Домой / 10-11 классы / Вариант 13 часть 2 русский язык. Правописание разных частей речи

Вариант 13 часть 2 русский язык. Правописание разных частей речи

Вариант 13

Часть 1.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Многие тысячелетия эталоном быстроты для человека был бешено мчащийся конь, поэтому изобретение колесницы не могло не тешить (скорости-то до 40 километров в час!) самолюбие наших предков. (2)….сейчас, когда космонавты облетают Землю со скоростью30 тысяч километров в час, огромностью скоростей уже никого не удивишь. (3)Достойно удивления другое: не физическая быстрота перемещения вещей и людей, а темп происходящих на планете перемен, темп, уже явно несоизмеримый с природой человека, с привычными для него мерками.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Многие тысячелетия эталоном быстроты для человека был конь, поэтому изобретение колесницы тешило самолюбие наших предков.

2. Темп происходящих на планете перемен, а не огромность скоростей, эталоны которых сильно изменились, достоин удивления.

3. Огромностью скоростей никого не удивишь, потому что космонавты облетают Землю со скоростью 30 тысяч километров в час.

4. Физическая быстрота перемещения вещей и людей достойна удивления.

5. Достоин удивления темп происходящих на планете перемен, а не огромность скоростей, эталоны которых сильно изменились.

2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

А также К счастью, Иными словами, Разве Однако

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРИРОДА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРИРОДА, -ы, ж.

1. Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Мёртвая п. (неорганический мир: не растения, не животные). Живая п. (органический мир).

2. Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку. Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы.

3. Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства). Любоваться природой. На лоне природы. Выезжать на природу (прост.).

4. перен., чего. Основное свойство, сущность (книжн.). П. социальных отношений. Вирусная п. заболевания.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

обеспЕчение сорИт отключЁнный озлОбить добрАлась

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Уединённый господский дом, стоящий над речкою, от ветра ОГРАЖДАЛИ горы

2. Он понимал, что в обществе нет абсолютного доверия врачам, точнее ЭТИЧНЫМ ценностям практикующих врачей.

3. Опасности в горах обычные: лавины, ЛЕДОВЫЕ трещины, погода, высотная болезнь...

4. Родина ЗАПЛАТИТ бессмертьем тем, кто отдаст ей жизнь на поле боя.

5. Изысканным и элегантным костюмам он предпочитал одежду ПРАКТИЧНУЮ, удобную и недорогую.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

опытные ШОФЁРЫ серьёзных РАЗДУМЬЕВ благодаря ПРОГНОЗУ САМЫЙ ДОБРЫЙ человек с ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ рублями

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) ошибка в построении предложения с однородными членами

Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Д) неправильное построение предложения с косвенной речью

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Гости поздравили Бульбу и обоих юношей и сказали им, что вы делаете доброе дело.

2) В журнале «Огонёк» по- прежнему можно найти много интересного материала.

3) Мысли, посещавшие Дали во время создания картин, всегда были причудливы.

4) Байкал - глубочайшее озеро нашей планеты и самый крупный резервуар пресной воды.

5) Мы встретились, отъехав от города Сочей несколько километров.

6) Он чувствовал, что душа его наполнена восхищением и любовью к матери.

7) На графиках показаны двадцать один этап соревнований.

8) Герб с изображением льва, держащий в лапах щит, символизирует доблесть.

9) Он прислушивался к тишине городка, застывшей без единого звука.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков 7

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

запр...щающий б...зироваться м...муары возг...рание к..силка

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр...морский, пр...остановить

и...целить, ра...долье

пр...бабка, пр...молчать

бе...донный, во...певающий

пр...обладать, пр...школьный

10.

усидч...вый подмиг...вать переговар...ваться недоум...вать заботл...вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

скос...шь перенима...мый независ...мый поджар...шь прав...м

12. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Н(1)кто сейчас уже н(2) обращал внимания н(3) на слова, н(4) на н(5)кому н(6) известного лейтенанта. 12

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. Дамы (НА)ПЕРЕБОЙ восхищались КАКИМ(ТО) поручиком.

2. (НА)ВСТРЕЧУ попался трактор, обдав велосипедиста клубами пыли, и (С)НОВА стало пустынно.

3. Обидно прожить жизнь, не узнав себя - человека, который был тебе (В)РОДЕ ближе всех и которого ты так (ПО)НАСТОЯЩЕМУ любил.

4. Теперь мне кажется, что он был КАК(ТО) (С)ВЕРХ меры весел и беспечен.

5. (НЕ)СМОТРЯ на то, что мы чувствовали приближение вечера, ВСЁ(ТАКИ) темнота застала нас врасплох.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В одно тума(1)ое утро задрожала земля под копытами татарской ко(2)ицы, и, не потеряв ни одного человека убитым или ране(3)ым, степняки унеслись в пустоту своей никому уже не интересной судьбы.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Вот уж и стука и крика и бубенцов не слыхать.

2. Он лёг в постель и забылся свинцовым и безотрадным сном.

3. В этом деле есть и свои преимущества и свои недостатки.

4. Цветущую ромашку встретишь и на лесных опушках и на полях и вдоль дорог и по берегам рек.

5. С первым морозом кусты и деревья даже камыши и высокие травы опушились блестящим инеем.

16.

Две-три минуты он не шевелился (1) пережидая беззвучные аплодисменты зала (2) затем качнулся (3) уронив руки (4) сделал шаг-другой к балкону и медленно отворил дверь (5) впуская внутрь тугое дыхание ночного залива.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Лес тянется на много вёрст, много в нём хвои и (1) верно (2) достаточно зверья. Насекомоядная птица по своей прожорливости могла бы съесть сразу всех каких-нибудь там личинок (3) однако (4) её возможности ограничены самой природой.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я не знаю (1) хорошо ли играли актёры (2) не знаю (3) какова была режиссура (4) не знаю (5) удачной ли оказалась инсценировка (6) ничего не знаю (7) потому что подобного спектакля я более не видел.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Садилось солнце (1) и (2) казалось (3) что последняя тишина опустилась на землю (4) и я больше никогда не услышу человеческого голоса.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Однажды я прочитал удивительную книгу. (2)В ней рассказывалось, как мальчик и девочка, Карик и Валя, забрались в лабораторию знакомого профессора и выпили какую-то вкусную розовую жидкость, которая пахла персиками. (З)Потом мальчик и девочка сели на подоконник, болтая ногами, и тут... (4)Всё вокруг них начало неудержимо расти, а сами Карик и Валя стали такими маленькими, что запросто уместились на спине стрекозы, которая как раз опустилась на подоконник. (5)Стрекоза унесла их в дремучие заросли на берегу ручья. (6)И началось путешествие двух человечков в зелёной стране, населённой удивительными «зверями» - муравьями, осами, бабочками, жуками. (7)Книга называлась «Приключения Карика и Вали». (8)Написал её прекрасный писатель Ян Ларри.

(9)Помню потом свои увлекательные мысленные странствия где-нибудь на лесной поляне. (10)Я лежал на животе прямо в чаще зелёных трав - травинки кололись, муравьи забирались под майку, отчаянно щекотали, кусали, в носу свербило от острого аромата цветов, трав, земли, а пылкое моё воображение следовало за каким-нибудь муравьём по узкой тропке среди толстенных травяных стволов, похожих на тропический бамбук.

