Домой / Химия / Эссе на тему «Перспективы развития электронного обучения в моей школе. Перспективы и проблемы развития электронного обучения E-learning в России

Эссе на тему «Перспективы развития электронного обучения в моей школе. Перспективы и проблемы развития электронного обучения E-learning в России

"Электронное обучение: опыт, проблемы и перспективы"

Норова Лариса Анатольевна, воспитатель, МБДОУ с.Первомайский Стерлибашевский район, larisa . norova @ mail . ru

В настоящее время проходит активный процесс информатизации ДОУ, так как наше общество быстро развивается в направлении перехода к обществу информационному, в котором ключевую роль играют информационные ресурсы. Эффективным механизмом повышения качества образования, воспитания, управления ДОУ является внедрение современных информационных образовательных технологий, в том числе использование новейших электронных образовательных ресурсов.
Информатизация ДОУ - процесс обеспечения ДОУ методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания и использование их в управленческой деятельности. Информатизация образования в России - один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы. Ее основная задача - эффективное использование следующих важнейших преимуществ информационно-коммуникационных технологий:

возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельный подход к учебному процессу;

индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности;

создание эффективной системы управления информационно-методическим обеспечением образования.

Ключевыми направлениями процесса информатизации ДОУ являются:

1. Организационное:

модернизация методической службы;

совершенствование материально - технической базы;

создание определенной информационной среды.

2. Педагогическое:

повышение ИКТ - компетентности педагогов ДОУ;

внедрение ИКТ в образовательное пространство.

Я хочу рассмотреть именно использование электронного обучения в воспитательно-образовательном процессе.

Воспитательно-образовательный процесс включает в себя:

организацию непосредственной образовательной деятельности воспитанника,

организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей,

реализацию проектов,

создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).

У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление. Главным принципом при организации деятельности детей этого возраста является принцип наглядности. Использование разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и динамического позволяет быстрее достичь намеченной цели во время непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми. Использование Internet-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным.

В нашем ДОУ мы используем только один компьютер в качестве “электронной доски.”На этапе подготовки анализируются электронные и информационные ресурсы, отбирается необходимый материал для проведения ООД. Иногда бывает очень сложно подобрать необходимые материалы для объяснения темы занятия, поэтому создаются презентационные материалы с помощью программы Power Point или других программ.

Для проведения таких занятий используется один персональный компьютер (ноутбук), колонки. Использование презентаций позволяет сделать ООД эмоционально-окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности ООД.

Также часто устраиваем детям просмотры обучающих мультипликационных фильмов. Просмотр мультфильмов соответствующих тематике (например ПБ, ПДД, правил поведения на воде, профилактика терроризма и т.д.), способствует скорейшему закреплению знаний и умений у детей дошкольного возраста. В апреле 2018 года в нашем ДОУ проводилась Неделя Экологии в рамках которой была осуществлена ООД по теме «Раздельный сбор опасных отходов в Республике Башкортостан». Использование ИКТ было основой проведения ООД.

В проведении ООД с детьми с ОВЗ мы пользуемся играми с интернет сайта «Мерсибо» https://mersibo.ru/ . Очень большая коллекция развивающих и обучающих игр представлена и для детей с ограниченными возможностями и детей с нормальным развитием. Педагоги, для повышения квалификации, имеют возможность получать бесплатное обучение на этом же сайте. Это очень способствует повышению уровня электронного обучения и детей и педагогов.

Применение ИКТ в процессе обучения детей (по-моему мнению) имеет следующие достоинства:

1. Осуществление полисенсорного восприятия материала;

2. Возможность демонстрации различных объектов с помощью проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

3. Объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию

способствует компенсации объема информации, получаемого детьми;

4.Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной

сенсорной системе;

5.Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;

6. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует

повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия

способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения,

творчества детей.

7. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию

материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного

возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.

8. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира,

наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет

вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь.

9.Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно

показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы;

работу транспорта и т.д.).

10. ИКТ - это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные

возможности.

Компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

При всех неизменных плюсах использования электронного образования в дошкольном образовании возникают и следующие проблемы:

Признавая, что компьютер - новое мощное средство для развития детей, необходимо

помнить заповедь “НЕ НАВРЕДИ!”. Использование электронного образования в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих ООД, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

При работе компьютеров и интерактивного оборудования в помещении создаются специфические условия: уменьшаются влажность, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей. Напряженность электростатического поля усиливается при отделке кабинета полимерными материалами. Пол должен иметь антистатическое покрытие, а использование ковров и ковровых изделий не допускается.

Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий, влажная уборка до и после занятий. Занятия

со старшими дошкольниками проводим один раз в неделю по подгруппам. В своей работе педагог должен обязательно использовать комплексы упражнений для глаз.

Использование электронного образования в ДОУ требует больших финансовых вложений. У нас в ДОУ на данный момент нет такого финансирования, поэтому мы пользуемся только одним монитором. Это очень усложняет внедрение в полном объеме электронного образования, и это наша самая главная проблема- отсутствие финансовой поддержки. Надеюсь в скором времени ситуация исправится в сторону улучшения.

Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого ребенка некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления его познавательной активности.

Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДО и повысить его эффективность.

Список использованной литературы .

1. Управление инновационными процессами в ДОУ. - М., Сфера, 2008
2. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5
3. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000
5. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11
6. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997

истанционное, а точнее, электронное обучение (от общепринятого термина e-learning; в действительности понятия дистанционное обучение и e-learning неравнозначны, но в России обычно трактуются одинаково, поэтому не будем нарушать традиции) занимает в современной системе обучения прочные позиции, органично дополняя очное обучение и разнообразные очные тренинги и курсы. Электронное обучение активно используется как в учебных заведениях, так и на предприятиях и, по данным IDC, по степени популярности оно довольно скоро догонит очное. Ведущие мировые аналитические компании предсказывают ему большое будущее и утверждают, что мировой рынок систем дистанционного обучения является источником больших возможностей для продавцов и инвесторов. В лучших высших учебных заведениях мира созданы центры e-learning, позволяющие пройти дистанционное обучение с получением соответствующего диплома; активно развиваются корпоративные учебные центры компаний и государственных структур, а годовой доход на рынке e-learning в ряде стран исчисляется уже в миллиардах.

Столь большой интерес к электронному обучению объясняется довольно просто. В последнее десятилетие произошли значительные изменения на рынке труда: возросли требования к персоналу, практически во все сферы деятельности начали широко внедряться ИТ-технологии, а сам персонал стал более мобильным. Подобные изменения обусловили необходимость создания условий для непрерывной, быстрой, гибкой, и одновременно высококачественной подготовки кадров, и поскольку традиционные системы обучения не способны соответствовать данным потребностям, потребовался поиск альтернативных систем.

