Домой / География / Религия устанавливает нормы поведения. Религиозный этикет. Как вести себя в церкви. Взаимоотношение правовых и религиозных норм в РФ

Религия устанавливает нормы поведения. Религиозный этикет. Как вести себя в церкви. Взаимоотношение правовых и религиозных норм в РФ

В каждой религии присутствуют свои религиозные нормы, созданные для помощи людям. Через их соблюдение можно обрести просветление и блага в загробной жизни. Все священные книги содержат одно и то же послание: человек должен становиться лучше. Следуя установленным нормам, он получит помощь высших сил, а в противном случае - наказание.

Что такое религиозные нормы

В широком смысле слова так называют правила поведения в повседневной жизни для верующих.

Происхождение понятия

Термин возник для обозначения правил, регулирующих поведение верующих. Все религии провозглашают божественное происхождение социальных институтов и природы, включая каноны, право и государство. Традиционно такие предписания передаются человечеству как священные откровения через избранных пророков (Магомет, Иисус) и формализуются в освященных источниках (Коран, Библия).

Религиозные правила базируются на вере и убеждениях людей, поэтому они не требуют каких-либо логических или рациональных обоснований. Целью предписаний является помощь человеку в выработке «смыслов», позволяющих ему освоиться в мире и найти в нем свое место, а сама религия выступает мерилом «хорошего» поведения.

Значение термина

Это правила поведения, выработанные какими-либо вероисповеданиями. Для верующих они обязательны.

Эти нормы регламентируют:

  • порядок отправления религиозных культов и обрядов;
  • организацию деятельности религиозных объединений;
  • отношение верующих к Богу, к церкви, и друг к другу;
  • отношения верующих с неверующими;
  • порядок богослужения;
  • совершение определенных действий (крещение новорожденного);
  • воздержание от ряда действий (например, от употребления некоторых продуктов питания).

Основные черты и признаки

В данной группе правил сочетаются черты, присущие обычаям, моральным и корпоративным нормам. Сочетание перечисленных признаков и предопределяет необходимость выделения религиозных норм в самостоятельную группу.

Основные черты:

  1. Разновидность (социальность). Они регулируют социальные сферы, включающие в себя людей, общественные отношения и поведение людей.
  2. Объективность. Общество как сложный социальный организм объективно нуждается в регулировании.
  3. Нормативность.
  4. Обязательность.
  5. Санкционированность. Наличие механизмов обеспечения реализации предписаний.
  6. Системность.
  7. Устанавливаются различными вероисповеданиями, то есть являются результатом деятельности разных конфессий.
  8. Определяют порядок проведения церковных обрядов, ритуалов, то есть содержат внутренний распорядок религиозной общины.
  9. Живут в общественном сознании.
  10. Имеют локальную сферу действия.


Соотношение религии и права

Истории известны продолжительные периоды времени, когда религ. нормы имели юридическое значение. Они регулировали многие общественные отношения. В настоящее время в некоторых государствах нормы религиозного характера до сих пор координируют различные стороны жизни людей, но в большинстве стран мира церковь отделена от государства, а религ. нормы распространяются только на верующих и не приравниваются к юридическим.

Соотношение норм права и религии отображается в следующих законодательных актах:

  1. Свобода совести и вероисповедания. В частности, Конституция Российской Федерации (статья 14) устанавливает равенство религий перед законом.
  2. Запрещается деятельность религиозных организаций, направленная против суверенитета государства, его конституционного строя и гражданского согласия, а так же деятельность, сопряженная с нарушением прав и свобод граждан, наносящая вред здоровью и нравственности.
  3. В некоторых случаях объединения религиозного характера приобретают статус юридических лиц. Акты, на основе которых объединения осуществляют свою деятельность, определяют их правосубъектность.
  4. Многие религиозные организации являются собственниками молитвенных домов, храмов и другого имущества. Владение, распоряжение и пользование таким имуществом предопределяют нормы права.

Религиозные запреты и дозволения представляют собой элементарные правила человеческих взаимоотношений, концентрируют в себе выработанный тысячелетиями опыт социального общежития людей, способствуют укреплению правового порядка, организованности и общественной дисциплины.

В России действующий Уголовный Кодекс предусматривает возможность применения уголовной ответственности за следующие признаваемые преступными деяния, имеющие отношение к религии:

  1. Нарушение равноправия граждан на какой-либо основе (статья 136 УК РФ «Нарушения равноправия граждан»).
  2. Создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием (статья 239 УК РФ «Организация объединения, посягающего на личность и права граждан»).
  3. Действия, направленные на возбуждение какой-либо вражды и уничтожение национального достоинства (статья 282 УК РФ «Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды»).
  4. Действия, направленные на полное или частичное уничтожение группы людей, выделяемой по какому-либо признаку (статья 357 УК РФ «Геноцид»).

Взаимоотношения между государством и религией определяются сложившимися историческими традициями и уровнем социально-экономического развития страны. Возможно несколько моделей таких взаимоотношений. В условиях демократии обычно признаются равноправие всех церквей и религий, свобода вероисповедания и совести. Церковь является хранителем культурных, исторических и нравственных традиций народа.

  1. Государство преследует по религиозным основаниям верующих и запрещает любые формы религиозных проявлений.
  2. Государство признает церковь в качестве основы государственной власти.
  3. Государство находится в прямой конфронтации с религией, церковь проводит антигосударственную кампанию.

