Домой / Физика / Военная история. Николаевское Инженерное училище Петроградский военно-инженерный техникум

Военная история. Николаевское Инженерное училище Петроградский военно-инженерный техникум


Нагрудный знак выпускника Николаевского Инженерного училища.
(Утвержден 1.04.1910)

После преобразования Артиллерийского и Инженерного корпуса во 2-й кадетский, корпус продолжал готовить инженерных офицеров, но уже в 1804 г. в Петербурге открыта Инженерная школа для юнкеров-кондукторов на 25 человек, которая в 1810 г. преобразована в Инженерное училище со штатом 50 человек (с 1816 г. оно именовалось Главным училищем инженеров).

На базе этого училища в сентябре 1819 г. было создано Главное инженерное училище, состоявшее из кондукторских и офицерских классов (на 96 и 48 человек) с 4-летним курсом обучения. Выпускники 1-го разряда по успеваемости переводились в офицерские классы с производством в прапорщики, 2-го разряда оставлялись еще на год, а 3-го направлялись юнкерами в армию, где служили не менее двух лет до производства в офицеры (по экзамену и по представлению начальства).

В кондукторском отделении изучались арифметика, алгебра, геометрия, русский и французский языки, история, география, рисование, аналитическая геометрия, дифференциальное исчисление, а также полевая фортификация и артиллерия; в инженерном фортификация, аналитическая геометрия, дифференциальное и интегральное исчисление, физика, химия, гражданская архитектура, практическая тригонометрия, начертательная геометрия, механика и строительное искусство. С 1819 по 1855 г. училище выпустило 1036 офицеров. С 21 февраля 1855 г. оно именовалось Николаевское инженерное училище.

В 1865 г. училище было преобразовано по образцу артиллерийского в трехгодичное с теми же правилами приема и выпуска, что и в Михайловском артиллерийском. Но штат его был меньше 126 юнкеров (рота). Структура его и порядок перевода воспитанников в академию также были идентичными с артиллерийским училищем. Однако в отличие от последнего инженерное училище в большей степени комплектовалось за счет лиц, поступивших по аттестатам гражданских учебных заведений. Из принятых в 1871-1879 гг. 423 человек выпускников военных гимназий было 187 (44%), переведенных из других военных училищ 55 (13%) и выпускников гражданских учебных заведений 181 (43%). Из 451 человека, убывшего из училища за тот же период, с офицерскими и гражданскими чинами выпущено 373 человека (83%), переведен в другое училище 1, уволено до окончания курса 63 (14%), выпущено до окончания курса нижними чинами 11 (2%) и умерло 3 (1%); т.е. картина примерно та же, что и в артиллерийском училище. Выпуск из училища в 1862-1879 гг. колебался от 22 до 53 человек в год.

Инженерное училище в большей мере обеспечивало потребности армии в офицерах своей специальности, чем артиллерийское, но в конце XIX в. и его штат был увеличен со 140 до 250 человек. Социальный состав училища за счет большого числа поступавших «со стороны» (не из военных гимназий и кадетских корпусов) был менее дворянским, чем артиллерийского училища: среди поступавших до 30% составляли лица не дворянского происхождения.


Фото юнкеров Николаевского Инженерного училища с преподавателем и священником. Юнкера изображены с поясными пряжками присвоенных гренадерским саперным батальонам.

Николаевское инженерное училище в 1866-1880 гг. подготовило 791 офицера, в 1881-1895 гг. 847, в 1896-1900 гг. 540, а всего за вторую половину XIX в. 2338{172}.


Рота юнкеров Николаевского Инженерного Училища на ступенях лестницы Инженерного (Михайловского) замка - на снимке полковник В.В. Яковлев (впоследствии ген.-лейт. Сов. Армии), генерал-майор Зубарев, подполковник Муффель, капитан Дарипацкий.

В 1901-1914 гг. было выпущено 1360 офицеров (см. табл. 41). Следовательно, за весь период своего существования училище дало примерно 4,4 тыс. офицеров.

Миха́йловский за́мок, Инженерный замок бывший Императорский дворец в центре Санкт-Петербурга по адресу Садовая ул., № 2, построенный по заказу императора Павла I на рубеже XVIII - XIX веков и ставший местом его смерти. Это здание крупнейший архитектурный памятник, завершающий собою историю петербургского зодчества XVIII века. Своим названием Михайловский замок обязан находящемуся в нём храму Михаила Архангела, покровителя дома Романовых, и причуде Павла I, принявшего титул Великого магистра Мальтийского ордена, называть все свои дворцы «замками»; второе имя «Инженерный» произошло от находившегося там с 1823 года Главного (Николаевского) инженерного училища, ныне ВИТУ.

В плане замок представляет квадрат со скругленными углами, внутрь которого вписан центральный восьмиугольный парадный внутренний двор. Главный въезд в замок находится с юга. Три расположенных под углом моста соединяли здание с находящейся перед ним площадью. Через ров, окружавший площадь Коннетабля с памятником Петру I в центре, был переброшен деревянный подъёмный мост, по обоим сторонам которого стояли пушки. За памятником - ров и три моста, причем средний мост предназначался только для императорской семьи и иностранных послов и вёл к главному входу. «Российский император, задумывая его возведение, отталкивался от распространенной в европейских столицах схемы построения прямоугольного в плане замка с прямоугольным же внутренним двором и круглыми угловыми башнями».

Альбом Николаевского Инженерного училища.
(публикуется частями)

История военно-учебного заведения

Санкт-Петербургская школа образования инженерных кондукторов

В 1804 году по предложению генерал-лейтенанта П. К. Сухтелена и генерал-инженера И. И. Князева в Санкт-Петербурге создана (на базе перемещенной в Санкт-Петербург ранее существовавшей) инженерная школа по подготовке инженерных унтер-офицеров (кондукторов) со штатом в 50 человек и сроком обучения в 2 года. Располагалась в казармах Кавалергардского полка. До 1810 года школа успела выпустить около 75 специалистов. Фактически являлась одной из из очень ограниченного круга нестабильно существовавших школ прямых приемниц созданной Петром Великим в 1713 году Санкт-Петербургской военной инженерной школы .

Санкт-Петербургское инженерное училище

В 1810 году по предложению инженер-генерала графа К. И. Оппермана школа преобразована в инженерное училище с двумя отделениями. Кондукторское отделение с трехлетним курсом и штатом в 15 человек готовило младших офицеров инженерных войск, а офицерское отделение с двухлетним курсом готовило офицеров с познаниями инженеров. Фактически это инновационное преобразование после которого учебное заведение становится Первым Высшим инженерным учебным заведением. На офицерское отделение принимали лучших выпускников кондукторского отделения. Также там проходили переподготовку ранее выпустившиеся кондуктора, произведенные в офицеры. Таким образом в 1810 году Инженерное училище становится Высшим учебным заведением с общим пятилетним курсом обучения. И этот уникальный этап эволюции инженерного образования в России случился впервые именно в Санкт-Петербургском инженерном училище.

Главное инженерное училище

Инженерный замок. Сейчас в районе исторического основания расположен ВИТУ

24 ноября 1819 года по инициативе Великого Князя Николая Павловича Санкт-Петербургское инженерное училище Высочайшим повелением преобразовано в Главное инженерное училище. Для размещения училища выделена одна из царских резиденций, Михайловский замок, этим же повелением переименованный в Инженерный замок . Училище по-прежнему имело два отделения: трехгодичное кондукторское готовило инженерных прапорщиков со средним образованием, а двухгодичное офицерское давало высшее образование. На офицерское отделение принимали лучших выпускников кондукторского отделения, а также офицеров инженерных войск и других родов войск, пожелавших перейти на инженерную службу. Для преподавания были приглашены лучшие педагоги того времени: академик М.В.Остроградский , физик Ф. Ф. Эвальд, инженер Ф. Ф. Ласковский.

