Домой / Английский / Типы эскалации конфликта. Эскалация – использование сторонами конфликта все более жестких тактик, усиление напряженности конфликта целом. Характеристики эскалации. Модели и типы эскалации конфликта

Типы эскалации конфликта. Эскалация – использование сторонами конфликта все более жестких тактик, усиление напряженности конфликта целом. Характеристики эскалации. Модели и типы эскалации конфликта

Эскалация (от лат. scala - лестница) - это самый интенсивный по эмоциональному фону и быстро развивающийся этап конфликтного взаимодействия.

Признаки эскалации в конфликтном взаимодействии

1. В действиях и поведении участников уменьшается когнитивная или рациональная составляющая.

2. На первое место в межличностных отношениях противоборствующих сторон выходит негативная оценка друг друга, восприятие исключает целостное содержание, акцентируя лишь отрицательные черты оппонента.

3. В связи со снижением управления ситуацией взаимодействия увеличивается эмоциональное напряжение у участников конфликта.

4. Доминирование субъективных выпадов и критика личностных черт оппонента взамен аргументации и доводов в пользу поддерживаемых интересов.

На этапе эскалации главным противоречием могут выступать уже не цели и интересы субъектов конфликтного взаимодействия, а личностные противоречия. В связи с этим проявляются другие интересы сторон, усугубляющие атмосферу конфликта. Любые интересы при эскалации максимально поляризуются, участники полностью отвергают интересы противоположной стороны. За увеличение агрессивности на этом, этапе может произойти потеря истинного первоначального предмета противоречия. Поэтому конфликтная ситуация перестает зависеть от причин, побудивших участников к конфликту, и может развиваться и после уменьшения ценности и значимости первоначального предмета противоречия.

Эскалация обладает свойством увеличения временных и пространственных характеристик конфликта. Противоречия участников становятся обширнее и глубже, поводов столкновения становится больше. Фаза эскалации конфликта - наиболее опасный этап всей конфликтной ситуации, так как именно в это время изначально межличностный конфликт может перерасти в межгрупповой. Это, в свою очередь, ведет к разнообразию используемых на стадии открытого конфликта средств.

Эскалация имеет внешние и внутренние механизмы, усиливающие конфликт. Внешние механизмы эскалации заключаются в способах и стратегиях поведения противоборствующих сторон. При совпадении поведенческих действий конфликт более интенсивен, так как участники примерно равными способами добиваются различных целей и интересов.



Внутренние механизмы эскалации основаны на возможностях психики и мозга человека. Особенности характера индивидов, личностные и социальные установки участников конфликтной ситуации влияют на реакцию и функционирование человека в условиях эмоциональной напряженности и. потенциальной опасности.

Спиральная модель эскалации конфликта демонстрирует, что эскалация результат действий и противодействий, образующих замкнутый круг. Наступательные тактики, используемые первой стороной, вызывают подобное же поведение другой стороны. Этот ответ, в свою очередь снова провоцирует первую сторону на новые действия, что замыкает круг и выводит конфликт на новый виток. У каждой из сторон растет список прегрешений другой стороны, и каждое новое недовольство усиливает ощущение кризиса. Каждый из нас реагирует на провокацию на ее же уровне, и спираль конфликта продолжает расти.

Сильной эскалации предшествуют два обстоятельства: высокая степень осознаваемого расхождения интересов и низкая стабильность. Так, чем сильнее субъективное восприятие расхождения интересов, тем большая жесткость тактик противодействия оппоненту кажется приемлемой. Кроме того, можно определить источники стабильности:

Наличие связей принадлежности к одной группе, дружбы или взаимной зависимости между сторонами взаимодействия (варианты общее групповое членство или ситуация взаимной зависимости);

Существование третьей стороны, которая готова вмешаться в качестве посредника, миротворца;

Отсутствие возбуждения ли напряжения в предшествующем общении;

Вовлеченность в деятельность, которая находится за пределами данной системы отношений;

Страх одной или обеих сторон перед эскалацией.

Причины остановки эскалации:

Одной из сторон удалось одержать верх в противостоянии;

Первая сторона может воспользоваться односторонним преимуществом над второй и завершить конфликт в свою пользу;

Одна из сторон по какой-то причине во время конфликта решает добровольно уступить, не считая более продолжение эскалации приемлемым для себя вариантом;

Одна из сторон по какой-то причине во время конфликта решает устраниться от него и начать использовать стратегию избегания, не считая более продолжение эскалации приемлемым для себя вариантом;

Наступает мертвая точка в противостоянии.

Этап баланса сил или мертвая точка (тупик) конфликта.

Отдельные авторы (А.Г. Здравомыслов, С.В. Соколов) выделяют стадию тупика: равновесие, вызванное неэффективностью предпринимаемых шагов и осознанием пирровой победы, паралич действий, поиск новых подходов и смена лидеров, переоценка собственных интересов, затухание противоборства, перемирие, начало переговоров. Мертвая точка это остановка в процессе сталкивания и противостояния сталкиванию. Причины возникновения мертвой точки в конфликте:

Провал тактики противостояния;

Истощение необходимых ресурсов (энергия, деньги, время);

Потеря социальной поддержки;

Неприемлемые затраты.

Первоначально на этой стадии ничего не происходит в объективном плане, но при этом изменяется отношение одной из сторон к происходящему. Через некоторое время обе стороны приходят к досадному выводу, что преобладание невозможно, но, тем не менее, пока нет желания отдать победу, самоустранившись, или уступить. Но самым важным следствием наступления этого этапа становится понимание хотя бы одной из сторон, что противник это независимый партнер, с которым придется договариваться, а не только враг. И с этим партнером придется договариваться и взаимодействовать, что становится первым шагом к переговорному процессу, к выходу из конфликта.

Текущая страница: 11 (всего у книги 16 страниц)

Шрифт:

100% +

61. Функции и барьеры коммуникаций

В ходе развития конфликтной ситуации коммуникации выполняют целый ряд функций, наиболее важной из которых является передача информации, содержания или смысла, что представляет собой семантическую (смысловую) сторону коммуникативного процесса. Именно это оказывает видимое влияние на поведение человека, определяя его действия и формируя определенное состояние. Специфика коммуникаций заключается в том, что они выступают в качестве инструментов взаимодействия психики общающихся между собой индивидов, выполняя три основные функции: информационно-коммуникативную, регулятивно-коммуникативную, эмоционально-коммуникативную.

Информационно-коммуникативная функция реализуется в ходе передачи и приема информации:

1) получаемая и принимаемая информация приобретает соответствующее оформление, что является важным стимулом для творческого общения;

2) сглаживаются различия в информированности участников коммуникативного процесса;

3) появляется стремление понять точку зрения партнера по общению, сравнить с собственной, принять (или отвергнуть) ее;

4) предоставляется возможность получения новых результатов.