Основные преимущества e-learning в сравнении с традиционным очным обучением

снову образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может самостоятельно определять последовательность освоения предметов, учиться в удобном для себя месте, с индивидуальной скоростью, а в ряде случаев — и в удобное для себя время. Поэтому основным преимуществом e-learning следует считать определенную свободу в плане местонахождения, времени обучения и его темпов, что делает дистанционное обучение привлекательным для тех пользователей, которые по той или иной причине не имеют возможности обучаться очно, но желают повысить свой образовательный уровень.

Один из важнейших плюсов e-learning — меньшая стоимость обучения, которая, по данным Cedar Group, в среднем ниже на 32-45%. В исключительных ситуациях имеет место еще более внушительное уменьшение стоимости — в этом смысле интерес представляют расчеты специалистов корпоративного учебного центра РЕДЦЕНТР. Взяв за основу некую условную компанию с персоналом общей численностью в 280 сотрудников, 80 из которых подлежат обучению, специалисты РЕДЦЕНТР произвели расчеты и пришли к заключению, что при правильной организации дистанционное обучение может обойтись компании в семь раз дешевле посещения очных курсов по аналогичной тематике (рис. 1). Поэтому нет ничего удивительного в том, что компании все чаще выбирают данный вариант обучения в качестве приоритетного при повышении квалификации персонала. Немаловажен данный момент и при получении образования в высшем учебном заведении — если оплата традиционного очного обучения на коммерческой основе оказывается не по карману. Правда, не стоит считать более низкую стоимость дистанционного обучения основным доводом в его пользу при получении базового образования в академическом вузе. Дело в том, что далеко не каждый студент в силу своих личных особенностей способен получить дистанционное образование: существует определенный процент людей, для которых единственно возможным способом восприятия учебного материала является аудиторная форма обучения, а кому-то может просто не хватить дисциплинированности и усидчивости при организации самостоятельных занятий.


(источник — РЕДЦЕНТР, 2005)

Немаловажным преимуществом дистанционного обучения является его большая эффективность — согласно данным Cedar Group, время обучения сокращается в этом случае на 35-45%, а скорость запоминания материала возрастает на 15-25%. Правда, данное преимущество работает не всегда — все зависит от изучаемого материала и от метода его подачи. Например, проблематично выработать правильное произношение, изучая иностранные языки дистанционно и не имея достаточной разговорной практики — если грамматику языка можно освоить дистанционно, то для овладения устной речью необходимо очное общение. Кроме того, немало специалистов, в том числе ректор Академии «АйТи» Игорь Морозов, обращают внимание на тот факт, что большая эффективность обучения может быть достигнута только «при тщательном учете таких факторов, как структура курса и методика подачи изучаемого материала».

Онлайновое обучение позволяет повысить качество образования за счет широкого использования мировых образовательных ресурсов и увеличения доли самостоятельного освоения материала, причем последнее особенно важно, поскольку постепенно обеспечивает выработку таких качеств, как самостоятельность, ответственность, организованность и умение реально оценивать свои силы и принимать взвешенные решения, без чего немыслима успешная карьера. Кроме того, как считает Владимир Тихомиров (председатель Экспертно-консультативного совета по вопросам электронного обучения, открытого образования и внедрению новых образовательных технологий при Комитете по образованию и науки Государственной Думы Российской Федерации), электронное обучение автоматически приводит «к раннему овладению навыками применения информационно-коммуникационных технологий, что позволяет в дальнейшем существенно повысить эффективность использования знаний в экономике».

Нельзя забывать и о том, что дистанционное обучение — единственный способ получить образование для тех, кто по ряду причин (отсутствие времени, необходимость сочетать учебу с работой, территориальная удаленность от вуза и пр.) не может учиться обычным очным образом.

В целом, по мнению Игоря Морозова, дистанционное обучение оказывается наиболее актуальным в тех случаях, «когда стоит задача обучения большого количества сотрудников некой организации за минимальный промежуток времени, а сама организация имеет территориально распределенную структуру и в ней достаточно часто проводятся организационные изменения».

Вместе с тем дистанционное и очное обучение не стоит противопоставлять одно другому — это разные, но взаимодополняющие формы обучения, между которыми «лежит довольно обширная область смешанных решений, оказывающихся зачастую гораздо более продуктивными», — считает Игорь Морозов. На практике это означает, например, дополнение очного базового образования необходимыми онлайновыми курсами или использование комбинированной формы обучения, при которой более доступная для самостоятельного освоения часть теоретического материала изучается слушателем дистанционно, а практические работы и освоение сложного теоретического материала проходят в аудитории под руководством преподавателя.

Поддержка государства

ксперты ЮНЕСКО и правительства развитых стран сходятся во мнении, что соответствовать требованиям информационного общества к уровню квалификации людей можно только за счет использования e-learning как технологии, ориентирующей студентов на новый стиль образования и развивающей их умения и навыки для дальнейшего обучения в течение всей жизни. Поэтому электронное обучение, позволяющее подготовить необходимые обществу кадры в нужном количестве за минимальное время и при минимальных затратах, признано приоритетным в ходе реформ образовательных систем в таких ведущих странах мира, как США, Великобритания, Канада, Германия, Франция и др., и даже на уровне ООН.

В последнем отчете Комиссии по электронному обучению для президента и Конгресса США в числе основных задач указаны создание и развитие образовательных Интернет-ресурсов, обучение преподавателей и администраторов учебного процесса и разработка качественного e-learning-контента, а на их выполнение выделено 6 млрд. долл.

В финальном отчете Европейской комиссии по образованию и культуре за 2004 год отмечено, что 77% европейских университетов уже имеют необходимые технические решения и надлежащий профессорско-преподавательский состав для ведения электронного обучения, а для 65% вузов развитие e-learning — важнейший приоритет настоящего времени.

Европейским парламентом было принято немало решений по вопросам e-learning, в том числе решение от 05.12.2003 г. № 2318/2003/ЕС об адаптации долгосрочных программ с целью эффективной интеграции информационно-телекоммуникационных технологий в образовательные европейские системы e-learning.

В отчете ООН о состоянии электронного обучения в странах, вошедших в Европейский Союз в 2004 году, содержался перечень вузов и учебных центров, продвигающих e-learning-решения, и рассматривались возможности сотрудничества в данной сфере.

В России правовыми основаниями для внедрения дистанционного обучения являются законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и приказ Министерства образования РФ от 18.12.2002 г. № 4452 «Об утверждении методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации».

Сферы использования дистанционного обучения

егодня дистанционное обучение прочно занимает свою нишу на рынке образования и можно четко выделить сферы, где оно уверенно позиционируется как альтернатива традиционному обучению. В основном речь идет о корпоративной сфере и сфере образования — в первой e-learning нет равных в плане начальной подготовки сотрудников компании, их аттестации и повышения квалификации, а во второй онлайновое обучение привлекательно для абитуриентов как возможный вариант получения образования.