(11)Я карабкался по толстым изогнутым лианам стеблей, пытаясь добраться до соблазнительных этих плодов, повисал на прохладных розоватых лопастях чашелистиков и наконец погружался в восхитительную, пахучую мякоть ягод, пачкаясь в алом липком соке...

(12)Потом, омывшись каплей росы, вскакивал на спину жука-жужелицы и, держась за острые края его ребристого, мутно блестящего панциря, мчался по неизвестным дорогам дремучих джунглей быстрее самого быстрого автомобиля...

(13)Я жил в дебрях какого-нибудь куста или в цветке, как Дюймовочка, летал на спине приручённой стрекозы над бескрайним океаном трав, как Карик и Валя...

(14)Ах, как жаль, что всё это только в воображении, как жаль! (15)«Счастливая, невозвратимая пора - детство!» (16)Почему так быстро проходит оно? (17)Почему сами мы так легко и как будто даже охотно расстаёмся с ним? (18)3ачем? (19)Разве детская восторженность, внимательность, живость помешали бы нам заниматься «взрослыми» своими делами? (20)Не детской ли восторженностью, внимательностью, умением видеть и удивляться отличались многие величайшие учёные, писатели, художники, путешественники? (21)Они были выше удручающей, однообразной рутины так называемой взрослой жизни - это и помогло им совершать открытия, создавать художественные произведения, отправляться на исследования новых земель. (22) Стремление к сугубой материальности, беспрестанная оценка всего на свете с точки зрения утилитарной, сиюминутной, сплошь да рядом лишь экономической пользы не привели ли иных из нас к самой, может быть, страшной болезни двадцатого века - вещизму? (23)Вещизму со всеми вытекающими из этого печального явления последствиями: холодностью в отношениях друг с другом, неискренностью, бесчувствием, эгоизмом, забвением той необходимой истины, что люди всё- таки братья, что человек часть природы и что обращаться нам друг с другом, да и с природой, необходимо по-человечески...

(По Ю. Аракчееву *)

* Юрий Сергеевич Аракчеев (род. в 1939 г.) член Союза писателей и Союза фотохудожников России. Его статьи, рассказы, очерки и фотографии публиковались во многих газетах, журналах, книгах. Самыми известными из них являются: «Луна над пустыней», «Джунгли во дворе», «В Стране Синих Махаонов», «Путешествие в удивительный мир». Ю. Аракчеев является также автором около десятка книжек для самых маленьких в издательстве

«Малыш»: «Часы», «Чудеса из глины», «Синеокая Ока» и др.

20. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста?

1. Стрекоза унесла Карика и Валю в дремучие заросли на берегу ручья.

2. Детская восторженность, внимательность, живость помешали заниматься взрослым своими делами.

3. Стремление к сугубой материальности привели иных из нас к самой страшной болезни двадцатого века - вещизму.

4. Многие величайшие учёные, писатели, художники, путешественники не отличались восторженностью и внимательностью.

5. Пылкое моё воображение следовало за каким-нибудь муравьём по узкой тропке среди толстенных травяных стволов.

21. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными?

1. Предложения 10-11 содержат элементы описания.

2. В предложениях 1-6 представлено повествование.

3. В предложении 9 содержится вывод из содержания предложений 1-8.

4. Предложение 23 содержит ответ на вопрос, сформулированный в предложении 22.

5. В предложениях 15-20 представлено рассуждение.

22. Из предложений 21-23 выпишите фразеологизм.

23. Среди предложений 1-5 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи наречия и лексического повтора.

24. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

«Счастливая пора - детство. Сколько открытий дарует она человеку! И как замечательно было бы подольше сохранить детскую восторженность, внимательность, живость. Этой проблеме посвящён текст Ю. Аракчеева. Рассказывая о своих детских впечатлениях, полученных после прочтения книги Яна Ларри «Приключения Карика и Вали», автор широко использует такой троп, как (А) (дремучие заросли, удивительными «зверями», увлекательные мысленные странствия, в восхитительную, пахучую мякоть и др.), предложения этой части текста изобилуют (Б) (предложения 10, 11, 12).Рассуждения о том, что даёт сохранение «детскости» и во взрослой жизни, начинаются с (В)(предложения 14, 15) и целого ряда (Г) (предложения 16, 17, 18, 19, 20)».

Список терминов:

1) эпитеты

2) сравнение

3) риторические вопросы

4) парцелляция

5) восклицательные предложения

6) ряды однородных членов

7) гипербола

8) синтаксический параллелизм

9) разговорная лексика и фразеология

Часть 2.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы к варианту 13

1 25

2 однако

3 4

4 добралась

5 этическим или этический

6 раздумий

7 57681

8 возгорание

9 приморскийприостановить

10 недоумевать

11 перенимаемый

12 1345

13 навстречуснова

14 12

15 35

16 12345

17 123

18 1234567

19 13

20 24

21 34

22 сплошьдарядом

23 3

24 1653

1. Проблема детского восприятия мира. (Чем отличается детское восприятие мира от взрослого?)1. Детское восприятие мира отличается непосредственностью, умением удивляться.

2. Проблема сохранения непосредственности детского восприятия взрослыми людьми. (Чем может помочь детское восприятие мира человеку?) 2. Сохранение детской остроты восприятия мира помогает людям совершать научные открытия, создавать художественные произведения, исследовать новые земли.

3. Проблема вещизма. (В чем опасность болезни 20 века - вещизма?) 3. Последствия вещизма с его сугубо материальным, утилитарным взглядом на мир - это эгоизм, неискренность, разобщенность людей.

Обо всех неточностях пишите на почту (с указанием номера варианта и задания): [email protected]

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)На основании анализа эмпирических и экспериментальных данных учёные сделали убедительные выводы о том, что у человека, основным источником информации для которого является Интернет, существенно меняется восприятие. (2)Исследователи выявили очевидные перемены в способности концентрировать внимание и запоминать информацию: эта способность имеет тенденцию к снижению. (3)«Природа» чтения _______ изменилась: внимание читающего человека стало поверхностным, «порхающим».

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Учёные выяснили, что у человека, получающего информацию преимущественно из Интернета, меняется восприятие: снижается способность концентрировать внимание, запоминать информацию, меняется «природа» чтения.

2. Исследователи выявили очевидное увеличение способности концентрировать внимание и запоминать информацию у человека, для которого Интернет становится единственным источником информации.

3. У людей, основным источником информации для которых является Интернет, учёные выявили очевидные перемены в «природе» чтения текстов, в способности концентрировать внимание и запоминать информацию, существенное изменение восприятия.

4. Учёные выяснили, что у детей, получающих основную информацию из Сети, меняется восприятие, и первыми о переменах в способности запоминать заговорили учителя.

5. На основании анализа экспериментальных данных учёные сделали выводы, что у человека, основным источником информации для которого является Интернет, развивается синдром «приобретённого дефицита внимания».

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. как только

3. потому что

4. лишь бы

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРИРОДА. Определите значение, в котором это слово употреблено 
в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРИРОДА, -ы, ж.

1. Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Мёртвая п. (неорганический мир: не растения, не животные). Живая п. (органический мир).

2. Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку. Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы.

3. Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства). Любоваться природой. На лоне природы. Выезжать на природу (прост.).