Регулятивно-коммуникативная функция применяется с целью влияния на поведение сторон в процессе коммуникации, что позволяет:

1) регулировать поведение всех участников;

2) координировать их действия;

3) управлять процессом общения с учетом индивидуальных характеристик участников.

Эмоционально-коммуникативная функция непосредственно связана с эмоциональным состоянием, вызываемым процессом общения, потребность в котором обусловлена необходимостью улучшить это состояние. Процесс общения может его качественно изменить: сблизить (или развести), взаимно усилить (или ослабить) эмоциональное состояний участников коммуникативного процесса. Это позволяет получить эмоциональную разрядку, или, напротив, повысить эмоциональную напряженность партнеров по общению.

При анализе коммуникационных барьеров следует учитывать такое естественное условие психологической активности личности, как явление автокоммуникации, представляющее собой процесс постоянного общения с самим собой, что может провоцировать возникновение внутриличностного конфликта. Механизм автокоммуникации непосредственно связан со стилем общения с окружающими, оказывающим влияние на выбор форм методов внутриличностного общения, которое в сложных жизненных ситуациях может утратить свою функцию.

Однако в большинстве случаев коммуникативные барьеры являются результатом разногласия в целях, что способствует обострению межличностных противоречий и становится причиной возникновения конфликта. Такие разногласия могут появиться вследствие насильственного навязывания партнеру по общению собственного видения сложившейся ситуации, что становится важным препятствием на пути достижения согласия и взаимопонимания.

Можно выделить три основные коммуникативные формы , препятствующие продуктивному общению партнеров друг с другом, которые стимулируют непонимание и вынуждают применять защитные механизмы.

1. Коммуникации, воспринимаемые партнером как требования, что лишает партнера по общению возможности самостоятельно сформировать свое мнение и соответствующую этому модель поведения. Требование это означает подчинение или сопротивление.

2. Коммуникации, воспринимаемые партнером по общению как суждение или диагноз, не поддающийся сомнению.

3. Коммуникации, которые не оставляют возможности сделать свободный выбор.

Кроме того, в качестве коммуникативных барьеров может выступать отсутствие навыков или незнание каналов получения необходимой информации и точного определения эффективных методов усвоения информации партнерами по общению.

62. Виды каналов коммуникации и проблема их выбора

Процесс коммуникации начинается с возникновения желания у одного из партнеров по общению высказать свою идею (точку зрения) или выразить появившееся чувство. Именно в этом и состоит смысл сообщения, посылаемого другому индивиду. Для того чтобы наиболее точно передать этот смысл, применяются разнообразные средства общения, посылаемые по разным каналам. Выбор канала напрямую зависит от типа символов, передаваемых отправителем.

К числу наиболее распространенных коммуникативных каналов относятся: передача речи и письменных материалов, современные электронные средства связи (в т. ч. локальные компьютерные сети, электронная почта, видеоматериалы, аудио– и видеоконференции). Выбранный канал должен в полной мере соответствовать физической передаче необходимых символов. Во всех других случаях обмен информацией может быть затруднен (малоэффективен) или даже невозможен. В случае необходимости передачи особо важной информации не следует ограничиваться одним каналом (даже самым удобным), а рекомендуется продублировать передаваемое сообщение. При этом отправитель сообщения должен установить соответствующую последовательность использования разных каналов связи и как можно более точно определить временные интервалы передачи сообщения.

Практика показывает, что параллельная передача информации в устной и письменной форме гораздо более эффективна, чем любая из них. Одновременное получение информации сразу по двум каналам формирует серьезное к ней отношение и позволяет более оперативно получить реакцию на переданное сообщение. Кроме того, при выборе подходящего коммуникативного канала следует учитывать особенности восприятия информации, присущие индивидам, связанные с разными органами чувств. В соответствии с этим различаются:

1) визуалы (ориентированные на зрительное восприятие), которым свойственна конкретность, жесткость, склонность к обвинительным заключениям;

2) аудиалы (ориентированные на слуховые образы, например, музыку, речь, звуки в природе);

3) кинестатики (основываются на соматосенсорике) воспринимают получаемую из внешней среды информацию через состояние своего тела (т. е. эмоционально ее переживают).

По способу передачи информации также выделяют три типа каналов :

1) прямой;

2) непрямой (или косвенный);

3) управляемый косвенный.

Прямой канал означает передачу сообщения в явном виде. Непрямой (или косвенный) означает передачу информации, относящейся к переданной по прямому каналу, для правильного понимания которой требуется приложить определенные усилия, поскольку она существует в неявном (завуалированном) виде. При этом необходима высокая степень доверия по отношению к отправителю, что исключает возможность передачи ложной информации и дополняет предварительно полученное сообщение. При отсутствии доверия к отправителю непрямой канал выполняет контрольную функцию, что позволяет оценить совпадение (или несовпадение) полученного ранее сообщения. Например, собеседник говорит что с удовольствием продолжит процесс общения, а сам непроизвольно бросает взгляд на часы.

Управляемый косвенный канал служит для передачи сообщения, которому отправитель хочет придать непреднамеренный характер, хотя это делается с определенными целями. Например, демонстрация прямого взгляда и уверенного тона в чрезвычайно сомнительной ситуации, что призвано убедить партнера по общению в истинности сообщаемой информации. В таких сомнительных ситуациях следует проанализировать язык тела, что может подсказать адресату реальное положение вещей и избежать серьезной опасности.

63. Эскалация и деэскалация конфликта

Термин эскалация , имеющий латинские корни (от лат. scala – «лестница»), означает резкое повышение интенсивности конфликтных действий оппонентов в процессе развертывания конфликтной ситуации. Эскалация конфликта, как правило, характеризуется следующими признаками :

1) ухудшением когнитивных способностей противоборствующих сторон, что проявляется в использовании более грубых и агрессивных методов нападения и обороны;

2) снижением возможности адекватного восприятия оппонента сразу обеими конфликтующими сторонами, разработка образа врага на основе акцентирования как реальных, так и мнимых негативных качеств и действий.