Училище стало центром военно-инженерной мысли. Барон П. Л. Шиллинг предложил использовать гальванический способ взрыва мин, адъюнкт-профессор К. П. Власов изобрел химический способ взрывания (т. н. «власовская трубка »), а полковник П. П. Томиловский - металлический понтонный парк, стоявший на вооружении разных стран мира до середины XX века.

В училище издавался журнал «Инженерные записки»

Николаевское инженерное училище

В 1855 году училище названо Николаевским, а офицерское отделение училища было преобразовано в самостоятельную Николаевскую инженерную академию . Училище стало готовить только младших офицеров инженерных войск. По окончании трехлетнего курса выпускники получали звание инженерного прапорщика со средним общим и военным образованием (с 1884 года инженерного подпоручика).

В числе преподавателей училища были Д. И. Менделеев (химия), Н. В. Болдырев (фортификация), А. И. Квист (пути сообщения), Г. А. Леер (тактика, стратегия, военная история).

29 июля 1918 года по причине нехватки преподавательского состава и учебно-материальной базы приказом Главного Комиссара военно-учебных заведений Петрограда 1-е инженерными курсы были объединены со 2-ми инженерными курсами под названием «Петроградский военно-инженерный техникум».

Организационно техникум состоял из четырех рот: саперной, дорожно-мостовой, электротехнической, минно-подрывной, - и подготовительного отделения. Срок обучения на подготовительном отделении составлял 8 месяцев, на основных отделениях - 6 месяцев. Техникум дислоцировался в Инженерном замке , но большую часть учебного времени занимали полевые занятия в Усть-Ижорском лагере.

Первый выпуск 18 сентября 1918 года (63 человека). Всего в 1918 году было выпущено 111 чел., в 1919 году - 174 чел., в 1920 году - 245 чел., в 1921 году - 189 чел., в 1922 году - 59 чел. Последний выпуск состоялся 22 марта 1920 года.

Роты принимали участие в боях с восставшими крестьянами в октябре 1918 года под Борисоглебском Тамбовской губернии, с эстонскими отрядами в апреле 1919 в районе г. Верро , с Юденичем в мае-августе 1919 года у г. Ямбург и в октябре-ноябре того же года под Петроградом, с финскими войсками в мае-сентябре 1919 года у г. Олонец , с Врангелем в июне-ноябре 1920 года у г. Орехова , с восставшим гарнизоном Кронштадта в марте 1921 года, с финскими войсками в декабре 1921-январе 1922 года в Карелии.

Петроградская военно-инженерная школа и отказ от сохранения инновационного перехода к пятилетнему образованию 1810 года

Происходило постепенное понижение педагогического статуса к уровню до 1810 года, как и потеря какой либо приемственности и связи с Николаевским инженерным училищем, в том числе по причинам перемещения. Таким образом, продолжила развитие на родине только научно-педагогическая линия традиций внедрённой в 1810 году новой системы высшего инженерного пятилетнего образования, в Военном инженерно-техническом университете в Санкт-Петербурге сохранившем инновационное изменение перехода на пятилетнее образование произошедшее после добавления офицерских классов в 1810 году, а также сумевшему выжить на исторической родине вопреки Сталинской политики, что решающе для сохранения приемственности традиций любого учебного заведения, являющегося всегда и явлением культуры, но более старая инженерная школа начавшая функционировать до 1810 года к сожалению в советское время своё существование прекратила сразу по нескольким причинам, а среди них факт перемещения и отказ от инновационного изменения 1810 года, что несомненно стало большой потерей для страны.

Известные выпускники и преподаватели

  • Абрамов, Фёдор Фёдорович - генерал-лейтенант, в эмиграции помощник Главнокомандующего Русской Армией, начальник всех частей и управлений Русской армии
  • Бальц, Фридрих Карлович - генерал-майор
  • Брянчанинов, Дмитрий Александрович - епископ Игнатий
  • Буйницкий, Нестор Алоизиевич - генерал-лейтенант
  • Бурман, Георгий Владимирович - генерал-майор, создатель противовоздушной обороны Петрограда, начальник Офицерской электротехнической школы
  • Буцковский, Николай Андреевич - сенатор, участник работ по проведению судебной реформы 1860-х гг.
  • Вегенер, Александр Николаевич - русский военный воздухоплаватель, военный лётчик и инженер, авиаконструктор, начальник Главного аэродрома, первый начальник ВВИА им. Н. Е. Жуковского.
  • Гершельман, Владимир Константинович - начальник мобилизационного управления штаба УВО
  • Григорович, Дмитрий Васильевич - писатель
  • Достоевский, Фёдор Михайлович - писатель
  • Дутов, Александр Ильич - генерал-лейтенант, атаман Оренбургского казачьего войска
  • Зайончковский, Андрей Медардович - русский военный историк и теоретик, генерал от инфантерии
  • Карбышев, Дмитрий Михайлович - генерал-лейтенант инженерных войск, Герой Советского Союза
  • Кауфман, Константин Петрович - инженер-генерал, генерал-адъютант, туркестанский генерал-губернатор
  • Кауфман, Михаил Петрович - генерал-лейтенант, генерал-адъютант, член Государственного Совета
  • Квист, Александр Ильич - русский инженер и фортификатор
  • Кондратенко, Роман Исидорович - генерал-лейтенант, герой обороны Порт-Артура
  • Коргузалов, Владимир Леонидович - гвардии майор, начальник инженерной службы 3-го гвардейского механизированного корпуса 47-й армии Воронежского фронта, Герой Советского Союза
  • Краевич, Константин Дмитриевич - российский физик, математик и педагог
  • Кюи, Цезарь Антонович - композитор и музыкальный критик, профессор фортификации, инженер-генерал
  • Леман, Анатолий Иванович - русский писатель, скрипичный мастер
  • Лишин, Николай Степанович - изобретатель ударной ручной гранаты
  • Лукомский, Александр Сергеевич - генерал-лейтенант, глава Правительства при Главнокомандующем ВСЮР генерале Деникине
  • Май-Маевский, Владимир Зенонович - генерал-лейтенант, командующий Добровольческой армией
  • Модзалевский, Вадим Львович - российский историк, геральдист и генеолог.
  • Миллер, Анатолий Иванович - Генерал-лейтенант (пр. 24.10.1917). Командир 25-й Черноморской пограничной бригады.
  • Великий Князь Николай Николаевич Младший
  • Паукер, Герман Егорович - генерал-лейтенант
  • Петин, Николай Николаевич - комкор, начальник инженеров РККА
  • Половцов, Виктор Андреевич - писатель-филолог и педагог
  • Рошфор, Николай Иванович (1846-1905) - русский инженер и архитектор
  • Сенницкий, Викентий Викентиевич - генерал от инфантерии
  • Сеченов, Иван Михайлович - ученый-физиолог
  • Стерлигов, Дмитрий Владимирович (1874-1919) - архитектор, реставратор и преподаватель.
  • Теляковский, Аркадий Захарович - инженер-генерал-лейтенант
  • Тотлебен, Эдуард Иванович - генерал-адъютант, выдающийся русский инженер и фортификатор
  • Трутовский, Константин Александрович - художник
  • Унтербергер, Павел Фёдорович - генерал-лейтенант, генерал-губернатор Приамурского края и командующий войсками военного округа, наказной атаман Амурского и Уссурийского казачьих войск
  • Услар, Пётр Карлович - генерал-майор, лингвист и этнограф
  • Шварц Алексей Владимирович - генерал-лейтенант, генерал-губернатор Одессы
  • Яблочков, Павел Николаевич - российский электротехник, изобретатель и предприниматель

Источники

  • Альбом Николаевского Инженерного Училища. - СПб., 1903.
  • Инструкция для юнкеров Николаевского Инженерного Училища. - Пг., 1916. - 268c.
  • Исторический очерк развития Главного Инженерного училища 1819-1869/ Сост. М. Максимовский. - СПб., 1869. - 183с.
  • Классная инструкция юнкеров Николаевского Инженерного Училища. - Петроград, 1914. - 24c.
  • Правила внутреннего порядка для юнкеров Николаевского Инженерного Училища. - СПб., 1897. - 287с.
  • Правила для приема молодых людей в Главном Инженерном Училище и увольнение из онаго. - СПб., 1849. - 14c.
  • Проект правил для офицерских и старших юнкерских классов Главного Инженерного и Михайловского Артиллерийского Училищ. - СПб., 1852. - 15c.
  • Савельев А.И. Первые годы главного инженерного училища. - б с.
  • Юнкерам Николаевского Инженерного Училища от старших товарищей. - СПб., 1907. - 86c.