Статус объединений религиозного характера регулируется конституционным и текущим законодательством. Большинство конституций фиксирует отделение церкви от государства, признает религию исключительно частным делом человека.


Виды социальных норм

Под социальными нормами понимают общие правила поведения, являющиеся результатом сознательной деятельности людей. Они складываются исторически и закрепляются в актах. Существуют различные классификации, но наиболее важным является разделение в зависимости от особенностей возникновения и реализации норм.

Правовые

Формально определенные, общеобязательные правила, регулирующее общественные отношения, закрепленные в законодательных актах и обеспеченные государством. Нормы права появились в период возникновения государства.

Социальные назначения и функции:

  • учредительные (основополагающие принципы);
  • регулятивные (регулирующие общественные отношения);
  • охранительные (устанавливающие ответственность за правонарушения).

Структуре присущи нормативность (единые рамки и единый масштаб) и абстрактность (фиксация наиболее важных черт и признаков). В каждом конкретном обществе существует только одна правовая система.

Общий характер правовой нормы раскрывается через следующие признаки:

  1. Рассчитана на неоднократное действие (реализацию или применение).
  2. Распространяется на персонально неопределенный круг лиц.
  3. Направлена на регулирование не единичного случая или отношения, а определенный вид общественных отношений.
  4. Одинаковая обязательность для всех, кто находится или может находиться в пределах ее действия.


Моральные

Правила, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т. д. Их реализация не нуждается в организованной принудительной силе, они исполняются в силу привычки и внутренних убеждений.

Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает осуждение в обществе.

Мораль - форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.

Подходы к вопросу о происхождении:

  1. Натуралистический (дана от природы, результат биологического развития).
  2. Теологический (дарована Богом).
  3. Социологический (появляется в процессе исторического развития общества).
  4. Культурологический (регулирующий элемент культуры).

Наличие морали свидетельствует о признании обществом того факта, что жизнь и интересы отдельного человека, «стыковка» общественных и личных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом.

Моральные требования и представления:

  • нормы поведения («не лги», «не укради», «не убий»);
  • моральные качества (доброжелательность, справедливость, мудрость);
  • нравственные принципы (коллективизм - индивидуализм, альтруизм - эгоизм);
  • морально-психологические механизмы (долг, совесть);
  • высшие моральные ценности (смысл жизни, свобода, счастье).


Религиозные

Правила поведения людей, сформулированные в текстах Священных книг либо установленные соответствующими организациями. По содержанию многие из них, выступая как нормы морали, совпадают с нормами права, закрепляют традиции и обычаи.

Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным сознанием верующих и верой в неизбежность кары за грехи - отступление от этих норм. Существует два подхода к вопросу о происхождении религиозных правил: богословско-теологический (возникли вместе с человеком) и материалистический (продукт человеческого сознания).

Основные функции:

  1. Коммуникативная (обеспечивает общение верующих с Богом и друг с другом).
  2. Регулятивная (упорядочивает деятельность людей).
  3. Интегрирующе-дезинтегрирующая (объединение или разъединение индивидов).
  4. Культуротранслирующая (развитие определенных основ культуры).
  5. Легитимирующе-разлегитимирующая (узаконивает или утверждает неправомерность институтов, общественных порядков и т.д).


Корпоративные

Правила, установленные общественными организациями. Их реализация обеспечивается самими общественными объединениями и внутренним убеждением их членов. Корпоративные нормы возникли с появлением государства.

Общий характер:

  • создаются в процессе организации деятельности людей и принимаются по определенной процедуре;
  • распространяются на членов данного сообщества;
  • обеспечиваются предусмотренными организационными мерами;
  • закрепляются в соответствующих документах.

В программах имеются нормы, в которых содержатся тактика и стратегия организации, ее цели.

  • порядок и условия приобретения или утраты членства в сообществе, права и обязанности его членов;
  • порядок реорганизации и ликвидации организации;
  • порядок формирования и компетенция руководящих органов, сроки их полномочий;
  • источники формирования денежных средств и иного имущества.


Социального этикета

Правила, касающиеся внешнего проявления отношения к людям (благоприятного, располагающего к общению), складывающиеся в практической, производственной, учебной, научной сферах. Правила этикета возникли с появлением первобытного общества.

Общий характер норм этикета:

  1. Целью правил этикета является приобретение человеком навыков установления контактов с себе подобными.
  2. Эффективное средство «наведения мостов» между людьми.
  3. Призваны показать благожелательное и располагающее отношение. Как правило, в ответ человек получает точно такое же психологическое отношение.
  4. Воспитательное значение.
  5. Часто являются лишь внешней оболочкой отношений между людьми.
  6. У каждого народа существуют свои нормы этикета.


Обычаев

Одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. Правила поведения, исторически сложившиеся на протяжении жизни нескольких поколений. Они возникают как результат наиболее целесообразного поведения. Обычаи имеют социальное основание, которое в дальнейшем может быть утрачено, но и в этом случае они могут продолжать действовать в силу привычки.

Так, современный человек встречает знакомых рукопожатием. Данный обычай сложился в средневековье при заключении рыцарями мира как демонстрация отсутствия оружия в открыто протягиваемой руке. Рыцарей давно нет, но их манера подтверждения и заключения дружеских отношений сохранилась до сих пор.

Данный ролик поможет лучше разобраться в особенностях и разновидностях социальных норм.

Примеры религиозных норм в жизни

Молитва и пост являются основными предписаниями в большинстве верований.

