Домой / Информатика / Современные ученые анатомы. Краткая история развития анатомии как науки. Развитие анатомии в России

Современные ученые анатомы. Краткая история развития анатомии как науки. Развитие анатомии в России

Анатомия представляет собой основу всех медицинских знаний. Начиная с давних времен, на протяжении ряда веков она способствовала развитию медицины. Еще в глубокой древности людей интересовало строение человеческого тела. В Древней Греции более 2000 лет назад наряду с развитием астрономии, математики, философии и других наук развивались также медицина и анатомия. Медицина тогда находилась в руках жрецов. Покровителем ее считался бог Эскулап (Асклепий).

Древнегреческий философ Гераклит Эфесский (535-475 г. до н. э.) первый попытался рассматривать всю вселенную как один великий непрерывный процесс развития: все формы жизни захвачены потоком изменчивости, нигде в мире нет абсолютного покоя, всякая остановка является лишь кажущейся, вечно совершается обмен материи, повсюду и вечно меняется форма: новая форма насильственно уничтожает старую, движение есть форма бытия материи, нигде и никогда не бывало и не может быть материи без движения, движения - без материи. Гераклиту принадлежит знаменитое изречение: "Панта реи" - все течет, все изменяется.

Первым ученым-анатомом, признававшим необходимость систематического рассечения трупов животных, чтобы получить анатомические познания, был Алкмеон Кротонский (около 500 лет до н. э.). Он написал первую книгу по анатомии и открыл, что глаз и ухо связаны с головным мозгом посредством нервов.

В IV веке до н. э. в Греции жил крупнейший философ того времени и врач Гиппократ, которого до сих пор называют отцом медицины. По вопросам медицины Гиппократ написал много работ. Ему принадлежит также трактат о строении человеческого тела. Он первый попытался собрать воедино всевозможные медицинские сведения и противопоставить их религии: заклинаниям, молитвам и прочему мистическому ритуалу жрецов. Но анатомические знания тогда были весьма еще скудны и примитивны. Например, Гиппократ утверждал, что мозг человека имеет консистенцию слизи и что головной мозг вырабатывает семя, которое через спинной мозг поступает в половые органы, и что в сосудах у человека находится воздух. Гиппократ не отличал нервов от сухожилий и вен от артерий. Болезни он рассматривал как смешение соков организма. Однако все же более глубокое развитие врачебного дела началось только с Гиппократа.

Второй крупнейший ученый - естествоиспытатель и философ Древней Греции Аристотель (384-322 г. до н. э.) - уже дает более точные сведения по анатомии человека. Ему принадлежит первая попытка собрать отдельные сведения о явлениях, происходящих в организме, и объединить их в систему анатомо-физиологических представлений. Аристотель уже отличает нервы от сухожилий, а также особо выделяет печень среди других органов. Он знал, что артерии отходят от аорты, а не от печени, как это считал Гиппократ. Но в то же время Аристотель писал, что все нервы органов чувств берут начало в сердце. В сухожилиях он видел органы движения, а в мышцах - ощущения. Он считал также, что основная роль головного мозга заключается в умерении теплоты крови.

Основанная Птоломеем первая медицинская школа в Александрии (320 г. до п. э.) была, по-видимому, первым местом, где начали изучать анатомию человека. Одним из условий расцвета научной деятельности в Александрии было основание знаменитого Александрийского музея и огромной библиотеки при нем. Это учреждение вскоре превратилось в своеобразный университет древнего мира. Развитие биологических дисциплин было обеспечено в Александрии организацией ботанического и зоологического сада и анатомического театра. В этот период стали известны имена двух блестящих ученых - Герофила и Эрасистрата (первая половина III века до н. э.).

Герофил уже выделял анатомию как самостоятельную науку. В школе Герофила рассечение трупов людей и животных стало основным методом изучения строения тела человека. Герофил сделал немало крупных открытий. Он опроверг опиравшееся на авторитет Аристотеля заблуждение, будто не мозг, а сердце есть орган мышления, окончательно признав эту роль за мозгом, в котором видел центр всей нервной системы. Головной мозг он считал источником импульсов к произвольным движениям, органом, функция которого связана с возникновением ощущений. Герофил выяснил разницу между двигательными и чувствительными нервами; он уже видел различие между мозжечком и полушариями головного мозга, исследовал строение продолговатого мозга, изучил предстательную железу и дал ей это название.

Эрасистрат был младшим современником Герофила. Отличаясь более широким кругозором, он наряду с анатомией занимался и физиологией. Он подробно описал желудочки мозга и исследовал извилины мозговой коры, установил связь нервов непосредственно с мозговым веществом. На сокращение мышц Эрасистрат смотрел как на причину движений организма; он проследил пути артерий и вен от самого сердца. Изучая сердце, Эрасистрат открыл его клапаны, тщательно описал строение двустворчатого и трехстворчатого; наблюдал, как артерии и вены постепенно разветвляются, вступив в какой-либо орган, как их веточки становятся совсем мелкими и затем перестают быть видимыми. Он высказал мысль, что это ветвление продолжается и дальше и что тончайшие вены постепенно переходят в артерии, которые будто бы насасывают кровь из вен. Таким образом, Эрасистрат предвосхитил открытие капилляров, сделанное Мальпиги уже с помощью микроскопа, и, по-видимому, был близок к мысли о кровообращении.

Позднее, во II веке н. э., римский философ, анатом и врач Клавдий Гален (131-201 г.), окончивший медицинскую школу в Александрии, впервые начал читать курс анатомии человека. Его лекции сопровождались вскрытиями трупов животных (главным образом обезьян). Человеческих трупов, однако, Гален не вскрывал, так как это считалось в его время большим грехом, запрещалось гражданскими и религиозными законами и строго наказывалось, вплоть до сожжения на костре. Гален сделал подробные описания мышц и костей. Он выделил те типы строения костей, которые почти без изменений приняты и в современной анатомии. Много ценных сведений дал Гален и в области изучения мозга. Одна из вен мозга до сих пор называется его именем - "большая вена Галена". Гален, как и Герофил, считал, что мозг является "общим чувствилищем тела", средоточием чувствительности, и в нем же он увидел причину произвольных движений. Свои общие анатомические взгляды Гален изложил в работе "Об употреблении частей человеческого тела", в которой рассматривал анатомические структуры в неразрывной связи с функцией.

Гален считал, что в артериях находится кровь, а не воздух, как это в свое время утверждал Гиппократ. Гален впервые написал обстоятельный труд по изготовлению лекарств. До сих пор часть лекарственных веществ известна в аптеках под названием галеновых препаратов.

Развитие анатомии и физиологии неизменно протекало в теснейшей связи с медицинской практикой, поэтому врачи и явились первыми анатомами и физиологами, строившими догадки об устройстве и функциях человеческого тела. Первые эксперименты древних врачей, в особенности осуществленные Галеном, послужили основой для теорий, которые почти без всяких изменений продержались в течение 14 веков.

В период средневековья, вплоть до XV века, анатомия, как и другие науки, находилась под тяжким гнетом религии, ученых преследовали и обвиняли в колдовстве и нередко сжигали на кострах. В учебных заведениях того времени студентам преподносились очень скудные и детски-наивные анатомические сведения. Так, например, в XIV веке профессор анатомии Парижского университета Мондевиль со своей кафедры вещал студентам: "Череп человека состоит из нескольких костей, между ними имеются промежутки, а в эти промежутки выходят испарения из мозга, имеющего консистенцию слизи"; или: "Мозг наш холодный для того, чтоб умерять жар сердца". Ясно, что такое преподавание нельзя назвать научным.

Только в 1316 г. Мондино в Болонье удалось вскрыть два человеческих трупа и его сочинением по анатомии исключительно и пользовались почти в течение последующих 200 лет, так как папа Бонифаций VIII грозил наложить отлучение от церкви на тех, которые стали бы анатомировать человека или вываривать человеческие кости. Запрещение вскрывать трупы создавало огромные препятствия на пути развития анатомии и медицинских наук.

Среди ученых, которые, несмотря ни на какие препятствия, все же двигали науку вперед, следует назвать выдающегося таджикского врача и философа Ибн-Сину (Авиценна), жившего в 980-1037 гг., который написал много научных трудов. В его знаменитом труде "Канон врачебного искусства", состоящем из пяти книг, собрано большое количество медицинских сведений, в том числе и данные по анатомии человека.

Основателем анатомии как науки по справедливости считается бельгийский анатом Андрей Везалий (1514-1564). Он первый начал тщательно изучать строение человеческого тела на трупах. Везалий написал обстоятельный труд по анатомии человека * . Анатомия Везалия была настоящей наукой, основанной на непосредственном изучении человеческого тела. Описательная анатомия того времени была неразрывно связана с именем Везалия, так как он дал ей больше, чем целые поколения других анатомов.

* (De corporis humani fabrica libri septem (о строении человеческого тела). )

Заняв кафедру анатомии в Падуе (Италия), Везалий вопреки установившемуся порядку изучал анатомию человека не по книге, а с помощью вскрытия трупов. В своем знаменитом труде он дал точное описание скелета, связок, мышц, сосудов, нервов, внутренностей, мозга и органов на основании собственных исследований. В этой книге Везалий указал, что в работах Галена, по которым все врачи учились анатомии много веков, можно обнаружить не менее 200 ошибок.