Дистанционное обучение получает сегодня все более широкое распространение в государственных структурах, где оно незаменимо для организации и поддержки постоянно действующей системы непрерывного повышения квалификации госслужащих. Кроме того,

e-learning получило признание и в разнообразных учебных центрах, специализирующихся преимущественно на проведении онлайновых курсов в сферах информационных технологий и бизнеса.

В компаниях, на предприятиях и в госструктурах онлайновое обучение позволяет решить вопросы обучения и переобучения сотрудников, что особенно актуально в условиях внедрения новых, в том числе информационных, технологий, когда обучение большого числа сотрудников зачастую связано со значительными расходами. Еще больше возрастает актуальность e-learning при наличии у компании удаленных филиалов, когда организация традиционных тренингов на местах не только повышает стоимость обучения чуть ли не на порядок, но и технически оказывается более сложной — хотя бы из-за отсутствия на местах нужных специалистов. В госсекторе в этом смысле еще сложнее — удаленность определенных структур здесь является нормой, и при внедрении какой-либо технологии или инновации сразу в одной или даже в нескольких областях соответствующее переобучение сотрудников может превратиться в высшей степени затратную с точки зрения сил, средств и времени задачу.

Не менее важной является для компаний поддержка определенного уровня конкурентоспособности — ведь, по очень верному высказыванию Анри де Гейза («Живая книга»), «способность учиться быстрее конкурентов является единственным источником конкурентного преимущества над ними». Это обстоятельство тоже обусловливает появление значительного числа потребителей образовательных услуг, заинтересованных в дистанционном обучении.

Кроме того, в целом ряде отраслей (особенно в сфере услуг, в розничной и оптовой торговле) наблюдается высокая текучесть кадров, в результате чего в компаниях постоянно появляется множество новых сотрудников, которым необходимо пройти обучение, и организация обычных тренингов в этом случае фактически будет означать выбрасывание денег на ветер.

В учебных заведениях и учебных центрах дистанционные и смешанные формы обучения позволяют охватить обучением удаленные регионы и снизить прямые затраты на обучение.

Степень популярности онлайнового обучения для всевозможных структур и в различных сферах очень разная. В корпоративном бизнесе явное предпочтение отдается онлайновым курсам. Что касается высшего образования, то для получения звания бакалавра большинство студентов предпочитают очную форму, а дистанционно заканчивают какие-либо дополнительные курсы. При дальнейшем обучении процент выбирающих онлайновое обучение возрастает, причем при освоении как основных, так и дополнительных дисциплин (Sloan Consortium, 2005).

В разных сферах наблюдается неоднозначное отношение к дистанционному обучению. На данный момент наиболее востребовано оно в корпоративной сфере в качестве замены традиционных тренингов и в сфере образования при изучении отдельных курсов. Кроме того, данный вариант обучения завоевывает все более прочные позиции в финансовой и ИТ-сферах, при переобучении государственных служащих, в здравоохранении (рис. 2).

Рис. 2. Степень популярности e-learning в разных сферах
(источник — Sloan Consortium, 2005)

E-learning в мире

азвитие мирового рынка дистанционного обучения продолжается весьма активно, чему способствует, с одной стороны, повышение спроса на образовательные услуги, а с другой — развитие информационных технологий и рост числа пользователей Интернета.

Наибольшее количество сегодняшних потребителей e-learning-решений сконцентрировано в США и Канаде, а среди европейских стран — в Великобритании, за которой следуют Германия, Италия и Франция. В США дистанционное обучение предлагают более 200 университетов и тысячи колледжей, а количество онлайновых курсов увеличивается примерно на 30-40% ежегодно. В Великобритании разнообразные дистанционные программы предлагают свыше 50 университетов.

Еще более активно растет число онлайновых курсов, предлагаемых иными структурами и ориентированных на корпоративный сектор. Например, согласно недавнему пресс-релизу British Telecom, только эта компания предлагает для обучения персонала свыше 1,7 тыс. программ e-learning.

Рост популярности электронного обучения относительно стабилен. Так, в США, судя по последнему отчету Sloan Consortium, подавляющее большинство из рассмотренных высших учебных заведений подтвердили рост числа студентов, выбирающих один или более онлайновых курсов. Количество руководителей учебных заведений, признающих перспективность онлайнового обучения, также растет, хотя и гораздо медленнее — в США за три года оно увеличилось с 48,8 до 56% (рис. 3), а число оппонентов при этом осталось практически неизменным.

Рис. 3. Отношение руководителей учебных заведений к перспективности e-learning
(источник — Sloan Consortium, 2005, %)

Всего в мире, по данным Brandon Hall (http://brandon-hall.com/), на конец 2003 года было порядка 100 млн. слушателей различных e-learning-программ, а общий объем рынка дистанционного обучения составил 9 млрд. долл. На конец 2005 года число обучающихся дистанционным способом выросло до 130 млн., а общий объем мирового рынка электронного обучения, по предварительным оценкам Gartner, достиг 33,6 млрд. долл.

При этом доля США занимает более половины рынка — примерно 18 млрд. долл. (данные IDC). Значительная доля рынка приходится на Канаду, а вот в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (включая Японию) рынок дистанционного обучения пока находится в стадии формирования и растет незначительными темпами — например в Японии, согласно прогнозу IDC, в 2005-2009 годах рост рынка составит в среднем 16,6% в год. Для сравнения: в американском корпоративном секторе в компаниях среднего масштаба рынок e-learning в 2005 году вырос на 30%, а темпы роста в крупных компаниях были близки к 35%.

Согласно прогнозам, положительная динамика на мировом рынке e-learning сохранится и в 2006 году — по данным компании Bersin&Associates, объемы дистанционного обучения в 77% компаний увеличатся, а в остальных останутся примерно на том же уровне. Продолжится рост и в сфере образования, хотя темпы роста, по мнению ряда аналитиков, несколько снизятся.

E-learning в России

разу отметим, что назвать точные данные, характеризующие объем российского рынка дистанционного обучения, невозможно из-за их отсутствия. Причин тому несколько. Прежде всего этот рынок еще только начинает формироваться, поэтому аналитические компании не принимают его в расчет и, следовательно, официальных исследований по нему не проводят. Да и прозрачностью данный рынок не отличается, так как работающие там российские компании открыто не заявляют о своих доходах. Поэтому судить об особенностях развития российского рынка e-learning придется опосредованно, анализируя данные из разных источников.

Переломным для развития дистанционного обучения в России может считаться 2004 год, когда стали заметны значительные успехи целого ряда проектов. В 2005 году положительная динамика развития рынка e-learning сохранилась, и на данный момент дистанционное обучение персонала с успехом реализовано на таких крупных предприятиях, как «Российские железные дороги», «СеверСталь», «Норильский никель», «РусАл», «ВымпелКом», «УралСиб», «Связьинвест» и др. Возможности дистанционного обучения были задействованы при переобучении сотрудников Государственной Думы Федерального собрания РФ, Центрального банка России, Внешторгбанка и ряда других организаций.