В православии

Молитва является одной из основных норм, присущих православию. Верующему надлежит молиться в храме и дома. Согласно православной традиции, женщины должны покрывать голову платком как знак для ангелов. Платок на голове является символом скромности, готовности соблюдать религиозные предписания.

Пост имеет большое значение в жизни православн ых христиан. Воздержание бывает однодневным (среда и пятница) и многодневным (Великий и другие посты), при этом физический соединяется с духовным. Верующий обязан посещать богослужения, участвовать в таинствах Исповеди и Причащения, воздерживаться от всего, что может рассеять его разум и возбудить чувственность.


В мусульманстве

Обязательные моления в мусульманстве называются намазом. Мусульманин должен молиться пять раз в течение дня. Все намазы должны исполняться только на арабском языке при строгом соблюдении определенных правил. Пост также занимает важное место в жизни верующих (священный месяц Рамадан).

Желающий исполнить данное действие должен придерживаться ряда правил:

  1. Принадлежать к мусульманской религиозной традиции.
  2. Находиться в здравом уме.
  3. Достичь половой зрелости.
  4. Быть физически способным поститься (освобождаются беременные женщины, больные или пожилые люди).
  5. Необходимо воздерживаться от еды, питья, курения все время поста.

Хиджаб в мусульманской традиции символизирует достоинство и чистоту женщины, позволяет увидеть ее внутреннюю красоту. Считается, что он сберегает скромность не только девушек, но и мужчин, охраняя их от ненужных взглядов на женщин.


В буддизме

Для буддийского монаха одной из основных задач является обуздание беспокойного ума. Победив его, буддист может прийти к просветлению и не упасть в пропасть тяжкого страдания и бесконечных желаний. Работа над собой осуществляется при помощи регулярных длительных медитаций.

Основными нормами буддизма для мирян являются следующие:

  1. Вести простую и скромную жизнь.
  2. Сохранять супружескую верность.
  3. Не врать.
  4. Не убивать.
  5. Воздерживаться от употребления наркотиков.
  6. Призыв человека к активным практическим действиям.
  7. Деятельность человека должна быть гармоничной.


В иудаизме

Ярким примером является головной убор под названием кипа. Когда-то мудрецы запрещали ходить обычным людям с непокрытой головой, ведь над человечеством есть Всевышний. Постепенно празднование шаббата, ношение цицит (особенных кисточек из шерстяных ниток, привязываемых к углам одежды) и кипы стали признаками еврея.

Головной убор носят даже мальчики в возрасте до 13 лет, которые еще пока не должны исполнять заповеди торы.

Женщина в иудаизме тоже покрывает голову, но по другой причине. Считается, что посторонние мужчины не должны лицезреть волос чужих жен. Другое название этого головного убора - ермолка. Ее ношение в иудаизме демонстрирует поклонение Богу. Чтение Торы и молитва производятся только при условии ношения кипы.


Видео

В данном ролике разобраны особенности соблюдения религиозных предписаний на примере молитв в православии.

Религиозными нормами называются правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий завет, Новый завет, Коран, Сунна, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.), в решениях собраний верующих или духовенства (постановления соборов, коллегий, конференций), в произведениях авторитетных религиозных писателей. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений (общин, церквей, групп верующих и т.п.), регламентируются отправление обрядов, порядок церковной службы. Ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди). В истории права были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения. В ряде современных исламских стран Коран (“арабский судебник”) и Сунна - основа религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих “правильный путь к цели”.

В первобытном обществе каждый род поклонялся своим языческим богам, имел свой “тотем”- своего идола. В период объединения племен религиозные нормы содействовали укреплению власти “царей”, верховных (часто - военных) вождей. Династии новых властителей стремились объединить племена общими религиозными канонами. Такое значение имели Артхашастра в Древней Индии, культ Солнца и бога Осириса в Древнем Египте, культ покровительства богов греческим полисам и т.п. Происходило постепенное приспособление религиозных норм к закреплению верховной власти господствующих племен у индейцев майя и инков, у скифов. Эта власть связывалась с передачей ее от богов и закреплялась сначала продлением выборного срока, а затем - пожизненно и наследственно.

Религия является регулятором публичных отношений. Устанавливаемые хоть какой религией правила поведения представляют собой особенный вид социальных норм - религиозные нормы, а не компонент нравственности, права либо каких-то других социальных систем. Говоря о религиозной норме, следует иметь в виду, что заповедь, правило поведения - это только одна из её составных частей. Не считая того, норма включает указания на священный источник правила поведения и на сверхъестественные средства его обеспечения. Для Библии, Корана, Талмуда и остальных “священных” книжек характерна “рассредоточенность” составных частей религиозных норм, отсутствие у почти всех из их индивидуальной санкции, что и порождает необоснованное отождествление “стиха”, в каком излагается только правило поведения, со всей религиозной нормой. Религиозные нормы владеют всеми необходимыми признаками социальной нормы. Возьмем, к примеру, заповеди библейского декалога, которые в разных сочетаниях приводятся в Ветхом и Новом завете как важная часть “закона божьего”. Это категорическое запрещение поклоняться нескольким богам и идолам, убивать, прелюбодействовать, красть и желать чужого, лжесвидетельствовать, требование верить в одного бога, “соблюдать день субботний” и почитать родителей. Все это правила поведения людей, относящиеся к сферам религиозного культа, семейных и других публичных отношений. Заповеди предписывают совсем определенные деяния либо воздержание от осуждаемых религией поступков. Религиозная норма имеет общий характер, который проявляется в последующем.