4. перен., чего. Основное свойство, сущность (книжн.). П. социальных отношений. Вирусная п. заболевания.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

облилАсь

дозвонЯтся

нАживший

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Уединённый господский дом, стоящий над речкою, от ветра ОГРАЖДАЛИ горы

2. Он понимал, что в обществе нет абсолютного доверия врачам, точнее ЭТИЧНЫМ ценностям практикующих врачей.

3. Опасности в горах обычные: лавины, ЛЕДОВЫЕ трещины, погода, высотная болезнь...

4. Родина ЗАПЛАТИТ бессмертьем тем, кто отдаст ей жизнь на поле боя.

5. Изысканным и элегантным костюмам он предпочитал одежду ПРАКТИЧНУЮ, удобную и недорогую.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

поднялся БОЛЕЕ ВЫШЕ

ПОЕЗЖАЙ вперёд

ЧЕТВЕРО саней

ПОПРОБУЕМ решить

нет ВРЕМЕНИ

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 1) Ватикан - единственное государство в мире, не имеющем своего народа.
Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 2) Дети должны чувствовать себя детьми, что бы вокруг них ни происходило.
В) ошибка в построении предложения с однородными членами 3) Стая скворцов вмиг рассеялась и разместилась на ветках яблонь, только освободившихся от снега.
Г) нарушение построения предложения с причастным оборотом 4) Читателя завораживает романтическая история встречи и первой любви героя.
Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 5) Прочитав новый роман известного писателя, я захотел прочитать и его повести.
6) До появления романа «Белой гвардии» М. Булгакова воспринимали только как сатирика.
7) Музыка А. Моцарта не только благотворно воздействует на людей, но и на растения.
8) Никто, кроме родителей, не поддержали меня.
9) Долго петляя по извилистым улочкам, старый город открылся нам с новой стороны.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

к..рикатура

инц..дент

разг..реться

кор..бельный

инт..ресный

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр...морский, пр...остановить

и...целить, ра...долье

пр...бабка, пр...молчать

бе...донный, во...певающий

пр...обладать, пр...школьный

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква О.

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

(токарь) точ..т

неприемл..мые (условия)

(рука) сгиба..тся

омыва..мые

несгора..мый

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Она живо повернулась к нему гневным движением, ещё (НЕ)УСПЕВШИМ передаться взгляду, но тотчас рассмеялась.

2. Где-то там, далеко внизу, в семи верстах (НЕ)ВИДИМОЕ отсюда именьице Шахматово.

3. В этот час мирной благодати хорошо прогуливаться перед флигелем с (НЕ)ПОКРЫТОЙ головой.

4. День стоял (НЕ)ЯРКИЙ, но светлый и тихий - какой-то сонный.

5. Природа устроена так, что самая (НЕ)ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ козявка хранит в себе всеобщие закономерности.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. Грибы попадались (ИЗ)РЕДКА, и мы проходили бы (В)ТЕЧЕНИЕ дня, но нам помешал дождь.

2. (КОЕ)ГДЕ открывались небольшие озерки, БУД(ТО) упавшие на землю и оправленные в зелень зеркала.

3. И тотчас (В)НОВЬ в лесу стали расти пихты, (С)НАЧАЛА маленькие, а потом всё выше и выше.

4. (В)ОТЛИЧИЕ от изнеженного южного родственника кипариса, можжевельник забирается далеко на север, растёт (В)БЛИЗИ вечных снегов.

5. Сегодня ТАК(ЖЕ), как вчера, у меня ничто не клеилось, за ЧТО(БЫ) я ни брался.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Купле (1)ые вещи были тщательно упакова(2)ы и аккуратно сложе(3)ы в карто(4)ые коробки.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Природа проходит через влюблённое и вечно творящее сердце поэта 
и запечатлевается в его лирических строках.

2. Инверсия является одним из важнейших средств интонационно-синтаксического выделения слов или словосочетаний.

3. Лёгкий ветерок то просыпался то утихал.

4. В этом портрете есть и лёгкость манеры и тонкость колористической гаммы и психологизм образа.

5. Двигатель не успел по-настоящему остыть и его запустили в течение нескольких минут.

16

Цветы (1) сливаясь в целую лесную поляну (2) и образуя открытое пространство (3) при ближайшем рассмотрении поражали идеальной формой каждого венчика (4) обрамлённого нежными лепестками.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

От прямых ответов и моих прямых вопросов она (1) впрочем (2) ловко увиливала. Даже трубы (3) мне (4) казалось (5) в её присутствии дымили застенчиво и не в полную силу.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я не знаю (1) хорошо ли играли актёры (2) не знаю (3) какова была режиссура (4) не знаю (5) удачной ли оказалась инсценировка (6) ничего не знаю (7) потому что подобного спектакля я более не видел.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мы решили (1) что нам уже нельзя больше оставаться в городе (2) и (3) что (4) когда я добуду немного денег (5) то мы переедем в другое место.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

На одного оператора машинного доения в современном комплексе падает 51 корова.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1) Я живу на новостройке. (2) За моим домом начинается картофельное поле. (3) Наш дом еще не телефонизировали. (4) Поэтому возле него установлена будка телефона-автомата.

(5) Однажды моей соседке по коридору, Полине Ивановне, из смежной квартиры, сделалось плохо с сердцем. (6) Возле будки телефона-автомата скопилось достаточно много народа, я объяснил, в чем дело, и меня пропустили вне очереди. (7) Однако оказалось, что вызвать неотложку не так-то просто. (8) То абонент оказывался занят, то почему-то не снимали трубку.

(9) И вдруг дверца кабины распахнулась, и через мое плечо нажали на рычаг. (10) Передо мной стояла девушка лет двадцати. (11) Очень красивая. (12) Той редкой, бросающейся в глаза красотой, о которой поэт говорил: (13) «Слепой лишь ее не заметит…». (14) Подобная красота столь же редкий дар природы для человека, как талант или даже гениальность. (15) И поэтому поражает.

(16) –Мне надо позвонить, –сказала девушка. (17) «Мне надо!» –для нее это уже значило все. (18) –Меня там ждут. (19) Я спешу! (20) Вы понимаете это?! –добавила она с тем раздражением в голосе, что, мол, мне некогда, а тут некоторые, –она выразительно посмотрела на меня…

(21) –Ну и что? –возмущенно раздалось из очереди. (22) –Не мешайте гражданину.

(23) Я приготовил другую монету, но она выскользнула у меня из рук и покатилась по тротуару.

(24) Пока мне помогали ее поднять, девушка впорхнула в будку и набрала нужный ей номер.

(25) –Что же вы ее пропустили? – укоризненно сказал я мужчине, стоящему перед дверью первым.

(26) –Себе дороже будет! – усмехнулся он. (27) –У меня свои такие. (28) Им слова не скажи, лучше отойти да стать в сторонку.

(29)Девушка разговаривала в будке громко, не обращая на посторонних внимания, поэтому слышно было всем.

(30)- Серёжа! - кричала она. (31)- Как договорились, жду на условленном месте.

(32)Видимо, абонент что-то пробурчал недовольно, сделал ей какое-то замечание, девушка оглянулась на нас: (33)- Да тут всякие...

(34)Она неторопливо повесила трубку и величаво прошла мимо нас, гордо вскинув подбородок, а возле меня она приостановилась и шепнула так, чтоб не слышно было другим:

(35)- Уродина!..