Труд Везалия был встречен бурей негодования анатомов и медиков средневековья, так как тысячелетние авторитеты были ниспровергнуты, церковные запреты нарушены, а мудрость последователей Галена взята под подозрение. Бывший, учитель Везалия Сильвий стал называть его вместо Везалиус "Везанус", т. е. безумный. Анатомические произведения Везалия тщательно рассматривались цензурой инквизиции. Ученый был вынужден покинуть Италию. Он нашел покровительство у испанского короля Карла V. Но научные противники продолжали преследовать Везалия. Его клеветнически обвинили во вскрытии живого человека, и он был присужден к путешествию в Палестину для искупления своих "грехов". Во время этого путешествия Везалий погиб. Анатомические труды Везалия пробили брешь в средневековых представлениях о методах изучения анатомии. Стало совершенно ясно, что наука о строении человеческого тела не может развиваться без вскрытия трупов.

После Везалия эту науку далеко продвинули известные итальянские анатомы Фалл опий (1523-1562), Евстахий (1520-1574), Мальпиги (1628-1694), которые тщательным изучением строения и работы органов человека заслужили мировую славу. Одним из первых реформаторов галеновской анатомии был также Яков Сильвий (1478-1555), который значительно исправил данные Галена и широко применил демонстрацию и практические занятия на трупах, изменил и радикально исправил анатомическую терминологию.

Очень много сделали для изучения анатомии Варолий, знаменитый художник Леонардо да Винчи (1452-1519) и ряд других. С именами ученых в анатомии до сих пор связаны названия некоторых органов и частей человеческого тела, например евстахиева труба, соединяющая среднее ухо с глоткой, фаллопиевы трубы матки, варолиев мост в мозгу, бартолиновы железы, пейеровы бляшки и пр.

Начало XVII века было поворотным пунктом в изучении организма человека, так как оно ознаменовалось одним из величайших открытий в биологии - открытием кровообращения Гарвеем (1628), положившим начало физиологии как самостоятельной дисциплине. Однако это открытие было встречено в штыки всеми авторитетами того времени; на Гарвея обрушились потоки клеветы и брани; его слава талантливого врача сразу померкла. Недаром И. П. Павлов назвал труд Гарвея "подвигом смелости и самоутверждения. Через крест поношений прокладывала себе дорогу научная истина".

На Русь сведения по анатомии и медицине проникли из Византии только после принятия христианства. Медициной занимались сначала лишь в монастырях (Киево-Печерская лавра), а вскоре начала развиваться и светская медицина. Но татарское иго надолго остановило развитие медицины, которая вновь была сосредоточена только в монастырях. Ни о какой научной разработке вопросов по анатомии и физиологии не могло быть и речи. После свержения татарского ига (1380) на Руси начинает вновь возрождаться медицина. Первое упоминание о враче относится к эпохе Иоанна III (1483), когда появились на Руси из-за границы врачи Антон Немчин и Леон Жидовин. Первый лечил татарского царевича, а второй - сына Иоанна III; оба за неудачное лечение поплатились жизнью; они, по-видимому, были вообще совершенно невежественными людьми.

Затем появляются уже знающие врачи, из которых первыми были немец Теофил и грек Марко. Царь Иван Грозный и Федор Иванович выписывали врачей из Англии; так, был прислан Роберт Якоб, который был опытным терапевтом и акушером. При Иване Грозном открылась в Москве первая аптека. В 1629 г. учреждается Аптекарский приказ - центральное правительственное учреждение, которому были подчинены все врачи, аптекари, цирюльники и почему-то даже часовых дел мастера. При Аптекарском приказе основалась первая лекарская школа, в которой стали изучать и анатомию человека. Из первых русских врачей широкой известностью пользовался Петр Васильевич Постников - образованнейший русский врач, окончивший Падуанский университет и получивший докторский диплом (1692).

С течением времени правительство стало усиленно принимать меры к насаждению медицинских знаний в России. В 1654 г. в Москве была открыта госпитальная врачебная школа.

В 1658 г. из этой школы было выпущено 13 врачей. Русский ученый Епифаний Славинецкий в 1658 г. перевел на русский язык книгу Везалия о строении человеческого тела. Первая школа просуществовала до конца XVII столетия.

При Петре I в 1706 г. в Москве был открыт генеральный госпиталь и при нем медицинская школа. Такие же школы с госпиталями были открыты потом и в Петербурге. С открытием этих специальных школ в России начинает уже более серьезно развиваться анатомия и физиология как основа медицинских наук.

Курс медицинских наук проходился тогда в течение 5-10 лет. В конце XVIII века стали строиться уже специальные здания для врачебных школ. В 1755 г. был открыт Московский университет с медицинским факультетом; в 1798 г. создана Медико-хирургическая академия в Петербурге. В начале XIX века было уже открыто несколько университетов с медицинскими факультетами (Дерптский, Казанский, Харьковский). Медицинские факультеты становятся главными центрами по изучению и развитию анатомии и физиологии уже на строго научных основах.

Первым русским анатомом был ученик Ломоносова акад. А. П. Протасов (1724-1796), составивший труд "По части анатомических терминов". Из основателей русской анатомической школы следует назвать М. И. Шеина (1712-1762), издавшего переводную "Сокращенную анатомию" и составившего первый русский анатомический атлас; Д. И. Иванова (1751-1821), в работе которого "О происхождении межреберных нервов" впервые были точно определены связи симпатических узлов пограничного ствола. Одним из образованнейших врачей-анатомов того времени был Н. А. Максимович-Амбодик (1744-1812). Он написал ряд выдающихся работ, в том числе "Анатомико-физиологический словарь", и обогатил научный язык многими удачными русскими терминами, употребляемыми и до сих пор вместо старых неуклюжих (например, поджелудочная железа раньше называлась "пригожемясной железой").

В XVII веке, когда был изобретен микроскоп, стало возможным "детальное изучение строения отдельных органов человеческого организма. Были открыты капилляры - тончайшие кровеносные сосуды, красные и белые кровяные тельца в крови, сперматозоиды в семенной жидкости мужчины и т. д. Благодаря микроскопу родилась новая наука - микроскопическая анатомия, или гистология.

Многие ученые того времени, в том числе анатомы и физиологи, рассматривали человеческий организм с чисто механистических позиций, т. е. как сложную машину, деятельность которой подчинена исключительно законам физики и химии. Наряду с этим имели место идеалистические воззрения, связанные с особой "жизненной силой", будто бы направляющей и регулирующей все жизненные процессы (витализм). И только со второй половины XIX века в связи с появлением эволюционного учения Чарлза Дарвина (1809-1882) о развитии органического мира витализм сдает свои позиции, и анатомия стремится вместе с другими биологическими науками открыть естественные законы развития и формирования человека.

Идеи Дарвина поставили перед анатомической наукой совершенно новую задачу - не только описать, но и объяснить строение человеческого тела, дать историю его образования, раскрыть в анатомических структурах их филогенетическое прошлое, показать своеобразие человеческого организма и разъяснить, как оно сложилось в процессе исторического становления человека.

Необходимо отметить, что современник Дарвина профессор Московского университета К. Ф. Рулье (1814-1858) в своих работах по биологии во многом превосхитил идеи Дарвина. Независимо от Дарвина те же мысли о происхождении и развитии органического мира развивал в своих трудах и другой русский ученый того времени А. Н. Бекетов.

Русский перевод сочинения Дарвина "Происхождение видов" (1859) был отредактирован русским физиологом И. М. Сеченовым.

Крупнейшим представителем эволюционного учения в России был тогда В. О. Ковалевский (1842-1883) * . Продолжателями эволюционного учения Дарвина в то время были выдающиеся биологи И. И. Мечников (1845-1916), К. А. Тимирязев и Н. А. Северцов.

* (Брат выдающегося русского зоолога А. О. Ковалевского и муж Софьи Ковалевской, знаменитого русского математика. )

Крупными учеными-анатомами XIX и первой половины XX века, оставившими большой след в развитии анатомии, были следующие русские ученые.

П. А. Загорский (1764-1846) - автор первого русского оригинального учебника анатомии "Руководство к познанию человеческого тела". Он начал систематическое изучение аномалий и вариаций строения и первый стал применять сравнительно-анатомические данные к уяснению строения человека.

А. М. Шумлянский (1748-1795) - оригинальный русский исследователь, давший много ценного по изучению строения почек.

X. И. Лодер (1758-1832) - один из учителей Н. И. Пирогова. По плану Лодера был построен анатомический театр Московского университета и создан музей. Он написал прекрасный учебник по анатомии, а составленный им анатомический атлас долгое время оставался непревзойденным.

Самым выдающимся анатомом и хирургом XIX века был Н. И. Пирогов (1810-4881). Н. И. Пирогов начал изучение анатомии в те времена, когда эта наука не имела еще достаточно широкого применения в медицине. "Я застал еще в Берлине практическую медицину, - вспоминал Пирогов, - почти совершенно изолированную от главных реальных ее основ: анатомии и физиологии. Было так, что анатомия и физиология сами по себе, а медицина сама по себе. И сама хирургия не имела ничего общего с анатомией. Ни Руст, ни Грефе, ни Диффенбах (знаменитые немецкие хирурги - А С.) не знали анатомии. О профессорах терапии и патологии, о клиницистах по внутренним болезням и говорить нечего". Будучи за границей, Пирогов добровольно работал ассистентом, лишь бы учиться. "У каждого человека, - говорил он, - надо учиться тому, что он лучше всего знает или делает".

Труд Н. И. Пирогова "Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций" был удостоен Демидовской премии Академии наук. По поводу выхода в свет этого труда профессор хирургии Л. Л. Левшин справедливо заявил, что это "знаменитое сочинение, которое произвело фурор за границей, останется навсегда классическим; в нем выработаны прекрасные правила, как следует идти ножом с поверхности тела в глубину, чтобы легко и скоро перевязать различные артерии". Н. И. Пирогов был создателем молодой тогда науки - топографической анатомии, которая родилась на практических потребностей хирургии. Как известно, топографическая анатомия изучает не отдельные органы и ткани, но рассматривает их совокупность в определенной области человеческого тела. "Эта наука для хирурга, - писал проф. Н. К. Лысенков, - то же, что для мореплавателя морская карта: она дает возможность ориентироваться при плавании по кровавому хирургическому морю, грозящему на каждом шагу смертью".

