Домой / 10-11 классы / Усиление королевской власти в XVI - XVII веках. Абсолютизм в Европе. Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе Задания к параграфу

Усиление королевской власти в XVI - XVII веках. Абсолютизм в Европе. Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе Задания к параграфу

Успехи процесса централизации

К началу XIV века во Франции подходил к концу процесс централизации. В её основе лежит формирование в государстве сословного представительства при сохранении монархической формы правления. Форма монархии могла быть сословной или феодальной.

К этому времени происходит увеличение территориальных владений королевского домена.

Определение 1

Королевский домен – наследственное владение французского короля. Основа королевского домена – личные владения Гуго Капета в Иль-де-Франсе и Орлеане. В XIV в королевский домен входят земли присягнувших королю мелких рыцарей. При образовании централизованного государства доменом считается вся территория страны.

Многолетняя борьба за территории английского и французского королей закончилась победой последнего. Французский двор расширил своё право:

  1. в 1308-1309 годах на Лангедок (графство Тулузское), большую часть Аквитании, районы вдоль рек Дордони и Гаронны;
  2. в 1285 году на Наварру.

За англичанами осталось лишь побережье Бискайского моря.

В 1284 году к Франции отошло графство Шампань. Причина: жениться короля Филиппа IV на единственной дочери и наследнице Шампанского графа графине Жанне I. В 1307 году королевским доменом стал богатый торговый и ремесленный город Лион, расположенный в центре страны. Таким образом, к началу XIV века под властью французского короля находилось уже три четверти земель королевства.

Стремления короля

Владения большинством территорий в государстве, король стремиться превратить в своих подданных население всей страны. Он желает стать верховным сувереном в королевстве. Филипп IV начинает укрепление своих позиций с уничтожения сложившейся иерархии феодальных отношений. Феодальная лестница препятствовала усилению королевской власти. Поэтому король устанавливает связи с арьер-вассалами напрямую, миную промежуточные ступени.

Следующее направление по пути к цели: усиление королевского суда и введение единого налога на весь французский народ. Таким образом, в сфере политической деятельности королевского двора оказывается крестьянство, находящееся в земельной или личной зависимости от светских и церковных феодалов.

Итоги преобразований Филиппа IV

Замечание 1

Филипп IV заложил основы сильной королевской власти во Франции. При нём происходит изменение роли королевского суда и парижского парламента. Суд короля становится высшей судебной инстанцией. Судебные полномочия светских и церковных феодалов были сокращены. Такая же участь постигла городские суды.

К середине XIV века парламент превращается в постоянно-действующий орган. Число леном парижского парламента строго фиксировано – 100 человек. Это советники, прокуроры и адвокаты. Главная цель его деятельности заключалась в сглаживание местных обычаев, их подчинение выработанному общегосударственному праву.

Налоговая система подвергается изменениям для получения больших поступлений в королевскую казну. Филипп IV ввёл косвенный налог, который народ назвал дурным. Им облагались все товары, продаваемые в стране. Король мог применить и прямые грабежи. Например, он сократил долю драгоценного металла в монетах. За это получил прозвище фальшивомонетчика. Король несколько раз обрушил гнев на евреев-ростовщиков. Он изгонял их из государства, а имущество конфисковал в пользу казны. Затем король разрешал им вернуться во Францию после уплаты значительного взноса. Филипп IV требовал у вольных городов займы на государственные нужды. Но долги не возвращал. Так он разорял городскую казну и подчинял управление города собственному чиновнику. Лишая города коммунальных вольностей, король усиливал свою власть.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ИСТОРИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА. 1) Кому из мореплавателей удалось открыть морской путь в Индию? А) Христофору Колумбу. Б) Бартоломеу Диашу. В) Америго Веспуччи. Г) Васко да Гама. Д) Фернандо Магеллану. 2) Кто из путешественников ввёл термин «Новый свет»? А) Христофору Колумб. Б) Бартоломеу Диаш. В) Америго Веспуччи. Г) Васко да Гама. Д) Фернандо Магеллан.

Соотнесите названия коренных жителей с континентом или страной. индейцы; индийцы; негры; А) Америка; Б) Африка; В) Индия.

Тема урока: Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе. Учитель истории и обществознания Ронова Татьяна Васильевна МБОУ Тасеевская СОШ №1 Урок истории в 7 классе

Проблема: Абсолютизм способствовал складыванию прочных государств и сдерживал войны “всех против всех”. Но в то же время в XVI–XVII вв. в Европе происходят революции, одна из задач которых – уничтожение системы абсолютизма. Почему же в обществе велась борьба против абсолютизма? Может ли власть требовать от личности безоговорочного подчинения?

