старшего офицера; 11 - прожектор; 12 - кормовой элеватор подачи снарядов из погребов; 13 - салон командира; 14 - бизань-мачта; 15 - 6-весельный вельбот; 16 - главный кормовой компас с площадкой; 17 - вдувной вентилятор в котельное отделение; 18 - 47-мм орудие на крыше кормовой рубки; 19 - грот-мачта с площадкой для прожектора и боевым марсом, на котором устанавливались пулеметы; 20 - паровой катер; 21 - стрела для спуска 16-весельного барказа; 22 - бортовое 120-мм орудие; 23 - 16-весельный барказ; 24 - 12-весельный катер; 25 - напорная цистерна водопровода; 26 - баня; 27 - верхний ходовой мостик; 28 - главный носовой компас; 29 - ходовая рубка; 30 - боевая рубка с дублированными рулевым управлением и компасом; 31 - фок-мачта; 32 - носовой элеватор (показана поднятая беседка со снарядами); 33 - тентовая стойка; 34- носовое 120-мм орудие; 35 - носовой шпиль; 36 -кран-балка для подъема якоря; 37 - умывальники команды; 38 - палуба полубака; 39 - верхняя палуба; 40 - жилая палуба; 41 - таранная переборка; 42 - броневая палуба; 43 - таран; 44 - шкиперские запасы; 45- цепной ящик; 46 - бортовой торпедный аппарат; 47 - погреб 120-мм и 47-мм снарядов; 48 - поперечная угольная яма; 49 - труба для защиты проводов и кабелей; 50 - 47-мм орудие на палубе полубака; 51 - котельное отделение; 52 - отделение бортовых машин; 53 - водоотливной насос; 54 - отделение средней машины; 55 - упорные подшипники; 56 - погреб 47-мм патронов; 57 - лебедка элеватора кормовых погребов боезапаса; 58 - кормовой погреб 120-мм снарядов; 59 - кингстон затопления погреба 120-мм снарядов; 60 - румпельное отделение; 61 - гребной винт бортовой машины; 62 - гребной винт средней машины; 63 - перо руля

Бронирование

  • Двухслойная броневая карапасная палуба защищала машины, котлы, патронные погреба, рулевой привод.
  • Горизонтальная часть бронепалубы - 30 мм (10-мм подкладки из судостроительной стали и плит 20-мм сверхмягкой никелевой брони).
  • Скосы палубы, примыкавших к борту ниже ватерлинии на 1300 мм - 50 мм (подкладка - 15 мм и броня - 35 мм).
  • Цилиндров машин имели дополнительную защиту из крупповской нецементированной стали толщиной 55 мм, уложенные на 15-мм подкладку из судостроительной стали.
  • Боевая рубка - 30 мм.

Энергетическая установка и ходовые качества

Энергетическая установка состояла из трех независимых вертикальных машин тройного расширения пара и 16 водотруб­ных котлов с рабочим давлением 18 атм. Две машины располагались в носовом машинном отделении и одна в кормовом. Общая проектная мощность машин - 17 000 л.с., каждая работала на свой винт. 16 во­дотрубных котлов системы Ярроу размещались в шести котельных.

Гребные винты были трёхлопастными и имели диамет­р 4000 мм. Лопасти были съем­ные и могли переставляться для измене­ния шага винта.

Запас угля:

  • нормальный - 360 тонн;
  • полный по вместимости угольных ям - 535 тонн;
  • Расход угля - 1,58 кг/час на 1 л.с.

Вспомогательное оборудование

Источниками электроэнергии на корабле были четыре электрогенератора с паровым приводом. От них электричество в основном подавалось на «боевые фонари» (прожекторы), стояночные, навигационные огни и лампы освещения. Электродвигатели также приводили в движение золотник руля, элеваторы погребов, турбины, вентиляторы и лебедки. Мощность электродвигателей колебалась от 1 до 50 кВт.

Рулевой привод располагался под палубой в кормовой части; его основной элемент - паровая двухцилиндровая машина системы компа­унд. Управлять рулем можно было из боевой рубки, а также с носового и кормового мостиков с помощью электропривода и валиковой передачи с карданом Гука, а непосре­ственно из рулевого отделения - через ручной штурвал. На мачте располагалась система сигнализации положения руля в виде конусов красного и зеленого цвета.

Водоотливное насосы в машинных и котельных отсеках обеспечивали откачку воды из своего отсека за час работы. Кроме того, циркуляционные помпы холодильников были приспособлены для откачки воды из своих отделений. Чтобы не делать отверстий в переборках, в каждом отделении трюма имелся отдельный насос системы Вортингтона. Для тушения пожара на палубе имелись два насоса системы Стона.

На кораблях имелась пожарная система, состоящая из трубопроводов и резиновых шлангов по всей длине судна. Имелись кингстоны затопления, служащие для заполнения патронных, мин­ных и винного погребов не более чем за 15 минут.

Экипаж и обитаемость

Николай II на палубе Жемчуга в 1904 году

Экипаж каждого крейсера по штату:

  • 10 офицеров (2 штаб-офицера и 8 обер-офицеров);
  • 3 инженера-механика;
  • 1 врач;
  • 2 содержателя казенного имущества;
  • 3 кондуктора;
  • 51 унтер-офицер;
  • 273 рядовых матросов - всего 343 человека.

Вооружение

Главный калибр

Орудие с «Изумруда», установленное в музее Тихоокеанского флота

Главным калибром служили восемь 120-мм/45 пушек Канэ на центральных станках.

Характеристики:

  • Углы верти­кального наведения - от −7° до +20°;
  • Максимальная дальность - 9516 м (при начальной скорости снаряда 823 м/с);
  • Скорострельность - 10 выстр./мин;
  • Масса всей установки орудия - 7,5 тонн.

Боекомплект каждого орудия:

  • фугасные - 50 шт.;
  • броне­бойные - 110 шт.;
  • сегментные - 40 шт.

Снаряды хранились в двух погребах под броневой палубой в носу и в корме в беседках по 6 шт., подавались с помощью элеватора с электрическим и ручным приводом.

Вспомогательная

В качество противоминного калибра было установлено шесть 47-мм орудий Гочкиса на станках Меллера.

Для вооружения паровых катеров имелось две 37-мм пушки Гочкиса , которые при необходимости могли устанавливаться на судовые станки на коечных сетках.