В 2005 году Россия смогла обратить на себя внимание на международном уровне — 14 октября 2005 года Международная ассоциация ADL (Advanced Distributed Learning) официально объявила об успешном окончании испытаний отечественной системы дистанционного обучения СДТ REDCLASS на соответствие международному стандарту SCORM 1.2. Данный стандарт является признанным во всем мире стандартом в сфере e-learning и поддерживается практически всеми ведущими производителями систем дистанционного обучения, а СДТ REDCLASS стала первой и пока единственной из сертифицированных на международном уровне российских систем e-learning.

Как отмечалось в одном из пресс-релизов РОЦИТ, в России в настоящее время возможность получения образования дистанционным путем предоставляют около 40% вузов. Ведущие российские вузы и крупные учебные центры (Академия «АйТи», РЕДЦЕНТР и др.) предлагают все большее число курсов по самым разным предметным областям, идет активный процесс локализации зарубежного контента от ведущих поставщиков, разрабатываются российские дистанционные курсы.

Однако основным фактором, сдерживающим темпы развития рынка e-learning, по мнению ректора Академии «АйТи» Игоря Морозова, по-прежнему остается «недостаток хорошего русскоязычного электронного контента, потребность в котором у крупных компаний очень высока». Помимо этого серьезными препятствиями для регионов являются недостаточно развитая инфраструктура и культурные барьеры.

Оценить общее число потребителей дистанционных курсов в России не позволяет отсутствие данных. Можно лишь сказать, что их число растет довольно быстро. Например, в Системе дистанционного бизнес-обучения для предпринимателей (СДБО — совместный проект Национального делового партнерства «Альянс Медиа» и Международного института менеджмента ЛИНК, http://businesslearning.ru/) темпы роста в 2005 году составили свыше 170%, а всего на момент написания статьи в ней было зарегистрировано почти 22 тыс. студентов (рис. 4).

Рис. 4. Изменение числа пользователей в системе СДБО, в 2001-2005 гг.,
(источник — СДБО, 2005)

Информация относительно популярности дистанционного образования в центре и в регионах весьма противоречива. Например, по данным Академии «АйТи» за 2004 год, 64% (то есть большинство) дистанционно обучающихся в данной академии студентов представляли регионы, что вполне логично по причине независимости e-learning от места жительства. В то же время, по последним данным СДБО, получается, что почти половина студентов данной системы дистанционного обучения проживает в Москве, Санкт-Петербурге и в Московской области. Правда, и это можно объяснить большими возможностями центра в плане доступа к Интернету и большей информированностью о возможностях e-learning.

Интенсивный рост ИТ-рынка и быстрое внедрение информационных технологий во многих сферах наряду с готовностью предприятий к переменам, нехваткой высококвалифицированных кадров и довольно высокими потребностями россиян в образовании позволяют предположить высокие темпы роста на рынке дистанционного обучения. По прогнозам Академии «АйТи», эффективное комбинирование традиционных видов образования и новейших разработок в сфере ИТ позволит рынку дистанционного обучения занять не менее 30% от общего объема обучения, а в некоторых отраслях — даже до 75%.

Наиболее перспективными в плане внедрения e-learning стоит считать корпоративный сектор, государственные структуры и центры переподготовки кадров. Образовательный сектор, объединяющий высшие учебные заведения, также довольно интересен, правда не для получения базового образования (для этого предпочтительна очная форма обучения), а для реализации комбинированных вариантов обучения, когда студенты очных курсов будут изучать часть предметов дистанционно. Для получения базового образования в российских вузах вариант e-learning, видимо, пока что малоперспективен — прежде всего из-за значительного снижения числа абитуриентов. В 2010 году их число составит только 62% от уровня 2005 года, и нетрудно догадаться, что подавляющее большинство абитуриентов предпочтут привычный и давно оправдавший себя вариант очного обучения.

Перспективы развития e-learning

Будущем, а точнее к 2010 году, если верить специалистам из American Educational Research Association, две трети всего обучения будет осуществляться дистанционно. Скорее всего, данный прогноз стоит считать слишком оптимистичным, но несомненно одно — электронное обучение стало достойной альтернативой традиционному и в отдельных сферах, прежде всего в корпоративной и государственной, ему будут отдавать явное предпочтение, поскольку это единственный способ быстрого обучения при минимальных затратах.

В образовательной сфере, так же как и в коммерческих учебных центрах, e-learning продолжит дополнять традиционный очный вариант обучения, и в большинстве случаев наиболее целесообразным останется смешанное обучение, когда одни курсы, в зависимости от их специфики, изучаются традиционным образом, а другие — дистанционно.

Эволюция технических средств компьютерных телекоммуникаций, масштабных компьютерных сеток и свежих информационных технологий водят к ускоренному развитию системы дистанционного образования, функционирующем в общем образовательном пространстве. Итак, существует ряд объективных социально-экономических посылов этого динамического становления дистанционного образования:

  • - присутствие прогрессивной технической базы;
  • - низкая стоимость образования;
  • - рост количестве обучаемых;
  • - рост необходимости в образовании;
  • - рост количества образовательных учреждений, исполняющих подготовку с внедрением нестандартных образовательных технологий.

В последнее время существенное становление не столько в России заполучила мысль технологизации и информатизации как существенного средства улучшения образовательной системы и обеспечивания прогресса сообщества в общем. В прогрессивной педагогике с информатизацией образования связывают настоящие полномочия возведения открытой системы образования, дозволяющей любому человеку подобрать собственную свою линию движения изучения. Также способности коренного перемены технологии получения новейшего познания при помощи наиболее действенной организации познавательной работы обучаемых в процессе учебного процесса на базе этого наиглавнейшего дидактического качества компьютера, как индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности с помощью программируемости и динамической адаптируемости автоматизированных учебных программ. Главную роль в развитии электронного преподавания, окончательно, поиграл Интернет. Электронное обучение выделяет образовательным учреждениям вероятность увеличить продуктивность, понизить уровень издержек, связанных с проведением занятий, значительно улучшить процесс размена познаниями и довести до минимального количества затраты на изучение. Использование электронных технологий изучения даст возможность:

  • * расширить диапазон образовательных услуг отличных потребительских качеств, предоставляемых учреждением и обеспечить его постоянство с эпизода планирования учебного курса до его окончания;
  • * увеличить результативность экзаменов;
  • * увеличить притягательность изучаемого материала с помощью совершенствования условий получения образования;
  • * расширить полномочия профессионального подъема и увеличения квалификации преподавателей;
  • * дать воспитателям больший простор для исследования навыка сотрудников и прохождения переподготовки;
  • * понизить учебную нагрузку;
  • * обеспечить наиболее действенное и своевременное обновление и распространение обучающих ресурсов, также прирастить их доступность;
  • * обеспечить непрерывность изучения учащихся с помощью снятия пространственных и временных ограничений;
  • * обеспечить индивидуальный график работы воспитанников и список учебных курсов с учетом их интересов в масштабах образовательного эталона;
  • * проводить промежную и итоговую аттестацию в форме испытания;
  • * увеличить эффективность обратной взаимосвязи для преподавателей и учащихся и т.п. .