(36)Во второй раз я дозвонился быстро, продиктовал адрес и поспешил к лифту, помня, что Полина Ивановна в квартире осталась одна.

(37)Дверь в квартиру к Полине Ивановне оказалась незапертой.

(38)Полина Ивановна лежала на кровати, прикрыв глаза.

(39)- Сейчас приедет неотложка.

(40)- Спасибо.

(41)- Как вы себя чувствуете?

(42)-Лучше.

(43)Полина Ивановна молчала. (44)И я молчал, не зная, что говорить, что делать.


ВАРИАНТ 13 ЕГЭ-2015

Часть 1

Ответами к заданиям 1- 24 являются число, слово, словосочетание или последовательность слов, чисел . Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите

в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, Каждую букву и цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3.

(1)Желание человека подняться в воздушное пространство и передвигаться в нём как идея существует давно. (2)Основную роль в возникновении подобного желания и в первых попытках его осуществления сыграло существование на Земле птиц и летающих насекомых. (3)Возможность подняться в воздух, возможность двигаться в воздушном океане без точки опоры на земле, казалась человеку осуществимой лишь при условии, что он овладеет теми же приспособлениями для полёта, которыми располагает птица.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Основную роль в появлении у человека желания летать сыграли летающие насекомые.

2) Давняя мечта человека о передвижении в воздушном пространстве казалась осуществимой только при условии овладения теми же приспособлениями для полёта, что есть у птицы.

3) Мечта человека передвигаться по воздуху существует очень давно, и люди делали всё возможное для её осуществления.

4) Человек давно мечтал двигаться в воздухе без точки опоры.

5) Человек мечтал о возможности летать и считал это возможным, если он овладеет теми же приспособлениями для полёта, что есть у птиц.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

именно конечно во-первых, хотя даже

Ответ:_______________________________________

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРОСТРАНСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению, в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРОСТРАНСТВО , -а, ср.

1) Одна из форм (наряду со временем) существования бесконечно развивающейся материи, характеризующаяся протяжённостью и объёмом. Вне времени и пространства нет движения материи.

2) Протяжённость, место, не ограниченное видимыми пределами. Небесное п. Воздушное п. Степные пространства. На всём пространстве пустыни. Смотреть в п. (о невидящем, отсутствующем взгляде).

3) Промежуток между чем-н., место, где что-н. вмещается. Свободное п. между окном и дверью.

Ответ:_______________________________________

4. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

намерЕние прибЫв красИвейший мозаИчный бАнты

Ответ:_______________________________________

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Туристическая фирма обязана ПРЕДОСТАВИТЬ потребителю информацию о своей государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего её органа.

К ИГРОВОМУ кино относятся практически все произведения кинематографа, за исключением части документального кино.

В соответствии с «Правилами предоставления услуг почтовой связи» заказное письмо только тогда считается доставленным, когда АДРЕСАТ лично расписался в уведомлении о вручении.

После мокрого снегопада необходимо ОТРЯХНУТЬ снег с ветвей деревьев, чтобы они не поломались.

Этот ВЕЛИКИЙ роман пришёлся по душе читателям.

Ответ:_______________________________________

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПОПРОБОВАЕМ СЛОЖНЕЙШИЙ килограмм ЯБЛОК

ИХ строения пара ПОЛОТЕНЕЦ

Ответ:_______________________________________

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Прочитав пьесу А.В. Вампилова, мне захотелось посмотреть eё постановку в театре.

Б) Фёдор Михайлович Достоевский в своей книге «Дневниках писателя» писал, что высшая и самая характерная черта российского народа – это чувство справедливости.

В) Те, кто читал критическую статью Н.А. Добролюбова, знаком с оценкой критика «тёмного царства».

Г) А.П. Чехов вспоминал о том, что «я и мои сёстры знали французский, немецкий и английский языки».

Д) Благодаря творчества писателя Е.В. Носова люди становятся добрее, щедрее душой.

Ответ:

А

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

альм..нах распол..гаться д..ректива соприк..снувшись обог..щение

Ответ:_______________________________________

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

по..солнечник, о..бросить пр..обрёл, пр..морье

бе..культурье, ра..бросать пред..стория, пост..мпрессионизм

пр..вращаться, пр..городный

Ответ:_______________________________________

10. Е .

засушл..вый корн..вой солом..нка осва..вать настойч..вый

Ответ:_______________________________________

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И .

провоз..шься выкидыва..шь шифру..мый

подбадрива..мый приоткрыва..шь

Ответ:_______________________________________

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

Алёша был человеком тихим, деликатным: за всю жизнь (НЕ)СКАЗАЛ людям обидного слова.

Николаю (НЕ)ХВАТАЛО терпения, чтобы выполнить задуманное до конца.

(НЕ)КТО прошёл через калитку и свернул к дому брата.

Писатель размышлял над ещё (НЕ)ЗАКОНЧЕННОЙ повестью.

Явление затмения Луны отмечали (НЕ)РАЗ.

Ответ:_______________________________________

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Нет возможности рассмотреть на картине фигуру блудного сына, лица его почти не видно, но (В)СЛЕД за ним мы мысленно падаем на колени и ТАК(ЖЕ) переживаем встречу с отцом, как и вернувшийся сын.

(В)ТЕЧЕНИЕ суток М.В. Ломоносов наблюдал прохождение Венеры по солнечному диску и (В)ПОСЛЕДСТВИИ опубликовал свои выводы в специальной работе.

(В)СЛЕДСТВИЕ того что работа электрических потенциальных сил не зависит от формы пути единичного заряда, на каждом из параллельно соединённых проводников возникает одно и ТО(ЖЕ) напряжение.

В ответ на веские доводы доктор согласился быть моим секундантом, я дал ему ТО(ЖЕ) несколько наставлений (НА)СЧЁТ условий поединка.

Мы дошли до цели (ЗА)СВЕТЛО, (ПРИ)ЭТОМ потратив всего два часа.

Ответ:_______________________________________

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Уценё(1)ая вещица была прода(2)а коллекционеру, а её бывший владелец, даже не заходя в гости(3)ицу, отправился на вокзал.

Ответ:_______________________________________

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.

2) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.

3) Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность.

4) Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями.

5) И рожь и овёс занимают в нашей стране большие площади.

Ответ:_______________________________________

16. Расставьте знаки препинания:

Смешиваясь с солёными морскими ветрами (1) запах цитрусовых (2) создаёт (3) целебно действующую (4) на людей атмосферу.

Ответ:_______________________________________

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

С одной стороны (1) безмолвствовали горы, с другой стороны (2) шумело море. С одной стороны (3) автомобили полезны, а с другой стороны (4) всем известен тот вред, который они наносят окружающей среде.

Ответ:_______________________________________

18. Расставьте знаки препинания : укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В 80-е годы XIX века Шишкин (1) создаёт много картин (2) в сюжетах (3) которых (4) он по-прежнему обращается к жизни русского леса, русских лугов и полей.

Ответ:_______________________________________

19. Расставьте знаки препинания : укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Но река величаво несёт свои воды (1) и какое ей дело до этих цветов (2) которые плывут (3) по воде (4) как недавно плыли льдины.

Ответ:_______________________________________

Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25.

