Домой / Русский / Психология - удивительная наука. Презентация на тему "психология как наука" Житейская и научная психология

Психология - удивительная наука. Презентация на тему "психология как наука" Житейская и научная психология

ПСИХОЛОГИЯ – УДИВИТЕЛЬНАЯ НАУКА! ПСИХОЛОГИЯ – УДИВИТЕЛЬНАЯ НАУКА! Вашему вниманию предлагается краткое описание науки - психология, с целью ознакомления с ней. Корреспондент спрашивает директора сумасшедшего дома, какой тест является критерием для выписки. - Мы наливаем полную ванну воды, кладем рядом чайную ложечку и большую кружку и предлагаем освободить ванну от воды. Корреспондент улыбается и говорит: - Ну, любой нормальный человек возьмет кружку. - Нет, - говорит директор, - нормальный человек вытянет пробку. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЯ? Говоря простым языком, психология наука о душе. Границы психологии необъятны, а возможности колоссальные. ПСИХОЛОГИЯ – УДИВИТЕЛЬНАЯ НАУКА! Психология работает везде и всегда: дома, на работе, на отдыхе, на учебе. Везде где есть человек, есть психология. Зная её, вы сможете лучше понимать себя и окружающих вас людей. - Рассказывайте, какие у вас проблемы? - Видите ли, меня никто не любит. Может, хоть ты поможешь мне, мерзкий жирный старикашка? ПСИХОЛОГИЯ – УДИВИТЕЛЬНАЯ НАУКА! Психология это набор всех наших качеств. ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ, ВОЛЯ, ЧУВСТВА, ОЩУЩЕНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ. Психология это ДИАЛОГ, ЖЕСТЫ, МИМИКА. Психология это СЕМЬЯ, ДРУЗЬЯ И ЗНАКОМЫЕ. - Я хочу, чтобы вы совершенно откровенно рассказали мне о своей жизни, с самого начала. - Так вот, сначала я создал небо и землю... ТЕМПЕРАМЕНТ Изучая психику человека и его личность, психологи пришли к общему мнению, что понятие о личности можно облегчить путем определения её какой - либо классификацией. И так, зная тип темперамента, мы можем иметь примерное представление о личности человека ТЕМПЕРАМЕНТ Темперамент (от лат. temperamentum надлежащее соотношение частей) характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности (темпа, ритма, интенсивности психических процессов и состояний). Основные компоненты: общая активность индивида, его моторика (двигательные проявления) и эмоциональность. Состоит из четырех основных типов: ТЕМПЕРАМЕНТ Холерик холерик (характеризующийся быстротой действий, сильными, быстро возникающими чувствами, ярко отражающимися в речи, жестах, мимике) Флегматик флегматик (характеризующийся медлительностью, спокойствием, внешним слабым проявлением чувств) ТЕМПЕРАМЕНТ Меланхолик меланхолик (характеризующийся повышенной впечатлительностью и относительно незначительным внешним выражением чувств) Сангвиник сангвиник (характеризующийся живостью, быстрой возбудимостью и легкой сменяемостью эмоций) ВООБРАЖЕНИЕ Воображе́ние - способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Настоящая сила воображения лежит во множестве утонченных моментов. ВООБРАЖЕНИЕ ВОССО ЗДА ЮЩЕЕ ПРОИЗВОЛЬ НОЕ (активное) МЕЧТА ТВОРЧЕСКОЕ НЕПРОИЗ ВОЛЬНОЕ (пассивное) ПАМЯТЬ ПАМЯТЬ - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная (память-привычка) , эмоциональная или аффективная (память «чувств») , образная и словесно-логическая. ВОЛЯ Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля - это способность человека управлять своим поведением, мобилизовывать все свои силы на достижение поставленных целей. Воля - это осознанные действия человека, основанные на его личном мировоззрении. Воля - это способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая внутренние препятствия (т.е. свои непосредственные желания и стремления). ОЩУЩЕНИЯ ОЩУЩЕНИЕ - психический познавательный процесс, отражение отдельных признаков и свойств предметов, явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущение - предпосылка для создания образов, их познания. Ощущения разнообразны и включают следующие виды: зрительные, слуховые, двигательные, обонятельные, вкусовые, болевые, осязательные, температурные, вибрационные ЧУВСТВА Не путать с: ощущением Чувство - эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к материальным или абстрактным объектам. Чувства отличают от аффектов, эмоций и настроений. В просторечии и в некоторых словосочетаниях (например «орган чувств») чувствами также называют ощущения. Это интересно В течении 30 секунд непрерывно смотрите на четыре точки в центре картинки. Теперь закройте глаза, откиньте голову назад и посмотрите навнимательно потолок. Посмотрите на Попробуйте быстро поморгать. картинку и скажите – кого вы А это коварный вопрос - Кого вы видите на этой картинке? видите? Общение, будучи сложным социально – психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Значение и смысл слов, фраз Речевые звуковые явления Выразительн ые качества голоса Структура вербального общения Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации – 38%, неречевое взаимодействие – 53%. Кинестика Невербальные средства общения изучают следующие науки: Таксика Проксемика Мимика – движение мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние - способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации Жесты при общении несут много информации; в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший “алфавит” жестов можно разбить на 4 группы: ЖЕСТЫ эмблемы это специфические привычки человека, связанные с движениями рук (почесывания, подергивания) адапторы это своеобразные заменители слов или фраз в общении. регуляторы иллюстраторы это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками. это жесты сообщения: указатели (“указывающий перст”), пиктографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы. Диалог – Диалог – естественная форма общения с собеседником, предполагающая наличие двух равноправных участников общения. подразумевает желание собеседников слышать и понимать друг друга. На этом, собственно, построен сам принцип общения. ДИАЛОГ Диалог – Диалог – представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка первичная естественная форма языкового общения, классической формой речевого общения ДЛЯ ДИАЛОГА ХАРАКТЕРНЫ: 1 2 3 разговорная лексика и фразеология краткость, недоговоренн ость, обрывистость простые и сложные бессоюзные предложения 4 кратковремен ное предваритель ное обдумывание Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками В процессе речевого взаимодействия присходит передача информации от одного партнера к другому, которая может быть выражена в такой схеме: передача информации – (говорящий кодирует информацию в словах) (слушающий раскодирует слова, извлекает информацию) понимание информации. Глухое молчание (видимое отсутствие реакции). Поддакивание (“ага”, “угу”, “да-да”, “ну”, кивание подбородком) “Эхо-реакция” - повторение последнего слова собеседника. “Зеркало” - повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов. “Парафраз” - передача содержания высказывания партнера другими словами. Уточняющие вопросы (“Что ты имел ввиду?” Оценки, советы. Эмоции (“ух”, “ах”, “здорово”, смех, скорбная мина) Реакции слушателя, приемы слушания бывают следующие: поддержка Обычно в слушании проявляется три такта: уяснение комментирование Виды слушания Можно выделить следующие виды слушания: пассивное слушание, активное слушание, эмпатическое слушание. Активное слушание 1 виды 3 Эмпатическое слушание 2 Пассивно е слушание Спасибо за внимание! Думаем вам было интересно












