Домой / История / Любить иных тяжелый крест а ты. «Любить иных тяжелый крест…» Б. Пастернак. Гой ты, Русь, моя родная

Любить иных тяжелый крест а ты. «Любить иных тяжелый крест…» Б. Пастернак. Гой ты, Русь, моя родная

Любить иных — тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.

Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это — не большая хитрость.

Анализ стихотворения «Любить иных — тяжелый крест» Пастернака

В творчестве Б. Пастернака всегда отражались его личные чувства и переживания. Немало произведений он посвятил своим любовным отношениям. Одним из них является стихотворение «Любить иных – тяжелый крест». Пастернак был женат на Е. Лурье, но его брак нельзя было назвать счастливым. Жена поэта была художницей и хотела посвятить искусству всю свою жизнь. Она практически не занималась домашним хозяйством, взвалив его на плечи мужа. В 1929 г. Пастернак познакомился с женой своего друга – З. Нейгауз. Он увидел в этой женщине идеальный образец хозяйки семейного очага. Буквально сразу же после знакомства поэт посвятил ей стихотворение.

Автор сравнивает свою любовь к жене с несением «тяжелого креста». Занятия творчеством когда-то сблизили их, но оказалось, что для семейной жизни этого недостаточно. Е. Лурье ради написания новой картины пренебрегала своими прямыми женскими обязанностями. Пастернаку приходилось самому готовить и стирать. Он понял, что двум одаренным людям вряд ли удастся создать обычную уютную семью.

Автор противопоставляет жене свою новую знакомую, причем сразу же указывает на ее главное преимущество – «ты прекрасна без извилин». Он намекает, что Е. Лурье хорошо образована, с ней можно на равных поговорить о самых сложных философских темах. Но «ученые» разговоры не принесут счастья в семейной жизни. З. Нейгауз почти сразу же призналась поэту, что ничего не понимает в его стихотворениях. Пастернак был умилен этой простотой и доверчивостью. Он понял, что женщину нужно ценить вовсе не за наличие большого ума и образованности. Любовь – это великая тайна, которая не может быть основана на законах рассудка.

Поэт видит секрет обаяния З. Нейгауз в простоте и бескорыстии ее жизни. Только такая женщина способна создать спокойную семейную атмосферу и принести счастье своему мужу. Пастернак готов спуститься с заоблачных творческих высот ради нее. Он действительно пообещал З. Нейгауз, что расстанется с туманными и неясными символами и станет писать стихотворения простым и доступным языком («словесный сор… вытрясть»). Ведь это – «не большая хитрость», но наградой за нее станет долгожданное семейное счастье.

Пастернак смог отбить жену у своего друга. В дальнейшем супруги все равно испытывали семейные неурядицы, но З. Нейгауз очень сильно повлияла на поэта и на его творчество.

Данное стихотворение было написано в 1931 году. Творческий период с 1930 года можно назвать особенным: именно тогда поэт воспевает любовь как состояние окрыленности и полета, приходит к новому пониманию сути и смысла жизни. Неожиданно он начинает иначе понимать земное чувство в бытийном, философском его значении. Анализ стихотворения «Любить иных - тяжелый крест» представлен в данной статье.

История создания

Лирическое произведение можно назвать откровением, так как в нем Борис Пастернак запечатлел непростые отношения с двумя значимыми женщинами в своей жизни - Евгенией Лурье и Зинаидой Нейгауз. Первая дама была его женой в самом начале литературного пути, а со второй поэт познакомился значительно позднее. Евгения была примерно одного круга с поэтом, он знал, чем она живет и дышит. Эта женщина понимала искусство, и литературу в частности.

Зинаида же представляла собой человека, далекого от богемной жизни, она прекрасно справлялась с повседневными обязанностями хозяйки. Но почему-то в какой-то момент именно простая женщина оказалась понятнее и ближе утонченной душе поэта. Никто не знает, отчего так произошло, но спустя еще непродолжительное время Зинаида стала женой Бориса Пастернака. Стихотворный анализ «Любить иных - тяжелый крест» подчеркивает всю глубину и надрыв этих непростых отношений с двумя женщинами. Невольно поэт их сравнивает, анализирует собственные чувства. Вот к каким индивидуальным заключениям приходит Пастернак.

«Любить иных - тяжелый крест»: анализ

Пожалуй, одним из самых загадочных поэтических творений можно считать данное стихотворение. Смысловая нагрузка в данном лирическом произведении очень сильная, от нее у настоящих эстетов захватывает дух и волнуется душа. Сам Борис Пастернак («Любить иных - тяжелый крест») анализ собственных чувств называл величайшей тайной, которая неподвластна разгадке. А в данном стихотворении он хочет понять сущность жизни и неотъемлемой ее составляющей - любви к женщине. Поэт был убежден в том, что состояние влюбленности все меняет внутри человека: происходят значимые изменения с ним самим, подвергается пересмотру способность думать, анализировать, поступать определенным образом.