Во-1-х, религиозная норма выступает как масштаб, эталон для поведения верующих людей в той либо другой обстановке, как идеал определенных отношений. Во-2-х, её предписания относятся не к конкретному индивидуму, а к наиболее либо менее широкому кругу людей: к последователям данной религии (членам церкви, секты, толка) либо к какой-то части их (священнослужителям, мирянам и т.д.). Предусматривая конкретные варианты поведения в обычных жизненных ситуациях, религиозные нормы действуют на волю и сознание людей, сформировывают их социальное поведение и тем самым регулируют соответствующие публичные дела, проявляющиеся прежде всего в действиях либо бездействии их участников. Одна из специфичных индивидуальностей этих норм состоит в том, что они регулируют и такие дела, которые находятся вне сферы действия остальных социальных норм, - отношения, возникающие при отправлении культа.

Религиозные нормы чаще всего имеют авторитарный характер, формулируются как повеления, которые нужно делать вопреки требованиям всех других норм вплоть до прямого запрета следовать крайним (к примеру, ограничение нормами Ветхого завета и Ислама деяния обычая кровной мести). Любая религия, ссылаясь на волю сверхъестественных сил и существ, просит от собственных последователей слепой дисциплины, неукоснительного соблюдения собственных предписаний. Религиозные нормы должны исполняться, невзирая на несоответствие их указаний взорам, желаниям верующего. В первобытных религиях создателями и блюстителями религиозных предписаний и запретов числились тотемические предки, духи. Потом в качестве источника религиозных правил поведения выступают божества и, в конце концов, в монотеистических религиях - бог. В “священных” книжках разных религий религиозные нормы формулируются как божественные повеления. В Библии, к примеру, они называются заповедями, повелениями, уставами, законами бога, подчеркивается их святость. Церковные правила выдаются богословами за конкретизацию “законов божьих”.

Но связь религиозных норм с религиозными идеями и представлениями не постоянно видна. Не во всех религиозных предписаниях содержится указание на их священное происхождение. В таковых вариантах о наличии указанной связи свидетельствуют специальные средства обеспечения выполнения религиозных предписаний: угроза сверхъестественной карой и обещание заслуги от сверхъестественных сил. Выполнение религиозных норм обеспечивается также наказаниями, применяемыми к нарушителю священнослужителями - церковное наказание. С возникновением страны и права к этому добавляется уголовное наказание за религиозные преступления, а потом и неблагоприятные гражданско-правовые последствия в вариантах несоблюдения неких религиозных норм.

Функция «значения», является основной функцией религии в понимании Вебера, Дюркгейма и многих современных социологов религии. Религия - то, что делает человеческую жизнь осмысленной, она снабжает ее важнейшим компонентом «значением». Это происходит благодаря тому, что «религия дает картину мира, в которой несправедливость, страдание, смерть, все то, что делает жизнь трагической и неудачной, сокрушает надежды, «ломает судьбу, которая могла бы быть совсем другой», все это оказывается обладающим значением и смыслом в той перспективе «последней или конечной реальности», которую предлагает религия в своей картине мира. Если страдания и смерть имеют значение, если человек знает, в чем оно, то у него появляется сила жить, преодолевая страдания. Сильным делает человека знание того, зачем он живет. Слабым, беспомощным, пребывающим в растерянности, «потерянным» становится человек, если он ощущает пустоту, утрачивает понимание смысла в том, что с ним происходит. Равным образом, жизнь лишена смысла, если человек не чувствует, что он заслужил свой счастливый жребий, если ему просто случайно повезло.

И в этом случае жизнь также лишена значения. Если жизнь теряет значение, то это, может быть, самое страшное несчастье и нечто худшее, чем смерть. Особенность религиозного взгляда на мир, которая дает возможность справиться с этой угрозой, в том, что каждое отдельное событие рассматривается как имеющее смысл в силу его связи с общей картиной мира в его предельном, конечном значении.

Религиозное миропонимание, выражается в ценностных понятиях, т.е. ориентировано на то, чтобы показать, что значат те или иные события человеческой жизни в свете понимания конечных целей и устремления. С этой функцией религия может справиться в том случае, если она не только ориентирована на индивидуально-психологическое воздействие, но и способствует поддержанию коллективной идентичности. Религия помогает понять людям, кто они есть, показывая значение той группы, к которой они принадлежат, среди других людей, населяющих наш мир. Она помогает людям осознать себя как моральную общность, скрепленную общими ценностями и общими целями. Эта объединяющая и способствующая самоопределению человека функция религии особенно сильно действует в доиндустриальных обществах. Американские социологи религии полагают, например, что сегодня в плюралистическом американском обществе ни одна из традиционных религий не способна справиться с этой ролью.

Сакрализуя нормы и ценности общества, религия способствует также его стабильности. Религия выполняет эту функцию, устанавливая нормы, которые полезны для данной социальной структуры и создают предпосылки для того, чтобы человек выполнял моральные обязательства. Поскольку все же эти запреты нарушаются людьми, большинство религий располагают способами восстановления и поддержания стремления к соблюдению обязательств - очистительные и искупительные обряды, которые могут разряжать, снимать чувство вины или усиливать его.