Из других трудов Н. И. Пирогова следует назвать: "Полный курс прикладной анатомии человеческого тела" (1844); "Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведенными в трех направлениях через замороженное человеческое тело" (1859). С целью наиточнейшим образом представить положение и взаимное отношение органов и тканей тела замороженные трупы распиливались в трех плоскостях. При распилах, проведенных на расстоянии 0,5 см один от другого, ясно представляется соотношение и положение различных внутренностей, сосудов, фасций и пр. в их естественном положении.

Этот труд Н. И. Пирогова имеет огромное практическое значение. В 1910 г. проф. В. Н. Разумовский писал о распилах: "Его гений использовал наши северные морозы на благо человечества. Пирогов с энергией, свойственной, может быть, только гениальным натурам, приступил к колоссальному анатомическому труду... В результате многолетних неустанных трудов - бессмертный памятник, не имеющий себе равного. Этот труд доказал, что русская научная медицина имеет право на уважение всего образованного мира". Проф. В. А. Оппель заявлял, что "богатства пироговского атласа распилов на замороженных трупах еще далеко не исчерпаны и что даже еще не выяснено вполне, сколько сокровищ таится в многочисленных снимках тех препаратов, которые приготовила искусная рука Пирогова" * .

* (Лишь в настоящее время при советской власти началось углубленное изучение этого атласа, переиздание отдельных фрагментов, опубликование в печати статей, раскрывающих его содержание (Д. И. Лубоцкого и др.). )

Книга Н. И. Пирогова "Анналы хирургического отделения клиники Дерптского императорского университета", которая издана более 100 лет назад, и по сей день представляет интерес для хирургов.

Особого внимания заслуживает еще один труд Н. И. Пирогова - "Основы общей военно-полевой хирургии" (1864), который был принят военно-медицинским миром как руководство к действию.

Н. И. Пирогов первый в мире применил (в 1847 г.) эфирный наркоз в полевых условиях, чтобы облегчить страдания раненого при операции; он впервые в мире применил крахмальную и гипсовую повязки для создания покоя раненому органу. Работы Пирогова печатались по-русски, по-французски, по-немецки и по-латински, переиздавались по нескольку раз и долгое время служили руководствами не только в России, но и за границей.

Во время празднования столетия со дня рождения Н. И. Пирогова (1910) "Немецкий медицинский еженедельник" писал, что Пирогов был не только великим русским хирургом, он был вообще одним из величайших хирургов и имя его в истории медицины всегда будет стоять наряду с именами величайших деятелей науки.

Н. И. Пирогов привлек из Чехии на работу в Россию В. Л. Грубера (1814-1891), одного из самых крупных анатомов, который положил начало изучению вариантов строения скелета, мускулатуры и других систем органов человека. Перу Грубера принадлежит очень много работ. Он описал ряд вариаций, имеющих филогенетическое значение. Беззаветно преданный науке, В. Л. Грубер создал богатейший Анатомический музей Медико-хирургической академии. Из его школы вышли выдающиеся анатомы А. И. Таренецкий и П. Ф. Лесгафт.

П. Ф. Лесгафт (1837-1909) - самый крупный после Н. И. Пирогова представитель русской анатомической науки. Его труд "Об отношении анатомии к физическому воспитанию" (1876) и ряд других работ не потеряли и до сих пор своего значения. Лесгафт создал так называемую функциональную анатомию, которая стремится изучать строение организма в связи с функцией. Главным объектом изучения анатомии при этом, по Лесгафгу, должен быть не труп, а живой человек. Лесгафт не только изучал анатомию живого человека, но стремился определить, в какой мере упражнения тела, его физическая культура влияют на строение и функции организма. П. Ф. Лесгафт был выдающимся преподавателем. Его умение практически использовать достижения анатомической науки оказалось особенно плодотворным для развития педагогики уже в наше время. Теоретические положения П. Ф. Лесгафта легли в основу советской физкультуры. Ряд его талантливых учеников и последователей продолжает разрабатывать теорию физического воспитания, систему физкультуры.

В. А. Бец (1834-1894) - киевский анатом. Он прославился исследованиями микроскопической структуры головного мозга. Открытые им (в 1870 г.) "гигантские пирамидные клетки", названные в честь его клетками Беца, являются одним из главных гистологических элементов коры мозга, длинными отростками которых начинается корково-спинальный двигательный тракт.

Д. Н. Зернов (1843-1917) - московский профессор, автор лучшего дореволюционного учебника анатомии на русском языке. Он известен своими исследованиями анатомических структур в связи с их онтогенетическим развитием.

Одним из учеников Зернова был П. И. Карузин (1864-1939). Значительная часть его работ относится уже к советскому периоду развития нашей науки. Он был главой многочисленной школы московских анатомов, неутомимым организатором преподавания анатомии в медицинских вузах.

В. П. Воробьев (1876-1937) - крупнейший анатом, создатель школы советских анатомов. Им составлен пятитомный анатомический атлас и написано обширное руководство по анатомии. Воробьеву было доверено бальзамирование тела. В. И. Ленина, и он выполнил его с высоким мастерством, сохранив навечно образ великого вождя.

Воробьевым создан новый метод анатомического исследования под падающей каплей воды и изучения структур на просвечивающих препаратах, находящихся на грани между макро- и микроскопическим видением. Этим методом удалось выяснить тончайшие детали иннервации органов (сердца, желудка и др.).

Крупнейший вклад в анатомическую науку внесли советские анатомы: В. Н. Тонков (1872-1954), положивший в 1896 г. одновременно с П. И. Дьяконовым (1855-1908) начало применению рентгеновых лучей в анатомии и разработавший учение о путях окольного кровообращения (коллатералей), В. Н. Шевкуненко (1872-1952) - создатель советской топографической анатомии и учения о типовой анатомии, его ученик и продолжатель Н. А. Максименков, разработавший учение о типах венозной и периферической нервной системы, М. Ф. Иваницкий, разработавший проблемы анатомии в приложении к физкультуре и спорту, М. Иосифов (1870-1933), крупнейший исследователь в области лимфатической системы, его ученик Д. А. Жданов, создавший учение о внутриорганной лимфатической системе, М. Г. Привес - создатель современной рентгеноанатомии, изучивший внутриорганную архитектуру кровеносных сосудов вплоть до капилляров, Б. А. Долго-Сабуров, разработавший учение об иннервации важнейших вен и закончивший труд своего учителя Тонкова о коллатералях, Р. Д. Синельников - ученик и продолжатель В. П. Воробьева, разработавший учение о вегетативной иннервации органов, А. С. Догель (1852-1922), один из основоположников нейрогистологии, Б. И. Лаврентьев (1892-1944), творец, советской нейрогистологии, Б. В. Огнев, разработавший учение о тончайших кровеносных сосудах органов и тканей, и многие другие.

Анатомическая наука в Советском Союзе характеризуется стремлением рассматривать организм как морфологическое и функциональное целое, связанное с условиями окружающей его внешней среды.

Современная наука уже не рассматривает организм человека как неизменный, раз навсегда установившийся, она изучает его динамически, в непрерывном развитии, стремится не только выявить особенности строения того или иного органа человеческого тела, но и изучить внешние и внутренние причины, влиявшие на развитие организма. Тело человека в нашем представлении не является простой суммой клеток, тканей и органов. Это единый, целостный, весьма сложный живой организм, который живет и развивается по общим биологическим законам.

Многие века человеческий организм представлялся величественно сложным, а тайны его - скрытыми от взоров науки. И даже когда микроскоп и скальпель расщепили его на мельчайшие элементы, на простейшие клетки, еще далеко не все было ясно. Бесформенная, бесструктурная, бесконечно малая капля протоплазмы сохраняла все основные функции жизни: питание, рост, размножение, чувствительность, и мельчайшая клетка заключала в себе ту же загадку жизни. Только физиология - наука о жизнедеятельности организма - и биохимия, изучающая интимные химические процессы в тканях, проложили путь к познанию жизни животного организма и человека. Эти науки особенно плодотворное развитие получили в Советском Союзе. Мировоззрением советских анатомов и физиологов стала философия диалектического материализма, а основным направлением научных исследований в области анатомии и физиологии - эволюционный подход к изучению строения тела и физиологических функций.

В Советском Союзе особенно широко развилась функциональная анатомия, рассматривающая структуры в динамике, исторически подчеркивающая формообразующую роль внешней среды. На создание, этого направления в анатомической науке огромное влияние оказали наши выдающиеся физиологи И. М. Сеченов (1829-1905) и И. П. Павлов (1849-1936).

Первые анатомические сведения имелись еще у древних народов. Начало анатомии как науки было положено в Древней Греции, где взгляды на строение человеческого организма формировались под влиянием стихийного диалектического материализма древнегреческих философов Демокрита и Гераклита. Великий врач Древней Греции Гиппократ (460-370 гг. до н. э.) считал, что в основе строения организма человека находятся четыре сока: кровь, слизь, желтая и черная желчь. В зависимости от преобладания одного из указанных соков проявляется темперамент человека (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик). Материализм Гиппократа состоял в том, что он связывал душевную деятельность человека, его темперамент с состоянием соков тела, т. е. материи. Болезнь, по мнению Гиппократа, является следствием неправильного смешения жидкостей в организме. Поэтому он ввел в практику лечения различные жидкогонные методы. Так проявлялась связь теоретических представлений Гиппократа о строении человеческого организма с медицинской практикой. Заслуга Гиппократа заключается в том, что он собрал и систематизировал факты и наблюдения, передававшиеся до него из поколения в поколение.