Признаками формирования образа врага можно считать:

1) появление недоверия в отношении всего, исходящего от оппонента (все его действия трактуются как заведомо вредные или лицемерные);

2) ситуацию, когда вина за все последствия конфликта полностью возлагается на противоположную сторону, которая должна нести ответственность за происходящее;

3) ожидание от оппонента исключительно отрицательных поступков, каждый из которых призван нанести непоправимый ущерб;

4) прямое отождествление противника со злом, поскольку он становится его реальным воплощением, в результате – призывы к уничтожению врага;

5) невозможность достижения любого компромисса (то, что может быть принято одной из сторон, может принести только вред противоположной и наоборот);

6) тенденцию к деиндивидуализации, означающую, что всякий, кто принадлежит к другой группе, автоматически переходит в разряд врагов;

7) полный отказ в проявлении сочувствия к противоположной стороне; основан на нежелании иметь ничего общего и проявлять понимание к положению противоборствующей стороны;

8) значительное повышение уровня эмоционального напряжения, возникающего в результате реагирования на возможные деструктивные последствия разворачивающегося конфликта (например, серьезный моральный или материальный ущерб). Это ухудшает степень управляемости, повышает сопротивляемость оппонента, что приводит к невозможности реализации интересов в полной мере;

9) переход оппонентов от логических аргументов к претензиям и прямым личным выпадам, каждый из которых воспринимается сторонами как личное оскорбление, несущее реальную угрозу снижения самооценке личности в глазах окружающих, т. е. наблюдается перевод конфликта из рациональной области на эмоциональное поле;

10) увеличение числа нарушаемых и защищаемых интересов обеими противоборствующими сторонами, сопровождающееся все большей их поляризацией (т. е. эскалация выступает как процесс углубления возникших противоречий, которые все больше удаляются друг от друга);

11) повсеместное применение насилия, когда агрессия возникает не только в случае реальной, но и потенциальной угрозы;

12) утрату изначального предмета возникновения конфликта;

13) расширение границ конфликта, формирование совокупности более глубоких противоречий, увеличение конфликтных зон;

14) вовлечение новых участников в поле конфликта, когда по мере своего развития он охватывает новые зоны.

Деэскалация конфликта представляет собой прямо противоположный процесс, когда сила конфликта постепенно уменьшается. В ходе деэскалации конфликта наблюдается снижение уровня эмоциональной напряженности у противоборствующих сторон, постепенное сближение позиций, значительно снижается степень агрессивности и интенсивности конфликтных действий участников, которые уже устали от конфликта. Все это приводит к появлению реальной надежды на конструктивное разрешение конфликта.

64. Основные закономерности и причины эскалации конфликта

Эскалация конфликта происходит, когда его участники следуют деструктивным моделям поведения. Она характеризуется усилением разрушительного воздействия сторон друг на друга (помехами, давлением, применением силы и т. д.). При эскалации конфликта действия одной стороны могут привести к ответным действиям другой, но уже многократно усиленным и в свою очередь вызывающим новые агрессивные контрдействия. Эскалация конфликта часто способствует усложнению сложившейся ситуации, что делает практически невозможным поиск правых и неправых сторон.

Из признания симметричности развития взаимодействия не следует, что стороны находятся в процессе борьбы в равном положении, преследуют сходные цели. Одна сторона может стремиться к изменению сложившегося соотношения и придерживаться главным образом наступательной стратегии; другая – пытаться сохранить прежнее положение и придерживаться целиком стратегии оборонительной. Вместе с тем очевидно, что интенсивные наступательные действия будут вызывать интенсивную защиту, и наоборот. Так происходит не только в политических (в т. ч. военных), но и в межличностных конфликтах.

Поэтому для успешного управления конфликтом следует овладеть навыками своевременного распознавания сигналов такой эскалации. Сигналами эскалации конфликта являются:

1) отношение к оппоненту как к врагу, все действия которого рассматриваются как посягательство на интересы противника;

2) отсутствие контролируемого внимания к противоборствующей стороне;

3) нежелание брать на себя ответственность одной или обеими конфликтующими сторонами;

4) снижение способности к открытой модели поведения, что препятствует раскрытию сторон друг перед другом;

5) снижение готовности принять точку зрения противоположной стороны;

6) уменьшение коммуникаций между противоборствующими сторонами, которым могут даже полностью прекратиться;

7) снижение восприятия аргументов противоположной стороны или их существенное искажение.

Одна из типичных и распространенных причин усиления и углубления конфликта – изменение тактики поведения, например переход в споре, обсуждении, дискуссии от аргументов к претензиям, личным выпадам, даже физическому воздействию. Многие формы межличностного взаимодействия являются не более чем когнитивными конфликтами (конфликтами разных точек зрения в научных дискуссиях), в которых можно одержать победу только на основе использования убедительных аргументов и логических построений. Тем не менее многие люди, отказываясь от логики, действуют при помощи давления, оскорбления, с позиции силы. Все это происходит потому, что первоначальный предмет разногласий в значительной мере утраивается, появляется новый, причем взаимоотношения сторон, складывающиеся в ходе конфликта, становятся самостоятельным его элементом.

Характер действий в конфликте определенным образом связан с типом и уровнем противоречивых интересов. С этой характеристикой связана и интенсивность конфликтных действий, поскольку каждое последующее интенсивное деструктивное действие задевает все более важные интересы другой стороны. Поэтому эскалация конфликта интересов может быть охарактеризована как процесс роста соответствующей позиции нарушаемых и защищаемых интересов, т. е. как ситуация развития противоречий. Как уже отмечалось, в конфликте интересов может произойти смена самого предмета. В качестве одного из наиболее типичных примеров можно назвать даже полную утрату предмета конфликта, когда стороны начинают забывать, что послужило причиной возникновения конфликта. Тем не менее оппоненты могут продолжать осуществлять резкие конфликтные действия по отношению друг к другу.

65. Модели эскалации конфликта

Совокупность враждебных действий, характеризуемая как конфликтное поведение противоборствующих сторон, предстает в реальной действительности как самая острая стадия конфликтных действий. Чаще всего, когда к этому процессу подходят упрощенно, именно данную стадию выдают собственно за сам конфликт, хотя на самом деле он начинается и завершается вовсе не ею. Конфликтное поведение, составляющее основное содержание эскалации, представляет собой осознанные действия участников конфликта, направленные на достижение собственных целей и противодействие осуществлению целей конкурента. Эскалация характеризуется развертыванием двух противоположных тенденций. Одна из них заключается в том, что происходит общая дестабилизация обстановки, а существующие противоречия, приведшие к возникновению потенциала напряженности и его перерастанию в реальную напряженность, обостряются до предела, выплескиваясь в форме необычайно острых эмоциональных всплесков, характерных для поведения враждующих сторон. Вторая тенденция характеризуется более интенсивным взаимодействием участников конфликта, что позволяет более адекватно оценивать позиции противодействующих сторон и степень остроты, масштабности самой объективно сложившейся конфликтной ситуации. Обе эти тенденции непрерывно взаимодействуют между собой, и если превалирует первая, то это ведет к усилению эскалации конфликта и его обострению, если же более сильной становится вторая, то при определенных условиях создаются предпосылки к затуханию и прекращению конфликтных действий.

Иногда в процессе конфликта полностью теряется его объект, тем не менее вследствие серьезного ущерба (как морального, так и материального), причиненного сторонами друг другу при осуществлении конфликтных действий. Это может послужить новым стимулом к эскалации напряженности и возникновению нового, еще более затяжного и жесткого конфликта. В некоторых случаях это может способствовать дальнейшему углублению противоречий между конфликтующими сторонами, смене ядра конфликта и его распространению на новые поля взаимодействия (генерализации конфликта).