В сложившихся критериях одним из направлений улучшения дистанционного образования делается его стандартизация, призванная непременно обеспечить унифицированный общегосударственный уровень притязаний к подготовке специалистов. Это обусловлено, во-первых, задачами формирования и сохранения в стране единого образовательного пространства; так же, потребностью вхождения России в интернациональное образовательное объединение. В месте с тем, в научно-методической, историко-педагогической литературе мало уделено внимание свету вопросов, связанных с приведением методической системы дистанционного образования на дидактическом и методическом уровнях к наиболее адекватному соответствию с главными закономерностями процесса образования, т.е. возврату педагогике ее инструментальных основ. Возможно выделить последующие противоречия в имеющейся системе образования:

  • · между введением в педагогическую практику образовательных учреждений ДО и неудовлетворительной разработанностью теоретических основ;
  • · между действиями стандартизации, технологизации и информатизации в идущем в ногу со временем образовании и передовым состоянием процесса проектирования педагогической системы дистанционного образования;
  • · между нуждою модернизации методической системы дистанционного образования и консерватизмом передового педагогического сознания;
  • · между востребованностью в разработке инструментальной модели дистанционного образования и отсутствием практического её воплощения.

Данное содействует наиболее основательному изучению учебных дисциплин по профессии, увеличению педагогического умения грядущих преподавателей, овладению свежими познаниями, умениями, умениями и компетенциями. Также развитию критического мышления. Например, с задачей реализации электронного преподавания в общеобразовательных учреждениях мегаполиса грядущие воспитатели знакомы «хорошо». Во многом образовательные учреждения технически сносно обустроены. Почти во всех классах есть всевозможные ТСО, компьютеры (в том числе и с вероятностью выхода в систему Сеть интернет) электронные доски и мультимедиа проекторы. В критериях глобальной школы данное восоздает вероятные способности исправить ситуацию индивидуализации преподавания. Обнаруживается вероятность воплотить главные притязании доктрине усвоения, предоставляя любому ученику информацию в том облике, который подходит текущему шагу усвоения. Спасибо совмещению дидактических функций информирования и отработки, устраняется разрыв между теоретически вероятным уяснением учебного материала и ее реальным усвоением. Прогрессивные средства информационных технологий дают возможность использовать при обучении многообразные формы представления материала: вербальные и образные. Компьютерные обучающие программы могут помочь учениках поглубже и прытче усвоить учебный который был использован, а наставник получает вероятность наиболее практически сразу осуществлять контроль успеваемость и ступень усвоения материала. В настоящее время все наиболее обширное распространение получают эти разновидности информационных услуг как: электронная почта, телеконференции, пересылка данных, гипертекстовые среды, ресурсы глобальной сети, видеоконференции и другие. Тогда как, вместе с превосходством компьютерных технологий появляются и трудности. Исключительно важная - невсеобъемлемость ресурсов средние учебные заведения (особо в применении Сети интернет, качество каналов взаимосвязи и др.). Минимум трудоемкое задачей считается психологическая и педагогическая неподготовленность учительского состава. Мы имеем необходимость в прогрессивной школе, она - в идущих в ногу со временем профессионалах, учителях, способных живо осваивать технические новшества и мотивированных на наибольшее внедрение разных средств в учебно-воспитательном процессе. Данную проблему усугубляет отсутствие достаточных перемен в учебных программах, способах и дидактических приемах изучения. Методические нюансы электронного изучения отстают от становления технических средств. Основной массы из их перекрыты, собственно не дозволяет учителям и ученикам вносить перемены и применять некоторые фрагменты для собственных исследований. Совместной неувязкой электронного изучения кроме того считается творение и действенное внедрение информационно-образовательной среды на базе ИКТ, в следствии этого процесс его становления не прекращается и всячески модернизируется. Как следует из вышесказанного, возможно устроить вывод про то, что использование в общеобразовательных школах электронных технологий изучения благосклонно сказывается на психолого-педагогическом нюансе образовательного процесса, такого как содействует развитию персональных ресурсов, учащихся и учителей, сформировывает умения целеполагания, самостоятельного мышления, инициативность и обязанность за производимую работу. Также понижает психологические перегрузки на учеников и учителей в ходе обоюдного обмена познаниями. Хотя процесс данный пребывает в стадии развития и настоятельно просит к себе пристального внимания и последующего становления.

1

Практически все сферы жизни современного человека существенно изменились под влиянием компьютерных и информационных технологий, в том числе и сфера образования. Методы обучения меняются. Эта эволюция соответствует потребностям, вызванным трансформацией нашего общества и новым ожиданием наших сограждан. В течение нескольких лет информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) стали не только новым инструментом, но и средством открытия ресурсов во всем мире. В статье рассмотрена перспектива создания виртуальных университетов. Электронное обучение позволяет революционизировать педагогический подход, в котором интерактивность играет большую роль, диверсифицировать используемые инструменты, лучше адаптироваться к процессу обучения учащегося, который в большей степени управляет своим собственным обучением. Учащийся может обучаться в своем собственном темпе, в зависимости от потребностей и возможностей, что особенно важно в то время, когда обучение доступно на протяжении всей жизни. Кроме того, глобализация позволяет учащимся выбирать учебные курсы по всему миру и создавать группы студентов в разных странах. Умеренные цены на новые информационные технологии делают их доступными для всех учреждений, включая обычные университеты, которые используют их для расширения обучения в группе, а иногда и для предоставления дистанционных программ.

электронное обучение

виртуальный университет

аспекты он-лайн обучения

1. Mahmoud BAKLOUTI. E-learning: Présentation, aspects, enjeux et avenir [Электронный ресурс] // Mémoire présenté pour l’obtention du diplôme de mastère specialize en management de l’ingénierie. - 16 Février 2003. – URL: https://www.procomptable.com/papier_recherche/mmbf.htm (дата обращения: 15.06.2018).

2. Об образовании в Российской Федерации: ФЗ № 273-ФЗ от 21.12.2012 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 15.06.2018).

3. Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ: Приказ Минобрнауки РФ от 09.01.2014 г. № 2 [Электронный ресурс]. – URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/6045 (дата обращения: 15.06.2018).

4. Главацкий С.Т., Михалёв А.В. Технологии электронного обучения: опыт МГУ имени М.В. Ломоносова [Электронный ресурс] // Электронные информационные системы. - 2016. - № 3 (10). - С. 39–44. - URL: https://istina.msu.ru/publications/article/28496809 (дата обращения: 15.06.2018).

5. Корниенко С.А. Электронное обучение как средство реализации образовательной программы // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (июнь 2014 г., Челябинск). - Челябинск: Два комсомольца, 2014. - С. 175-182.