Крупнейший философ и ученый Древней Греции Аристотель (384-322 гг. до н. э.) подходил к изучению организма с точки зрения его развития. В противоположность религиозным представлениям о божественном происхождении животного мира Аристотель выдвинул идею, что всякое животное происходит от животного. Он уже отличал нервы от сухожилий, определил значение сердца как "первого двигателя" крови, а также сделал попытку сравнительного изучения строения животных, изучал развитие зародыша, положив начало сравнительной анатомии и эмбриологии.

Огромное влияние на развитие анатомии оказал Клавдий Гален (130-200 гг. н. э.), выдающийся философ, биолог, анатом и физиолог античного Рима. Как и Гиппократ, он считал, что организм человека состоит из жидких частей (кровь, слизь, желтая и черная желчь), а также из твердых частей. Гален полагал, что болезнь происходит как от изменения соков, так и от изменения плотных частей организма. По его мнению, нарушение отправлений организма является следствием изменений в его материальном составе. В этом проявлялся материализм Галена. Однако, изучая анатомию животных, чаще собак и обезьян, он почти без изменений переносил полученные данные на человека, что повлекло за собой целый ряд ошибок. Созданная им теория кровообращения содержала ошибочное представление о строении сердца и сущности кровообращения. Это было вызвано недостаточным знанием анатомии человека и животных и недооценкой значения препарирования. Положения этой теории долгое время вводили в заблуждение врачей и тормозили научное развитие естествознания и медицины. Однако у Галена были и правильные наблюдения: он дал классификацию костей и их соединений, описал различные отделы головного мозга и 7 пар черепномозговых нервов, впервые увидел, что стенки артерий, желудка, кишок состоят из слоев, имеющих различное строение. Гален правильно отметил связь между строением и функцией органов.

В дальнейшем на протяжении более 13 столетий, в период застоя и упадка науки, в условиях феодального общества, в медицине безраздельно господствовал авторитет Галена. Католическая церковь, распространившая свое влияние на Западную Европу, выхолостила из трудов Галена материалистическую сущность и покровительствовала пропаганде взглядов о создании человека по высшему плану, т. е. богом. Положения Галена принимались безоговорочно со всеми их ошибками, поскольку вскрытие человеческих трупов запрещалось церковью и каралось законом.

К числу фундаментальных работ по медицине принадлежит труд выдающегося ученого, поэта и врача Ибн-Сины (Авиценна, 980-1037). В его книге "Канон медицины" содержатся анатомо-физиологические сведения о строении человеческого организма, а также оригинальные взгляды на происхождение болезней и лечение больных.

В эпоху Возрождения (период XIV-XVI веков) в Западной Европе произошел "...величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством..." * .

* (Ф. Энгельс. Диалектика природы. М., 1969, стр. 7. )

В этот период был заложен прочный фундамент анатомии человека благодаря трудам Леонардо да Винчи (1452-1519), Андрея Везалия (1514-1564), Габриэля Фаллопия (1523-1563), Бартоломео Евстахия (1510-1574).

Особое место среди них занимает Андрей Везалий, родом из Брюсселя, который явился основоположником научной анатомии человека. Везалий впервые систематически изучил строение тела человека. Заняв в 23-летнем возрасте кафедру хирургии в Падуанском университете (Италия), он через некоторое время обобщил свои исследования анатомии человека в классическом труде "О строении тела человека о семи книгах" (1543). В этой работе Везалий показал многочисленные ошибки Галена и нанес удар авторитету схоластической галеновской анатомии. Им впервые были представлены точные сведения по описательной анатомии человека. Он разработал особую методику препарирования и изготовления анатомических препаратов, изобрел и применил специальный инструментарий. В атмосфере схоластики средневековой науки и преклонения перед авторитетом Галена открытия Везалия были встречены враждебно реакционными анатомами: Сам Везалий подвергся гонениям, однако взгляды его распространялись и стали в конце концов общепризнанными. В это время последователи Везалия (Евстахий, Фаллопий, Варолио, Боталлио и др.) получили много новых анатомических фактов.

Семнадцатый век ознаменовался трудами выдающегося английского врача, анатома и физиолога Вильяма Гарвея (1578-1657). Гарвей не ограничился исследованием трупов животных и простым описанием их строения, а стал наблюдать функциональные явления на живых объектах. В 1628 г. Гарвей опубликовал трактат "Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных", в котором он изложил результаты своего многолетнего экспериментального изучения кровообращения. Гарвей впервые открыл и доказал круговорот крови в организме. Он предсказал наличие невидимых простым глазом соединений между артериями и венами. Эта догадка Гарвея была в дальнейшем подтверждена Марчелло Малыпиги (1628-1694) и А. М. Шумлянским (1748-1795).

Открытие кровообращения не исчерпывает значения трудов Гарвея, который, кроме того, является основоположником эмбриологии. Он же высказал материалистическое положение, что всякое животное происходит из яйца. Это положение резко отличалось от существовавших в то время фантастических теорий о самозарождении. Гарвею принадлежит и гениальная мысль о том, что животное в своем индивидуальном развитии (онтогенезе) повторяет развитие вида (филогенез).

В XVII столетии был изобретен микроскоп, что привело к появлению микроскопической анатомии. В 1622 г. Каспар Азелли (1581-1628) открыл млечные сосуды и тем самым положил начало изучению лимфатической системы. В этот период происходит скачок в развитии морфологической науки. Анатомия человека пополнилась достоверными сведениями о строении человеческого организма, было положено начало развитию микроскопической анатомии. К старому методу рассечения организмов присоединились экспериментальные методы, позволившие выяснить функциональное значение наблюдаемых структур, а также микроскопическое изучение тканей, инъекция сосудов и т. д. Определился эволюционный подход к изучению животных организмов, что привело в дальнейшем к появлению сравнительной анатомии и развитию эмбриологии.

Возникшие в эпоху Возрождения науки в последующие века быстро развивались. Происходило дальнейшее выделение новых наук, возникали новые теории. В XVIII веке Д. Морганьи (1682-1771) изучал на трупах изменения органов, вызываемые болезнями; это положило начало патологической анатомии. К. Биша (1771-1802) создал учение о тканях, заложив основы будущей науки гистологии. В XIX веке Теодор Шванн обосновал клеточную теорию (1839), благодаря которой биологии и медицина получили твердую основу для своего дальнейшего развития.

Крупнейшим событием XIX века явился подготовленный развитием предшествовавшей науки дарвинизм, в котором была сформулирована эволюционная концепция развития живой природы. В 1859 г. была опубликована книга гениального английского ученого Чарльза Дарвина (1809-1882) "Происхождение видов". В этом труде Дарвин показал изменчивость видов животных в процессе приспособления их к условиям существования. Опровергая укоренившееся до него представление о неизменности видов животных и о "божественном" происхождении человека, он доказал единство животного мира и установил, что человек возник в процессе эволюции от человекообразных обезьян. Дарвинизм нанес сокрушительный удар религии и вскрыл несостоятельность религиозных утверждений о сотворении человека богом.

Дарвинизм нашел благоприятную почву в России, где он, благодаря исследованиям прогрессивных русских ученых - братьев А. О. Ковалевского и В. О. Ковалевского, И. М. Сеченова, И. И. Мечникова, К. А. Тимирязева, А. Н. Северцова - получил дальнейшее творческое развитие. Учение Дарвина, очищенное от методологических ошибок * , успешно развивается советской биологией.

* (Чарльз Дарвин распространил положение о борьбе за существование, лежащее в основе эволюционного развития видов животных и растений, на антропогенез, т. е. считал, что главным фактором превращения обезьяны в человека явилась борьба за существование. Это неверное положение, приводящее к биологизации социальных законов и отсюда к реакционным социальным выводам (например, к мальтузианству), было подвергнуто критике и исправлено Ф. Энгельсом в его книге "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" (1896). Как известно, Ф. Энгельс открыл и доказал, что становление человека произошло под влиянием труда. )

Эволюционное учение Дарвина и трудовая теория Энгельса о происхождении человека по-новому осветили задачи анатомии. Анатомия не могла теперь только описывать и объяснять строение человека. Она была направлена на изучение закономерностей становления человеческого организма.

В конце XIX века Рентген обнаружил лучи, которые были названы его именем. Применение этих лучей составило эпоху в анатомии и медицине.

В России начало XVIII века совпало с бурным ростом экономики и развитием культуры; начался период преобразований Петра I. Растущая промышленность нуждалась в развитии наук. В связи с этим в 1725 г. в Петербурге была открыта Российская академия наук, в которой работал великий русский философ-материалист, литератор, общественный деятель и крупнейший ученый-энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Значение М. В. Ломоносова в развитии отечественных наук, в том числе и анатомии, трудно переоценить. Под влиянием его идей о материальности и познаваемости всех процессов и явлений природы отечественная анатомия с самого начала получила материалистическую направленность. Ученики и последователи М. В. Ломоносова, первый русский академик анатом А. П. Протасов, русский профессор анатом К. И. Щепин, создатель первого в России анатомического атласа М. И. Шеин и др., проводившие научные исследования в области анатомии, развивали идеи М. В. Ломоносова. Профессор анатомии Российской академии наук К. Ф. Вольф, нашедший в России свою вторую родину, явился одним из основоположников научной эмбриологии и предвестником эволюционной идеи.