Лирический герой испытывает чувство благоговения перед женщиной, он полон решимости действовать во благо развития большого и светлого чувства. Все сомнения отступают, уходят на второй план. Он настолько поражен величием и красотой открывшегося ему состояния целостности, что испытывает восторг и упоение, невозможность жить дальше без этого чувства. Анализ «Любить иных - тяжелый крест» раскрывает трансформацию переживаний поэта.

Состояние лирического героя

В центре находится тот, кто на себе испытывает самым непосредственным образом все преображения. лирического героя меняется с каждой новой строчкой. Его прежнее понимание сути жизни сменяется совершенно новым пониманием и приобретает оттенок бытийного смысла. Что чувствует лирический герой? Он внезапно нашел надежное пристанище, человека, который может любить его беззаветно. В данном случае отсутствие образования, способности к высоким размышлениям воспринимается им как подарок и благодать, о чем свидетельствует строка: «А ты прекрасна без извилин».

Лирический герой готов до конца дней посвятить себя разгадыванию тайны возлюбленной, отчего и сравнивает ее с загадкой жизни. В нем пробуждается острая необходимость к переменам, ему необходимо освободиться от груза прежних разочарований и поражений. Анализ «Любить иных - тяжелый крест» показывает читателю, насколько глубокие и значительные изменения происходили с поэтом.

Символы и значения

В данном стихотворении используются метафоры, которые простому обывателю покажутся непонятными. Чтобы показать всю мощь свершающегося перерождения в душе героя, Пастернак вкладывает определенные смыслы в слова.

«Шорох снов» олицетворяет собой загадочность и непостижимость жизни. Это что-то поистине неуловимое и пронзительное, чего нельзя постичь только разумом. Необходимо еще подключать энергию сердца.

«Шелест новостей и истин» обозначает движение жизни вне зависимости от внешних проявлений, потрясений и событий. Что бы ни происходило во внешнем мире, жизнь поразительным образом продолжает свое неумолимое движение. Наперекор всему. Вопреки.

«Словесный сор» символизирует негативные эмоции, переживания прошлого, накопленные обиды. Лирический герой говорит о возможности обновления, о необходимости такого преображения для себя. Анализ «Любить иных - тяжелый крест» подчеркивает важность и нужность обновления. Любовь здесь становится философским понятием.

Вместо заключения

Стихотворение оставляет приятные чувства после прочтения. Хочется долго вспоминать о нем и о том значении, что оно в себе заключает. Для Бориса Леонидовича эти строки - откровение и открытая тайна преображения души, а для читателей - лишний повод задуматься о собственной жизни и новых ее возможностях. Анализ стихотворения Пастернака «Любить иных - тяжелый крест» представляет собой весьма глубокое раскрытие сути и смысла человеческого бытия в контексте отдельно взятого человеческого существования.

Сочинение

Борис Леонидович Пастернак является замечательным поэтом и прозаиком 20 века. Его можно в полной мере назвать писателем-эстетом, тонко и глубоко чувствующим прекрасное. Он всегда являлся ценителем красоты естественной и первозданной, что, безусловно, отразилось на его творчестве. И, как яркий пример всего выше сказанного, особенное внимание хотелось бы обратить на такое стихотворение Пастернака, как «Любить иных — тяжелый крест…».

Первое, что бросается в глаза в этом произведении, — простота и легкость слога. Оно очень короткое, состоит всего лишь из трех четверостиший. Но в этой краткости заключается одно из его величайших достоинств. Тем самым каждое слово как бы больше ценится, обладает большим весом и смыслом. Анализируя авторскую речь, нельзя не обратить внимания на удивительную естественность языка, простоту и даже некоторую разговорность. Литературно-языковая планка снижена до практически повседневной речи, взять хотя бы такую фразу, как «Все это — не большая хитрость». Хотя встречается и книжный стиль, например начальная фраза произведения «Любить иных — тяжелый крест». И тут же хотелось бы отметить, что этот фразеологический оборот содержит в себе отчетливую аллюзию на библейские мотивы, которые так часты в произведениях Бориса Пастернака.

Как же определить тему этого стихотворения? Казалось бы, произведение — это обращение лирического героя к любимой женщине, восхищение ее красотой:

Любить иных — тяжелый крест,

А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен.