Цели урока: 1. Узнать, что такое «абсолютизм»? 2. Выяснить, каковы характерные черты абсолютизма. 3. Каковы его проявления в европейских странах?

Выполните задание: Прочитайте определение и характеристику абсолютизма. Рассмотрите матрицу схемы “Абсолютизм” и заполните её краткими пояснениями: Абсолютизм: 1.Складывается в конце XV-XVI вв. 2.Достигает своего расцвета в XVII веке

1.Что такое абсолютизм? Абсолютизм – форма правления, при которой власть неограниченно принадлежит одному лицу – монарху. с.27 учебника Яков I Стюарт Французский король Людовик XV

2. Характерные черты абсолютизма Создание общегосударственного аппарата управления, состоящего из чиновников; Формирование постоянной профессиональной армии. Создание государственной налоговой системы; Введение единого законодательства и административного устройства, единых мер и весов; Образование государственной церкви; Проведение единой государственной экономической политики. Проверь свою схему

Стр. 28 «Один король – одна страна» Рассмотрите карту “Западная Европа в1648 г.” и найдите территории, которые потеряли свою независимость, подчинившись королевской власти в период абсолютизма?

Текст на с.32-33 Доп. материал «Этикет при дворе Людовика XIV » на с. 35-36) Выберите источник самостоятельно Составить устный рассказ “ Из чего складывался культ монарха – помазанника Божьего?” Абсолютизм – форма правления, при которой власть неограниченно принадлежит одному лицу – монарху. Монарх – «помазанник божий»

Отводили парламенту английские монархи Отводили Генеральным штатам французские монархи Стр, 28-29 Выясните, какое место в системе государственного управления… Генрих VIII Тюдор. Король Англии Елизавета I Тюдор. Королева Англии Яков I Стюарт. Король Англии и Шотландии. Франциск I Валуа. Король Франции

Единая система управления (с.29-30) Англия Тайный совет: Внешняя политика Внутренняя политика Финансы Оборона страны. король Франция Правительство Внешняя политика Внутренняя политика Финансы Оборона страны. король Сравните деятельность государственного аппарата Англии и Франции

Единая судебная власть (с. 30-31) Англия Звездная палата судьи мировые судьи Вести судебные процессы; Разоблачать заговоры; Подавлять мятежи; Преследовать бродяг; Собирать налоги; Сбор денег бедным. Франция Парламенты Право обжаловать судебные и правительственные решения; Назначение регента; Рассмотрение договоров, указов. Объясните схему, используя текст на с. 30-31

Местная власть (с.31) Англия Франция Чиновники 1000-1500 8000 Жалованье + плата населения за услуги Средства к существованию?

Создание профессиональной армии Англия (отсутствие регулярной армии) Народное ополчение. Отряды дворян-добровольцев. Франция (постоянная наёмная армия) налоги прямые косвенные налог на налог на землю и соль имущество

Единая экономическая политика Меркантилизм Протекционизм Вспомните, что обозначают данные термины? С. 34

Закончите предложения и запишите их: 1.У населения таких европейских стран, как _____________________________________ в эпоху абсолютизма складывается национальное самосознание и образуются централизованные государства. 2. В Германии и Италии в XVI – XVII веках не сложились централизованные государства, т.к. здесь существовали _____________________________ С. 34

Итог урока: Абсолютизм – форма правления, при которой власть неограниченно принадлежит одному лицу – монарху. Черты: Создание общегосударственного аппарата управления, состоящего из чиновников; Формирование постоянной профессиональной армии. Создание государственной налоговой системы; Введение единого законодательства и административного устройства, единых мер и весов; Образование государственной церкви; Проведение единой государственной экономической политики.

Прочитайте цели урока Достигли ли вы целей урока? В какой степени? Оцените свою работу на уроке. Если по итогам урока вы набрали: 25 баллов, то получаете оценку 5 20–15 баллов – оценку 4 10 баллов – оценку 3 5 баллов – оценку 2

Кому принадлежат слова? «Не понимаю, как мои предки могли допустить такое учреждение. Я должен мириться с тем, от чего не могу избавиться». «В моем лице Бог ниспослал вам благословение. Я муж, а весь остров – моя законная жена. Я глава, а остров – моё тело. Я пастырь, а остров – моё стадо». (из речи на первом парламенте). «Такова моя добрая воля, ибо так мы желаем» «Вы думали господа, что государство – это Вы? Ошибаетесь. Государство – это Я!».