К. Ф. Вольф совершил, по оценке Ф. Энгельса, научный подвиг, впервые подвергнув резкой критике теорию постоянства видов и провозгласив учение об их развитии.

В XVIII веке благодаря научным исследованиям А. М. Шумлянского (1748-1795), использовавшего микроскоп, в России было положено начало микроскопической анатомии. Он изучал микроскопическое строение почек и впервые точно определил значение почечного (мальпигиева) тельца. Кроме того, А. М. Шумлянский показал, что переход артериальных сосудов в вены в почках совершается через капилляры, и тем самым создал правильное представление о внутриорганном кровообращении.

В конце XVIII века на русскую анатомию оказали большое влияние труды выдающегося революционного демократа, ученого, писателя и последовательного материалиста во взглядах на природу А. Н. Радищева (1749-1802), развивавшего прогрессивные идеи М. В. Ломоносова. Так же, как и М. В. Ломоносов, он считал основным условием научного познания предметов и явлений опыт. Как последовательный материалист он провозгласил единство душевного и телесного мира. В вопросе о происхождении человека А. Н. Радищев задолго до Дарвина придерживался эволюционных взглядов.

В 1798 г. была учреждена Петербургская медико-хирургическая академия (в настоящее время Военно-медицинская ордена Ленина академия имени С. М. Кирова), в которой кафедру анатомии и физиологии возглавил П. А. Загорский (1764-1846). П. А. Загорский создал русскую анатомическую школу и написал первый оригинальный учебник анатомии на русском языке. В основе преподавания и научно-исследовательской работы П. А. Загорского и его учеников лежали идеи развития и функциональной обусловленности формы. Преемником П. А. Загорского по кафедре был его ученик, анатом и хирург И. В. Буяльский (1789-1866).

В 1844 г. И. В. Буяльский издал руководство "Краткая общая анатомия тела человеческого", в котором много внимания уделил учению о тканях, составляющих органы, и заложил основы учения об индивидуальной изменчивости, успешно развитого впоследствии В. Н. Шевкуненко. Изданные И. В. Буяльским в 1828 г. "Анатомико-хирургические таблицы, объясняющие производство операций перевязывания больших артерий", в которых он соединил знания анатомии с хирургией, получили общее признание и принесли русской анатомии мировую известность.

В начале XIX века период накопления анатомических фактов с помощью обычного препарирования трупов в основном завершился. Необходимы были новые методы исследования строения органов и тканей. В исследовательскую работу были широко введены микроскоп и эксперимент. Создание клеточной теории, появление учения Дарвина, успехи сравнительной анатомии и эмбриологии, техническое перевооружение исследовательской работы - все это способствовало всестороннему развитию анатомии. Под влиянием запросов практической медицины и в силу необходимости глубокого изучения теоретических вопросов в новом аспекте из анатомии стали выделяться в качестве самостоятельных научных дисциплин сравнительная анатомия, гистология, патологическая анатомия и топографическая анатомия. Топографическая анатомия, начало которой было положено И. В. Буяльским, получила дальнейшее развитие в работах Н. И. Пирогова.

Н. И. Пирогов (1810-1881), русский анатом и хирург, явился подлинным создателем топографической анатомии. Он первым указал на необходимость связывать практическую медицину с анатомией. Н. И. Пирогов отличался от крупнейших хирургов своего времени превосходным знанием анатомии и умел применить эти знания в хирургии. Именно поэтому он достиг блестящей оперативной техники. Известно, что для извлечения пули у итальянского революционера Гарибальди был приглашен Н. И. Пирогов, а не кто-нибудь другой из европейских хирургов. В то время даже известные хирурги Англии, Франции и Германии не считали необходимым глубокое изучение анатомии. Н. И. Пирогов стремился к улучшению и расширению преподавания анатомии для студентов и врачей. По его инициативе в 1844 г. при Петербургской медико-хирургической академии был образован Анатомический институт, где под руководством Н. И. Пирогова прошли курс практических занятий по анатомии тысячи врачей.

Своими трудами Н. И. Пирогов создал мировую славу русской анатомической школе. Он написал первые руководства по топографической анатомии, не потерявшие своего значения и в наши дни. Он ввел в анатомию экспериментальный метод, подошел с функционально-анатомических позиций к анализу формы и структуры органов и т. д. Н. И. Пирогов был не только крупным ученым, но и вдумчивым преподавателем. Следует напомнить замечательные слова Н. И. Пирогова: "Самой высшей для меня наградой я почел бы убеждение, что анатомия не составляет, как многие думают, одну только азбуку медицины, которую можно без вреда и забыть, когда мы научимся кое-как читать по складам, но что изучение ее так же необходимо для начинающего учиться, как и для тех, которым доверяется жизнь и здоровье других".

Таким образом, в XIX веке передовые отечественные анатомы под влиянием материалистических идей разрабатывают основы функциональной анатомии (А. П. Протасов, П. А. Загорский, Н. И. Пирогов). Простое накопление анатомических фактов, являвшееся основной целью старой описательной анатомии, перестало соответствовать требованиям времени. Нужен был другой подход к изучению строения организмов. Этот новый подход определился эволюционным учением, пришедшим на смену старому идеалистическому представлению о неизменяемости животных форм.

В начале XX века Россия становится центром мирового пролетарского революционного движения и передовой научной мысли. Возникает ленинизм - высшее достижение русской и мировой культуры. Биология обогащается трудами К. А. Тимирязева и И. В. Мичурина, которые поднимают дарвинизм на новую высшую ступень. Дарвинизм превращается из учения, только объясняющего живой мир, в науку, переделывающую его. В это же время И. М. Сеченов, С. П. Боткин и И. П. Павлов, разрабатывая вопросы физиологии, создают прочную научную основу медицины - теорию нервизма.

П. Ф. Лесгафт (1837-1909) развивает идеи функциональной анатомии. Он широко применял эксперимент и считал, что при изучении анатомии главным объектом должен быть живой человек. П. Ф. Лесгафт один из первых использовал в анатомии рентгеновы лучи. Его заслугой является также то, что он теоретически обосновал необходимость физического воспитания, широко пропагандировал свои идеи и распространял физическую культуру в России.

Под влиянием эволюционного учения на рубеже XIX и XX веков развивается учение о возрастных особенностях строения организма человека, получившее название "возрастной анатомии", основоположником которой явился профессор педиатрии Н. П. Гундобин (1860-1908).

Из приведенных кратких исторических сведений о развитии анатомии в России видно, что отечественная анатомия совместно с отделившимися от нее научными дисциплинами (гистология, эмбриология, сравнительная и возрастная анатомия, патологическая анатомия, топографическая анатомия и др.) к началу XX столетия решала на высоком научном и методологическом уровне важные для теории и практической медицины проблемы. Отечественная анатомия в этот период характеризовалась практической направленностью, четко определившимися эволюционным и функциональным подходами в изучении строения организма.

Великая Октябрьская социалистическая революция, открыв новую эпоху в истории человечества, создала неисчерпаемые возможности для развития науки. Коммунистическая партия вывела науку на широкий путь творческого развития и поставила ее на службу народу. Социалистическое общество создало все условия для процветания наук. С установлением Советской власти анатомия, гистология и эмбриология, как и другие биологические науки, получили широкие возможности для своего развития. Биологической и медицинской науками стали заниматься большие коллективы ученых, в настоящее время насчитывающие в своих рядах десятки тысяч человек.

Если до Великой Октябрьской социалистической революции в России было только 13 высших медицинских учебных заведений, то уже в первое десятилетие после революции их стало 35, а теперь их насчитывается около 100. При всех медицинских вузах имеются кафедры нормальной и топографической анатомии. Кроме того, вопросы морфологии разрабатываются во многих научно-исследовательских учреждениях системы здравоохранения СССР, Академии наук СССР, в институтах Академии медицинских наук СССР, в университетах, в физкультурных и сельскохозяйственных вузах и научно-исследовательских институтах и др. В составе Академии медицинских наук СССР созданы Институт мозга и Институт морфологии человека.

Достижения советской анатомии огромны. Вооруженные диалектическим материализмом, восприняв лучшие традиции и направления отечественной анатомической науки, советские анатомы успешно разрабатывали и разрабатывают основные проблемы анатомия. К таковым относятся вопросы типовой анатомии, макро- и микростроение центральной и периферической нервной системы, иннервация внутренних органов и сердечно-сосудистой системы, возрастная анатомия, экспериментальное изучение пластических свойств сосудистой системы и коллатерального кровообращения, сосудисто-нервные взаимоотношения, функциональная морфология двигательного аппарата, морфология лимфатической системы, коллатеральное лимфообращение, филогенез и эмбриогенез нервной системы и многие другие.

Благодаря успехам анатомии и других наук стал возможен прогресс современной клинической медицины. В частности, широкое развитие получили нейрохирургия, грудная и сердечно-сосудистая хирургия, восстановительная хирургия и др.

К числу выдающихся ученых, оказавших большое влияние на развитие советской анатомии, принадлежат Г. М. Иосифов, В. П. Воробьев, В. Н. Тонков, В. Н. Шевкуненко и др.

Иосифов Гордей Максимович (1870-1933), профессор анатомии Томского, а затем Воронежского медицинского института. Он разработал современное учение о лимфатической системе человека и животных, широко известен трудами в этой области. Его монография "Анатомия лимфатической системы" принесла автору мировое признание.

Воробьев Владимир Петрович (1876-1937), академик, профессор анатомии Харьковского медицинского института. Разработал оригинальную стереоморфологическую методику изучения конструкции органов, заложил основы макромикроскопической анатомии. Известен своими работами в области вегетативной иннервации внутренних органов. Подготовил первый советский анатомический атлас. Бальзамировал тело B. И. Ленина по методу, разработанному им совместно с Б. И. Збарским.