Возникает вопрос — в чем же секрет прелести его возлюбленной? И тут же писатель дает нам ответ: ее красота таится в ее естественности, простоте («А ты прекрасна без извилин»). Следующее же четверостишие выводит нас на более глубокий смысловой уровень произведения, на размышления о сущности, природе прекрасного в целом.

Что же такое красота по Пастернаку? Это красота естественная, без искусственности, без напыщенности и изысков. В этом стихотворении мы вновь сталкиваемся с так называемой «теорией простоты» поэта, простоты, которая представляет собой основу жизни, всего сущего. И красота женская не должна противоречить, но органично вписываться в общую огромную и глобальную картину красоты вселенской, которой в равной степени обладают все создания божьи. Красота есть единственная и главная истина в мире поэта:

Весною слышен шорох снов

И шелест новостей и истин.

Ты из семьи таких основ.

Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

Особо символична последняя строчка этого четверостишия. Как глубоко метафорично выражение «бескорыстный воздух»! Вдумываясь в него, понимаешь, что природа на самом деле бескорыстна, она одаривает нас возможностью дышать и, соответственно, жить, не прося ничего взамен. Так и красота, по Пастернаку, должна быть бескорыстна, как воздух, это нечто, что принадлежит всем в равной мере.

В этом стихотворении поэт разграничивает два мира — мир природной, естественной красоты и мир людей, повседневных дрязг, «словесного сора» и мелочных мыслей. Символичен образ весны как времени возрождения и перерождения: «Весною слышен шорох снов и шелест новостей и истин». И сама лирическая героиня подобна весне, она «из семьи таких основ», она как свежее дыхание ветра, является проводником из одного мира в другой, мир прекрасного и естественного. В этом мире есть место только для чувств и истин. Попасть в него, казалось бы, легко:

Легко проснуться и прозреть,

Словесный сор из сердца вытрясть

И жить, не засоряясь впредь,

Все это — не большая хитрость.

Ключом к этому новой и прекрасной жизни является красота, но все ли способны увидеть в простом и безыскусном истинную красоту?.. Каждому ли из нас под силу «проснуться и прозреть»…

Следует заметить особенности авторского представления лирического героя и лирической героини этого стихотворения. Они как бы остаются за кадром, они неясны и расплывчаты. И каждый из нас невольно может представить на месте героев себя и своих возлюбленных. Таким образом, стихотворение становится личностно значимым.

Обращаясь к композиции стихотворения, можно отметить, что автор выбрал достаточно легкий для восприятия размер (четырехстопный ямб), что лишний раз подтверждает его намерение подчеркнуть простоту и незамысловатость формы, которая отступает перед содержанием. Это же доказывается тем, что произведение не перегружено искусственно созданными тропами. Его прелесть и очарование в его естественности. Хотя нельзя не заметить присутствия аллитерации. «Шорох снов», «шелест новостей и истин» — в этих словах частое повторение шипящих и свистящих звуков создает атмосферу покоя, тишины, умиротворенности и загадки. Ведь о главном можно говорить только так, как это делает Пастернак — негромко, шепотом… Ведь это тайна.

Заканчивая свое размышление, невольно хочется перефразировать самого автора: читать иные стихотворения — тяжелый крест, а это действительно — «прекрасно без извилин».

Все люди и все события твоей жизни пришли в нее потому, что ты их притянул. Теперь тебе надо выбрать, как с ними поступить.

Как только ты полностью сосредоточишь силу и энергию разума на том, что ты любишь, достаток наполнит твою жизнь и все желания исполнятся легко и просто.

Если оставаться на месте и не двигаться вперед - все тускнеет и теряет смысл. Как в работе, как в отношениях, так и в жизни.

Так как истин великих твой ум не постиг -
Волноваться смешно из-за мелких интриг.
Так как Бог в небесах неизменно велик -
Будь спокоен и весел, цени этот миг.

Страх - твой лучший друг и твой злейший враг. Это как огонь. Ты контролируешь огонь - и ты можешь готовить на нём. Ты теряешь над ним контроль - и он спалит всё вокруг и убьет тебя.

Если с утра ты обнимаешь не подушку,
И снов приятных на ночь есть кому желать.
И кофе две с утра завариваешь кружки -
Ты в жизни всё нашёл, осталось удержать!!!

Однажды ты станешь кому-то нужен как воздух, и кто-то станет как воздух нужен тебе.

Любовь - стимул к жизни, её смысл, её содержание. Без любви теряешь вкус жизни, вкус желаний, вкус страсти. Любить - и сложно, и легко, и горько, и сладко. Но так необходимо!

Понимаешь, мы ведь ссоримся все время. Мы не можем быть вместе, да?
- А ты любишь вишню?
- Да.
- А ты выплевываешь косточки, когда ее ешь?
- Ну да.
- Так и в жизни. Учись выплевывать косточки, и одновременно любить вишню!