Источники http://festival.1september.ru/articles/532938/ http://www.proshkolu.ru/club/historians/file2/181296 http://www.uchportal.ru/load/54-1-0-14873 http://director.edu54.ru/node/73607 А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина.Всеобщая история. История нового времени. 1500-1800. М., Просвещение. 2009


Разделы: История и обществознание

Класс: 7

Цель: учащиеся должны получить общее представление о состоянии общества нового времени, конкретное представление о роли церкви и абсолютизма в развитии национальных государств; выявить роль представительных органов при абсолютизме; развивать умение анализировать и делать обобщения, выводы; составлять схемы (основные черты абсолютизма), развивать умение делать сообщения, формировать стремление к самообразованию, к саморазвитию.

Основные понятия : абсолютизм, монарх, этикет, меркантилизм.
Исторические личности : король Яков I Стюарт, Людовик XIV, Генрих VIII.
Оборудование урока : карта «Западная Европа в 1648 г.»

Ход урока

1.Проверка домашнего задания (ответить на вопрос: Что важного вы для себя узнали при изучении темы «Эпоха Великих географических открытий», сообщения о Х Колумбе, Ф. Магеллане)
2.Изучение нового материала.

План изучения нового материала:

  1. «Рожденный подданным должен повиноваться»
  2. «Один король - одна страна».
  3. «Не будет больше войн всех против всех».
  4. «Как мои предки могли допустить такое учреждение…»
  5. Единая система государственного управления.Судебная и местная власть под контролем короля.
  6. Монарх-помазанник божий.
  7. Армия и налоговая система на службе короля.
  8. Единая экономическая политика.
  9. Создание национальных государств и национальной церкви.

1. «Рожденный подданным должен повиноваться»

При рассказе учителем данного вопроса учащиеся составляют схему, отражающую основные черты абсолютизма. Это дает возможность провести самопроверку учащимися.

2.«Один король - одна страна».
Самостоятельно прочитать текст учебника с. 23. Ответить на вопрос как учащиеся понимают «Один король - одна страна».

3. «Не будет больше войн всех против всех».
В границах своего государства абсолютизм был способен сдерживать кровопролитные войны «всех против всех», приносившие несчастье всем жителям страны. Короли распускали феодальные войска, сравнивали с землей замки бунтующих феодалов. Земли мятежников конфисковывались и передавались в королевскую казну.

4. «Как мои предки могли допустить такое учреждение…»
Рассматривая вопрос об укреплении территориальной целостности государств в период абсолютизма необходимо пользоваться картой «Европа в 1648 г».
По данному вопросу необходимо раскрыть отношения между королями и парламентами в Англии и Франции. (По Англии чтобы сделать парламент послушным, Елизавета пыталась влиять на его состав (на состав палаты общин). В конце вопроса учащимся дать задание ответить на вопрос: Какое место в системе государственного управления отводила парламенту Елизавета Тюдор?

5.Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля.
В Англии центральным административным и исполнительным органом стал Тайный совет, членов которого назначал монарх. Тайный совет определял направления внутренней и внешней политики государства, занимался вопросами финансов и обороной страны.
Во Франции и Англии, главой государства был король, обладавший всей полнотой власти. При нем имелся совет, считавшийся правительством, но монарх сам назначал членов совета и сам решал все вопросы. Организация судебной системы также использовалась для укрепления абсолютизма.

6.Монарх-помазанник божий.
К содержимому тексту учебника на с. 27-28 необходимо добавить, что в Англии Елизавета Тюдор стремилась достичь народной любви и поклонения, рассматривая это как одно из средств достижения личной безопасности и укрепления государственной власти. С этой целью королева бесконечно показывалась народу. Огромным спросом пользовались изображения королевы.
По Людовику XIV можно использовать дополнительную информацию на с. 30-32 учебника «Этикет при дворе Людовика XIV».

7.Армия и налоговая система на службе короля.
8 Единая экономическая политика.
Эти вопросы можно объединить и дать на самостоятельное изучение учащимся. После прочтения текста ответить на вопрос: «Как в условиях абсолютизма были организованы армия, налоговая и экономическая политика»? Учащиеся должны ознакомится с термином меркантилизм и записать его определение в тетрадь.

9.Создание национальных государств и национальной церкви.
В рамках абсолютистских государств, имеющих четкие национальные границы, одну господствующую религию, один язык и общую культуру, традиционные занятия населения, складываются централизованные национальные государства. У населения таких государств складывается национальное самосознание (Англия, Франция). В границах своего государства абсолютизм был способен сдерживать разрушительные войны «всех против всех», доставлявшие страдания всем слоям населения.