(1)Мир вокруг нас меняется. (2)И язык, который существует в меняющемся мире и не меняется сам, перестаёт выполнять свою функцию. (3)Мы не сможем говорить на нём об этом мире, потому что у нас просто не хватит слов. (4)И не так уж важно, идёт ли речь о домовых сычах, новых технологиях или новых политических и экономических реалиях. (5)Объективно всё правильно, язык должен меняться, и он меняется. (6)Более того, запаздывание изменений приносит людям значительное неудобство, но и очень быстрые изменения могут мешать и раздражать.

(7)Что же конкретно мешает мне и раздражает меня?

(8)Не люблю, когда я не понимаю отдельных слов в тексте или в чьей-то речи. (9)Да-же если я понимаю, что это слово из английского языка, и могу вспомнить, что оно там значит, меня это раздражает. (10)Позавчера я споткнулся на стритрейсерах, вчера – на трендсеттерах, сегодня – на дауншифтерах, и я точно знаю, что завтра будет только хуже.

(11)К заимствованиям быстро привыкаешь, и уже сейчас трудно представить себе русский язык без слова «компьютер» или даже без слова «пиар» (хотя многие его и недолюбливают). (12)Я, например, давно привык к слову «менеджер», но вот никак не могу разобраться во всех этих «сейлз-менеджерах», «аккаунт-менеджерах» и им подобных. (13)Я понимаю, что без «специалиста по недвижимости» или «специалиста по порождению идей» не обойтись, но ужасно раздражает, что одновременно существуют «риэлтор», «риелтор», «риэлтер» и «риелтер», а также «криэйтор», «криейтор» и «креатор». (14)А лингвисты при этом либо просто не успевают советовать, либо дают взаимоисключающие рекомендации.

(15)Когда-то я с лёгкой иронией относился к эмигрантам, приезжающим в Россию и не понимающим некоторых важных слов, того же «пиара», скажем. (16)И вот теперь я сам, даже никуда не уезжая, обнаружил, что некоторые слова я не то чтобы совсем не понимаю, но понимаю их только потому, что знаю иностранные языки, прежде всего английский. (17)Мне, например, стало трудно читать спортивные газеты (почему-то спортивные журналисты особенно не любят переводить с английского на русский, а предпочитают сразу заимствовать). (18)В репортажах о боксе появились загадочные «панчеры» и «круэеры»; в репортажах о футболе – «дерби», «монегаски» и «манкунианцы». (19)Да что говорить, я перестал понимать, о каких видах спорта идёт речь! (20)Я не знал, что такое кёрлинг, кайтинг или банджи-джампинг (теперь знаю).

(21)Окончательно добил меня хоккейный репортаж, в котором было сказано о канадском хоккеисте, забившем гол и сделавшем две «ассистенции». (22)Поняв, что речь идёт о голевых пасах (или передачах), я, во-первых, поразился возможностям языка, а во-вторых, разозлился на журналиста, которому то ли лень было перевести слово, то ли, как говорится, «западло». (23)Потом я, правда, сообразил, что был не вполне прав не только по отношению к эмигрантам, но и к спортивному журналисту. (24)Ведь глагол «ассистировать» (в значении «делать голевой пас»), да и слово «ассистент» в соответствующем значении уже стали частью русской спортивной терминологии. (25)Так чем хуже «ассистенция»? (26)Но правды ради должен сказать, что более я этого слова не встречал.

(27)Думаю, что почти у каждого, кто обращает внимание на язык, найдутся претензии к сегодняшнему его состоянию, может быть, похожие, может быть, какие-то другие (вкусы ведь у нас у всех разные, в том числе и языковые).

(28)Я, в принципе, не против сленга (и других жаргонов). (29)Я просто хочу понимать, где граница между ним и литературным языком. (30)Я, в принципе, не против заимствований, я только хочу, чтобы русский язык успевал их осваивать; я хочу знать, где в этих словах ставить ударение и как их правильно писать. (31)Я, в принципе, не против языковой свободы: она, (конечно, в разумных пределах) способствует творчеству и делает речь более выразительной.

(32)Но мне не нравится языковой хаос (который вообще-то является её обратной стороной), когда уже не понимаешь, игра это или безграмотность, выразительность или грубость.

(По М.А. Кронгаузу*)

* Максим Анисимович Кронгауз (род. в 1058 г.) – доктор филологических наук, автор научных монографий и многочисленных публикаций в периодических и интернет-изданиях.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Современный язык перестал выполнять свою основную функцию.

2) Восприятие высказываний на родном языке не должно быть затруднено из-за обилия заимствованных слов.

3) Важно, чтобы язык успевал осваивать иноязычные заимствования.

4) Написание и произношение ещё не освоенных языком иноязычных заимствований сегодня не всегда регулируется строгой нормой.

5) К заимствованным словам привыкнуть невозможно.

Ответ:_______________________________________

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1-6 содержится рассуждение.

2) В предложениях 8-10 представлено повествование.

3) Предложения 15-17 содержат рассуждение.

4) Предложение 24 объясняет содержание предложения 23.

5) В предложениях 31-32 содержится повествование.

Ответ:_______________________________________

22. Из предложения 4-5 выпишите фразеологизм.

Ответ:_______________________________________

23. Среди предложений 1-7 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного и указательного местоимений, лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_______________________________________

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термин из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. «Неравнодушие автора к поставленной проблеме, а также его стремление разобраться в своих чувствах, вызванных сложившейся в обществе языковой ситуацией, обнаруживают использованные в тексте синтаксические средства: (А)___________ (предложение 19) и (Б) ___________(предложения 22, 23). В то же время М. Кронгауз стремится к объективности своих оценок, используя с этой целью ещё одно синтаксическое средство – (В) ___________(предложение 25). Анализируя языковую ситуацию, сложившуюся в обществе, в качестве иллюстрации своих высказываний лингвист употребляет лексическое средство – (Г) ___________ (например, «стритрейсер», «трендсеттер», «дауншифтер» в предложении 10)».

Список терминов:

1) контекстные синонимы

2) вводные слова

3) фразеологизм

4) метафора

5) вопросительное предложение

6) противопоставление

7) заимствованные слова

8) вопросно-ответная форма изложения

9) восклицательное предложение

Ответ:

А

Часть 2

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ОТВЕТЫ

ВАРИАНТ 13 ЕГЭ-2015

к заданиям части 1

задания

ИНФОРМАЦИЯ О ТЕКСТЕ

ЧАСТИ 2

Примерный круг проблем

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)На основании анализа эмпирических и экспериментальных данных учёные сделали убедительные выводы о том, что у человека, основным источником информации для которого является Интернет, существенно меняется восприятие. (2)Исследователи выявили очевидные перемены в способности концентрировать внимание и запоминать информацию: эта способность имеет тенденцию к снижению. (3)«Природа» чтения _______ изменилась: внимание читающего человека стало поверхностным, «порхающим».

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Учёные выяснили, что у человека, получающего информацию преимущественно из Интернета, меняется восприятие: снижается способность концентрировать внимание, запоминать информацию, меняется «природа» чтения.

2. Исследователи выявили очевидное увеличение способности концентрировать внимание и запоминать информацию у человека, для которого Интернет становится единственным источником информации.

3. У людей, основным источником информации для которых является Интернет, учёные выявили очевидные перемены в «природе» чтения текстов, в способности концентрировать внимание и запоминать информацию, существенное изменение восприятия.