Ссылки

  • В. М. Догадин . В Николаевском инженерном училище
  • Волков, Сергей Владимирович. Русский офицерский корпус

Категории:

  • Первое российское высшее инженерно-техническое учебное заведение
  • Николаевское инженерное училище
  • Военно-учебные заведения Российской империи
  • Появились в 1804 году

Wikimedia Foundation . 2010 .

Николаевское инженерное училище

В 1855 году офицерское отделение Главного инженерного училища выделяется в самостоятельную Николаевскую инженерную академию, а училище, получив наименование "Николаевское инженерное училище" стало готовить только младших офицеров инженерных войск. Срок обучения в училище был установлен в три года. Выпускники училища получали звание инженерного прапорщика со средним общим и военным образованием (с1884 года, когда звание прапорщика для мирного времени было упразднено - звание инженерного подпоручика). В инженерную академию офицеров принимали после не менее чем двух лет офицерского стажа, сдачи вступительных экзаменов, и после двухгодичного обучения они получали высшее образование. Следует отметить, что такая же система была введена для артиллеристов. Офицеры пехоты и кавалерии готовились в двухгодичных юнкерских училищах, где получали среднее образование. Высшее образование офицер пехоты или кавалерии мог получить лишь в академии Генерального штаба, куда набор был меньше чем в инженерную академию. Так что в целом уровень образованности артиллеристов и саперов был на голову выше, чем в целом по армии. Впрочем к инженерным войскам в то время относили также железнодорожников, связистов, топографов, позднее авиаторов и воздухоплавателей. Кроме того, министр финансов, в чье ведомство входила пограничная служба выторговал право офицеров пограничников учиться в Николаевской инженерной академии.

Преподавательский состав обеих учебных заведений был общий. И в академии и в училище лекции читали: химию Д.И.Менделеев, фортификацию Н.В.Болдырев, пути сообщения А.И.Квист, тактику, стратегию, военную историю Г.А. Леер.

В 1857 году журнал "Инженерные записки переименовывается в "Инженерный журнал" и становится совместным изданием. Продолжается совместная научная работа. А.Р.Шуляченко проводит большие исследования свойств взрывчатых веществ и составляет их классификацию. По его настоянию в русской армии отказались от опасного в применении зимой динамита, и перешли на химически более стойкую пироксилиновую взрывчатку. Под его руководством возрождается минное дело. В 1894 году он изобретает неизвлекаемую противопехотную мину. Большую работу по созданию и совершенствованию электрического способа взрывания и создания морских гальваноударных мин проводят академик Б.С.Якоби, генерал К.А.Шильдер. Преподаватель училища П.Н.Яблочков изобретает свою знаменитую дуговую электролампу и дуговой прожектор.

В русско-японскую войну всему миру стало известно имя героя обороны Порт-Артура выпускника инженерного училища генерала Кондратенко Р.И. Не хочется преувеличивать его роль в организации и ведении обороны крепости, но после его гибели 15 декабря 1904 года на форту № 2 крепость продержалась только месяц.

Большие потери в офицерском составе в период русско-японской войны заставили царское правительство принять экстраординарные меры. Большая часть инженерных офицеров, особенно с высшим образованием была переведена в пехоту, артиллерию, кавалерию. Николаевское инженерное училище стало делать выпуски пехотных офицеров. Подготовка инженерных специалистов практически была свернута. С началом создания в русской армии авиации много инженерных офицеров было переучено на летчиков. К началу Первой Мировой войны в инженерных войсках насчитывалось всего 820 офицеров. Результат не замедлил сказаться с началом войны. После нескольких первых недель войны, когда еще не сложилась линия фронта, действующая армия срочно затребовала увеличения количества саперных подразделений и частей. Некому было восстанавливать мосты, дороги, или разрушать их при отходе. Отсутствие фортификационных специалистов не позволило должным образом организовать оборону крепостей Варшава и Иван-город и они пали после непродолжительного сопротивления. С переходом к позиционной войне инженерных специалистов стало не хватать еще больше. В судорожных попытках запоздало исправить допущенную в мирное время ошибку командование русской армии не нашло лучшего решения, как направить на фронт почти всех офицеров инженерной академии. В результате подготовка военных инженеров была вообще сорвана. Из инженерного училища всем юнкерам были срочно присвоены офицерские звания, и они были отправлены на фронт. Следом та же участь постигла и унтер-офицеров и солдат подразделений обеспечения учебного процесса училища. В званиях прапорщиков они также ушли на фронт. С большим трудом начальнику училища удалось сохранить часть преподавательского состава. Училище перешло на четырехмесячную краткосрочную подготовку прапорщиков военного времени.

К осени 1917 года в училище находилось около ста юнкеров, только что набранных в училище. Частично это были выздоровевшие раненые, частично молодые люди призывного возраста. Усталость трех лет войны, разлагающая революционная пропаганда, всеобщее недовольство безуспешностью войны, нежелание идти в окопы привели к тому, что когда 24 октября (6 ноября) 1917 года вместе с 400 юнкерами Михайловского артиллерийского училища они были направлены защищать Зимний дворец; они отказались сражаться, безучастно наблюдали за подходом ко дворцу красногвардейцев и не оказали никакого сопротивления. Так что никакого штурма Зимнего, так хорошо известного по фильмам не было. Исторические источники документально зафиксировали гибель в тот день и ночь в районе дворца семи человек. Ночью, отдав красногвардейцам винтовки, большая часть юнкеров разошлась по домам, меньшая часть вернулась в училище. Учебный процесс после этого было продолжать бессмысленно и все усилия нескольких офицеров училища и юнкеров сводились к недопущению разграбления имущества, борьбой с голодом и холодом. История Николаевского инженерного училища закончилась.

1-е Инженерные Петроградские курсы Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

С приходом большевиков к власти ими стал осуществляться тезис К.Маркса о замене профессиональной армии всеобщим вооружением народа. Первым законом новой власти стал "Декрет о мире". Считается, что большевики пришли к власти со взятием Зимнего дворца 7 ноября 1917 года. Однако в реальности Временное правительство управляло страной еще около трех недель, хотя его власть таяла с каждым днем.