Эскалация конфликта может привести к укрупнению сторон, т. е. присоединению к конфликтующим сторонам новых субъектов и увеличению общего числа участников конфликта. Трансформация межличностного конфликта в межгрупповой, увеличение числа участников конфликта, модификация конфликтующих социальных групп, приводит к изменению характера самого конфликта, обусловливает применение иных средств, как правило, более эффективных силовых методов.

Крайнее средство борьбы конфликтующих сторон – насилие – важнейший фактор и результат эскалации конфликта.

Существуют различные модели эскалации конфликта. Эскалация может быть непрерывной и волнообразной; крутой и вялой.

Непрерывная эскалация – это постоянно увеличивающаяся степень напряженности отношений конфликтующих сторон и силы осуществляемых ими конфликтных действий. При волнообразной эскалации напряженность отношений то усиливается, то спадает, периоды активной конфронтации сменяются затишьями и временным улучшением отношений.

Схема эскалации может быть круто направлена вверх, достигая наиболее жестких и резких проявлений враждебности сторон друг к другу. В других случаях ритм эскалации может иметь достаточно вялый характер и сохраняться на таком уровне в течение длительного периода времени. Последняя ситуация характерна для хронических конфликтов, имеющих затяжной характер, который может остаться на стадии эскалации на долгие годы или даже десятилетия (международные или межэтнические конфликты).

66. Урегулирование конфликтов

Регулирование представляет собой наиболее рациональную форму воздействия на конфликт. При этом следует различать понятия «регулирование» и «разрешение», которое представляет собой процесс ликвидации основы конфликта: его предмета и причин. В процессе такой ликвидации происходит изменение конфликтантов. В отличие от разрешения регулирование состоит в идентификации отдельных элементов конфликта, которые подвергаются управленческому воздействию. В таком контексте регулирование представляет собой перенос конфликта на наиболее благоприятное поле, что позволяет использовать стандартные схемы конфликтного взаимодействия с целью наибольшего сближения позиций противоборствующих сторон, а также ограничить распространение конфликта, поддерживание его на приемлемом уровне.

Таким образом, регулирование направлено в первую очередь на смягчение или ослабление конфликтных взаимодействий противоборствующих сторон, его перенос на качественно иной уровень отношений. Поэтому проблема регулирования конфликта состоит в возможном ограничении его влияния на всю систему общественных отношений, позволяет контролировать его развитие и достаточно точно определять его возможные последствия. При этом следует отметить, что в той или иной форме элемент регулирования присущ любому конфликту. Это придает ему определенную форму, позволяющую в какой-то мере смягчить последствия эскалации конфликта, снизить уровень экономического, социального и нравственного ущерба для лиц, оказавшихся вовлеченными в конфликтное поле.

Регулирование конфликта по аналогии с процессом управления включает ряд этапов, начинающихся с идентификации конфликта. Идентификация конфликта представляет собой первоначальное действие, направленное на выявление его сущности и признания как реальности. При этом фиксация конфликта представляет собой сложную задачу, поскольку противоборствующие стороны могут маскировать свои конфликтные действия, полностью отрицая существование конфликтной ситуации. Поэтому признание наличия конфликта становится первым шагом на пути к его урегулированию.

Процесс урегулирования конфликта может рассматриваться как наиболее эффективный метод снижения напряженности и интенсивности конфликтного противостояния, позволяет ввести в конфликтное поле элементы управления. В настоящее время при регулировании конфликтов используются разнообразные технологии: коммуникативные, социально-психологические, организационные, информационные. Последние позволяют устранить из сложившегося информационного поля искаженные данные, касающиеся поведения и действий противоборствующих субъектов, ликвидировать имеющийся дефицит информации по спорным вопросам, что оказывает положительное воздействие на конфликтные взаимоотношения участников.

Важная роль в процессе урегулирования конфликта отводится коммуникационным технологиям, позволяющим наладить продуктивное взаимодействие между заинтересованными сторонами (как отдельными индивидами, так и группами в целом). Эффективная организация в процессе общения конфликтантов позволяет снизить влияние эмоционального фона, сформировать согласованные позиции и мнения. Использование организационных технологий наиболее оправдано для регулирования организационных конфликтов. В этом случае разрабатывается определенная система мер, включающая методы поощрения и наказания с целью на самом раннем этапе развития:

1) блокировать конфликтную ситуацию в том случае, если дальнейшее ее развитие может привести к возникновению деструктивного конфликта;

2) максимально использовать конструктивный потенциал конфликтной ситуации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. П ризнаки и виды эскалации конфликта

Под эскалацией конфликта (от лат. Sсаlа - «лестница») понимается развитие конфликта, который прогрессирует во времени, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга интенсивнее, чем предыдущие. Эскалация конфликта представляет ту его часть, которая начинается с инцидента и заканчивается ослаблением борьбы, переходом к завершению конфликта.

Эскалация конфликта характеризуется следующими признаками:

1. Сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности. В процессе эскалации происходит переход к более примитивных форм отображения.

2. Вытеснение адекватного восприятия другого образом врага. Образ врага как целостное представление о оппонента, который интегрирует искаженные и иллюзорны черты, начинает формироваться в процессе латентного периода конфликта как результат восприятия, детерминированного отрицательными оценками. Пока нет противодействия, пока угрозы не реализовано, образ врага носит опосредованный характер. Его можно сравнить со слабо проявленный фотографических снимков, где изображение Нечеткое и бледно. В процессе эскалации образ врага проявляется все более отчетливо и постепенно вытесняет объективный образ. О образ врага, который доминирует в конфликтной ситуации, свидетельствующие недоверие; возложения вины на врага; негативное ожидание; отождествление со злом; представление «нулевой суммы» («все, что выгодно врагу, вредит нам», и наоборот); деиндивидуализация (« всякий, кто принадлежит к данной группе, автоматически является нашим врагом »); отказ в соболезновании.

Закреплению образа врага способствуют: рост негативных эмоций; ожидания деструктивных действий от другой стороны; негативные стереотипы и установки; серьезность объекта конфликта для лица (группы) продолжительность конфликта.

3. Рост эмоционального напряжения. Возникает как реакция на рост угрозы возможного ущерба; снижение управляемости противоположной стороной; невозможность реализовать свои интересы в желаемом объеме за короткое время; сопротивление оппонента.

4. Переход от аргументов к претензиям и личных выпадов. Когда сталкиваются мнения людей, то люди обычно стараются их аргументировать. Другие, оценивая позицию человека, тем самым косвенно оценивают и ее способность к аргументации. Человек обычно добавляет значительного личностного окраску плодам своего интеллекта. Поэтому критику результатов его интеллектуальной деятельности может быть воспринято как негативную оценку его самого как личности. Критика в данном случае воспринимается как угроза самооцинци лица, а попытки защитить себя ведут к смещению предмета конфликта в личностный план.