Проверка знаний:
1. Абсолютизм способствовал складыванию прочных государств и сдерживал «войны всех против всех». В то же время в XVI – XVII вв. происходят революции, одна задача которых – уничтожение системы абсолютизма. Как вы думаете, почему велась в обществе борьба против абсолютизма?

Литература:

  • Грибов В.С. Тематический контроль по истории. Новая история. XIX век. М.: Интеллект-Центр, 2005 г.
  • Грибов В.С. Дидактические материалы по истории Нового времени: 7-8 классы. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006 г.
  • Донской Г.М. Задания для самостоятельной работы по новой истории. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 2005 г.
  • Кочетов Н.С. Новая история. 7 класс: Поурочные планы по учебнику А.Я. Юдовской, Л.М. Ванюшкиной. «Новая история» Волгоград: Учитель, 2007 г.
  • Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. 7 класс. М.: ТЦ Сфера, 2008.
  • Юдовская А.Я. Новая история 1500-1800 г.7 класс М.: Просвещение, 2007 г
  • Слайд 2

    ПЛАН УРОКА

    • Абсолютизм
    • Один король – одна страна
    • Ограничение роли органов сословного представительства
    • Централизация государства
  • Слайд 3

    1. Образование централизованных государств

    В начале Нового времени на территории Европы возникают крупные государства.

    В чем отличие от Средневековья?

    • Англия
    • Франция
    • Испания
    • Речь Посполитая
    • Русское государство
  • Слайд 4

    1. Абсолютизм

    «Рожденный подданным должен повиноваться» - смысл абсолютизма. Абсолютизм - форма правления, при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному лицу – монарху.

    Абсолютизм складывался в конце XV – XVI вв.

    Создание общегосударственного аппарата управления, постоянной профессиональной армии, государственной налоговой системы, единого государственного законодательства и административного устройства, единой государственной экономической политики и т.д.

    Слайд 5

    2. Один король – одна страна

    ЧТО ОЗНАЧАЕТ ЭТО ВЫСКАЗЫВАНИЕ?

    Слайд 6

    После завершения Столетней войны во Франции были ликвидированы старые права провинций (Нормандия, Бургундия и др.), они потеряли свою независимость и перешли под власть короля. В Англии король подчинил своей власти отдаленные северные графства и Уэльс (созданы Совет Севера и Совет Уэльса).

    Для предотвращения начала новых феодальных усобиц у старой непокорной и своенравной знати отбирались земли, разрушали замки, распускались отряды феодалов. Ограничения свобод коснулись и городов, отстаивавших свои старинные права.

    Слайд 7

    Слайд 8

    3. Ограничение роли органов сословного представительства

    В период абсолютизма органы сословного представительства (английский парламент, испанские кортесы, французские Генеральные штаты) утрачивают свое значение. Короли стремятся избавится от их влияния.

    За 37 лет правления Генриха VIII парламент собирался только 21 раз, а за 45 лет правления его дочери Елизаветы – 13 раз. Короли не могли избавиться от парламента совсем, но значительно ограничили их влияние, тем самым укрепив свою абсолютную власть.

    Слайд 9

    Вступивший на английский трон после Елизаветы Яков I Стюарт (1603-1625) в течение всего своего правления боролся с парламентом, всячески ограничивая его роль.

    Яков I считал, что парламент вредит делам управления государством. В своей речи обращенной к парламенту в 1604 г. король заявил, что он является полновластным хозяином всей страны: «я – глава, а остров мое тело, я – пастырь, а остров – мое стадо».

    Яков I Стюарт

    Слайд 10

    Во Франции абсолютная монархия начала складываться к XVI веку. Король Франциск I Валуа (1515-1547) единолично принимал все важнейшие решения, на своих указах он писал: «Ибо нам так угодно». Генеральные штаты во Франции не превратились в постоянно действующий орган, а собирались только в случае большой необходимости по решению короля. С 1614 до 1789 г. Генеральные штаты не собирались ни разу.

    Франциск I Валуа

    Слайд 11

    4. Централизация государства

    В Англии центральным административным и исполнительным органом был Тайный совет, члены которого назначались королем. Во Франции при короле существовал совет, считавшийся правительством, но его члены также назначались королем и выполняли его волю.Членами этого правительства были принцы крови, высокие духовные чины, финансисты, юристы, но в стране было личное правление короля.

    Французские Генеральные штаты в 1614 г.

    Слайд 12

    В Англии большая часть судебных дел велась двумя королевскими судами. За правосудием и мятежной знатью наблюдала Звездная палата. На местах существовали выборные мировые судьи (из старой аристократии и нового дворянства), но они избирались под контролем правительства и Тайного совета.