4. Учёные выяснили, что у детей, получающих основную информацию из Сети, меняется восприятие, и первыми о переменах в способности запоминать заговорили учителя.

5. На основании анализа экспериментальных данных учёные сделали выводы, что у человека, основным источником информации для которого является Интернет, развивается синдром «приобретённого дефицита внимания».

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. как только

3. потому что

4. лишь бы

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРИРОДА. Определите значение, в котором это слово употреблено 
в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРИРОДА, -ы, ж.

1. Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Мёртвая п. (неорганический мир: не растения, не животные). Живая п. (органический мир).

2. Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку. Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы.

3. Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства). Любоваться природой. На лоне природы. Выезжать на природу (прост.).

4. перен., чего. Основное свойство, сущность (книжн.). П. социальных отношений. Вирусная п. заболевания.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

облилАсь

дозвонЯтся

нАживший

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Уединённый господский дом, стоящий над речкою, от ветра ОГРАЖДАЛИ горы

2. Он понимал, что в обществе нет абсолютного доверия врачам, точнее ЭТИЧНЫМ ценностям практикующих врачей.

3. Опасности в горах обычные: лавины, ЛЕДОВЫЕ трещины, погода, высотная болезнь...

4. Родина ЗАПЛАТИТ бессмертьем тем, кто отдаст ей жизнь на поле боя.

5. Изысканным и элегантным костюмам он предпочитал одежду ПРАКТИЧНУЮ, удобную и недорогую.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

поднялся БОЛЕЕ ВЫШЕ

ПОЕЗЖАЙ вперёд

ЧЕТВЕРО саней

ПОПРОБУЕМ решить

нет ВРЕМЕНИ

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 1) Ватикан - единственное государство в мире, не имеющем своего народа.
Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 2) Дети должны чувствовать себя детьми, что бы вокруг них ни происходило.
В) ошибка в построении предложения с однородными членами 3) Стая скворцов вмиг рассеялась и разместилась на ветках яблонь, только освободившихся от снега.
Г) нарушение построения предложения с причастным оборотом 4) Читателя завораживает романтическая история встречи и первой любви героя.
Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 5) Прочитав новый роман известного писателя, я захотел прочитать и его повести.
6) До появления романа «Белой гвардии» М. Булгакова воспринимали только как сатирика.
7) Музыка А. Моцарта не только благотворно воздействует на людей, но и на растения.
8) Никто, кроме родителей, не поддержали меня.
9) Долго петляя по извилистым улочкам, старый город открылся нам с новой стороны.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

к..рикатура

инц..дент

разг..реться

кор..бельный

инт..ресный

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр...морский, пр...остановить

и...целить, ра...долье

пр...бабка, пр...молчать

бе...донный, во...певающий

пр...обладать, пр...школьный

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква О.

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

(токарь) точ..т

неприемл..мые (условия)

(рука) сгиба..тся

омыва..мые

несгора..мый

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Она живо повернулась к нему гневным движением, ещё (НЕ)УСПЕВШИМ передаться взгляду, но тотчас рассмеялась.

2. Где-то там, далеко внизу, в семи верстах (НЕ)ВИДИМОЕ отсюда именьице Шахматово.

3. В этот час мирной благодати хорошо прогуливаться перед флигелем с (НЕ)ПОКРЫТОЙ головой.

4. День стоял (НЕ)ЯРКИЙ, но светлый и тихий - какой-то сонный.

5. Природа устроена так, что самая (НЕ)ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ козявка хранит в себе всеобщие закономерности.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. Грибы попадались (ИЗ)РЕДКА, и мы проходили бы (В)ТЕЧЕНИЕ дня, но нам помешал дождь.

2. (КОЕ)ГДЕ открывались небольшие озерки, БУД(ТО) упавшие на землю и оправленные в зелень зеркала.

3. И тотчас (В)НОВЬ в лесу стали расти пихты, (С)НАЧАЛА маленькие, а потом всё выше и выше.

4. (В)ОТЛИЧИЕ от изнеженного южного родственника кипариса, можжевельник забирается далеко на север, растёт (В)БЛИЗИ вечных снегов.

5. Сегодня ТАК(ЖЕ), как вчера, у меня ничто не клеилось, за ЧТО(БЫ) я ни брался.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Купле (1)ые вещи были тщательно упакова(2)ы и аккуратно сложе(3)ы в карто(4)ые коробки.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Природа проходит через влюблённое и вечно творящее сердце поэта 
и запечатлевается в его лирических строках.

2. Инверсия является одним из важнейших средств интонационно-синтаксического выделения слов или словосочетаний.

3. Лёгкий ветерок то просыпался то утихал.

4. В этом портрете есть и лёгкость манеры и тонкость колористической гаммы и психологизм образа.

5. Двигатель не успел по-настоящему остыть и его запустили в течение нескольких минут.

16

Цветы (1) сливаясь в целую лесную поляну (2) и образуя открытое пространство (3) при ближайшем рассмотрении поражали идеальной формой каждого венчика (4) обрамлённого нежными лепестками.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

От прямых ответов и моих прямых вопросов она (1) впрочем (2) ловко увиливала. Даже трубы (3) мне (4) казалось (5) в её присутствии дымили застенчиво и не в полную силу.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я не знаю (1) хорошо ли играли актёры (2) не знаю (3) какова была режиссура (4) не знаю (5) удачной ли оказалась инсценировка (6) ничего не знаю (7) потому что подобного спектакля я более не видел.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мы решили (1) что нам уже нельзя больше оставаться в городе (2) и (3) что (4) когда я добуду немного денег (5) то мы переедем в другое место.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

На одного оператора машинного доения в современном комплексе падает 51 корова.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1) Я живу на новостройке. (2) За моим домом начинается картофельное поле. (3) Наш дом еще не телефонизировали. (4) Поэтому возле него установлена будка телефона-автомата.

(5) Однажды моей соседке по коридору, Полине Ивановне, из смежной квартиры, сделалось плохо с сердцем. (6) Возле будки телефона-автомата скопилось достаточно много народа, я объяснил, в чем дело, и меня пропустили вне очереди. (7) Однако оказалось, что вызвать неотложку не так-то просто. (8) То абонент оказывался занят, то почему-то не снимали трубку.

(9) И вдруг дверца кабины распахнулась, и через мое плечо нажали на рычаг. (10) Передо мной стояла девушка лет двадцати. (11) Очень красивая. (12) Той редкой, бросающейся в глаза красотой, о которой поэт говорил: (13) «Слепой лишь ее не заметит…». (14) Подобная красота столь же редкий дар природы для человека, как талант или даже гениальность. (15) И поэтому поражает.

(16) –Мне надо позвонить, –сказала девушка. (17) «Мне надо!» –для нее это уже значило все. (18) –Меня там ждут. (19) Я спешу! (20) Вы понимаете это?! –добавила она с тем раздражением в голосе, что, мол, мне некогда, а тут некоторые, –она выразительно посмотрела на меня…

(21) –Ну и что? –возмущенно раздалось из очереди. (22) –Не мешайте гражданину.

(23) Я приготовил другую монету, но она выскользнула у меня из рук и покатилась по тротуару.

(24) Пока мне помогали ее поднять, девушка впорхнула в будку и набрала нужный ей номер.

(25) –Что же вы ее пропустили? – укоризненно сказал я мужчине, стоящему перед дверью первым.