Тонков Владимир Николаевич (1872-1954), профессор анатомии Военно-медицинской ордена Ленина академии имени С. М. Кирова, действительный член АМН СССР. Один из первых применил в 1896 г. метод рентгеноскопии в анатомии. Последовательно развивал функциональное (экспериментальное) направление в анатомии. Создал учение о коллатеральном кровообращении. Написал широко известный учебник анатомии, выдержавший несколько изданий.

Шевкуненко Виктор Николаевич (1872-1952), профессор топографической анатомии и оперативной хирургии Военно-медицинской ордена Ленина академии имени C. М. Кирова, действительный член АМН СССР, лауреат Государственной премии. Разработал учение об индивидуальной изменчивости формы, строения и топографии органов, имеющее большое значение для хирургии. Издал первые отечественные капитальные руководства по оперативной хирургии и топографической анатомии.

Крупный вклад в развитие советской гистологии внесли А. А. Заварзин и Б. И. Лаврентьев.

А. А. Заварзин (1886-1945) изучал проблемы филогенетического развития тканей.

Б. И. Лаврентьев (1892-1944) создал новое оригинальное направление в нейрогистологии. В научных исследованиях широко использовал экспериментальные методы, заложив прочные основы советской нейрогистологии.

История анатомии является частью медицины и ее можно разделить на два периода:

1. Период древней (донаучной) анатомии.

2. Период научной анатомии.

Каждый из этих периодов делится на отдельные этапы.

I. Древний период (XX в. до н.э. – XV в. н.э.).

1. Этап древней анатомии (анатомия в Древнем Китае, Индии, Египте – XX в. до н.э. – III-V в. н.э.).

2. Этап примитивной описательной анатомии (Древняя Греция и Древний Рим – V-III в. до н.э.).

3. Этап схоластической анатомии (Италия, Франция, Восток – II-XV в. н.э.).

II. Период научной анатомии (начинается со времен Андрея Везалия – XVI в. н.э. и продолжается до настоящего времени).

1. Этап макроскопической (описательной) анатомии – эпоха Возрождения (XVI-XVII вв.).

2. Этап микроскопической (эволюционно-функциональной) анатомии (XVII-XX вв.)

3. Этап ультрамикроскопической (молекулярной) анатомии (60-е гг. ХХ века – до настоящего времени).

Древняя анатомия. История развития анатомии уходит в доисторическое время. Именно тогда зарождались элементарные представления о строении организма. Подтверждением этому служат найденные пещерные и наскальные рисунки в Испании и Китае (1400-2600 лет до н.э.).

В четвертом – втором тысячелетии до н.э. при бальзамировании трупов человека и животных начинается накопление первоначальных сведений об органах, сосудах, устройствах сердца, костей, мозга.

Начиная с VIII века до н.э., в Древней Индии был отменен строгий запрет на вскрытие трупов людей. В священных книгах индусов стали появляться первые сведения по анатомии человека. В частности, считалось, что человек состоит из оболочек, 300 костей, 107 суставов, 400 сосудов, 900 связок, 90 жил, 9 органов и 3 жидкостей. Описаны методы мацерации и примитивные представления о некоторых функциях организма. Упоминания о сердце, печени, легких и других органах тела человека содержатся в древней китайской книге «Нейцзин» (XI-VII вв. до н.э.), индийской книге «Аюрведа» («Знание жизни», IX-III вв. до н.э.) имеются сведения о мышцах, нервах.

Сведения о целенаправленном (осознанном) изучении строения тела человека относятся к V-IV векам до н.э., связаны с историей Древней Греции.

Анатомия Древней Греции и Древнего Рима. Первым греческим анатомом считают врача и философа Алкмеона Кротонского , найденные записи которого свидетельствуют о прекрасной технике препарирования. В конце VI – начала V века до н.э. им был написан трактат о строении тела животного, в котором впервые описал отдельные нервы и уяснил их значение для функции органов чувств.

Выдающимися представителями медицины античного мира были Гиппократ, Аристотель, Герофил, Эразистрат и др.

Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) – один из величайших древнегреческих врачей и анатомов, которого по праву называют отцом медицины, сформулировал учение о четырех основных типах телосложения и темперамента, описал некоторые кости крыши черепа, позвонки, ребра, внутренние органы, глаз, суставы, мышцы, крупные сосуды.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – создатель огромного труда «История животных». Различал у животных, которых он вскрывал, сухожилия и нервы, кости и хрящи. Ему принадлежит термин «аорта».

Герофил (родился в 340 г до н.э.) – был первым врачом Древней Греции, который начал вскрывать трупы. Описал некоторые из черепных нервов, их выход из головного мозга, оболочки мозга, двенадцатиперстную кишку, лимфатические сосуды брыжейки тонкой кишки. Книга Герофила «Anatomica» послужила стимулом для рождения целой науки.

Эразистрат (350-300 гг до н.э.) – был выдающимся хирургом, вскрывал трупы, он пришел к мысли, что не «душа», а мозг руководит движениями человека. Он разделил нервы на двигательные и чувствительные.

Таким образом, работы древнегреческих ученых стали у истоков анатомических исследований. Эти исследования были очень разрозненны, часто содержали ошибочные представления и нуждались в уточнении.

Анатомия Древнего Рима. Своего кульминационного расширения Римская империя достигла во втором веке нашей эры. Выдающимся врачом Древнего Рима был Клавдий Гален (130-200 гг н.э.) , главная заслуга которого заключалась в том, что он обобщил и систематизировал все анатомические факты, добытые в античный период. Его основные труды носят название «Об анатомии». Они представлены в виде 16 книг. С именем Галена связаны: классификация костей, описание мышц позвоночного столба, выделение трех оболочек артерии, описание блуждающего и лицевого нервов и т. д. Он подробно изучил строение мозговых оболочек и вен мозга, поэтому одна из вен мозга названа его именем.

Анатомия в эпоху Средневековья. Одним из великих представителей ученых Востока в эпоху Средневековья был Абу Али Ибн-Сина, известный под именем Авиценна (980-1037) – великий таджикский ученый, философ и врач. Наиболее значительным его трудом является «Канон врачебной науки», написанный в XI веке. Этот труд состоит из 5 томов, объединяющих опыт и воззрения греческих, римских, индийских и арабских врачей. Очень много сделал Авиценна в области диагностики и лечения различных заболеваний.

Начиная с XIII века в университетах выделяются медицинские факультеты. В XIV-XV вв. в них для демонстрации студентам стали вскрывать 1-2 трупа в год. В 1326 г. профессор Болонского университета Мондинус вскрыл два женских трупа и написал учебник по анатомии, который на протяжении двух веков переиздавался 25 раз.

Анатомия эпохи Возрождения (Ренессанса). Знаменуется великими научными открытиями таких анатомов, как Леонардо да Винчи, Якоб Сильвий, Андрей Везалий и другие.

Леонардо да Винчи (1452-1519) – гениальный художник и ученый. Интересовался пластической анатомией и сделал много точных анатомических рисунков с пояснительными записками. Вскрыл 30 трупов людей и изучал анатомию мышц, костей и внутренних органов не по книгам, а путем научного наблюдения.

Якоб Сильвий (1478-1555) – прославленный врач и анатом Франции. Впервые описал латеральную борозду мозга, венозные клапаны, червеобразный отросток, борозды печени и т.д.

Андрей Везалий (1514-1564) – считается реформатором анатомии. Он вскрывал и препарировал трупы, делал зарисовки костей, мышц и внутренних органов. Результатом многих лет напряженной работы стал его знаменитый труд «О строении тела человека». Великий русский физиолог И.П. Павлов так отозвался о труде Везалия: «Это первая анатомия человека в новейшей истории человечества, не повторяющая только знания и мнения древних авторитетов, а опирающаяся на работу свободного исследовательского ума». Работы Везалия явились основой современной анатомии.

После Андрея Везалия многие ученые стали проводить исследования в области анатомии, накапливали научные факты, описывая ранее неизвестные органы и углубляя знания о строении человеческого организма.

Так, например, Габриеле Фаллопий (1523-1562) – впервые описал маточные трубы, канал лицевого нерва. Его открытия изложены в книге «Анатомические наблюдения».

Бартоломео Евстахий (1510-1574) – первый обнаружил и описал слуховую трубу, заслонку нижней полой вены. Его анатомические знания изложены в «Руководстве по анатомии», изданном в 1714 г. К. Варолий (1543-1575) описал – отдел ствола головного мозга – мост, А. Спигеллий (1578-1625) – хвостатую долю печени, В. Сильвий (1614-1672) – водопровод головного мозга, Н. Гаймор (1613-1726) – верхнечелюстную пазуху.

XVII век явился переломным в развитии медицины и анатомии.

В 1628 г. Вильям Гарвей опубликовал труд «Анатомические исследования о движении сердца и крови у животных», в котором были описаны большой и малый круги кровообращения и законы движения крови. Труд Гарвея положил начало функциональному направлению в анатомии.

Анатомия в XVII-XIX вв. обогатилась новыми фактами. Начало микроскопической анатомии положил профессор университета в Болонье М. Мальпиги (1628-1694), открывший в 1661 г. с помощью микроскопа кровеносные капилляры. Другой итальянский анатом Дж. Морганьи (1682-1771) был основоположником патологической анатомии.

В XX веке анатомия достигла больших успехов. Это относится, в первую очередь, к функциональной анатомии, гистологии, цитологии (К. Гольджи, С. Рамон-и-Кахаль и др.).