5. Рост иерархического ранга интересов, нарушаются и защищаются, и их поляризация. Более интенсивное действие затрагивает более важных интересов другой стороны. Поэтому эскалацию конфликта может быть рассмотрено как процесс углубления противоречий, т.е. как процесс роста иерархического ранга интересов, нарушаются. В процессе эскалации интересы оппонентов будто разводятся на противоположные полюса. Если в передконфликтний ситуации они могли как-то сосуществовать, то за эскалации конфликта существования одних возможно только за счет игнорирования интересов другой стороны.

6. Применения насилия. Характерным признаком эскалации конфликта является применение последнего из аргументов - насилия. Многие насильственных действий обусловлено местью. Агрессия связана со стремлением какой-либо внутренней компенсации (за утраченный престиж, снижение самооценки и т.д.), возмещения ущерба. Действия в конфликте могут вызываться стремлением к возмездия за ущерб.

7. Потеря первоначального предмета разногласий заключается в том, что противоборство, которое началось через спорный объект, перерастает в более глобальное столкновение, в процессе которого первоначальный предмет конфликта уже не играет основной роли. Конфликт становится независимым от причин, его вызвали, и продолжается после того, как они стали незначительными.

8. Расширение границ конфликта. Происходит генерализация конфликта, т.е. переход к более глубоких противоречий, возникновение множества различных точек соприкосновения. Конфликт распространяется на большой территории. Происходит расширение его временных и пространственных границ.

9. Увеличение количества участников. Это может происходить в процессе эскалации конфликта через привлечение все большего количества участников. Преобразование межличностного конфликта на межгрупповых, количественное увеличение и изменение структуры групп, участвующих в противоборстве, изменяет характер конфликта, расширяя набор применяемых в нем средств.

С обострением конфликта происходит регрессия сознательной сферы психики. Этот процесс носит волнообразный характер, основанный на бессознательном и подсознательном уровнях психической деятельности. Он развивается не хаотично, а поэтапно, по замыслу онтогенез психики, но в противоположную сторону).

Два первых этапа отражают развитие передконфликтнои ситуации. Вырастает значимость собственных желаний и аргументов. Возникает страх, что будет потеряно почву для совместного решения проблемы. Растет психическая напряженность. Мероприятия, осуществленные одной из сторон для смены позиции оппонента, понимаются противоположной стороной как сигнал к эскалации. Третий этап - собственно начало эскалации. Все ожидания сосредоточиваются на действия, заменяющий тщетные дискуссии. Однако ожидания участников парадоксальные: обе стороны надеются напором и жесткостью вызвать изменение позиции оппонента, тогда как никто не готов добровольно уступить. Зрелым взглядом на реальность жертвуют в пользу упрощенного подхода, который легче поддерживать эмоционально. Настоящие проблемы конфликта теряют важность, тогда как лицо противника оказывается в центре внимания.

Возрастные уровни эмоционального и социально-познавательного функционирования психики человека (1 - начало латентной фазы, 2 - латентная фаза, 3 - демонстративно фаза, 4 - агрессивная фаза, 5 - батальную фаза)

На четвертом этапе функционирования психика регресуе примерно до уровня, отвечающего возраста 6-8 лет. У человека еще присутствует образ другого, но он больше не готов считаться с мыслями, чувствами и состоянием этого другого. В эмоциональной сфере начинает доминировать черно-белый подход, то есть все, что «не я» или «не мы», является плохим, и потому откидывается.

На пятом этапе эскалации явные признаки поступательного регрессии проявляются в форме абсолютизация негативной оценки оппонента и позитивной - самого себя. На карту ставятся священные ценности, убеждения и высшие моральные обязательства. Сила и насилие приобретают обезличенного формы, восприятие противоположной стороны застывает в твердом образе врага. Враг обесценивается до состояния вещи и лишается человеческих черт. Однако те же люди способны нормально функционировать внутри своей группы. Поэтому неискушенному наблюдателю трудно воспринимать глубоко регресоване восприятие других, принимать меры по урегулированию конфликта.

Регрессия не является неизбежной для любого человека в любой трудной ситуации социального взаимодействия. Очень многое зависит от воспитания, от усвоение нравственных норм и всего того, что называют социальным опытом конструктивного взаимодействия.

Внешний план эскалации конфликта может быть описан с помощью теории симметричного схизмогенеза (Г. Бейтсон). Схизмогенез изменение индивидуального поведения, происходящее в результате накопления опыта взаимодействия между индивидами. Различают 2 варианта схизмогенеза:

1.дополнительный взаимодействие строится по принципу взаимодополнения действий (настойчивость первого оппонента уступчивость второго или наступательные действия и оборона);

2.симметричный схизмогенез развивается тогда, когда субъекты используют одинаковые поведенческие модели (на действие первого оппонента второй отвечает действием той же направленности, но более интенсивным).

Эскалация конфликта происходит именно по 2 варианту.

Во время этого этапа происходят трансформации, которые конфликтологи называют также и признаками эскалации конфликта. Сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности (искажение конфликтной ситуации). По мере обострения конфликта происходит регрессия сознательной части психики.

2. П ирамида негативной эскалации конфликта

Рис. 1. Пирамида негативной эскалации конфликта и этапы конструктивного разрешения.

Для разрешения конфликта необходимо проделать обратный путь по пирамиде, который может заканчиваться или на интересах (первый вариант), или на мировоззрениях и корневых проблемах (второй вариант, наиболее полный и эффективный).

Первый вариант состоит из семи этапов:

1. Прекратить враждебные действия в отношении себя или других.

2. Урегулировать эмоциональный тон общения с собой или другими.

3. Урегулировать отношения с собой или другими.

4. Согласовать принципы и правила применения тех или иных средств, с помощью которых позиции воплощаются в практику.

5. Рассмотреть сразу множество возможных позиций, т.е. перейти от отдельных позиций к выбору из широкого спектра вариантов конструктивных решений.

6. Распознать интересы других и осознать свои интересы. Разделить интересы, позиции и средства их достижения. Обозначить выявленные интересы и признать те, что являются законными и обоснованными.

7. Совместно найти такие варианты и способы действий, которые одновременно отвечали бы Вашим интересам и интересам оппонента.

Второй вариант включает еще три этапа:

Проводится критический анализ вторичных верований -- своих индивидуальных и других людей.

Проводится критический анализ первичных верований -- своих индивидуальных и других людей.

Выявляются корневые реальные (объективные) и субъективные проблемы и вырабатываются способы их решения.

Оставлять конфликт без внимания - это все равно, что оставлять в пустом доме тлеющие угли: пожара, конечно, может и не случиться, но уж если случится... эскалация конфликт негативный спиральный

Вообще аналогия между конфликтом и пожаром более глубока: 1) и тот и другой легче предотвратить, чем погасить; 2) в обоих случаях фактор времени может стать решающим, ибо и конфликт и пожар страшны своим разрастанием. Эти же два признака роднят конфликт и болезнь.