6. Муромцев А.Н. Электронное обучение как форма дистанционного образования [Электронный ресурс] // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXIII междунар. науч.-практ. конф. № 10 (34). – Новосибирск: СибАК, 2013. - URL: https://sibac.info/conf/pedagog/xxxiii/34355 (дата обращения: 12.06.2018).

7. Сатунина А.Е. Электронное обучение: плюсы и минусы [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1. - URL: https://www.?id=103 (дата обращения: 12.06.2018).

8. Как будет развиваться электронное обучение в России? [Электронный ресурс]. - URL: http://www.menobr.ru/news/39819/ (дата обращения: 9.06.2018).

9. Романова С.М. Система дистанционного обучения как средство информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе [Электронный ресурс] // Концепт: научно-методический электронный журнал. – 2013. – Т. 4. – С. 271–275. – URL: http://e-koncept.ru/2013/64056.htm (дата обращения: 15.06.2018).

10. Гюльбякова Х.Н. Формирование профессиональных компетенций студентов в процессе выполнения научно-исследовательской работы на кафедре фармацевтической химии // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. - URL: www..16.2018).

Динамичность экономичных и социокультурных процессов в обществе обуславливает изменения в сфере образования. Развитие информационных технологий привело к появлению электронного обучения, в ходе которого происходит обучение на расстоянии, когда нет прямого контакта между преподавателем и студентом, а контакт обеспечивается при помощи информационно-компьютерных технологий. Дистанционное обучение практикуется в мире в виде различных моделей, главными его компонентами являются виртуальные учебные материалы и коммуникации.

Целью нашего исследования является изучение возможности развития электронного обучения в нашей стране, в том числе и возможности создания виртуальных университетов.

Материалы и методы исследования. В работе нами использовались такие методы, как анализ и систематизация научно-методической литературы и метод моделирования.

Результаты исследования и их обсуждение. Основными странами, которые в настоящее время экспортируют услуги по обучению в Интернете, являются: Соединенные Штаты, Новая Зеландия, Австралия и Канада. В Соединенных Штатах электронное обучение растет с головокружительной скоростью. Издательские гиганты вкладывают значительные средства в дистанционное образование. Виртуальный университетский городок является крупнейшим образовательным порталом в Интернете, он выпустил более 500 качественных курсов по низкой цене. В Австралии Национальная программа обучения и гибкого обучения представляет собой пятилетний стратегический план с финансированием 22,4 млн евро в год. Из всех студентов австралийских университетов 14% (или 95 300 человек) получают дистанционное образование. В Новой Зеландии правительство создало руководящий комитет по электронному обучению, состоящий из девяти экспертов. Комитет консультирует правительство по действиям, которые должны быть выполнены для содействия, развития и координации дистанционного обучения. Экспорт услуг образования в Новой Зеландии оценивается в пределах от 380 до 560 млн евро в год. В Канаде образование находится в юрисдикции провинций. Большинство провинций определили электронное обучение как приоритетное. 57% канадских колледжей и университетов предлагают онлайн-курсы (от 1 до 340 курсов на каждое учреждение), в общей сложности около 3000 курсов. В Японии парламент принял основополагающий закон об обучении в сетевом обществе посредством передовых телекоммуникационных технологий: «Основной закон об ИТ». Этот закон вступил в силу 6 января 2001 года. В Великобритании британское правительство вкладывает значительные средства и концентрирует свои ресурсы на двух инициативах: University for Industry и UK Universities Worldwide.

Европейское сообщество реализует план действий в области электронного обучения. В мае 2000 года были созданы три рабочие группы: с государствами-членами, в рамках Европейской комиссии и с промышленниками. Утверждение Советом европейских министров образования от 12 февраля 2001 года доклада «О конкретных будущих задачах систем образования и обучения» позволяет разработать общий план действий. Таким образом, все страны быстро отреагировали на развитие открытого и дистанционного обучения, выделив крупные кредиты и создав необходимые структуры для поддержки и организации своего развития .

По данным исследования Всемирного экономического форума, Россия находится лишь на 71-м месте (из числа 75 развитых стран) по использованию новых технологий в образовании. Эксперты отмечают, что до сих пор не более 17% образовательного рынка приходится на дистанционное обучение. Россия позже других стран начала развивать массовое онлайн-обучение, но оно уже прочно вошло в жизнь российских университетов. С помощью дистанционного образования отечественные вузы активно привлекают иностранных абитуриентов и продвигают собственный бренд за рубежом. Дистанционное (электронное) обучение законодательно разрешено Федеральным законом № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации». Согласно документу, дистанционные образовательные технологии можно использовать при любом формате обучения . Студенты вузов дистанционного обучения по окончании учебного заведения получают диплом государственного образца (если вуз аккредитован) . Национальная образовательная платформа с онлайн-курсами лучших отечественных университетов открылась в России 1 сентября 2015 года. Платформа получила название «Открытое образование»; сейчас на ней доступно 230 курсов, а число зарегистрированных слушателей превышает 390 тыс. Массовые открытые онлайн-курсы способствуют распространению результатов исследовательской деятельности вуза, изучению и оценке новых методик преподавания и обучения. Вариантов получения дистанционного обучения в России достаточно много:

  • Различные краткосрочные курсы. Это отличный вариант для тех, кто хочет углубить знания и повысить свой уровень в какой-то конкретной области.
  • Межвузовские учебные центры. Как правило, такие центры не привязаны к какому-либо вузу и предлагают различные варианты дистанционных программ. Но это не полноценное высшее образование, а, скорее, возможность повысить уже имеющуюся квалификацию.
  • Интернет-ресурсы. Такие ресурсы могут предлагать как отдельные курсы, так и получение полного высшего образования.
  • Программы вузов . Одним из основоположников дистанционного обучения в России считается Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), в 2015 году присоединенный к РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Электронное обучение имеет целый ряд преимуществ. Электронное обучение открыто для всех, имеется доступ к информации и знаниям без ограничений. Обучение происходит на месте, а это экономит время, деньги, и позволяет выбрать оптимальные условия обучения (например, дома). Это преимущество очень полезно для людей с ограниченными возможностями. Преподаватель может обращаться к большому числу учащихся, сохраняя индивидуальные отношения с каждым из них, при этом учащийся принимает активное участие в тренинге.

Электронное обучение практикуется в мире в виде различных моделей, главными его компонентами являются виртуальные учебные материалы и коммуникации. Оно основано на интерактивных мультимедийных решениях, которые привлекают внимание учащегося, стимулируют его способности к пониманию и интерпретации результатов обучения . Мультимедийные решения могут быть следующих типов: аудио (собеседник, имитируемый компаньон); изображение (графика, рисунок, эскиз, модель); видео (видеофайл, видеоконференция); текст с ссылками, позволяющий проконсультироваться с другими документами для анализа и интерпретации изображений, музыки, звуков или видеороликов и для дальнейшего уточнения текстового контента.