По словам видного современного социолога П. Бергера, религиозные нормы обеспечивают устойчивость и прочность человеческого существования, придавая ему определенный смысл. Религия представляет собой как бы «священную завесу», освящая нормы и ценности человеческой жизни и гарантируя тем самым социальный порядок и устойчивость социального мира. Делая определенные выводы можно сказать что, религиозные нормы - это правила поведения верующих людей, которые сложились на базе представлений о Боге и об угодном ему поведении. Эта группа социальных норм зафиксирована в священных книгах христиан, иудеев, мусульман, буддистов - Библии, Коране, Ведах, в устных преданиях. Нормы религии регулируют отношения верующих в рамках церкви или иных религиозных организаций, порядок отправления культовых обрядов. Например, к религиозным нормам относятся: обязанность мусульманина совершать пять раз в день молитву, обязанность православного христианина соблюдать пост.

Понятие и общая характеристика религиозных норм права

Одними из древнейших регуляторов общественных отношений, возникших практически одновременно с обычаями и выступившими в качестве предпосылок современных правовых норм, признаются религиозные нормы.

Проводя характеристику религиозных норм, следует обратить внимание на то, что их отличает широкое разнообразие, обусловленное разнообразием существующих в настоящее время и существовавших исторически религиозных течений и направлений. Соответствующие религиозно-правовые предписания вытекают из сущности религиозных постулатов той или иной конфессии, и отличаются свойствами обязательности для всех последователей конкретного вероисповедания.

С точки зрения внешнего закрепления, источниками религиозных норм выступают разного рода священные писания, религиозные книги, в содержании которых отражаются обязательные запреты, обязывания, а также те или иные дозволения и предписания.

Сакральный характер религиозно-правовых норм предопределил их значительное влияние на жизнь общества в тех странах, где было сильно влияние самой религии. Более того, во многих странах религия по-прежнему сохраняет значительные позиции в упорядочении разнообразных сфер общественной жизни, однако нельзя не признать, что ее влияние постепенно ослабевает, и чаще всего сохраняется в силу существования многовековой традиции, а не почитания божества или страха перед божественной карой.

Таким образом, исходя из обозначенных признаков может быть сформулировано следующее определение религиозных норм:

Определение 1

Религиозные нормы – совокупность установленных в священных писаниях правил поведения, регламентирующих отношения верующих к богу и церкви, вопросы организации и функционирования религиозных организаций, а также общественные отношения, складывающиеся между верующими, а равно между верующими и иноверцами

Примеры норм мусульманского права

Переходя к непосредственной характеристике конкретных примеров религиозных норм, представляется целесообразным обратиться непосредственно к регулятивным нормам, воспринятым в рамках тех или иных конфессий.

Так, в мусульманском праве большое внимание уделено регулированию вопросов брака и семьи. При этом в числе конкретных норм, воспринятых в соответствующей сфере можно назвать:

  • Для заключения брака достаточно согласия отца (опекуна) невесты;
  • Особые правила о вероисповедании супруга: мусульманкам запрещено выходить замуж за немусульманина, а мужчинам разрешается вступать в брак с христианками или иудейками;
  • Детально регламентированная процедура бракосочетания, состоящая из четырех этапов: сватовства, передаче невесты в дом жениха, свадебного торжества, фактического вступления в брачные отношения, после которого начатый процесс бракосочетания считается свершившимся;
  • Запрет на вступление в брак с близкими родственниками;
  • Допускается многоженство (до четырех жен);
  • Отдельные правила о возрасте совершеннолетия (различаются у последователей отдельных течений ислама).

Наряду с брачно-семейными отношениями, нормами мусульманского права детально регламентировано вопросы уголовного права. Причем на религиозных догматах основано большинство уголовно-правовых вопросов, начиная с определения преступности и его тяжести.

В частности, нормами мусульманского права устанавливалось пять основных ценностей ислама: религия, жизнь, разум, продолжение рода и собственность. Значение выделения соответствующих категорий состоит в том, что посягательство на обозначенные ценности признавались наиболее тяжкими и закономерно влекли более серьезное наказание.

Также устанавливалась классификация видов преступных посягательств:

  • Хадд – преступления, посягающие на, так называемые, «права Аллаха», то есть связанные с преступным нарушением основных ценностей ислама (вероотступничество, бунт, прелюбодеяние, употребление спиртных напитков, и т.д.);
  • Тазир – деяния, ответственность за которые определяется по усмотрению суда (неисполнение религиозных обязанностей, взяточничество, нарушение мусульманской морали). В качестве меры ответственности за соответствующие деяния предусматривается применение устного порицания, телесных наказаний, штраф, и даже лишение свободы, однако они не назначаются в случае раскаяния виновного или прощения правонарушителя потерпевшим;
  • Кисас – категория преступлений, охватывающая наибольшее число преступлений против личности, включая убийство и причинение вреда здоровью.

Примеры норм индуистского права

Еще одной религиозной правовой системой, сохраняющей большое значение в современном мире выступает индуистская правовая система, регулятивное воздействие которой распространяется, по различным оценкам на около 1 млрд последователей индуизма по всему миру.

Наиболее значимой и известной нормой индуистского права выступает утверждение о существовании данных от рождения социальных иерархических категорий, каждой из которых присуща собственная система прав, обязанностей и моральных догм.

В этой связи, также установлено, что каждому человеку надлежит себя вести в строгом соответствии с тем, как это предписано для его социальной касты.