Так же эскалация может объясняется тем, что участник конфликта ищет поддержки у окружающих, вербует себе сторонников. Особенно стараются привлечь на свою сторону руководителя.

При разрастании (эскалации) конфликта дело запутывается. Исходный конфликт обрастает новыми, отражающими интересы новых участников и противоречия между ними. При этом эмоции нарастают как снежный ком.

Все это убеждает в том, что, получив информацию о конфликте, руководитель должен действовать, принимать меры, не дожидаясь разрастания конфликта.

Тем более, что бездействие, позиция невмешательства расценивается в коллективе как равнодушие, а то и как малодушие. И то и другое не способствует авторитету руководителя.

3. С пиральная модель эскалации конфликта

Рубин и соавторы отмечают, что если в ситуации конфликта действия обороняющейся стороны не вызывают эскалации в поведении агрессора, значит, перед нами агрессивно-оборонительная модель конфликта. Однако, если поступки обороняющегося вызывают эскалацию поведения агрессора, последовательность агрессор обороняющийся становится эпизодом большой спирали конфликта.

Спиральная модель эскалации конфликта демонстрирует, что эскалация результат действий и противодействий, образующих замкнутый круг. Наступательные тактики, используемые первой стороной, вызывают подобное же поведение другой стороны. Этот ответ, в свою очередь снова провоцирует первую сторону на новые действия, что замыкает круг и выводит конфликт на новый виток. У каждой из сторон растет список прегрешений другой стороны, и каждое новое недовольство усиливает ощущение кризиса. Каждый из нас реагирует на провокацию на ее же уровне, и спираль конфликта продолжает расти.

Сильной эскалации предшествуют два обстоятельства: высокая степень осознаваемого расхождения интересов и низкая стабильность. Так, чем сильнее субъективное восприятие расхождения интересов, тем большая жесткость тактик противодействия оппоненту кажется приемлемой. Кроме того, можно определить источники стабильности:

Наличие связей принадлежности к одной группе, дружбы или взаимной зависимости между сторонами взаимодействия (варианты общее групповое членство или ситуация взаимнойзависимости);

Существование третьей стороны, которая готова вмешаться в качестве посредника, миротворца;

Отсутствие возбуждения ли напряжения в предшествующем общении;

Вовлеченность в деятельность, которая находится за пределами данной системы отношений;

Страх одной или обеих сторон перед эскалацией.

Причины остановки эскалации:

Одной из сторон удалось одержать верх в противостоянии;

Первая сторона может воспользоваться односторонним преимуществом над второй и завершить конфликт в свою пользу;

Одна из сторон по какой-то причине во время конфликта решает добровольно уступить, не считая более продолжение эскалации приемлемым для себя вариантом;

Одна из сторон по какой-то причине во время конфликта решает устраниться от него и начать использовать стратегию избегания, не считая более продолжение эскалации приемлемым для себя вариантом;

Наступает мертвая точка в противостоянии.

Этап баланса сил или мертвая точка (тупик) конфликта.

Отдельные авторы (А.Г. Здравомыслов, С.В. Соколов) выделяют стадию тупика: равновесие, вызванное неэффективностью предпринимаемых шагов и осознанием пирровой победы, паралич действий, поиск новых подходов и смена лидеров, переоценка собственных интересов, затухание противоборства, перемирие, начало переговоров. Мертвая точка это остановка в процессе сталкивания и противостояния сталкиванию. Причины возникновения мертвой точки в конфликте:

Провал тактики противостояния;

Истощение необходимых ресурсов (энергия, деньги, время);

Потеря социальной поддержки;

Неприемлемые затраты.

Первоначально на этой стадии ничего не происходит в объективном плане, но при этом изменяется отношение одной из сторон к происходящему. Через некоторое время обе стороны приходят к досадному выводу, что преобладание невозможно, но, тем не менее, пока нет желания отдать победу, самоустранившись, или уступить. Но самым важным следствием наступления этого этапа становится понимание хотя бы одной из сторон, что противник это независимый партнер, с которым придется договариваться, а не только враг. И с этим партнером придется договариваться и взаимодействовать, что становится первым шагом к переговорному процессу, к выходу из конфликта.

И в заключение скажем об ограниченности, которую имеет динамическая модель описания конфликта. Наиболее важная проблема фазовых теорий конфликта заключается в том, что они могут выглядеть слишком простыми, фазовый анализ может преувеличивать роль логической последовательности пошаговой последовательности в развитии конфликта. По мнению А. Рапопорта, нельзя все конфликты подвести под единую универсальную схему. Есть конфликты типа схваток, когда противников разделяют непримиримые противоречия и они рассчитывают только на победу; есть конфликты типа дебатов, где возможен спор, возможны маневры, но в принципе обе стороны могут рассчитывать на компромисс; есть конфликты типа игр, где стороны действуют в рамках одних и тех же правил, поэтому они никогда не завершаются.

Таким образом, можно констатировать тот факт, что данная схема дает идеальную модель развития конфликтного взаимодействия, тогда как реальность предоставляет нам множество примеров смещения фаз, круговорота, сокращенного протекания борьбы, затухания и нового возобновления противостояния и т.д.

З аключение

Итак, конфликт - это явление со сложной структурой и динамикой, а поэтому тактики его разрешения должны отличаться в зависимости от этапа, периода и их продолжительности.

Эскалация (от лат. scala - лестница) - резкая интенсификация борьбы оппонентов.

Эскалация конфликта прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие.

Эскалация конфликта является второй фазой развития конфликта, когда происходит начало открытого конфликтного взаимодействия, прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие.

Эскалация может быть непрерывной с постоянно возрастающей степенью напряженности отношений и силы ударов, которыми обмениваются конфликтанты; и волнообразной, когда напряженность отношений то усиливается, то спадает, периоды активной конфронтации сменяются затишьями, временными улучшениями отношений.

Эскалация также может быть крутой, быстро вздымающейся до крайней точки резких проявлений враждебности; и вялой, медленно разгорающейся, а то и долго держащейся на одном и том же уровне. В последнем случае можно говорить о хроническом, затяжном конфликте.

С писок используемых источников

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для вузов. -- 2-е изд., перераб. и доп. -- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. -- 591 с.

2. Вишневская А.В. Конфликтология. Курс лекций. -- М.: ЮНИТИ, 2003. -- 124 с.

3. Мириманова М.С. Конфликтология. - М.: Академия, 2003. - 320 с.

4. Рубин Дж., Пруйт Д., Ким Хе Сунг. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. -- СПб.: прайм-Еврознак, 2001. -- 352 с.

5. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. -- Минск: Амалфея, 1997. -- 277 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика истории и современных тенденций зарубежной конфликтологии. Отличие конфликта от противоречия. Биологические основы и типы агрессивного поведения людей. Сложность выявления потребностей и интересов участников конфликта. Понятие эскалации.