    Английский юрист 16 в.

    Слайд 13

    Во Франции ограничением королевской власти являлись высшие судебные органы в провинциях – парламенты. Они могли обжаловать судебные и правительственные решения. Короли остро конфликтовали с парламентами. Король Людовик XIV в споре с Парижским парламентом заявил: «Государство – это я!»

    Людовик XIV

    Слайд 14

    Управление страной и в Англии и во Франции осуществляли чиновники. Должности чиновников передавались по наследству, покупались. Личные достоинства не играли роли – важно было наличие денег. Большинство чиновников не получало платы от государства, а жило за счет населения (подарки, подношения, взятки).

    Слайд 15

    2. Монархия и дворянство

    • В возникающих централизованных государствах этот принцип не устраивает монархов. Они стремятся к полному подчинению себе всех сословий общества.
    • С этой целью феодалы постепенно лишаются своих привилегий и влияния. Короли принимают на службу дворян (новое сословие, положение которого полностью зависит от его службы королю)
    • Старая аристократия – феодалы (герцоги, графы, бароны, маркизы, баронеты) всячески противостоят этим попыткам.
  • Слайд 16

    3. Абсолютизм

    Монархи стремятся к максимально возможной централизации управления, сосредоточения всех рычагов власти в своих руках – АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ.

    Слайд 17

    Для обоснования притязаний короля выдвигается теория КОРОЛЕВСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА король ни с кем не делится своими полномочиями и властью.

    Король соединяет в своих руках все ветви власти ИСПОЛНИТЕЛЬНУЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬНУЮАДМИНИСТРАТИВНУЮ СУДЕБНУЮ решал все основные вопросы внутренней и внешней политики

    Король-солнце

    Слайд 18

    3. «Бюрократическая» монархия

    Откройте стр.79 и прочитайте раздел«Бюрократическая» монархия»

    1. Что такое бюрократия? Какие функции она выполняет?

    2. Почему короли вынуждены были терпеть упрямство и волокиту государственных чиновников?

    3. К какому результату привело усиление бюрократического аппарата во Франции?

    Слайд 19

    4. Аристократическая оппозиция

    Генрих Наваррский

    Образцом абсолютизма стала Франция. Генрих IV восстановил религиозный мир, выступая в роли верховного судьи.

    В 1610 г. он был убит религиозным фанатиком. Власть перешла в руки Марии Медичи. Католики-аристократы потребовали восстановить все свои привилегии. Началась «Смута», которая продолжалась 10 лет.

    Мария Медичи

    Слайд 20

    Кардинал Ришелье

    При Людовике XIII, благодаря кардиналу Ришелье абсолютизм вновь укрепился-государство стало контролировать ситуацию в стране.Он считал благо государства выше династических, религиозных, феодальных и прочих предпочтений.

    Он лишил гугенотов крепостей,но гарантировал религиозную свободу,приструнил католиков и запретил дуэли.

    Людовик XIII

    Слайд 21

    4. Король-солнце

    Кардинал Мазарини

    В 1643 г. Королем стал 5-летний Людовик XIV. Регентом был кардинал Мазарини. После смерти кардинала Мазарини в 1661г. Людовик XIV стал править сам. Он заявил - «Государство - это я!» и стал полностью независим от подданных. Король единолично решал все вопросы и стоял на страже прав всех сословий.

    Людовик XIV Версальский дворец

    Слайд 22

    Король выступал против всякого свободомыслия и поэтому он начал преследовать гугенотов. В 1685 г. Нантский эдикт был отменен.

    Огромные расходы на содержание королевского двора, роскошные балы и приемы, строительство множества дворцов – королевских резиденций РАЗОРЯЛИ страну, королевский двор вынужден был прибегать к займам.

    Версальский дворец

    Слайд 23

    5. Возлюбленный король

    В 1723 г. королем становится Людовик XVI. Огромное влияние при дворе приобрели фавориты и фаворитки, вмешивавшиеся в государственное управление. Они раздавали должности, награды, денежные вознаграждения, назначали и смещали министров. Правление короля вело страну к дальнейшему разорению.

    Людовик XV

    В первой половине 18 века Франция продолжает оставаться одним из сильнейших государств Европы. Однако, правление Людовика XV и Людовика XVI вели к тому, что Франция постепенно утрачивала свои ведущие позиции в европейских делах, мировой торговле и колониальном мире.

    Слайд 25

    Домашнее задание

    1. Изучить параграф 3
    2. Ответить на вопр.на стр.38 (устно)
    3. Знать и уметь объяснить основные понятия!

    Людовик XV

    Посмотреть все слайды