Русская Армия под влиянием наступившей в стране анархии и деятельности большевиков по ее уничтожению стремительно распадалась. Однако к началу февраля 1918 немцы возобновили наступление. Кроме того, стремительно нарастало вооруженное сопротивление противников советской власти. Эти обстоятельства побудили новое российское правительство перейти к созданию новой армии. 15 января 1918 года ЦИК и СНК издают декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

Испытывая недоверие к командному составу старой армии, новое военное руководство страны поставило задачу воссоздания системы подготовки командных кадров. Народный комиссариат по военным делам приказом №130 от 14 февраля 1918 организует ускоренные курсы по подготовке командиров в Москве, Петрограде, Твери. Как ни странно, но в целом очень далекие от военной науки Ленин, Свердлов, председатель РВС Троцкий правильно оценили роль и значение в войне инженерных войск. Уже 1 марта газета "Красная звезда" публикует объявление о начале приема на Советские инженерные Петроградские курсы подготовки командного состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

Для восстановления деятельности инженерного училища были предприняты экстраординарные меры. Было приказано всем офицерам, унтер-офицерам, юнкерам училища, в том числе и находившимся на фронте, вернуться в училище. В ряде случаев семьи не вернувшихся офицеров брались в заложники, помещались в тюрьму с угрозой расстрела.

Предпринятыми мерами удалось к 20 марта 1918 закончить подготовку к началу учебного процесса. Вечером этого дня приказом №16 было объявлено, что на курсах открываются три отделения - подготовительное, саперно-строительное и электротехническое. На подготовительное отделение принимали малограмотных и его задачей было дать слушателям грамоту в объеме достаточном для усвоения основ инженерного дела. Срок обучения на подготовительном отделении сначала был установлен 3 месяца, позднее - 6 месяцев. На основных отделениях 6 месяцев.

Курсы готовили техников-инструкторов саперного, понтонного дела, железнодорожников, дорожников, телеграфистов, радиотелеграфистов, прожектористов, автомобилистов.

Курсы имели для обучения шанцевый инструмент, радиотелеграфное и телеграфное имущество, понтонно-переправочное имущество, подрывное имущество, несколько электроагрегатов. Отапливались только кухня и лазарет. Продовольственный паек курсанта состоял в день из полуфунта овсяного хлеба, чая с сахарином, тарелки супа из воблы или селедки, тарелки просяной каши. .

Политическое руководство курсов строго следило за ростом числа членов компартии. Если в марте 1918 их было 6 чел, то к осени 80. Курсы стали верным оплотом большевиков в Петрограде. Уже 7 июля 1918 курсанты принимают активное участие в подавлении левоэсеровского мятежа.

Петроградский военно-инженерный техникум

Весной того же года вследствие неспособности курсов обеспечить Красную Армии инженерными специалистами в достаточном количестве в Петрограде разворачиваются 2-е инженерные курсы. Однако преподавательского состава, учебно-материальной базы не хватало и 29 июля 1918 приказом Главного Комиссара военно-учебных заведений Петрограда курсы объединяются в единое учебное заведение под названием "Петроградский военно-инженерный техникум". Организационно техникум стал представлять собой воинскую часть, состоящую из четырех рот - саперная, дорожно-мостовая, электротехническая, минно-подрывная. Кроме того, сохранялось подготовительное отделение. Срок обучения на подготовительном 8 месяцев, в ротах - 6 месяцев. Такая организация техникума превращала его в боевую частью, способную при необходимости выступить на фронт. Большую часть учебного времени занимали полевые занятия в Усть-Ижорском лагере под Петроградом. Основным местом дислокации техникума оставался Инженерный замок. В лагере, кроме занятий курсанты помогали крестьянам в сельхозработах, за что получали питание.

Обстановка на фронтах гражданской войны срочно требовала инженерных специалистов и первый выпуск техникума состоялся уже 18 сентября 1918 в количестве 63 человек. В период гражданской войны таких досрочных выпусков было сделано несколько. Всего за эти годы было выпущено в 1918 -111 чел., в 1919-174 чел., в 1920 -245, в 1921-189 чел, в 1922-59 чел. Кроме того, техникум своими ротами принимает непосредственное участие в боях в октябре 1918 под Борисоглебском Тамбовской губернии против восставших крестьян, в апреле 1919 в районе г.Верро против эстонских вооруженных формирований, май-август 1919 у г.Ямбург против войск Юденича, октябрь-ноябрь 1919 в обороне Петрограда от войск Юденича, май-сентябрь 1919 у г.Олонец против финских войск, июнь-ноябрь 1920 у г.Орехова против войск генерала Врангеля, март 1921 у крепости Кронштадт против мятежников, декабрь 1912-январь 1922 в Карелии против финских войск.

Последний выпуск после краткосрочного обучения был сделан 22 марта 1920 года. Первоочередная задача по обеспечению Красной Армии инженерными специалистами с уровнем подготовки военного времени была выполнена. Можно было переходить к подготовке полноценных инженерных командиров.

Петроградская военно-инженерная школа

Приказом РВСР № 105 от 17 июня 1920 техникум преобразуется в Петроградскую военно-инженерную школу с трехгодичным сроком обучения. Школа должна была выпускать командиров инженерных взводов (говоря современным языком, младших офицеров) со средним общим и военным полноценным образованием. После нескольких лет службы в войсках выпускники получали право на поступление в военно-инженерную академию. Начальником школы назначается бывший царский офицер военный инженер К.Ф. Дружинин.

Школа была разделена на три специальных отделения - саперное, дорожно-мостовое и электрическое. Первый год обучения считался подготовительным (подготовительный класс) и курсанты по специальностям не делились. В этот год в основном изучались общеобразовательные дисциплины и общевойсковая подготовка. На втором и третьем году (младший и старший специальный класс) курсанты обучались по специальностям.

Однако в связи с начавшейся весной 1920 года войной с Польшей и активизацией действий войск генерала Врангеля из Крыма, и осложнением военной обстановки к лету 1920 нормальный учебный процесс был сорван. В конце июля 1920 значительная часть курсантов была брошена в бои у города Орехов. В октябре на фронт ушли еще две курсантские роты.

1 января 1921 состоялся очередной седьмой выпуск красных командиров из училища. Это также был ускоренный выпуск.

В марте 1921 вспыхивает мятеж матросов в крепости Кронштадт. В ночь на 3 марта на усиление частей по ликвидации мятежа направляется рота курсантов школы. Она 7 марта атакует мятежников на форту №7 и занимает его. Действия курсантов подрывников в ночь на 18 марта предопределили успех в атаке на форт "Тотлебен". За эти бои тринадцать курсантов были награждены орденами Красного Знамени. За отличия в боях школа награждается почетным революционным знаменем от ВЦИК.

В апреле 1921 года школа производит восьмой и девятый ускоренный выпуски. К этом времени с начала своей деятельности с марта 1918 школа выпустила 727 инженерных командиров военного времени.

С этого времени восстанавливается нормальный учебный процесс, нарушаемый участием курсантов в боях против финских войск на Кольском полуострове у станции Масельская (декабрь 1921-январь 1922).

с января 1922 отменяется специализация, и все курсанты получают универсальные инженерные знания. 1 сентября 1922 состоялся десятый выпуск курсантов. Он был первым выпуском курсантов, прошедших нормальный двухгодичный срок обучения (из числа лиц, которым не требовалось предварительное обучение). Было выпущено 59 человек. Из них 19 по саперной специальности, 21 по дорожно-мостовой и 19 по электротехнической.

с 15 октября 1922 года начинается учебный год по плану четырехгодичного обучения. Постепенно налаживается полноценный учебный процесс. В зимний период шли теоретические занятия, с 1 июня по 15 сентября полевые в лагере.

В 1923 году начальника школы К.Ф.Дружинина сменяет красный командир, бывший матрос балтийского флота, член ВКП(б) Тихомандрицкий Г.И.. Кроме Петроградской инженерных командиров в то время готовили аналогичные Московская, Киевская и Казанская школы. В 1923-24 годах школа начинает оснащаться мастерскими и лабораториями. Однако в годы гражданской войны основная часть учебно-материальной базы была частично утрачена в связи с увозом имущества курсантами на фронт, частично растащена и продана в обмен на хлеб. Поэтому основным методом обучения был малоэффективный лекционный метод и показ на моделях и макетах. Низкое качество обучения повлекло за собой смену Тихомандрицкого бывшим полковником Генерального штаба Т.Т.Малашенским. К 1927 году он оборудует 17 лабораторий и 4 мастерских. Его активное сопротивление планам комиссара школы Карпова Н.А. сократить часы отведенные на физику, отменить изучение двигателя внутреннего сгорания, автомобильное дело и расширить изучение истории классовой борьбы, партийно-политической работы повлекло его отставку в 1927 году.