    контрольная работа , добавлен 12.12.2010

    Объект, предмет и тип конфликта в произведении Александра Вампилова "Свидание", причины его возникновения. Психологические составляющие конфликта. Инцидент, эскалация и разрешение конфликта. Латентный или открытый конфликт на основе личной неприязни.

    контрольная работа , добавлен 21.05.2009

    Конфликт как открытое противоборство, столкновение двух и более участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности. Применение насилия - этап эскалации конфликта, формы его завершения.

    контрольная работа , добавлен 18.06.2014

    Конфликтология. Сущность конфликта. Субъекты и участники конфликта. Объект конфликта. Процесс развития конфликта. Предконфликтная ситуация. Инцидент. Третья стадия развития конфликта. Кульминация. Разрешение конфликта. Переговоры.

    реферат , добавлен 06.02.2004

    Определение конфликта. Причины конфликта в организации. Конфликты с точки зрения причин конфликтной ситуации. Функциональные последствия конфликта. Дисфункциональные последствия конфликтов. Этапы развития конфликта. Классификация конфликтов.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2003

    Понятие, функции, структура, особенности и участники межличностных конфликтов. Методы преодоления и готовность к разрешению конфликта. Характер межличностных отношений конфликтантов. Разрешение межличностного конфликта. Объективизация конфликта.

    реферат , добавлен 21.10.2008

    Конфликт как форма внутривидовой и межвидовой борьбы за существование. Основные участники конфликта. Образ конфликтной ситуации как отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия. Субъективные составляющие конфликта.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2009

    Типы конфликтов, их причины. Управление конфликтной ситуацией. Признаки деструктивного конфликта и этапы его развития. Действия руководителя и способы разрешения конфликта. Управление и самоменеджмент в конфликтных ситуациях. Проявление гнева и угроз.

    презентация , добавлен 02.03.2013

    Понятие конфликта. Предпосылки и механизмы разрешения конфликтов. Ключевые понятия теории переговоров. Типы и структура переговоров. Посредничество на переговорах как эффективный способ разрешения конфликта. Условия успешного разрешения конфликтов.

    контрольная работа , добавлен 18.06.2010

    Понятие, сущность и типология внутриличностных конфликтов, их причины, последствия и способы разрешения. Психологические конфликты конструктивного характера как форма развития личности; основные концепции. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта.

Эскалация конфликта – это процесс , определяющий конфликты растут с увеличением их тяжелых последствий в течении определенного промежутка времени . Это могут быть конфликты между группами людей или отдельными персонами при межличностных взаимоотношениях , это также часто применяется при определении эскалации во время боевых действий в тактическом или милитаристическом контексте . В теории систем , метод эскалации конфликта моделируется за счет положительной обратной связи .

Несмотря на то , что слово эскалация употреблялось еще в 1938 году , этот термин стал особо популярен во времена “холодной войны ” из –за двух книги : “На эскалацию ” (Герман Кан , 1965 ) и “Эскалация и ядерный вариант ” (Бернард Броди , 1966 ). В этом контексте , термин упоминается при войне между двумя государствами с применением оружия массового уничтожения .

Эскалация конфликта имеет тактическую роль в военных конфликтах , и часто оформлена с учетом правил участия (прим . ROE – свод действий для вооруженных сил ). Весьма успешные военные тактики пользовались особой формой эскалации конфликта , например , для того чтобы контроль время реакции противника позволяет тактикам , преследовать или заманить в ловушку противника . Наполеон и Гудериан использовали такой подход . Сунь –Цзы применял его в более абстрактной форме .

Континуум силы

В документах “Континиуум cилы ” морских пехотинцев Соединенных Штатов Америки описаны стадии определенные и детализированные описания эскалации конфликта в борьбе типовым объектом :

Первая стадия : Уступчивый (кооператив )

Испытуемый довольно нормально реагирует и слушается устных команд . Физический контакт он избегает .

Вторая стадия : стойкие (пассивный )

Объект противится словесным указаниям , но выполняет приказы сразу после физического взаимодействия . От ближнего боя воздерживается .

Третья стадия : упорный (активный )

Изначально , объект сопротивляется командам физически , но он может быть подчинен при применении особых технологий , которые включают в себя удержание , и аккуратное физическое воздействие , применение болевых приемов , побуждающие к манипуляции и давлению .

Четвертая стадия : агрессивный (физический контакт )

Противник проводит безоружные физические атаки . В ответ применяются оборонительные тактические приемы , в т .ч . блоки , контрудары , повышенные меры соблюдения блокирования контактного боя с использованием различного вида оружия .

Пятая стадия : агрессивен (убойная сила )

Объект обладает оружием и способен к убийству или ранению противника , если не контролируется . Контроль удается восстановить только грубой силой , которая , возможно , требует огнестрельного или другого оружия .

Предупреждение

Одним из основных направлений мировой и конфликтной теории является сдерживание эскалации конфликта или создания мышления , для возможности избегания подобных конфликтов в будущем . Теория ненасильственного разрешения конфликта , однако , предполагает эскалацию конфликта в форме протестов , забастовок или других прямых действий .

Мохандас Ганди , один из основных сторонников методов ненасильственного разрешения конфликта , использует сатьяграха, чтобы продемонстрировать , что :

  • Мирно руководить группой людей с общим делом представляется возможным;
  • Можно достичь целей посредством солидарности , не капитулируя перед жестоким нападением;
  • Его метод обеспечивает взаимную поддержку;
  • Можно отказаться от карательного правосудия.

С помощью этого метода эскалации , Ганди избежал технологических эскалации и показал , что :

  • Группа пришла на основании собственных убеждений , а не с целью применения насилия;
  • Авторитаризм может сдаться , не подвергаясь насилию;
  • Авторитаризм может уйти безопасно;
  • Авторитаризм может передать власть без препятствий , и стать эффективной политической партией.

Кривая эскалации конфликта

Концепция кривой эскалации конфликта разработана Майклом Наглером. Кривая эскалации конфликта предполагает , что интенсивность конфликта прямо связана с тем , как долго продолжается процесс дегуманизации . Другими словами , конфликты перерастают в ту степень , в которой стороны дегуманизируют друг друга (или один участник унижает человеческое достоинство других ).

В зависимости от стадии конфликта , нужен определенный набор ответов . Кривая делит соответствующие ответы на три этапа:

Первый этап: Разрешение конфликтов

На первом этапе никаких серьезных процессов дегуманизации ни произошло ни с одной из сторон . В основном совершаются попытки , чтобы сделать свои взгляды известными , с расчетом на то , что другой может ответить сразу или ответить на урегулирование конфликтов при ненасильственном общении с провокатором . Инструменты , используемые на данном этапе : петиции , демонстрационные протесты , переговоры , посредничество и арбитраж .