"Благодарить? – Благодарить. За боль? – За боль – еще важнее.
Простить обидчика? – Простить. Он – слаб. И в страхе. Ты – сильнее. Принять скорбящего? – Принять. Все его скорби и тревоги.
Поднять упавшего? – Поднять. Он твой собрат. Один из многих. Благословить? – Благословить. И проклинающих? – Их тоже.
Любить жестокий мир? – Любить. Его спасти Любовь лишь может..."

Удивительно, но две первые строки этого относящегося к лирике стихотворения Бориса Пастернака давно стали афоризмами. Причем, цитируются они в разных ситуациях и с разной эмоциональной окраской: - с горечью и чувством обречённости, а иногда сарказмом; «А ты прекрасна без извилин» - с юмором или иронией. Поэтические строки, в которых есть откровенная антитеза , зажили своей жизнью и перестали ассоциироваться у людей непосредственно со стихотворением Пастернака. Что ж, исправить эту ситуацию можно, поняв, о чём же всё-таки писал автор и что лежало в основе его произведения.

Биография писателя показывает, что стихотворение «Любить иных - тяжелый крест» , датированное 1931 годом, имело своих адресатов и более чем конкретный жизненный сюжет . В первой строке стихотворения выражена вся тяжесть жизни с первой женой поэта художницей Евгенией Лурье, некогда страстно им любимой, которая круглые сутки занималась творчеством и совершенно не касалась быта. В результате чего поэт был вынужден овладеть навыками домохозяйки и совершенно потерял интерес к перспективе потакать прихотям «богемной» жены.

Вторую строку стихотворения следует воспринимать почти буквально. Она была посвящена новой музе поэта, в корне отличавшейся от своей предшественницы. На момент встречи с Брисом Пастернаком она была замужем за его другом пианистом Генрихом Нейгаузем, но, невольно разрывая условности, совершенно очаровала поэта своей непосредственностью и наивностью. Видимо, на контрасте с Евгенией, его женой, Зинаида Нейгауз значительно выигрывала своей приземлённостью и отсутствием «извилин» . Под этой метафорой поэт подразумевает и простоту нрава его новой музы, и недостаток интеллекта (особый случай, когда это воспринимается как достоинство).

Интерес к Зинаиде, с которой после развода поэт вступил в брак, впоследствии себя оправдал, так как Пастернак в душевном и бытовом комфорте прожил со второй женой вместе ещё много лет. «Странность, загадка», - скажет кто-то. И будет прав. Даже для самого поэта «прелести» «секрет» его жены был «Разгадке жизни равносилен» . То есть непостижим, а потому, наверно, и интересен.

Сердцу поэта милы и «шорох снов» , и «шелест новостей и истин» , из которых, благодаря жене, состоит его безмятежная семейная жизнь. Очевидно, метафора «шелест новостей и истин» означает разговоры о простых и понятных, а потому настоящих вещах, которые поэт принимает всем сердцем. А «шорох снов» может означать как частое обсуждение сновидений, так и лёгкие и счастливые дни, похожие на сон. Это предположение подтверждается фразой: «Твой смысл, как воздух, бескорыстен» , - в которой есть характерное сравнение - «как воздух» . Такой видит возлюбленную лирический герой стихотворения. Но Пастернак замечает и источники столько лёгкого нрава и отношения к жизни: «Ты из семьи таких основ», - и это вызывает у него бесспорное одобрение. Удивительно, но интеллигентному и интеллектуальному человеку, в голове которого идёт постоянный творческий процесс, приятно…

Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,

Не засоряясь? … Что имеет в виду поэт? Пожалуй, не просто словесный сор, а сор долгих и мучительных выяснений отношений. Им он противопоставляет семьи других «основ» и подытоживает: «Все это - не большая хитрость» .

Бесхитростное, но мелодичное стихотворение, состоящее из 3 строф, легко запоминается читателю благодаря использованному в нём четырёхстопному ямбу (двусложная стопа с ударением на втором слоге) и перекрёстной рифме .

Пастернак, обнаружив в своей новой возлюбленной заметную растерянность и непонимание его стихотворений, дал обещание, что специально для Зинаиды будет писать стихи более простым и понятным языком. Произведение «Любить иных - тяжелый крест» вполне может быть подтверждением того, что поэт стремился быть понятым женой и, скорее всего, добился своей цели.

Морозова Ирина

  • «Доктор Живаго», анализ романа Пастернака
  • «Зимняя ночь»(Мело, мело по всей земле...), анализ стихотворения Пастернака
  • «Июль», анализ стихотворения Пастернака