При этом также следует обратить внимание на то, что индуистское право вобрало в себя множество древних обычаев, в связи с чем, нередко подчеркивается его обычный характер. Причем соответствующие обычаи весьма разнообразны, и каждая каста (подкаста) следует своим собственным традициям и обычаям в выборе форм каждодневного социального взаимодействия.

Замечание 1

В индуистском праве также установлены нормы о том, что разрешение местных споров относится к ведению Собрания касты, с учетом мнения общественности. При этом соответствующему собранию принадлежат и значительные властные полномочия.

Нормативно предусматривается также определенный аналог аналогии права, в силу которого, при отсутствии определенной нормы по конкретному вопросу, индуистское право относит решение конкретного вопроса к полномочию судьи, разрешающего его по совести и справедливости.

1.2 Религиозные нормы: понятие, функции

Религиозными нормами называются правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий завет, Новый завет, Коран, Сунна, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.), в решениях собраний верующих или духовенства (постановления соборов, коллегий, конференций), в произведениях авторитетных религиозных писателей. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений (общин, церквей, групп верующих и т.п.), регламентируются отправление обрядов, порядок церковной службы. Ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди). В истории права были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения. В ряде современных исламских стран Коран (“арабский судебник”) и Сунна - основа религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих “правильный путь к цели”.

В первобытном обществе каждый род поклонялся своим языческим богам, имел свой “тотем”- своего идола. В период объединения племен религиозные нормы содействовали укреплению власти “царей”, верховных (часто - военных) вождей. Династии новых властителей стремились объединить племена общими религиозными канонами. Такое значение имели Артхашастра в Древней Индии, культ Солнца и бога Осириса в Древнем Египте, культ покровительства богов греческим полисам и т.п. Происходило постепенное приспособление религиозных норм к закреплению верховной власти господствующих племен у индейцев майя и инков, у скифов. Эта власть связывалась с передачей ее от богов и закреплялась сначала продлением выборного срока, а затем - пожизненно и наследственно.

Религия является регулятором публичных отношений. Устанавливаемые хоть какой религией правила поведения представляют собой особенный вид социальных норм - религиозные нормы, а не компонент нравственности, права либо каких-то других социальных систем. Говоря о религиозной норме, следует иметь в виду, что заповедь, правило поведения - это только одна из её составных частей. Не считая того, норма включает указания на священный источник правила поведения и на сверхъестественные средства его обеспечения. Для Библии, Корана, Талмуда и остальных “священных” книжек характерна “рассредоточенность” составных частей религиозных норм, отсутствие у почти всех из их индивидуальной санкции, что и порождает необоснованное отождествление “стиха”, в каком излагается только правило поведения, со всей религиозной нормой. Религиозные нормы владеют всеми необходимыми признаками социальной нормы. Возьмем, к примеру, заповеди библейского декалога, которые в разных сочетаниях приводятся в Ветхом и Новом завете как важная часть “закона божьего”. Это категорическое запрещение поклоняться нескольким богам и идолам, убивать, прелюбодействовать, красть и желать чужого, лжесвидетельствовать, требование верить в одного бога, “соблюдать день субботний” и почитать родителей. Все это правила поведения людей, относящиеся к сферам религиозного культа, семейных и других публичных отношений. Заповеди предписывают совсем определенные деяния либо воздержание от осуждаемых религией поступков. Религиозная норма имеет общий характер, который проявляется в последующем.

Во-1-х, религиозная норма выступает как масштаб, эталон для поведения верующих людей в той либо другой обстановке, как идеал определенных отношений. Во-2-х, её предписания относятся не к конкретному индивидуму, а к наиболее либо менее широкому кругу людей: к последователям данной религии (членам церкви, секты, толка) либо к какой-то части их (священнослужителям, мирянам и т.д.). Предусматривая конкретные варианты поведения в обычных жизненных ситуациях, религиозные нормы действуют на волю и сознание людей, сформировывают их социальное поведение и тем самым регулируют соответствующие публичные дела, проявляющиеся прежде всего в действиях либо бездействии их участников. Одна из специфичных индивидуальностей этих норм состоит в том, что они регулируют и такие дела, которые находятся вне сферы действия остальных социальных норм, - отношения, возникающие при отправлении культа.

Религиозные нормы чаще всего имеют авторитарный характер, формулируются как повеления, которые нужно делать вопреки требованиям всех других норм вплоть до прямого запрета следовать крайним (к примеру, ограничение нормами Ветхого завета и Ислама деяния обычая кровной мести). Любая религия, ссылаясь на волю сверхъестественных сил и существ, просит от собственных последователей слепой дисциплины, неукоснительного соблюдения собственных предписаний. Религиозные нормы должны исполняться, невзирая на несоответствие их указаний взорам, желаниям верующего. В первобытных религиях создателями и блюстителями религиозных предписаний и запретов числились тотемические предки, духи. Потом в качестве источника религиозных правил поведения выступают божества и, в конце концов, в монотеистических религиях - бог. В “священных” книжках разных религий религиозные нормы формулируются как божественные повеления. В Библии, к примеру, они называются заповедями, повелениями, уставами, законами бога, подчеркивается их святость. Церковные правила выдаются богословами за конкретизацию “законов божьих”.