Второй этап : Сатьяграха

Эскалация конфликта в сатьяграха , или ненасильственное прямое действие , применяется только тогда, когда разрешение конфликтов было опробовано и другая сторона не убеждена по какой-либо причине, или были опробованы другие инструменты , используемые на первом этапе . Сатьяграха ссылается на то , что Ганди называл “закон страдания “, - который основан на концепции приема на себя , а не причинения страданий , которые присущи ситуации .

Вызов сатьяграха – это способ воздействия на сердце провокатора , а не апелляция только к голове , на первом этапе . Ганди заметил :

“Во мне растет уверенность , что принципиально важны вещи – люди не реагируют одинаково , но должны быть восполнены на их страдания . Если вы хотите сделать что –то действительно важное , вы должны не просто удовлетворять причину , необходимо обратиться к сердцам . Обращение к сердцу приходит от страданий “.

Инструменты , используемые на данном этапе : забастовки , бойкоты , гражданское неповиновение , нарушение приказов .

Третий этап : жертва : последний отдых

Когда интенсивность конфликта дошла до жизни или смерти и когда возникает ходатайство на ненасильственное сопротивление этому, тогда сатьяграха иногда намеренно передагает возможность смерти в качестве последнего средства , чтобы открыть сердце противника . З наменитый “пост до смерти ” Ганди во время индийской борьбы за свободу является этому примером , а также самоотверженная работа активистов , как Кэти Келли , которая неоднократно отправлялась в зоны боевых действий , чтобы разделить судьбу жертв и пробудить их угнетателей, когда все остальные решения не удавались.

Философия третьего этапа заключается в том , что желание рисковать часто можно пробудить упрямством противника , даже если смерть не наступит . Голодание до смерти , например , при противопоставлении с самосожжением , дает противнику шанс отреагировать и спасти жизнь сатьяграха. Самосожжение , возможно , следует рассматривать как крайнюю форму протеста , а не заключительный этап ненасильственного убеждения .

Как использовать кривую эскалацию конфликта

Кривая эскалации конфликта помогает тем , кто имеет ощущение того , где они находятся в конфликте и что они могут дать адекватный ответ ; достижение экстремального метода , например голодания (это третий этап : жертва ) в ситуации, было бы неправильно, когда все имеющиеся средства первого и второго этапа не предпринимались .

Например , в 2003 году президент США Джордж Буш отклонил глобальную антииракскую акцию протеста – крупнейшую акцию протеста со времен Вьетнамской войны. Отсутствие признания Президента требований протестующих , а также его нежелание вести переговоры свидетельствуют о том , что было необходимо быстро перейти к этапу 2 , если он должен был получить какой –либо ответ .

Эскалация конфликта (от лат. scala - лестница) - прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие. Эскалация конфликта - часть конфликта, которая начинается с инцидента и заканчивается ослаблением борьбы, переходом к завершению конфликта.

Признаки эскалации конфликта:

1) сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности;

2) вытеснение образом врага адекватного восприятия другого. Образ врага как целостное представление об оппоненте, интегрирующее искаженные и иллюзорные черты, начинает формироваться в ходе латентного периода конфликта в результате восприятия, детерминированного негативными оценками, Пока нет противодействия, пока угрозы не реализованы, образ врага носит очаговый характер. В ходе эскалации конфликта образ врага проявляется все более выразительно и постепенно вытесняет объективный образ. О том, что образ врага становится доминирующим в информационной модели конфликтной ситуации, свидетельствуют:

· недоверие - все, что исходит от врага, либо плохо, либо преследует нечестные цели;

· возложение вины на врага - враг ответствен за все возникшие проблемы и виноват во всем;

· негативное ожидание - все, что делает враг, он делает с единственной целью - нанести вред;

· отождествление со злом;

· представление «нулевой суммы» - все, что выгодно врагу, вредит нам;

· деиндивидуализация - всякий, кто принадлежит к данной группе, автоматически является нашим врагом;

· отказ в сочувствии - мы не имеем ничего общего с нашим врагом, никакая информация не сможет побудить нас проявлять к нему гуманные чувства, руководствоваться этическими критериями по отношению к врагу опасно и неблагоразумно.

Закреплению образа врага способствуют: возрастание негативных эмоций, ожидание деструктивных действий другой стороны, негативные стереотипы и установки, длительность конфликта;

3) рост эмоционального напряжения. Возникает как реакция на рост угрозы возможного ущерба, снижение управляемости противоположной стороной, невозможность реализовать свои интересы в желаемом объеме в короткое время, сопротивление оппонента;

4) переход от аргументов к претензиям и личным выпадам. Когда сталкиваются мнения людей, то они обычно стараются их аргументировать. Окружакощие, оценивая позицию человека, косвенным образом оценивают и его склонность к аргументации. Человек придаёт значительную личностную окраску плодам своего интеллекта, и критика результатов его интеллектуальной деятельности может быть воспринята как негативная оценка его самого как личности. Критика в этом случае воспринимается как угроза самооценке личности, а попыли защитить себя ведут к смещению предмета конфликта в личностный план;


5) рост иерархического ранта нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризация. Белее интенсивное действие затрагивает более важные интересы другой стороны. Поэтому эскалация конфликта может быть рассмотрена как процесс углубления противоречий, т.е. как процесс роста иерархического ранга нарушаемых интересов. При эскалации интересы оппонентов как бы разводатся на противоположные полюса. Если в предонфликтной ситуации они могли сосуществовать, то при эскалации конфликта существование одних возможно только за счет игнорирования интересов другой стороны;

6) применение насилия - отличительный признак эскалации конфликта Агрессия связана с внутренней компенсацией (утраченного престижа, снижения самооценки), возмещением ущерба Физическое насилие и агрессия провоцируются не только уже осуществленной угрозой, но и угрозой потенциальной. Интенсификация физического насилия в конфликте связана с ростом интенсивности взаимных действий, вызванным неадекватным возмездием за деструкцию «я»;

7) потеря первоначального предмета разногласий - это процесс, когда противоборство, начавшееся из-за спорного объекта, перерастает в более глобальное столкновение, в ходе которого, изначальный предмет конфликта уже не играет основной роли;

8) расширение границ конфликта. Происходит генерализация конфликта, т.е. переход к более глубоким противоречиям, возникновению множества разных точек столкновения, расширяются временные и пространственные границы конфликта;

9) ув е ли ч аткяе числа участников В ходе эскалации конфликта может происходить «укрупнение» противоборствующих субьектоя путём привлечения все большего количества участников Преобразование межличностного конфликта в межгрупповой, численное увеличение и изменение структур соперничающих групп ме н яют характер конфликта, рас­ширяя набор применяемых в нём средств.

Деэскалация конфликта - это снижение напряжённости, затухание конфликта, переход к мирному процессу.

Мертвая точка конфликта - это процесс остановки конфликта на определённой стадии без изменения ситуации в положительную или отрицательную сторону.