Задачи психологии Дополнить житейскую психологию людей научными психологическими знаниями Научить понимать, что могут и хотят окружающие люди Научить понимать свои возможности, достоинства и недостатки Научить сознательно вносить изменения в собственном сознании и поведении с помощью различных методов и техник Научить оказывать первую психологическую помощь, корректировать психическое развитие и состояние








Методы изучения человека Наблюдение - метод психологии, включающий в себя описание факта и объяснение его внутренней сущности. Эксперимент – активное вмешательство в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Беседа – прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых выявляются психологические явления.


Методы изучения человека Срез – кратковременное наблюдение. Лонгитюдинальное наблюдение – длительное наблюдение в течение нескольких лет. Включенное наблюдение – метод, в котором наблюдатель становится членом исследуемой группы. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание.





доцент кафедры

Педагогики и медицинской психологии

Самойлова В.М.

Определение

психологии

Психология – наука, изучающая процессы активного отражения субъектом объективной реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и др. процессов и явлений психики.

Отличие житейского психологического знания от научного психологического

Конкретность – обобщенность

Интуитивность – рациональность

Ограниченность - широта

Уникальность и универсальность научного знания – ограниченность житейских представлений.

Специфика методов изучения.

Определение науки

Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе, мышлении, включающая в себя все условия и моменты этого производства:

понятийный и категориальный аппарат;

систему научной информации;

▫ методы научно-исследовательской работы;

сумму значений, выступающих в качестве предпосылки, средства, научного результата;

ученых с их знаниями, способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда;

научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование.

Характеристики научного знания

опосредованность;

обобщенность;

систематизированность

выражение в особом научном языке.

«О душе»

«Душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия, стало быть, душа есть энтелехия такого тела»

«Если бы тело было глазом, то его душой было бы зрение»

Аристотель

Рене Декарт и его вклад в психологию

Рене Декарт ввел понятие рефлекса как ответа сложноорганизованной системы на внешнее механическое воздействие. В органических потребностях человека и животных Р.Декарт увидел аналог источника энергии машины. Части организма: его мышцы и сочленения суставов - напоминали механическое устройство.

Однако объяснить все поступки человека только механическими законами оказалось невозможным. Декарт вынужден был признать, что поведением человека на высших его уровнях является сознательным, разумным, волевым.

Объект и предмет психологии

Предмет психологии:

душа – в недрах религиозной философии;

сознание – в эпоху Просвещения и до конца XIX в.;

неосознаваемые психические процессы – с конца XIX в. и в начале XX в.;

поведение – с начала XX в. (с 1913 г.);

психика, деятельность людей – с 20 гг. XX в.;

личный опыт человека с 50-х годов XX в.

Объект психологии как науки - психическая жизнь людей, социальные субъекты, их связи и

Задачи психологии

Разработка проблем методологии и истории психологии.

Изучение особенностей познавательной и практической деятельности человека.

Исследование

закономерностей

возникновения функционирования и развития психики.