В настоящее время многие компании наращивают свое международное присутствие, и электронное обучение является эффективным решением для быстрого обучения большого числа сотрудников по всему миру. Во время обучения учащийся может в каждый момент оценить свою степень овладения новыми навыками. В рамках электронного обучения можно достаточно реактивно изменить содержание обучения или методы обучения для содействия приобретению знаний .

Недостатками электронного обучения являются физическое отсутствие преподавателя; технические проблемы, связанные с работой систем обучения (нарушение сети связи, сбой компьютеров, терминалов или серверов, атака электронных документов курса вирусами или хакерами и т.д.). Электронное обучение, как мы видим, имеет много преимуществ. Ближайшее будущее увидит переход от традиционного обучения к среде дистанционного обучения .

На протяжении многих лет дистанционное обучение способствовало созданию системы образования во всем мире. Университеты должны адаптироваться к участию в новых образовательных стратегиях. Создание виртуального университета должно быть направлено на достижение следующих целей: позволить учащимся интегрировать новые информационные и коммуникационные технологии (НИКТ) в их обучение; удовлетворить запросы на доступ к постоянно обновляемым знаниям; содействовать новому типу отношений между студентами и между студентами и преподавателями; содействовать совместному обучению; реагировать на растущий спрос на обучение; увеличить материальные ресурсы образовательной сети путем интеграции домашних компьютеров студентов, преподавателей и других сотрудников виртуального университета .

С целью качественной организации обучения в виртуальном университете необходимо разработать: базу данных, обеспечивающую онлайн-регистрацию студентов; персонализированный доступ к сайту курса; получение контрольных и экзаменационных работ по электронной почте или форме HTML; компьютерную коррекцию тестов; запись и архивирование всех работ; отображение отдельных результатов и средних значений группы; консультации студентов по поводу своих работ, рецензированных преподавателем; интегрированный интерфейс для Интернета, конференций, чатов и электронной почты для быстрого управления этими функциями .

Реализация виртуального университета требует создания аппаратной и программной инфраструктуры для предоставления целого ряда услуг для клиентов, содействия педагогике и облегчения управления этой информационной системой .

Физическая инфраструктура. В качестве интернет-провайдера для своих студентов, преподавателей и сотрудников виртуальный университет должен создать стабильную инфраструктуру, которая предлагает неограниченный доступ в Интернет. Текущая инфраструктура с ее модемами, телефонными линиями, выделенными серверами, несколькими информационными серверами представляет собой набор чрезвычайно эффективных и надежных решений .

Программная инфраструктура. Управление сотнями подписчиков требует разработки базы данных, которая реагирует на реальные и конкретные проблемы команды, связанной с ожиданиями клиентов. Создание учетных записей, назначение паролей и создание адресов электронной почты - это автоматические операции, которые виртуальные сотрудники университета должны выполнять без ошибок. Любые технические изменения в виртуальном университете должны сообщаться всем подписчикам или только соответствующей стороне. База данных должна быть использована для ознакомления со списком пользователей, использующих модемы виртуального университета, для определения самых активных и самых пассивных пользователей (по количеству вызовов, часов использования, переданных байтов) и распознавания поведения студентов виртуального университета .

Для преподавателей виртуальный университет - это место для обучения и экспериментирования, возможность открыть для себя новые способы общения со своими студентами: электронная почта, дискуссионные форумы, видеоконференции. Эти способы обмена создают новую динамику общения и позволяют студентам более активно высказывать своё мнение или задавать вопросы. Для прогрессивно мыслящих преподавателей виртуальный университет - это возможность заниматься образовательными проектами, их реализацией. Всё это предполагает подготовку преподавателей по эффективному использованию ИКТ. С этой целью виртуальный университет может запланировать организацию учебных курсов по цифровой педагогике в партнерстве с зарубежными университетами и компетентными центрами дистанционного обучения .

Целевая аудитория виртуальных университетов представлена студентами и различными общественными организациями, которые хотят получить доступ к университетским знаниям, будь то на личной или профессиональной основе . Виртуальный университет может предложить студентам следующие услуги: экономичную интернет-связь для их домашнего компьютера; функциональный адрес электронной почты; полный доступ в Интернет в графическом режиме; доступ к виртуальной библиотеке; помощь в проведении документарных исследований; онлайн-помощь по электронной почте и чату; доступ к веб-страницам преподавателей, на которых студенты могут найти заметки о курсе, информацию для лабораторий, шаблоны для их работы, полезные указатели; коммуникационные возможности для общения с абонентами виртуального университета; возможность загрузки программного обеспечения, полезного для их обучения.

Онлайн-обучение может проходить в разных формах. Продукты электронного обучения могут варьироваться от простой онлайновой передачи текущих презентаций PowerPoint до обширного ассортимента стандартизированного готового программного обеспечения для обучения. Виртуальное обучение также может сочетаться с традиционными формами обучения.

Обучение исключительно онлайн (без преподавателя) - этот вид обучения близок к сервису, предоставляемому компакт-диском или обучающим видео. Обучение исключительно онлайн (с преподавателем) - эта эталонная модель «обучающих порталов» скорее предназначена для широкой публики. В этом случае обучение может быть асинхронным и синхронным.

При асинхронном обучении учащемуся предоставляется доступ к одному или нескольким инструментам (видео, аудиозапись, текст, программное обеспечение для виртуального обучения), которые он будет использовать по своему усмотрению. Далее взаимодействие с преподавателем и членами учебной группы будет проходить посредством электронной почты или дискуссионного форума . Преимущества заключаются в том, что учащиеся могут развиваться в своем собственном темпе; они могут адаптировать порядок, в котором воспринимают элементы курса, пересмотреть и углубить некоторые аспекты курса обучения.

Синхронное обучение характеризуется прямым и реальным взаимодействием между учащимися и преподавателями, оно не исключает возможности виртуального обучения. Например, все учащиеся в группе одновременно взаимодействуют со своим преподавателем и беседуют друг с другом, обмениваясь приложениями, просматривая одни и те же презентации или видеоконференции (веб-трансляции) . Преимущества заключаются в том, что учащиеся активно, в онлайн-режиме, взаимодействуют с преподавателями; модель класса им знакома; можно быстро создать контент, готовый к трансляции; динамика группы устанавливается быстрее.

При смешанном обучении (с онлайн-обучением) перед тем, как пройти традиционное обучение в группе, учащиеся получают оборудование для информационных технологий (Интернет, CD-ROM). Благодаря этому сеанс сокращается, и обучение в группе сосредоточено на углубленном обмене информацией. Между двумя занятиями в группе учащиеся продолжают обучение через структурированные виртуальные обмены и инструменты для совместной работы. Группа встречается в режиме реального времени (синхронный режим: видеоконференция, чат) и продолжает обучение в автономном режиме (дискуссионный форум, обмен посредством электронной почты, учебники). Академические исследования показали, что обучение лучше проходит при смешанной форме; виртуальные классы в реальном времени позволяют учащимся посещать занятия из любого места; формат обучения позволяет учащимся записывать и сохранять материалы, изучаемые во время курса, и возвращаться к ним в случае необходимости .