Ленинградская Краснознаменная военно-инженерная школа

С середины 1924 года в РККА идет серьезная реформа всей структуры армии и военного образования. Приказом РВС СССР № 831 от 5 августа 1925 г. в состав школы переводятся из Москвы Курсы Усовершенствования Командного Состава (КУКС) и на школу, кроме подготовки инженерных командиров среднего звена возлагается задача переподготовки командиров, прошедших ранее ускоренное обучение или не имеющих его вовсе. С 7 сентября 1925 года школа переименовывается в "Ленинградскую Краснознаменную военно-инженерную школу". 30 ноября 1925 вводится "Положение о военных школах РККА". Этим Положением для подготовки командиров инженерных войск оставляются три школы - Ленинградская, Киевская и Московская.

Структурно школа теперь представляла собой батальон трехротного состава, а в учебном отношении делилась на четыре класса (курса) - подготовительный, младший, средний и старший. С 1927 года в Лужском лагере школы действуют стрельбище, физический и саперный городки, бетонный завод, понтонно-переправочный пункт. К лету 1928 года школа получает комплект понтонного парка. Во время практических занятий курсанты в 1924-28 годах реально построили для нужд местного населения мосты через реки Ижора, Ящерка, Луженка, Курея и Оредеж общей длиной 180м. К 1929 году школа получает комплекты лодок А-3, комплекты ТЗИ, плавательные костюмы, мотопилы МП-200, дорожные машины, экскаваторы МК-1, подрывные машинки ПМ-1 и ПМ-2, машины для транспортировки сборных конструкций мостов, электростанции и другие инженерные средства. Это позволило качественно улучшить обучение курсантов.

Отчетливо заметная разница в уровне подготовки курсантов побуждает командование РККА закрыть Киевскую школу, Детско-Сельскую объединенную военную школу и перебросить их курсантов в Ленинградскую (приказ РВС СССР от 25.11.30г.), а приказом НКО СССР от 19.9.1932 перевести и Московскую школу в Ленинград. Обе школы объединяются под названием "Объединенная Краснознаменная военно-инженерная школа им.Коминтерна".

Объединенная Краснознаменная военно-инженерная школа им.Коминтерна

Таким образом Ленинградская школа превратилась в единственное в стране учебное заведение по подготовке средних командиров инженерных войск. Школа теперь состояла из одиннадцати рот (6 рот по подготовке саперных командиров, 3 роты по подготовке командиров электротехников, 2 парковые роты). Кроме того на школе лежала задача по переподготовке командиров инж.войск (КУКС). Процесс объединения, многочисленные организационные перестройки, перегрузка педагогического состава резко снизили как воинскую дисциплину, так и качество обучения курсантов. Отсутствие теперь инженерных учебных заведений различного стиля и направленности приводило к тому, что недостатки в подготовке специалистов становились всеобъемлющими, лишало учебный процесс соревновательности. Более пристальное внимание высших общевойсковых командиров к школе приводило к уклону в подготовке курсантов в сторону общей, а не специфической инженерной тактики. Специальная подготовка сводилась лишь к изучению инженерной техники. Большой вред педагогическому процессу нанесла линия на подготовку курсантов прежде всего как пехотных командиров, так называемая универсализация командных кадров. В событиях тех лет четко просматривается попытка тогдашнего военного руководства страны поправить положение с подготовкой пехотных и кавалерийских командиров за счет направления в пехоту и кавалерию выпускников объединенной инженерной школы, где качество обучения все же было выше, чем в общевойсковых школах. Кроме всего прочего летние лагерные сборы нередко срывались и курсантов бросали на строительство мостов для Лужского дорожного отдела. С апреля 1931 года начальником школы был назначен пехотный командир комбриг Терпиловский Б.Р., который вообще не знал инженерного дела и во главу угла поставил строевую и стрелковую подготовку. В 1932 году инженерная школа заняла по стрелковой подготовке первое место среди военно-учебных заведений (не пехотная, не пулеметная, ни артиллерийская, а инженерная (!))

10 ноября 1933 состоялся очередной выпуск командиров. Подавляющая часть их была отправлена в войска командирами пехотных взводов.

22 сентября 1935 в РККА вводятся персональные воинские звания. В ноябре 1935 года состоялся первый выпуск лейтенантов инженерных войск.

В 1936 году начальником школы назначается военинженер 1-го ранга М.П.Воробьев. Ему удалось доказать недопустимость превращения инженерной школы в собственно общевойсковую и возобновить процесс подготовки чисто инженерных лейтенантов. Позднее в годы Отечественной войны он станет начальником инженерных войск РККА и первым маршалом инженерных войск. В период командования училищем по лето 1940 года он добьется коренной перестройки обучения курсантов, насыщения школы современной инженерной техникой. На ее базе и ее специалистами были разработаны все основные руководящие документы инженерной службы (Наставления, Руководства, Инструкции). Здесь же они проходили обкатку. В марте 1937 года шкала преобразуется в Ленинградское военно-инженерное училище.

Источники

1. П.И.Бирюков и др. Учебник. Инженерные войска. Военное издательство МО СССР. Москва.1982 г.
2. И.П.Балацкий, Ф.А.Фоминых. Очерк истории Калининградского высшего военно-инженерного командного ордена Ленина Краснознаменного училища им. А.А.Жданова. Военное издательство МО СССР.1969

1892-1895 гг.

В 1892 году, в ию­не месяце, я прие­хал для поступле­ния в Николаевское Инженерное учили­ще в С. -Петербург, поразивший меня своим царственным величием.

Широкие и пря­мые, как стрела, перспективы, окай­мленные высокими, художественными зданиями и запруженные густой, вечно движу­щейся толпой людей и бесконечной вереницей экипажей производили на меня, провинциаль­ного юношу, сильнейшее впечатление.

Казанский и Исаакиевский соборы поража­ли своим величием, размерами и красотой. Зим­ний дворец, Главный Штаб и ряд других худо­жественных построек на Невском проспекте и Набережной восхищали меня.

Проснувшись на другой день рано утром, я решил немедленно идти в Инженерный замок, где помещалось Инженерное училище.

Это было величественное здание необычай­ной формы. Наружная его форма была четы­рехугольник, внутренний же двор имел форму шестиугольника. Он был в трех этажах с чет­вертым подвальным.

Перед замком была площадь, на которую выходил главный фасад замка. В середине нижнего этажа этого фасада был главный вход во внутренний двор, а большая часть верхнего этажа была украшена портиком из 12 мрамор­ных дорических колонн. Над его большим ок­ном в середине возвышался архитрав, а под ним, во всю длину темно-мраморного фриза, бы­ла надпись:

«Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней» большими золотыми буквами.

По карнизу вверху весь этот фасад был ук­рашен мраморными статуями.

Почти в середине первого фасада имелся значительный выступ, увенчанный колоколь­ней, имевшей форму шпица Петропавловского собора. Выступ был также в три этажа: в вер­хнем его этаже помещалась приходская цер­ковь во имя Архангела Михаила, а по другую сторону выступа находились ворота во второй внутренний дворик, гораздо меньших размеров, чем главный двор.

В левом фасаде замка, выходившем на Фон­танку, также имелся выступ, образуемый од­ной, овальной формы комнатой верхнего и нижнего этажей, выдающейся вперед, и из окон его весь этот фасад мог быть фланкирован в обе стороны.