Исследование закономерностей развития психики в животном мире.

Изучение условий возникновения сознания и его характеристик в исторической жизни общества.

Задачи психологии

Раскрытие психологических особенностей формирования человека как личности.

Обнаружение закономерностей развития психики детей под влиянием воспитания и обучения.

Рассмотрение процессов и способов связи между человеком и машиной.

Описание и объяснение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.

Психология

Слово «Психология» в переводе с древнегреческого означает «наука о душе» (psyche- «душа», logos- «понятие», «учение»)

В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в.

В XVII-XIX вв. термин «Психология» включил в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления.

Психология- это наука о психике и психических явлениях.

Предмет, объект и задачи психологии

Предмет психологии - это психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.

Объект психологии - это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных.

Задаей психологии является исследование психических явлений.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по психологии: "Общая характеристика психологии как науки"»

Общая характеристика психологии как науки.

Работу выполнила:

Студентка 1 курса

Деулина Юлия


Науки по признаку предмета изучения

ЕСТЕСТВЕННЫЕ

ГУМАНИТАРНЫЕ

ТЕХНИЧЕСКИЕ

Изучают природу

Изучают общество, культуру, историю

Изучают и создают средства производства и орудия труда

ПСИХОЛОГИЯ


ПСИХОЛОГИЯ

Научный смысл

Житейский смысл

Употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины

Употребляется для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей


Основные различия житейских и научных психологических знаний

Психологические знания

ЖИТЕЙСКИЕ

Знания конкретны

Знания конкретны

Знания обобщены

Знания рациональны и осознаны

Интуитивный характер знаний

Знания накапливаются и передаются

Передача знаний затруднена

Источник знаний-эксперимент

Источник знаний-наблюдение

Знания постоянно расширяются

Знания ограниченны


Психология

  • Слово «Психология» в переводе с древнегреческого означает «наука о душе» (psyche - «душа», logos - «понятие», «учение»)
  • В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в.
  • В XVII-XIX вв. термин «Психология» включил в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления.
  • Психология- это наука о психике и психических явлениях.

Предмет, объект и задачи психологии

  • Предмет психологии - это психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.
  • Объект психологии - это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных.
  • Задаей психологии является исследование психических явлений.

Структура психических явлений

Психические процессы

Психические свойства

Психические состояния

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь, внимание

Направленность, Темперамент, Способности,

Характер

Угнетенность,

Бодрость,

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ:

возбуждение, радость, негодование, злость

ВОЛЕВЫЕ:

Принятие решений, преодоление трудностей, борьба мотивов, управление своим поведением и др.


Информационные ресурсы

  • http://www.grandars.ru/college/psihologiya/istoriya-psihologii.html
  • А.Г. Маклаков. «Общая психология»: Учебник для ВУЗов.- СПб. Питер.2016 - 583с.: ил.- (Серия «Учебник для вузов»)
  • Картинка: «Символ психологии»
  • Картинка: «Группа людей»
  • Картинка: «Человек»
  • Картинка: «Наука»

«История психологии» - Темы рефератов. Вопросы для самопроверки. Лекция 1. История психологии: теоретические основания. Третий подход в определении предмета истории науки. История психологии. Нет ни одного факта в истории психологии, которому бы не предшествовали определенные причины. 3. Принципы и проблемы историко-психологического исследования.

«Психология групп» - Группа как целое; Тезис №4 (социальная психология). Тезис №5 (культурно-историческая психология). Культурно-историческая психология: Условия формирования одарённости. Целесообразнее исследовать не конкретных людей, а отслеживать групповую динамику. Тезис №3 (гештальт-психология). Группа «Тезис». Предмет исследования.

«Религия в современном мире» - Церковь. Буддизм. Признаки мировых религий. Группы религий. Буддизм учение о преодолении зла. Силы. Ислам – религия чистоты. Индуизм- исповедует 80 % жителей Индии. Ряд государств признает одну из религий государственной и обязательной. Жизненной. Христианство – вера в спасение души человека. ТИПЫ религии.

«Психология развития» - Встреча с руководителем центра психолого-социологических исследований Марьяной Уле. Преподаватели кафедры: Достижения выпускающей кафедры: Занятие преподавателей кафедры психологии развития ПГУ с американскими студентами. Встреча с преподавателем кафедры психологии развития Майей Зупанюк. Вермонт, США).

«Общая психология» - Основные мыслительные процессы и действия. Восприятие. В акте восприятия присутствует определенное обобщение. Переключаемость – способность намеренно переносить внимание с одного объекта на другой. Память – запечатление (запись), сохранение и воспроизведение следов прошлого опыта. Таким может быть рисунок ребенка.

«Глобальные проблемы в современном мире» - Зеленые. 1.Каковы основные глобальные проблемы современности? Пути преодоления. Причины. Причины глобальных проблем. -Быстрый рост населения на Юге, -политика Севера- «Юг-сырьевой придаток». Нтп. Север-Юг. Понятие «глобальные проблемы». Глобальные проблемы современности. 2-я пол. 20 века. Выход. Условия недопущения ядерной войны.