(26) –Себе дороже будет! – усмехнулся он. (27) –У меня свои такие. (28) Им слова не скажи, лучше отойти да стать в сторонку.

(29)Девушка разговаривала в будке громко, не обращая на посторонних внимания, поэтому слышно было всем.

(30)- Серёжа! - кричала она. (31)- Как договорились, жду на условленном месте.

(32)Видимо, абонент что-то пробурчал недовольно, сделал ей какое-то замечание, девушка оглянулась на нас: (33)- Да тут всякие...

(34)Она неторопливо повесила трубку и величаво прошла мимо нас, гордо вскинув подбородок, а возле меня она приостановилась и шепнула так, чтоб не слышно было другим:

(35)- Уродина!..

(36)Во второй раз я дозвонился быстро, продиктовал адрес и поспешил к лифту, помня, что Полина Ивановна в квартире осталась одна.

(37)Дверь в квартиру к Полине Ивановне оказалась незапертой.

(38)Полина Ивановна лежала на кровати, прикрыв глаза.

(39)- Сейчас приедет неотложка.

(40)- Спасибо.

(41)- Как вы себя чувствуете?

(42)-Лучше.

(43)Полина Ивановна молчала. (44)И я молчал, не зная, что говорить, что делать.

Вариант 13. Задания по ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов

(1)Форма костюма композиционно может быть организована по принципам симметрии и асимметрии. (2) относительно симметричными создаются костюмы для работы, а асимметрия предпочтительнее для нарядной одежды. (3)Асимметричное расположение элементов костюма должно быть обязательно уравновешено: если, например, расположить карман на правой стороне, то платок или шарф, завязанный на шее, должен быть расположен на левой стороне платья.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Обязательное требование асимметрично организованного костюма - наличие ярких уравновешенных элементов.

2) Композиционные принципы симметрии и асимметрии в форме костюма связаны в первую очередь с его предназначением, при этом асимметричное расположение элементов должно быть уравновешено.

3) Предназначение костюма определяет, какой принцип будет воплощён при его создании: принцип симметрии или принцип асимметрии, требующий уравновешенного расположения элементов.

4) Нарядные костюмы создаются относительно симметричными, а костюмы для работы требуют обязательного наличия уравновешенных асимметричных элементов.

5) Композиционные принципы симметрии при создании костюма для работы должны прежде всего отвечать требованию уравновешенности в расположении всех его элементов.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

К тому же

Наоборот,

Как правило,

Несмотря на это,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ФОРМА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ФОРМА, -ы, ж.

1) Способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением. Единство формы и содержания.

2) Внешнее очертание, наружный вид предмета. Земля имеет форму шара. Квадратная ф. Предмет изогнутой формы.

3) Совокупность приёмов и изобразительных средств художественного произведения. Повествовательная ф. Ф. стиха.

4) В языкознании: материальное выражение грамматического значения. Формы слова. Формы словоизменения.

5) Установленный образец чего-н. Дать сведения по форме. Наградной лист установленной формы.

6) Приспособление для придания чему-н. тех или иных очертаний. Литейная ф. Ф. для выпечки печенья.

7) Одинаковая по покрою, цвету одежда (у военных, у служащих одного ведомства, учащихся). Офицерская ф. Парадная ф. Школьная ф.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

зАпертый

прозорлИва

довезЁнный

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Только спустя несколько лет учёному удалось ПРЕДСТАВИТЬ научной общественности убедительные факты, подтверждающие его открытие.

После выполнения обязательной программы гимнаст занял ИСХОДНУЮ позицию.

Богатый СЛОВЕСНЫЙ запас - показатель интеллектуального развития человека.

Первое УПОМИНАНИЕ о Смоленске в письменных источниках относится к 863 году.

Танцовщик был одет в яркую рубаху, шёлковые шаровары и ЛАКИРОВАННЫЕ сапоги.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПРИОБРЕТШИЙ путёвку

с ВОСЬМИСТА воинами

ситцевых ПЛАТЬЕВ

ЖЖЁТ листву

выбрали место ПОСУШЕ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

B) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Г) ошибка в построении сложного предложения

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Чрезвычайно занятому Н. И. Лобачевскому, заботясь о математическом факультете, частые лекции давались совсем не легко.

2) В конкурсе «Библиокросс» выигрывает прочитавший участник наибольшее количество книг.

3) Поезд не задержался, он прибыл на вокзал согласно расписания.

4) В «Диком помещике» М. Е. Салтыков-Щедрин изображает оказавшегося без слуг богатого барина, высмеивая при этом не столько людские пороки, сколько скудоумие высших чинов.

5) Выйдя в отставку, Якубов переехал в свою деревню и занялся хозяйством, которая была расположена в Симбирской губернии и где старому одинокому холостяку скоро наскучило, потому что сельской жизни он не понимал и не любил, всё время вспоминая суету оставленного Петербурга.

6) Загранпаспорт необходимо заменить по истечении срока его действия.

7) Тот, кто не умеет смеяться над собой, бывает крайне обидчивым.

8) Приходя на концерт симфонического оркестра, я слушаю и наслаждаюсь классической музыкой.

9) В дальнейших оборонительных боях на подступах к Москве наши войска, проявив мужество и отвагу, нанесли наступавшему на столицу противнику большой урон.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

эфф..ктивный

мот..вировать

оп..здание

эм..лированный

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

п..едестал, из..ян

пр..ём, непр..ступная (крепость)

раз..щут, меж..гровой

бе..донный, ..горел

поз..прошлый, вз..йти

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

миндал..вый

овлад..вать

застр..вать

расчётл..вый

11. Выпишите выделенное слово, в котором на месте пропуска пишется буква У.

(абитуриенты) выдерж..т (экзамены)

(тяжело) дыш..щий

колыш..тся (травы)

(врачи) леч..т (больных)

(плохо) слыш..щий

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Для литературной части вечера был припасён сюрприз: Ольга Книппер-Чехова пообещала прочитать ещё (НЕ)ОПУБЛИКОВАННЫЙ рассказ А. П. Чехова.

Дедушка не положил себе салата: он привык к обычной пище и морские водоросли, видно, (НЕ)ДОЛЮБЛИВАЛ.

Готовиться к поездке мы начали (НЕ)ЗАДОЛГО до отпуска, а практически накануне.

Продолжайте говорить, только (НЕ)ОЧЕНЬ громко.

Екатерина Михайловна слушала (НЕ)ПЕРЕБИВАЯ и что-то записывала.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Рассказа полностью я не привожу, ЧТО(БЫ) не повторять одно и ТО(ЖЕ).

(ЗА)ЧАСТУЮ мы видим только то, что собираемся увидеть, (ПРИ)ЧЁМ в мельчайших деталях.

КАК(ТО) раз приезжает сам старый князь звать нас на свадьбу: он отдавал старшую дочь (ЗА)МУЖ.

Мелодия, возникшая словно из (НИ)ОТКУДА, сопровождала его (В)ТЕЧЕНИЕ всей жизни.

(ВО)ВРЕМЯ экскурсии туристы шли группами и (ПО)ОДИНОЧКЕ.

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

На картине В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» изображе(1)ы люди, не скрывающие своего сочувствия пленё(2)ой, но несломле(3)ой женщине, которую представители царской власти увозят в острог за её приверже(4)ость «старой вере».