Третий фасад (задний), параллельный пер­вому, выходил на Мойку и Летний сад. Он имел в середине широкую лестницу, ведущую со дво­ра в первый этаж и так называемый Георгиев­ский зал. Средняя часть этого фасада имела подобие бастионного фронта.

Весь замок с его боковых и задних фасадов был окружен железной решеткой, образуя плац для прогулок юнкеров.

В углу между задним и левым фасадами на­ходился еще один вход в третий внутренний дворик, тоже небольших размеров. Шагах в ста перед главным фасадом, на площади воз­вышался памятник Петру Великому, постав­ленный Императором Павлом, с надписью «Прадеду - правнук».

Через главный вход во внутренний двор замка вход в подворотню. Она вся украшена колоннами, и направо и налево шли две ши­рокие, во всю подворотню, лестницы, ведшие в первый этаж, налево - в квартиры начальни­ка училища и Академии и направо - в квар­тиру командира роты юнкеров.

В главном внутреннем дворе три входа. Пер­вый налево - главный, парадный вход в за­мок, по широкой лестнице в вестибюль первого этажа. Из него прекрасная мраморная лестница поднимается до половины этажа и затем, раз­деляясь на два крыла, поднимается до второго этажа. Другой вход, прямо против ворот, идет в помещение юнкеров училища в первом этаже. Третий, прямо во второй этаж, в классы учи­лища и Академии, был построен уже при мне.

Вообще весь замок давал помещения: Нико­лаевскому Инженерному училищу, Николаев­ской Инженерной Академии и Главному Инже­нерному Управлению.

В первом этаже помещались: спальни юнке­ров, зал для строевого учения, мастерские, ла­зарет и склад оружия и одежды. - все нале­во от входа, а направо - еще спальни, умы­вальник, комната дежурного офицера.

Во втором этаже находились классные ком­наты юнкеров, библиотека и церковь юнкеров, помещающаяся в спальне Императора Павла, где он был убит.

С другой стороны от входа - еще классные комнаты, зал конференций, большой парадный зал, по стенам которого были установлены мраморные доски с именами Георгиевских ка­валеров, бывших воспитанников училища и Академии, а на противоположной стене, между окнами висели их портреты. За залом - боль­шая овальная комната и еще два - три клас­са. За ними начиналось помещение Главного Инженерного Управления, вплоть до главного входа.

Во многих помещениях сохранились еще следы прежней роскоши, как, например, пла­фон в библиотеке и в главном зале. О построй­ке замка сохранились предания. Уверяют, что в бытность Павла еще Великим Князем ему явился во сне ангел, повелевший построить но­вый дворец на месте старого дворца Елизаве­ты, с церковью для приходящих, что Павел и сделал. Говорили также, что число букв в над­писи на фронтоне: «Дому твоему подобает свя­тыня Господня в долготу дней» соответствует числу лет жизни Императора.

Уверяли, что замок соединен подземным хо­дом с павловскими казармами, и между юнке­рами были любители разыскивать этот ход. Они говорили, что вход в него находится в толстой стене, отделявшей спальню Императора от би­блиотеки.

С другой стороны спальни находился не­большой круглый кабинет. В стене, прилегав­шей к спальне, была глубокая ниша. В ней по­мещалась плащаница, а в спальне была устрое­на церковь. На стене, над плащаницей была прибита по повелению Императора Александра 2-го мраморная доска с надписью: «Господи, отпусти им: не ведают бо, что творят!»

В Инженерном замке я подал в канцелярии прошение и получил программу экзамена. Она показала мне, что мои знания достаточны, что­бы выдержать экзамен, но в канцелярии мне сказали, что для уверенности в успехе нужно поступить в подготовительный пансион Мерецкого.

Это был преподаватель топографии, полков­ник. Он держал пансион, в котором подгото­влял молодых людей к вступительным экзаме­нам в Николаевское Инженерное училище и в Институт Инженеров путей сообщения.

Пансион помещался на Стременной улице в городе и на станции Удельной, за городом. Я отправился к Мерецкому. Он категорически за­явил мне, что только пройдя через его пансион я могу надеяться попасть в училище. Мне очень не хотелось этого, но я не знал, как от него отделаться. Однако, когда он сказал мне, что это будет стоить пятьсот рублей, я обрадовал­ся и заявил ему, что не располагаю такой сум­мой, а лишь двумя стами пятьюдесятью рублей.

Ну хорошо, - ответил он, к моему уди­влению, - я возьму с вас только двести пять­десят, но никому не говорите об этом.

Таким образом я все же попал в пансион. Он назывался подготовительным, но в действи­тельности подготовка была очень слаба. При­ходил преподаватель математики Андрющенко, час - другой болтал с учениками и уходил. Вот и все! Жили на Удельной, часто посещали Озерки…

Я скоро увидел, что в такой обстановке да­леко не продвинусь, и взялся сам за работу. Экзамен я выдержал вторым и был принят на казенный счет.

Так я сделался военным, и три года, прове­денных в Инженерном училище, прошли бы­стро, но однообразно. Они не богаты какими-либо экстраординарными событиями, но несом­ненно отразились на моем культурном развитии и способствовали прочному укреплению во мне сознательной дисциплины и добросовестного от­ношения к обязанностям по службе и в отноше­ниях к другим.

Инженерное училище той поры считалось «либеральнейшим» между всеми военными училищами и действительно отношения между юнкерами и их воспитателями, училищными офицерами, не оставляли желать ничего луч­шего: не было никаких мелочных придирок, ни грубости в обращении, ни несправедливых на­казаний. Отношения между юнкерами старших и младших классов были дружеские и простые.

Начальником училища был генерал-майор Николай Александрович Шильдер, военный инженер по образованию, но всецело отдавший­ся истории и в то время уже известный исто­рик - «жизнеописатель царей», автор биогра­фий Императоров Павла, Александра и Нико­лая и претендент на Аракчеевскую премию. В отношении училища он лишь «давал тон», ко­торому следовали командир роты юнкеров пол­ковник барон Нолькен, профессора и курсовые офицеры, соблюдая полную гармонию, без ка­ких-либо диссонансов.

В результате, из училища выходили толко­вые офицеры-саперы, хорошо знающие свою специальность и сохранявшие по окончании училища в их отношениях с солдатами в бата­льонах то же самое справедливое и гуманное обращение, которое усвоили в школе.

Учебная часть была поставлена в училище отлично, состав профессоров - самый лучший Так, математику читали Будаев и Фитцум фон Экстед (фигурой и лицом настоящий римля­нин), механику полковник Кирпичев, мосты - его брат, генерал Кирпичев, химию – генералы Шуляченко и Горбов, строительное искусство - капитан Стаценко, электротехнику - капи­тан Свенторжецкий, фортификацию - подпол­ковник Величко и капитаны Энгман и Буйницкий. Атаку и оборону крепостей - генерал-лейтенант Иохер, минное искусство-подполков­ник Крюков, тактику - полковник Михневич и топографию - генерал-лейтенант барон Корф. Все это были профессора, хорошо из­вестные тогда в Петербурге.

В строевом отношении училище составляло роту, командиром которой был полковник гвар­дейского Саперного батальона барон Нолькен, а младшими офицерами капитан Цитович, штабс-капитаны Сорокин, князь Баратов, Огишев, Веселовский, Погосский и Волков. Они же состояли и курсовыми офицерами.

Классы занимали все время до обеда, то есть до 12 часов. Затем давался отдых, за кото­рым следовали верховая езда, работы в мастер­ских, гимнастика, фехтование, пение, танцы. К шести часам все кончалось и до вечерней зари еще оставалось время для приготовления уро­ков и чтения. В этот период я много читал, но бессистемно.