Выводы. Таким образом, для дальнейшего развития электронного обучения в нашей стране и создания виртуальных университетов необходимо сформировать методологическую базу, организационно-управленческую структуру дистанционного образования, разработать нормативно-правовой аппарат, развивать теоретические, научно-психологические подходы в сотрудничестве с системой традиционного образования. И, конечно же, необходима финансовая поддержка материально-технической базы электронного образования.

Библиографическая ссылка

Гюльбякова Х.Н., Масловская Е.А. ЭЛЕКТРОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4.;
URL: http://?id=27812 (дата обращения: 18.09.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Тема: Электронное обучение: состояние, проблемы, перспективы.

Курамшина Гульназ Халиловна,

учитель начальных классов МОБУ СОШ с. Старосубхангулово.

Электронное обучение включает в себя все формы методик и инструментов образования, где процесс передачи знаний и навыков обеспечиваются новыми электронными технологиями, в том числе компьютерами и Интернетом. Процессы электронного обучения включают веб-обучение, компьютерное обучение, обучение посредством виртуального окружения и мультимедийного содержания – текста, анимации, потокового видео и звука. Электронное обучение включает всё больше разнообразных форм, таких как дистанционное образование, дистанционное репетиторство, классные и внеклассные занятия, разные виды совместной работы, в том числе с инструктором или интерактивными объектами, такими, как классная доска.

Современная школа опирается в своей работе на электронную среду в образовательной и управленческой деятельности. В современных условиях информатизации образования происходит процесс более ранней интеграции компьютерных технологий в образовательный процесс начальной школы. Одна из важнейших задач современного учителя начальной школы – это умение организовать профессиональную деятельность в условиях электронной образовательной среды. В соответствии с ФГОС результатами освоения основной образовательной программы начального общего образования должны быть умения по использованию средств информационно-коммуникационных технологий для решения познавательных задач; овладение учащимися различными способами поиска информации. Компьютер и информационные технологии помогают учителям начальных классов в организации образовательного процесса. Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет:

  1. развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
  2. перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися;
  3. активизировать познавательную деятельность учащихся;
  4. проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
  5. индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

Данная технология эффективна на любом этапе урока: при объяснении нового материала, при закреплении, на этапе контроля усвоения пройденного материала.

Интенсивное развитие вычислительной техники, а вместе с этим и программного обеспечения на сегодняшний день предъявляет совершенно особые требования к подготовке педагогов, как в практическом, так и в теоретическом планах. Ведь преподавателю, дающемуся на использование мультимедиа средств на уроке, не следует думать, что с появлением компьютера и проектора в классе произойдет чудо. В образовании чудес не бывает, как в любой практической сфере деятельности. Действенный инструмент в неумелых руках приобретает обратные свойства, начинает мешать и запутывать. Применяя компьютер на уроке, следует реально отдавать себе отчет в том, какая преследуется цель и какие средства для ее реализации необходимо привлечь.

В своей работе стараюсь максимально полно использовать средства ИКТ на уроках и во внеурочное время. Для лучшего усвоения программного материала необходима тренировка. Дети с удовольствием занимаются на электронных тренажерах по русскому языку, математике. Занятия проходят увлекательно, дети в непринужденной обстановке отрабатывают необходимый материал.

Много времени всегда тратится у учителя для приготовления различных тестов, карточек для диагностики и контроля знаний учащихся. С приходом компьютерной техники эта работа перестала доставлять проблемы, так как можно напечатать тест, отсканировать готовую проверочную работу. Тексты контрольных работ теперь находятся у каждого ребенка на парте.

Учитель, решающий вопрос о применении компьютера в начальной школе, должен чувствовать, где и в чем компьютер может быть полезен. Компьютер – хороший инструмент, но он влияет на здоровье и нервную систему ребенка. Ученику начальной школы нельзя работать за компьютером более 20 минут. Поэтому нужно использовать эти 20 минут с наибольшей эффективностью. Очень важно для учителя уметь выбирать приоритеты обучения и развития ребенка на каждом возрастном отрезке. Современный компьютер в школе становится средством обучения, у которого педагогические возможности превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса.

Современное программное обеспечение позволяет использовать как готовые программы, так и составленные самим учителем. Для этого совсем не обязательно быть программистом, достаточно владеть компьютером на уровне пользователя. Учителя нашей школы используют знания и умения в области информационных технологий, разрабатывают презентации, дидактические и методические материалы по поддержке уроков окружающего мира, математики, русского языка, литературного чтения.

Считаю, что применение компьютера для обучения школьников – это большая область проявления творческих способностей для всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто любит детей и отдает им себя. Чтобы учащиеся были активно вовлечены в процесс обучения, а не являлись лишь пассивными зрителями, в своей работе использую метод проектов. В ходе выполнения проекта школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Метод проектов в начальной школе требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях: это и музыка, и окружающий мир, и изобразительное искусство, и литературное чтение, и краеведение, и экология, и технология, и русский язык. На различных уроках и самостоятельно дома или во внеклассной работе выполняются задания, предложенные учителем или придуманные самими учениками. Это могут быть и наблюдения за окружающим миром, и рисование увиденного, и составление рассказов, загадок, стихотворений, и выполнение аппликационных работ. Проект дает учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности. Проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, ее анализ, обобщение. К такому виду проекта мы отнесли работу «Лесные опасности», в котором ученики собрали интересные материалы об опасностях, которые подстерегают в лесу и дают советы как эти опасности избежать.

Интересно и динамично проходят уроки-презентации, когда весь ход урока представлен в виде слайдов. Это и объяснение нового материала, и закрепление пройденного. Уроки русского языка и математики, литературного чтения и изобразительного искусства дети ждут с нетерпением, если на уроке будет компьютер.

Вместе с учениками активно внедряю информационную технологию при подготовке к различным внеклассным мероприятиям, праздникам. Классные часы, родительские собрания, утренники не обходятся без компьютера: презентации, слайды, песни под караоке, просмотр мультфильмов и фрагменты фильмов.

Применение ИКТ позволяет создать эмоциональный настрой и развить эмоциональный интерес к предмету, организовать самостоятельную работу учащихся, реализовать дифференцированный подход, развивать творческий потенциал учащихся, логическое мышление, навыки самоконтроля, обеспечить учащихся учебно-методическими материалами, дидактическими и раздаточными средствами обучения и контроля знаний.

В дальнейшем я планирую продолжить работу по накоплению материала, по разработке и усовершенствованию методики внедрения Информационную Техологию, поиску оптимальных методов и форм их осуществления.

Спасибо за внимание!