История отечественной анатомии. Многие ученые Украины также сыграли важную роль в развитии отечественной анатомии. К ним относятся профессор Н.М. Максимович-Амбодик (1744-1812), составивший первый русский словарь анатомических терминов под названием «Анатомо–физиологический словарь на российском, латинском и французском языках» (1783).

В XVIII веке закладываются основы и микроскопической анатомии, что связано с именем А.М. Шумлянского (1784-1795 ). Написал диссертацию «О строении почек», в которой на 60 лет раньше Боймена описал микроскопическую анатомию почек.

С именем выдающегося врача-хирурга, анатома Н.И. Пирогова (1810-1881) связана целая эпоха в развитии анатомии. Большой заслугой Н. И. Пирогова как анатома было открытие оригинального метода исследования тела человека по распилам замороженных трупов. Это позволило точно и наглядно выявить взаимное расположение органов. Результаты многолетних трудов Н.И. Пирогов обобщил в книге «Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведенными через замороженное тело человека в трех направлениях». Перу Н.И. Пирогова принадлежит «Полный курс прикладной анатомии человеческого тела». В области анатомии Н.И. Пирогов сделал немало открытий. Его именем названы язычный треугольник на шее, апоневроз двуглавой мышцы плеча, лимфатический узел, расположенный на глубоком кольце бедренного канала, и другие анатомические образования. Он один из первых для решения клинических проблем стал проводить эксперименты на животных и на трупах.

К концу XIX века в анатомии в основном закончилось собирание фактов. Ученые перешли к их обобщению, формированию закономерностей строения органов человеческого тела, влияния на структуру тела внешней среды, условий жизни, физических упражнений, к выявлению индивидуальных, половых и возрастных различий, изучению изменений анатомических органов при патологических процессах. Открывается целая сеть университетов с медицинскими факультетами, в которых были подготовлены многие врачи и ученые. Огромный вклад в развитие отечественной анатомии внесли Львовская, Харьковская, Киевская, Одесская (Новороссийская), Крымская анатомические школы. Научные достижения этих школ прославили отечественную анатомию.

ЛЬВОВСКАЯ АНАТОМИМИЧЕСКАЯ ШКОЛА. Она берет свое начало от 1784 г., когда в университете был открыт медицинский факультет. Известными представителями этой школы были профессор Г. Кидий (1851-1912) – заведующий кафедрой с 1894 года, организовал фундаментальный анатомический музей, использовал формалин для фиксации трупов. Его работы посвящены кровоснабжению спинного мозга и кисти.И.А. Марковский (1874-1947) – руководил кафедрой 30 лет. Его работы касаются развития пазух твердой оболочки и мозговых вен.Тадий Марценик (1895-1966) – исследовал аномалии костей и мышц верхней конечности.А.П. Любомудров (1895-1972) – ученик академика В. М. Тонкова, изучал сосуды в норме и эксперименте (коллатеральное кровообращение). Профессора Е.Ф. Гончаренко (1921 – 1979) ,
Л. М. Личковский, А. М. Нетлюх – заведовали кафедрой. Львовская анатомическая школа сделала большой вклад в исследование функциональной анатомии сердечно-сосудистой системы.

Дальнейшее развитие анатомии в Украине способствовало открытие медицинских факультетов при Харьковском (1805), Киевском (1841) и Новороссийском (Одесском, 1900) университетах.

ХАРЬКОВСКАЯ АНАТОМИЧЕСКАЯ ШКОЛА. Эта школа сыграла важную роль в становлении и развитии отечественной анатомии, а ее анатомы (Д.Ф. Лямбль, М.А. Попов, Г.М. Иосифов, В.П. Воробьев, Р.Д. Синельников и др.) прославили отечественную и мировую науку.

Выдающимся представителем Харьковской школы анатомов был В.П. Воробьев (1876-1937). Он предложил оригинальный метод макро-, микроскопического исследования анатомических объектов. Внес большой вклад в изучение периферической и особенно вегетативной нервной системы. Выдвинул гипотезу о сообщении лимфатической и венозной систем. Предложил оригинальные способы бальзамирования органов и трупов. Воробьев первым создал пятитомный «Атлас анатомии человека». В 1924 году возглавлял бригаду по бальзамированию тела В.И.Ленина. Продолжателями научных традиций Харьковской школы были Р.Д. Синельников (1896-1981) , ученик академика В.П. Воробьева, автор «Атласа анатомии человека» в трех томах, выдержавших несколько переизданий. В.В. Бобин – с 1971 по 1992 г. возглавлял кафедру анатомии человека. Разрабатывает проблему симметрии и асимметрии в строении нервной системы.

КИЕВСКУЮ ШКОЛУ АНАТОМОВ возглавили профессора М.И. Козлов (1814-1880), О.П. Вальтер (1817-1889), В.О. Бец (1834-1894), М.А. Тихомиров (1848-1902), Ф.А. Стефанис (1865-1917), А.В. Старков (1874-1927), М.С. Спиров (1892-1973), И.Е. Кефели (1920-1980).

Гордостью Киевской школы анатомов является профессор В.А. Бец (1834-1894), которыйоткрыл в пятом слое коры головного мозга гигантские пирамидные клетки (клетки Беца) и обнаружил разницу в клеточном составе различных участков слоев мозговой коры. Положил начало учению о цитоархитектонике мозговой коры. М.А. Тихомиров (1848-1902) – свои достижения ученый изложил в монографию «Варианты артерий и вен тела человека». Ф.А. Стефанис (1862-1917) – является основоположником отечественной лимфологии. М.С. Спиров (1892-1973) – основные работы посвящены изучению интерренальной системы, эмбриогенезу мозговых оболочек человека, путям циркуляции цереброспинальной жидкости и строению лимфатической системы.

ОДЕССКАЯ (НОВОРОССИЙСКАЯ) ШКОЛА АНАТОМОВ. Была организована в 1900 г. первым заведующим кафедрой был профессор М.О. Батуев (1855-1917) , подготовил и издал учебник «Лекции по анатомии человека». Н.К. Лысенков (1865-1941) занимался всеми анатомическими дисциплинами, изучающими нормальное строение человека: нормальной, топографической и пластической анатомией. В 1932 г. написал руководство по «Нормальной анатомии человека» (совместно с В.И. Бушковичем, 1878-1945).

Под руководством М.С. Кондратьева (1888-1951), Ф.А. Волынского (1890-1970) ,изучалась нервная и сердечно-сосудистая системы. Они внесли большой вклад в развитие отечественной анатомии и явились создателями оригинальных научных направлений.

КРЫМСКАЯ ШКОЛА АНАТОМОВ. Ее возглавили известные ученые – Р.И. Гельвиг, В.В. Бобин, В.И. Зяблов. Они продолжили разработку традиционных научных проблем анатомии человека, создавая новые научные направления, продолжая формировать Крымскую анатомическую школу. Р.И. Гельвиг (1873-1920) – профессор медицины, анатомии. В 1918 году организовал и возглавил кафедру анатомии Таврического университета. Ни один современный исследователь не обойдется без гениального курса по истории анатомии человека, атласа «Анатомии мышечной системы человека» и учебного пособия «Головные нервы, строение головы и черепа человека, анатомия сосудов головы человека» и других ярких работ. В.В. Бобин (1931-1993 ) – первый заведующий кафедрой анатомии человека Крымского медицинского института. С его участием был создан музей, рентгеновский кабинет, научные лаборатории. Профессором В.В. Бобиным было опубликовано свыше 100 научных работ, которые посвящены иннервации мочевого пузыря, оболочкам головного и спинного мозга, исследованиям актуальных проблем антропологии. В.И. Зяблов (1967-1993 ) – известный отечественный морфолог, заслуженный работник высшей школы УССР, возглавлял кафедру с 1967 по 1993 г. Профессор В.И. Зяблов умело сочетал административную (ректор института), общественную работу с научно-исследовательской. Основное направление исследований посвящено проблеме морфогенеза и регенерации центрального и периферического отделов нервной системы. Г.Н. Петров (1926-1997) – доцент кафедры нормальной анатомии, 50-е годы первым в мире проследил в пробирке все стадии дробления яйцеклетки человека, осуществил экстракорпоральное оплодотворение, что явилось важным вкладом в развитие экстракорпорального оплодотворения. В.В. Ткач (1931-2008) – профессор, возглавлял исследование влияния спинномозговой жидкости на морфогенез органов и тканей, разработал способ изготовления хирургических и офтальмологических нитей из твердой мозговой оболочки спинного мозга крупного рогатого скота и др. С 2001 года кафедру нормальной анатомии человека Крымского государственного медицинского университета им. С.И. Георгиевского возглавляет доктор медицинских наук, профессор Василий Степанович Пикалюк , ученик известного анатома, профессора В.Г. Ковешникова. Коллектив кафедры решает научные задачи по таким приоритетным направлениям: «Возрастные морфологические особенности органов и систем организма под влиянием экзогенных факторов различной этиологии» и «Морфогенез органов и систем под влиянием ксеногенной спинномозговой жидкости».


Похожая информация.


До начала V века до н. э., в ионийский период, в Древней Греции знания о строении человека и животных находились примерно на уровне знаний народов Востока. Древние греки черпали знания из знакомства с анатомией животных, а, кроме того, им, вероятно, разрешалось вскрывать преступников. Эврипид описал воротную вену, Анаксагор - боковые желудочки мозга, Аристофан-две оболочки мозга, Эмпедокл - ушной лабиринт, Алкмеон - зрительный нерв и слуховую трубу, Диоген - аорту, сонную артерию, яремную вену, левый желудочек сердца. В VIII-VI веках до н. э. основоположниками греческой философии - Фалесом, Анаксимандром, Анаксименом и Гераклитом - была выдвинута идея естественного саморазвития мира. По Фалесу, источником жизни является вода, по Анаксимандру - влага, земля и тепло солнца, по Анаксимену - воздух, по Гераклиту - огонь. Гераклит указывал, что всякое изменение в мире есть результат борьбы. Хотя эти философы и заложили основы диалектического понимания развития природы, но понять эволюцию живого они не могли. Учение об эволюции было сформировано только в XIX веке.