Учебный год начинался в сентябре и длил­ся до середины мая, когда училище уходило в Усть-Ижорский саперный лагерь, в 24 вер­стах вверх по Неве. Там обучение стрельбе и тактические учения сменялись практическими занятиями по фортификации, военным сообще­ниям и строительному искусству. В этой полез­ной и здоровой работе проходило лето. В на­чале августа переходили в Красное Село, где бывало производство выпускных юнкеров в офицеры.

С самого приезда в Петербург я не переста­вал поддерживать дружеские отношения с мо­ими товарищами по реальному училищу, посту­

пившими в другие высшие учебные заведения Не проходило недели, чтобы мы не собирались то у одного, то у другого. Так же часто посещал я мою тетку Александру Михайловну Калмы­кову, жившую с сыном Андрюшей и воспиты­вавшую тогда П. Б. Струве. Андрюша был сту­дентом факультета восточных языков, а Стру­ве на политико-экономическом, где уже счи­тался величиной в этих вопросах.

Я с удовольствием вспоминаю всех курсо­вых офицеров училища. Для нас, юношей, они служили образцом корректности и справедли­вости по отношению к подчиненным.

Как я уже говорил, учебная часть была по­ставлена в училище отлично. Главным пред­метом была фортификация. Она преподавалась во всех трех классах, постепенно развиваясь и пополняясь. Составляя одну общую кафедру, она делилась на девять самостоятельных отде­лов или кафедр, и каждая читалась отдельным профессором.

Эти отдельные кафедры были:

Полевая фортификация, то есть укрепления, сооружаемые во время войны на полях сраже­ния. Этот курс читался подполковником Велич­ко, капитаном Буйницким и штабс-капитаном Ипатович-Горянским.

Применение полевых укреплений к местно­сти читал капитан Кононов.

Минное искусство - штабс-капитан Ипатович-Горянский и позже капитан Д. В. Яковлев.

Долговременная фортификация читалась капитаном Э. К. Энгман.

Атака и оборона крепостей - генерал-лей­тенант Иохер и капитан Пересвет-Солтан.

История осад - генерал Маслов, которого много лет спустя заменил я.

Проектирование укреплений - капитан Буйницкий.

После фортификации придавалось большое значение строительному искусству, которое чи­тал капитан Стеценко.

Затем следовала строительная механика, чи­таемая полковником Кирпичевым.

Математику (диференциальное и интеграль­ное исчисление и анализ) читал профессор уни­верситета Будаев, уже считавшийся знамени­тостью.

Электротехника - капитан Свенторжецкий.

Военные сообщения - полковник Крюков и капитан Кононов.

Артиллерия, военная история, химия, физи­ка, топография, тактика, администрация и чер­чение довершали программу училища.

По окончании училища юнкера производи­лись в подпоручики инженерных войск с вы­пуском в саперные, железнодорожные и пон­тонные батальоны или в минные, телеграфные и крепостные саперные роты. Там проходили строевую службу в течение двух лет (на во­стоке - трех) с правом поступления в Никола-

рискую Инженерную Академию по конкурсному экзамену.

Хотя юнкера изучали все те предметы, что требовались для высшего технического образо­вания, звания инженера они, однако, не полу­чали. Для этого нужно было пройти Николаев­скую Инженерную Академию, служившую как бы необходимым дополнением к училищу. Там главным предметом была тоже фортификация и, как в училище, она делилась на отделы, чи­таемые разными профессорами. Когда я не­сколько лет спустя поступил в Академию, то понял, что все читаемое в ней по фортификации расширяло и дополняло уже усвоенное по это­му предмету в училище.

В Академии читалось:

Современное состояние долговременной фор­тификации (полковник Буйницкий), конструк­ция долговременных сооружений (полковник Арене), блиндированные установки (капитан Голейкин), история осад (генерал Маслов), по­стройка укреплений в горах (капитан Коханов), оборона государства и применение долговремен­ной фортификации к обороне страны (полков­ник Величко), оборона берегов (капитан 2 ранга Беклемишев). Крепостная война велась не­сколькими профессорами фортификации с уча­стием офицера Генерального штаба и артилле­риста. Наконец главным отделом было состав­ление проектов крепостей и фортов под руко­водством всех старших профессоров.

Всего было девять отделов.

После фортификации придавалось большое значение механике, затем строительному искус­ству, бетонным работам, земляным работам. Как по механике, так и по строительному ис­кусству, по мостам, гидравлике и электротехнике существовали, кроме теоретических курсов, и практические работы по составлению проек­тов.

Таким образом несомненно, что прошедшие через училище и Академию обладали весьма обширным техническим образованием, допол­ненным еще и общевоенными и общеобразова­тельными курсами.

Еще на младшем курсе Инженерного учи­лища я стал увлекаться фортификацией более, чем другими предметами. Меня привлекала благородная роль укреплений, служивших для сбережения жизни защитников и для помощи им в обороне. Первые понятия о возведении укреплений в полевой войне на полях битв нам преподавал подполковник К. И. Величко. Он читал нам курс «полевой фортификации» и уже начал тогда входить в известность в инже­нерных кругах Петербурга.

Он читал свои лекции, чертя на доске мелом, и приказал, кроме того, завести большие тетра­ди из клетчатой бумаги и задавал нам задачи, которые мы должны были решать и затем вы­черчивать в этих тетрадях. На среднем курсе училища фортификация увлекла меня еще больше благодаря прекрасным лекциям покой­ного полковника Э. К. Энгмана. Это был не только талантливый профессор и отличный лектор, но чувствовалось, что он любит то, че­му учит нас, и этим он влиял на своих учени­ков.

Я искренне отдался изучению фортифика­ции. Это было замечено полковником Энгманом, и он привлек меня к составлению альбома чер­тежей к его первому учебнику. По полноте со­держания и ясности, а вместе с тем и краткости изложения этот учебник не имел равных, да и до сих пор он превосходит все и всех стран. Впоследствии в моих учебниках я ему подра­жал, но не превзошел. Поистине, ученик не мо­жет быть выше учителя.

В бытность мою в училище исполнилось 75 лет со дня его основания. Это событие было отмечено торжественным актом, на котором Главный начальник инженеров генерал-лейте­нант Заботкин произнес посвященную событию речь, а вечером состоялся большой бал, собрав­ший в училище весь Петербург. По этому по­воду я написал «Исторический очерк», посвя­щенный училищу. Это была моя первая литера­турная работа, увидевшая свет.

В 1895 году, уже незадолго до окончания курса и выпуска в офицеры, произошло со мной несколько случаев, которые, хотя и нез­начительные сами по себе, имели на службу мою большое влияние.

Каждый юнкер, кончающий военное учили­ще, мечтает всегда о том, чтобы при выпуске ему досталась бы вакансия как можно лучшая. Для юнкеров Инженерного училища лучшими считались “гвардейский Саперный батальон и первый Железнодорожный, потому что оба они были в Петербурге, а второй, кроме того, со­ставлял царскую охрану при Высочайших по­ездках.

Я очень хотел попасть именно в этот бата­льон, но понимал, что для этого нужно иметь солидную протекцию, а у меня ее не было.

Однажды во время классной перемены я был позван в профессорскую комнату к полков­нику Энгману, и велико было мое удивление, когда Энгман спросил меня, куда именно же­лал бы я выйти из училища.

Я сознался в моих мечтах.

Ну, - сказал полковник, - в ближайшее воскресенье, в 9 часов утра отправляйтесь к ко­мандиру батальона полковнику Яковлеву и представьтесь ему от моего имени.

Удивленный и более чем обрадованный, я в точности выполнил все, был принят команди­ром батальона и услышал от него, что я реко­мендован полковником Энгманом так хорошо, что он уже записал меня на первую вакансию.