Но связь религиозных норм с религиозными идеями и представлениями не постоянно видна. Не во всех религиозных предписаниях содержится указание на их священное происхождение. В таковых вариантах о наличии указанной связи свидетельствуют специальные средства обеспечения выполнения религиозных предписаний: угроза сверхъестественной карой и обещание заслуги от сверхъестественных сил. Выполнение религиозных норм обеспечивается также наказаниями, применяемыми к нарушителю священнослужителями - церковное наказание. С возникновением страны и права к этому добавляется уголовное наказание за религиозные преступления, а потом и неблагоприятные гражданско-правовые последствия в вариантах несоблюдения неких религиозных норм.

Функция «значения», является основной функцией религии в понимании Вебера, Дюркгейма и многих современных социологов религии. Религия - то, что делает человеческую жизнь осмысленной, она снабжает ее важнейшим компонентом «значением». Это происходит благодаря тому, что «религия дает картину мира, в которой несправедливость, страдание, смерть, все то, что делает жизнь трагической и неудачной, сокрушает надежды, «ломает судьбу, которая могла бы быть совсем другой», все это оказывается обладающим значением и смыслом в той перспективе «последней или конечной реальности», которую предлагает религия в своей картине мира. Если страдания и смерть имеют значение, если человек знает, в чем оно, то у него появляется сила жить, преодолевая страдания. Сильным делает человека знание того, зачем он живет. Слабым, беспомощным, пребывающим в растерянности, «потерянным» становится человек, если он ощущает пустоту, утрачивает понимание смысла в том, что с ним происходит. Равным образом, жизнь лишена смысла, если человек не чувствует, что он заслужил свой счастливый жребий, если ему просто случайно повезло.

И в этом случае жизнь также лишена значения. Если жизнь теряет значение, то это, может быть, самое страшное несчастье и нечто худшее, чем смерть. Особенность религиозного взгляда на мир, которая дает возможность справиться с этой угрозой, в том, что каждое отдельное событие рассматривается как имеющее смысл в силу его связи с общей картиной мира в его предельном, конечном значении.

Религиозное миропонимание, выражается в ценностных понятиях, т.е. ориентировано на то, чтобы показать, что значат те или иные события человеческой жизни в свете понимания конечных целей и устремления. С этой функцией религия может справиться в том случае, если она не только ориентирована на индивидуально-психологическое воздействие, но и способствует поддержанию коллективной идентичности. Религия помогает понять людям, кто они есть, показывая значение той группы, к которой они принадлежат, среди других людей, населяющих наш мир. Она помогает людям осознать себя как моральную общность, скрепленную общими ценностями и общими целями. Эта объединяющая и способствующая самоопределению человека функция религии особенно сильно действует в доиндустриальных обществах. Американские социологи религии полагают, например, что сегодня в плюралистическом американском обществе ни одна из традиционных религий не способна справиться с этой ролью.

Сакрализуя нормы и ценности общества, религия способствует также его стабильности. Религия выполняет эту функцию, устанавливая нормы, которые полезны для данной социальной структуры и создают предпосылки для того, чтобы человек выполнял моральные обязательства. Поскольку все же эти запреты нарушаются людьми, большинство религий располагают способами восстановления и поддержания стремления к соблюдению обязательств - очистительные и искупительные обряды, которые могут разряжать, снимать чувство вины или усиливать его.

По словам видного современного социолога П. Бергера, религиозные нормы обеспечивают устойчивость и прочность человеческого существования, придавая ему определенный смысл. Религия представляет собой как бы «священную завесу», освящая нормы и ценности человеческой жизни и гарантируя тем самым социальный порядок и устойчивость социального мира. Делая определенные выводы можно сказать что, религиозные нормы - это правила поведения верующих людей, которые сложились на базе представлений о Боге и об угодном ему поведении. Эта группа социальных норм зафиксирована в священных книгах христиан, иудеев, мусульман, буддистов - Библии, Коране, Ведах, в устных преданиях. Нормы религии регулируют отношения верующих в рамках церкви или иных религиозных организаций, порядок отправления культовых обрядов. Например, к религиозным нормам относятся: обязанность мусульманина совершать пять раз в день молитву, обязанность православного христианина соблюдать пост.

Административно-правовое регулирование деятельности религиозных организаций

Для современной религиозной ситуации в Республике Беларусь характерно неоднородность конфессиональной сферы, многообразие религиозных организаций. Новая религиозная ситуация...

Взаимосвязь права с другими социальными регуляторами

Применительно к области религиозных норм, проблема взаимосвязей между нормами права и нормами религии оказывается более сложной, чем в том, что касается сфер морали и социальных соглашений. Это, несомненно, объясняется тем...

Государство и церковь. Правовое регулирование их взаимоотношений

Религия - это общественное явление, существующее с незапамятных времен. Нас интересует, в первую очередь, то, как религия проявляется в обществе, какое место она занимает в системе общественных связей, как она соотносится с государством и правом...

Источники права

Как источник права религиозные тексты представляют собой свод религиозных норм (канонов), которым государство придает общеобязательную силу. Такое закрепление происходит в результате тесного взаимодействия государства с церкви...

Нормы морали и нормы права

Нормы права и религии

Организации как субъекты административного права

Право граждан на объединение закреплено в ст. 30 Конституции РФ, Федеральных законах «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»...

Право в системе нормативного регулирования общественных отношений

Под обычаями понимают правила поведения людей, которые в результате продолжительного времени входят в привычку и регулируют, таким образом, поведение членов общества, т.е являются привычными или обычным нормами...

Право в системе социального регулирования

Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру...

Право в системе социальных регуляторов

Религиозными нормами называются правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий завет, Новый завет, Коран, Сунна, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.)...