Основоположником анатомии и физиологии в Греции считается Алкмеон Кротонский, первым написавший книгу по анатомии в конце VI - начале V века до н. э. Он вскрывал трупы животных и указал, что головной мозг является средоточием ощущений и мышления, уяснил значение нервов для органов чувств, первый создал теорию ощущений и показал, что животные обладают ощущениями, а человек не только ощущает, но и мыслит. Эта особенность отличает человека от животных. По мнению Алкмеона, болезнь заключается в нарушении равновесия влажного или сухого, теплого или холодного, горького или сладкого и т. д. Признавая материальность живого, он верил в материальность души.

Основы стихийного материализма, заложенные в философии ионийскими натурфилософами, были развиты в Древней Греции Левкиппом (V век до н. э.), Анаксагором (500-428 гг. до н. э.) и Эмпедоклом (492-432 гг. до н. э.). Они рассматривали строение и происхождение мира с позиций античной атомической теории, которая строилась на том, что из мелких частиц «семян» состоят все растения и животные. Например, Анаксагор не различал животных и растения по их строению и функциям. Он считал, что растения и животные способны думать, ощущать, огорчаться, радоваться и мыслить; человек отличается тем, что у него есть руки. В процессе пищеварения, по мнению Анаксагора, частицы мышц соединяются с мышцами, крови - с кровью, сердца - с сердцем и т. д. Учение атомистов сыграло определенную роль в создании идеи о естественном происхождении живых существ, что было весьма прогрессивным и противоположным религиозным учениям о божественном происхождении человека. Это учение было продолжено Демокритом (460-370 гг. до н. э.), считавшим, что атомы вечны и неизменяемы, никем не созданы и не могут быть уничтожены, жизнь - соединение атомов, смерть-разъединение. По Демокриту, все живые существа произошли из ила, который в результате гниения под действием солнца дал начало живым существам. Зародыш развивается из семени, содержащего частицы всех частей тела. Это противоречило сложившемуся мнению, что семя (половые клетки) является продуктом мозга.

Гиппократ (460-377 до н.э.)

Современником Демокрита был Гиппократ (460-377 гг. до н. э.), величайший врач античного мира, основные идеи которого находят применение и в современной медицине. Гиппократ был сыном врача (в те времена профессия врача передавалась по наследству). Уже в 20 лет Гиппократ был знаменит как врач. О вкладе Гиппократа в медицину мы можем судить по книгам, объединенным через 100 лет после его смерти в так называемый Гиппократов сборник. Этот сборник представляет свод медицинских знаний доаристотелевского периода и назван медициной гиппократиков. Гиппократ был практический врач, и его материализм выражался в том, что, отвергая вмешательство сверхъестественных сил в возникновение и развитие болезни, он признавал наблюдение и опыт. Гиппократ придавал значение в развитии болезни факторам внешней среды, учитывая возраст и образ жизни больного.

Принцип гиппократиков состоял в том, что надо лечить не болезнь, а больного. Философия жизни, по Гиппократу, строилась на огне, воде, воздухе, земле и их свойствах (теплый, холодный, влажный, сухой). Он создал учение о жидкостях, которые входят в определенных пропорциях в состав организма. Гиппократ считал, что если кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь количественно и качественно смешиваются правильно, то организм будет здоров. Это учение было весьма прогрессивным для того времени.

Будучи прекрасным врачом, Гиппократ естественно стремился познать строение человека. Он и его ученики имели большее представление об анатомии, чем врачи стран Древнего Востока, но несомненно и то, что Гиппократ сам недостаточно знал анатомию. В книгах времен Гиппократа лучше всего излагалось строение костей, вероятно, потому, что их часто находили выветренными на поверхности почвы. Довольно подробно были описаны кости черепа, позвонки и ребра. Первый позвонок еще не был известен. Мало знали они и о мышцах, которые обобщались понятием «мясо». Во времена Гиппократа многие сухожилия и нервы не идентифицировались, но различали слуховой, зрительный, тройничный и блуждающий головные нервы, плечевой, межреберные и седалищный спинномозговые нервы. Из внутренних органов были известны желудок и кишечник (как один орган), печень и желчный пузырь, селезенка, почка, мочевой пузырь, лимфатические и молочные железы. Головной мозг принимали за железу, вырабатывающую жидкость и семя, но уже были догадки, что мозг выполняет и психические функции.

Гиппократики считали, что в сердце имеются желудочки, предсердия, клапаны и сосуды. Вдыхаемый воздух служит для охлаждения сердца. О движении крови были смутные представления. В глазном яблоке описывались три оболочки, кроме сетчатой. Стекловидное тело принималось за зрительную жидкость. Если в сборнике Гиппократа и встречаются точные анатомические данные, то они были получены не Гиппократом, а другими авторами. Есть предположения, что даже присяга врача относится к более древнему периоду, чем жизнь Гиппократа. Представление об эмбриональном развитии человека и животных основывалось на воззрениях Демокрита.

В IV-III веках до н. э. в противоположность материалистическим представлениям Демокрита и Гиппократа возникло идеалистическое учение Платона (429-347 гг. до н. э.), объясняющее материальный мир несовершенным отражением постигаемых разумом идей. Жизнь на Земле возникла с появлением человека, сотворенного богом. Многообразие животного мира - результат отклонения от обычного развития людей. По мнению Платона, мозг является вместилищем бессмертной части души, а в сердце и животе обитают ее смертные части. Учение о трех душах оказало определенное влияние на взгляды Аристотеля (384-322 гг. до н. э.), который был учеником Платона на протяжении 20 лет.

Аристотель - крупный ученый Древней Греции, воспитатель Александра Македонского, создатель огромного труда «История животных». Из его 400 работ, посвященных различным отраслям знаний, 4 больших и 11 малых трактатов содержали систематические данные того времени по зоологии и ботанике. Аристотель более подробно, чем в период гиппократиков, описал нервы головного мозга. В своих философских суждениях он путал материалистические и идеалистические представления о мире. Например, пассивная материя содержит активную форму, имеющую божественное начало. Аристотель, как и его учитель Платон, выделял душу трех видов. Растения имеют только питающую душу, животные наделены питающей и чувствующей душами, а человек, кроме двух, обладает собственной разумной душой. В отношении анатомических данных у него была уверенность, что человек имеет внутренние органы, подобные животным. Аристотель не был согласен с теми учеными, которые считали диафрагму центром мышления, и приписывал ей роль перегородки между грудью и животом. Описанные им анатомические данные были получены при вскрытии животных или заимствованы у других авторов, а подчас приводились и фантастические измышления, особенно при объяснении назначения органов. В труде «Лестница природы» Аристотелем предпринята попытка сопоставить различных животных и установить не только их различия, но и сходство. Им был сделан важный материалистический вывод, что всякое животное происходит от животного.

Анатомия человека - это наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдельные органы, их конструкцию, микроскопическое строение. В задачи анатомии входит исследование основных этапов развития человека в процессе эволюции, особенностей строения тела и отдельных органов в различные возрастные периоды, формирования человеческого организма в условиях внешней среды.

Строение тела человека современная наука рассматривает с позиций диалектического материализма. Изучать анатомию человека следует с учетом функций каждого органа и системы органов. «...Форма и функция обусловливают взаимно друг друга»". Особенности формы, строения тела человека невозможно понять без анализа функций, равно как нельзя представить себе особенности функции любого органа без понимания его строения. Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных частей, а единый слаженный живой организм. Поэтому нельзя рассматривать органы без взаимосвязи друг с другом, без объединяющей роли нервной и сосудистой систем.

Знание анатомии в системе медицинского образования неоспоримо. Профессор Московского университета Е. О. Мухин (1766-1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен но и вреден». Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному. Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент медицинского образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассуд. ки», - писал известный акушер-гинеколог А. П. Губарев (1855-1931).

2. Исторические этапы развития анатомии.

Этапы развития анатомии как науки

Для понимания состояния и перспектив развития любой науки, в том числе анатомии, необходимо знать основные этапы ее становления. История анатомии, являющаяся частью истории медицины, - это история борьбы материалистических представлений о строении тела человека с идеалистическими и догматическими. Стремление получить новые, более точные сведения о строении тела человека, познать «самого себя» в течение многих веков встречало сопротивление со стороны реакционных светских властей и церкви.

История развития анатомии в 5-ти периодах:

1) Начальный: охватываетVстолетие до н.э. Учёные: Гераклит. Гиппократ (20 томов).

2) Научного развития: вбирает отIVстолетия до н.э. и доXVстолетия н.э. УчёныеIVвека: Аристотель (Система органов. Теория развития организма). ВоIIвеке до н.э.: Гален. (Утверждает, что сердце, мозг, печень - главные органы).

3) Период возрождения:XVIвек - и первая половинаXVIIвека. Учёные: Гарвей - учение о кровообращении. Фаллопий - изучает строение половых органов. Евстахий - органы дыхания и слуховой аппарат. Леонардо Да Винчи - образы животных и человека.

4) Микроскопический период: вторая половинаXVIIиXVIIIвеков. Учёные: Мальпигий - учение о кровеносных сосудах.

5) Сравнительно-эмбриональный период:XIX-XXвв. - сегодняшнее время. Учёные: Кювье - теория эмбрионального развития.