Я был чрезвычайно счастлив и горячо бла­годарил.

До выпуска оставалось всего три - четыре месяца, и я считал, что дальнейшая моя карье­ра обеспечена.

Однако вслед затем произошли один за дру­гим целый ряд событий, и все изменилось.

Должен сказать, что еще в 1891 году на Дальнем Востоке началась постройка железной дороги от Владивостока до Хабаровска, извест­ной под именем Уссурийской железной дороги. К 1895 году она дошла уже до половины рас­стояния, где была конечная станция Муравьев - Амурский. Злые языки говорили тогда, что ротмистр, начальник жандармской команды на этой станции, очень будто бы хотел иметь орден св. Владимира с мечами и бантом, но получить его можно было только за боевые действия. Тогда он якобы симулировал нападение на стан­цию китайских хунхузов, то есть разбойников, которое он со своей командой успешно отбил.

Донесение об этом в Петербург произвело в правительственных кругах некоторую тревогу. Решили, что продолжать постройку без помо­щи военной силы невозможно, и по соглашению между военным министерством и министер­ством путей сообщения было решено немедлен­но сформировать железнодорожный батальон, назвав его Первый Уссурийский железнодо­рожный батальон.

Летом 1895 года юнкера Инженерного учи­лища были в Усть-Ижорском саперном ла­гере, когда известие об этом появилось в газе­тах. Я и мой товарищ по выпуску серб Родослав Георгиевич прочли это сообщение вместе, и нас ужасно потянуло путешествие на Дальний Во­сток. Сколько стран посетишь и океанов пере­плывешь, чего только не увидишь и не узна­ешь! Как упустить такой случай? Потолкова­ли и решили попытаться попасть в этот бата­льон.

Отправились в Главный Штаб, оттуда в Же­лезнодорожный Отдел, но как ни старались ни­чего добиться не могли и не бывать бы мне в Уссурийском батальоне, если бы не случилось следующее:

Сообщение между лагерем и городом произ­водилось пароходами Шлюссельбургского об­щества «Трувор», «Синеус» и «Вера». Воз­вращаясь однажды на «Труворе» в лагерь, я имел с собой фотографический аппарат и все время защелкивал виды берега. Находившийся тут же на палубе артиллерийский офицер вдруг подозвал меня и завел со мной разговор на те­му о фотографии. Разговорившись, мы перешли на другие темы и коснулись предстоящего вы­пуска. Услышав от меня о моих бесплодных посещениях Главного Штаба, офицер рассмеял­ся и сказал, что он попытается помочь мне. Он дал мне свою визитную карточку, на которой я прочел: капитан гвардейской артиллерии Илья Петрович Грибунин. Он был слушателем Офицерской Артиллерийской Школы, отбывав­шей в это время практическую стрельбу в том же Усть-Ижорском лагере.

С этого дня началось мое знакомство с И. П. Грибуниным, перешедшее потом в тесную и ис­креннюю дружбу. Чем ближе я узнавал этого благородного, чуткого и доброго человека, тем более ценил его. Несколько раз он оказал мне большую моральную поддержку, движимый лишь чувством его безграничной доброты.

Когда я через несколько дней явился к не­му, он сказал мне, что в числе слушателей Школы находится Его Высочество герцог Г. М. Мекленбург - Стрелицкий, что он уже говорил с ним обо мне и Георгиевиче и что герцог дал свою карточку, с которой мы должны предста­виться генералу такому-то.

Так мы и сделали: представились и немно­го спустя произошло то, что до той поры было невозможно, - нам прислали сообщение из штаба, что мы зачислены оба в Первый Уссурийский железнодорожный батальон.

Вскоре последовал выпуск и производство в офицеры, - начало новой жизни… Все моло­дые офицеры получили отпуск, и я немедленно выехал на юг…

В начале октября 1895 года я возвратился в Петербург, чтобы на пароходе Добровольного Флота отправиться во Владивосток.

Пароход назывался «Тамбов». Если не оши­баюсь, 11-го или 21-го октября «Тамбов» дви­нулся в дальнее путешествие из Кронштадта, и я хорошо помню, что перед самым отходом при­был на пароход по просьбе пассажиров Отец Иоанн Кронштадтский и отслужил на палубе молебствие о благополучном путешествии.

Солнце уже склонялось, когда несколько буксиров зацепили «Тамбов» и поволокли его к выходу, где и предоставили его собственным силам.

Так началось путешествие, окончившееся во Владивостоке 5 января 1896 года, то есть через 75 дней.

В Петербурге одним фасадом на Фонтанку, другим - на Инженерную улицу выходило старинное здание Михайловского (или Инженерного) замка. В замке этом располагалось военно-учебное заведение, давшее России немало громких имен - Николаевское инженерное училище. Основанное в 1804 как специальная школа для подготовки инженерных кондукторов, в 1819 оно было переименовано в Главное инженерное училище, которое в 1855 было переименовано в Николаевское. В 1863 училище объединилось с Инженерной академией, образованной 30 августа 1855 из офицерских классов. С 1855 курс обучения в училище был установлен трехгодичный, а штат составлял 126 юнкеров; старший курс считался обязательным. Юнкера Николаевского инженерного училища в значительной части были питомцами гражданских учебных заведений. Так, в 1868 из числа поступивших в младший класс из военных гимназий было определено 18, а со стороны - 35. В 1874 - из военных училищ и гимназий - 22, со стороны - 35. В 1875 - из военных училищ и гимназий - 28, со стороны - 22. Производился также прием в старший класс лиц, окончивших военные училища.

Училище было подготовительным заведением для поступления в инженерную академию преуспевающих в науках юнкеров, а также готовило офицеров на службу в строевую часть инженерного ведомства; в саперные, железнодорожные и понтонные батальоны или в минные, телеграфные и крепостные саперные роты. Там молодые люди проходили службу в течение двух лет с сохранением права поступления в Николаевскую инженерную академию.

Полный контингент училища накануне Первой мировой войны составлял 450 юнкеров (по 150 на каждом курсе).

С самого основания инженерного училища юнкера с уважением относились к наукам. Составляя часть Инженерного ведомства, считавшегося всегда ученым, они высоко ценили знания.

Николаевское инженерное училище считалось «либеральнейшим». Отношения между юнкерами и их воспитателями - офицерами и преподавателями - были почти идеальными. Отношения юнкеров между собой - дружескими и простыми. В результате из училища выходили толковые офицеры, хорошо знавшие свою специальность и сохранявшие в отношениях с солдатами самое справедливое и гуманное обращение, которое усвоили в училище. Учебная часть была поставлена отлично: самый лучший состав столичных профессоров, особенно преподавателями ценились ум, способность к аналитическому мышлению, поощрялась научная и творческая активность молодых людей.

Николаевское инженерное училище дало России немало выдающихся военачальников. Достаточно вспомнить генерала Э.И. Тотлебена - героя обороны Севастополя и Плевны, генерала К.П. Кауфмана, руководившего военными действиями при присоединении Средней Азии к России, генерала Ф.Ф. Радецкого - героя боев при Шипке и на Кавказе, Г.А. Леера - выдающегося военного писателя и профессора, труды которого по стратегии известны на весь мир и, наконец, генерала Р.И. Кондратенко - героя Порт-Артура.

У юнкеров этого училища были алые погоны без выпушки с вензелем императора Николая I «HI».

С начала Первой мировой войны училище перешло на ускоренный восьмимесячный курс обучения. Молодые люди выпускались в чине прапорщика.

Училище предприняло активные действия против большевиков 29 - 30 октября 1917 в Петрограде. И было расформировано 6 ноября 1917. В его здании и на его средства в феврале 1918 были открыты 1-е Советские инженерные командные курсы.