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Весь день ребята ловили рыбу и собирали грибы да ягоды.

2) После просмотра той или иной картины все с живейшим интересом и совершенно серьёзно расспрашивали меня о битве трёх богатырей или о чудесном спасении царевны.

3) Поддержка русскому языку нужна как в России так и за её пределами.

4) За окном вагона виднелись бескрайние степи и вишнёвые сады и деревеньки на горизонте.

5) Взошёл месяц и на тёмную землю лёг серебряный покров света.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Полосы солнечных отблесков от волн (1) поднятых вёслами (2) мерно бежали по берегам (3) поднимаясь от воды (4) и (5) потухая в вершинах деревьев.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Существует (1) как известно (2) довольно много звёзд, спутники которых обладают незначительной массой и (3) следовательно (4) очень малой светимостью.

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Юпитер имеет 67 спутников (1) самые крупные (2) из которых (3) были открыты Галилео Галилеем (4) и является самой большой планетой Солнечной системы.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Сбоев положил солому крест-накрест (1) чтобы она не быстро слежалась (2) сунул под голову заплечный мешок (3) и (4) хотя в трюме было темновато (5) принялся за чтение.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Не всегда легко усвоить правильное правописание того или иного слова, поэтому приходится использовать различные ассоциативные приёмы запоминания.

Прочитайте текс и выполните задания 1 - 13

(1)Я всё чаще думаю о том, как трудно быть истинно благодарным, то есть принести пользу тому, кто оказал нам некогда благодеяние. (2)Неуважение к заслугам, а ещё более неблагодарность представлялись всегда моему воображению в самом отвратительном виде. (3)В душе я никогда не был неблагодарным, но - увы! (4)На деле я не сумел или даже не захотел (кто доберётся до правды, роясь в хламе сердца!) быть благодарным именно там, где благодарность была священным долгом.

(5)Правда, во всей моей жизни не так много случаев такого долга.

(6)Я имел твёрдое намерение отблагодарить - и не однажды, - но судьба не дала мне этого сделать. (7)Один случай касается целого периода моей жизни; здесь я скажу только, что я считал себя обязанным благодарностью почтенному семейству профессора Мойера, и именно его почтеннейшей тёще Екатерине Афанасьевне Протасовой, урождённой Буниной (сестре по отцу Василия Андреевича Жуковского). (8)Я был принят в этом семействе как родной и мечтал о женитьбе на его дочери. (9)Мечтам юности не суждено было осуществиться, и я поневоле остался в долгу у незабвенной Екатерины Афанасьевны.

(10)Наконец, самый священный долг, оставшийся не так выполненным, - как бы мне теперь (но, увы, поздно!) хотелось это сделать, - был долг благодарности моей матери и двум старшим сёстрам. (11)Со смерти отца, с 1824 по 1827 год, эти три женщины содержали меня своими трудами. (12)Кое-какие крохи, оставшиеся после разгрома отцовского состояния, недолго тянулись; и мать, и сёстры принялись за мелкие работы; одна из сестёр поступила на работу в какое-то благотворительное детское заведение в Москве и своим крохотным жалованьем поддерживала существование семьи.

(13)Уроков я не мог давать: одна ходьба в университет с Пресненских прудов брала взад и вперёд часа четыре времени, да мать и не хотела, чтобы я работал.

- (14)Ты будешь, - говорилось, - чужой хлеб заедать; пока хоть какая-нибудь есть возможность, живи на нашем.

(15)Так и перебивались. (16)К счастью нашему, в то блаженное время не платили за лекции, не носили мундиров, и даже когда введены были мундиры, то мне сшили сёстры из старых вещей какую-то мундирную куртку с красным воротником, и я, чтобы не обнаружить несоблюдения формы, сидел на лекциях в шинели, выставляя на вид только светлые пуговицы и красный воротник.

(17)Как мы выжили в Москве во время моего студенчества, для меня осталось загадкою. (18)Квартира и отопление были, правда, даровые у дяди в течение года. (19)А содержание? (20)А платье? (21)Две сестры, мать и две служанки, и я на прибавку. (22)Сёстры работали; продавались какие-то остатки, но как этого доставало - не понимаю. (23)Иногда, только иногда, в торжественные праздники, помогал мой крёстный отец, Семён Андреевич Лукутин; помогали иногда кое-какие старые знакомые. (24)Но я не был благодарным по отношению к ним, о чём сейчас сожалею.

(По Н. И. Пирогову)

21. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Рассказчика в его студенческие годы содержали работавшие в то время мать и две его старшие сестры.

2) Будучи признательным своим близким людям за их доброту и заботу, рассказчик всегда говорил им слова благодарности.

3) Куртку, в которой рассказчик ходил на лекции, сшили ему его сестры из старых вещей.

4) Знакомству со своей будущей женой рассказчик обязан сестре В. А. Жуковского.

5) После смерти отца рассказчику пришлось подрабатывать - ежедневно давать уроки по окончании занятий в университете.

22. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 2-4 представлено повествование.

2) Предложение 9 называет причину того, о чём говорится в предложении 8.

3) Предложения 11, 12 раскрывают содержание предложения 10.

4) Предложение 14 иллюстрирует содержание предложения 13.

5) В предложениях 22-24 представлено описание.

23. Из предложений 22-24 выпишите разговорное слово.

24. Укажите средство связи, при помощи которого предложение 22 связано с предыдущим.

25. «Троп - (А)___ ("роясь в хламе сердца"), использованный Н. И. Пироговым в первом абзаце текста, сразу настраивает читателя на то, что автор будет вспоминать факты из своей жизни. Рассказчик испытывает чувство долга перед близкими ему людьми - об этом свидетельствуют использованные тропы, в частности (Б)___ ("священным долгом" в предложении 4, "твёрдое намерение отблагодарить" в предложении 6). И хотя в тексте говорится о том, что "истинное благодеяние" заслуживает благодарности, однако использованный приём - (В)___ (предложения 3-4) - приводит к мысли, что не так просто выполнить задуманное. Так, автор сожалеет о том, что "не был благодарным" по отношению к своим родным, хотя прекрасно осознаёт, что они для него сделали в трудные студенческие годы. О сложностях того времени красноречиво говорится во всём тексте, особо подчёркивает это приём - (Г)___ ("иногда" в предложении 23)».

Список терминов:

1) градация

2) эпитеты

3) риторический вопрос

4) гипербола

5) противопоставление

6) олицетворение

7) метафора

9) лексический повтор

26. Напишите сочинение.

Вариант 13

Номер задания

Ответ

Номер задания

Ответ

зачастуюпричем

какправило

234 или любая комбинация этих цифр

123 или любая комбинация этих цифр

словарный

1234 или любая комбинация этих цифр

восьмьюстами или восемьюстами

1245 или любая комбинация этих цифр

правильное

приёмнеприступная

245 или любая комбинация этих цифр

расчётливый

125 или любая комбинация этих цифр

колышутся

доставало или доставать

недолюбливал

формыслова

Проблема

Проблема благодарности близким людям, чувства долга перед ними. (Что заставляет человека чувствовать благодарность по отношению к близким людям, ощущать себя в долгу перед ними?)

Близкие люди поддерживают нас в трудные минуты, протягивают нам руку помощи, и человек испытывает в ответ чувство благодарности, которое воспринимается им как священный долг. Быть истинно благодарным человеком очень трудно.