Правовые и религиозные нормы в Российской Федерации

В первобытном обществе каждый род поклонялся своим языческим богам, имел свой “тотем”- своего идола. В период объединения племен религиозные нормы содействовали укреплению власти “царей”, верховных (часто - военных) вождей...

Правовые и религиозные нормы: проблемы взаимодействия

Религия определяется как взаимоотношение человека (или группы людей) с предметом (предметами) его поклонения, которое характеризуется определенным мировоззрением и соответствующим поведением и действиями...

Проблемы современной трактовки прав человека в исламе

Для того чтобы разобраться с этой внешней противоречивостью, необходимо выделить в шариате правовую и религиозную основы. Общеизвестно, что жизнь человека в исламском праве регламентируется двумя аспектами. Во-первых, ибадат (араб...

Соотношение норм права и иных социальных регуляторов

Для того что бы в дальнейшем с уверенностью говорить о таком явлении как социальная норма, необходимо для начала разобраться в самом понятии норма. Если говорить о норме, как об общем понятии...

Социальные нормы в религии

Религиозные социальные нормы выступают в качестве одного из подвидов норм морали. По сути, религия определяется как взаимоотношения человека с предметом его интереса, поклонения. Религия всегда определяется уникальным мировоззрением, а также соответствующим поведением и действиями, в основу которых входит вера в существование высших сил, сверхъестественного.

Определение 1

Религиозные нормы – это совокупность правил поведения, которые устанавливаются в рамках конкретной религии (вероисповедания) через официальное волеизъявление. Они обязательны для каждого последователя определенной религии, и регулируют их отношения в сфере интересов этой религии и вероисповедания.

Социальные нормы в религии обладают двумя ключевыми признаками:

  • во-первых, они обладают абсолютно всеми качествами нормативности и предписанности;
  • во-вторых религиозные социальные нормы выражают принципы того или иного вероисповедания.

Некоторые исследователи этой области выделяют еще несколько признаков социальных религиозных норм. Например, это регулирование широкого круга отношений как религиозных, так и находящихся в пределах интересов того или иного вероисповедания и представителей отдельной конфессии.

Религиозные социальные нормы очень неоднородны. Это связано с индивидуальным характером каждой религии (вероисповедания). Таким образом, авторы подразделяют религиозные социальные нормы на доктринальные (вероучительные), нравственные, правовые и обрядово-богослужебные. Все эти виды очень тесно связаны друг с другом, существуют в определенной взаимозависимости. Конечно, между ними есть определенные отличия, например, по функциональному назначению или по характеру воздействия на социальные отношения между представителями одной или разных религий.

Роль религиозных социальных норм

Безусловно, социальные нормы, которые закреплены в религии, не могут считаться общепринятыми для каждого. Связано это с тем, что в целом современный мир является очень многообразным в плане религий и конфессий, а последние 50 лет характеризуются еще и активным ростом разнообразных религиозных объединений и организаций.

Несмотря на это, каждое сообщество, которое исповедует какую-либо религию (православие, мусульманство, иудаизм и прочие) придерживается конкретных социальных норм. Их роль заключается в регулировании отношений людей именно в религиозной сфере.

К тому же, некоторые исследователи прослеживают взаимозависимость и сходные черты между религиозными нормами и нормами права. Они похожи и с нормами морали, что выражается в четкой санкционированности, нормативность. Нормативность – это совокупность определенных, конкретных норм, которые являются образцом поведения для широких слоев населения.

Также социальные нормы религии и нормы права схожи в своей универсальности, то есть они распространяются на всю совокупность общественных отношений, которые формируются и реализуются в обществе. так же, как и нормы религии, нормы права сообщаются в нормативных и ценностных критериях, которые определяют правомерные и неправомерные действия человека, его поступки и мысли (особенно это прослеживается в нормах морали, где человека учат определять добро и зло и отделять их друг от друга).

Специфика религиозных норм

Но религиозные нормы, несмотря на свою взаимозависимость с правовыми нормами и нормой морали, все же являются очень специфичными и уникальными.

Религиозные социальные нормы – это такие нормы, которые регулируются отношения верующих друг к другу, а также к религиозным организациям и к представителям других конфессий. Отношения также строятся на принципе «верующие-не верующие», «верующий – церковь», «верующий – Бог». Благодаря религиозным социальным нормам происходит закрепление правил становления и распространения разнообразных религиозных культов, а также определяется порядок проведения богослужений, совершение определенных действий (обращение к культу, крещение, причастие).

Религиозная норма по своей сути обладает всеми признаками и функционалом обычных социальных норм. Она выступает как образец (эталон) поведения, когда дело касается каких-либо действий или обстановки. В частности, действия и эталоны поведения относятся к конкретным обрядам, ритуалам, молитвам.

Предписания религиозных социальных норм не относятся только к одному конкретному лицу, так как они затрагивают интересы и мировоззрение более широких слоев населения, где члены сообщества объединены одной идеей (верой, вероисповеданием). Безусловно, за нарушение религиозных норм установлена мера ответственности, причем в каждой религии она своя. Но зачастую человек возлагает все на «волю Божью», то есть только высшие силы вправе оценивать поступки человека и решать, будет он наказан или достоин еще одного шанса. В этом заключается одно из ключевых отличий религиозных социальных норм от норм права: в нормах права есть четко предписанная система наказаний, которая исполняется специальными органами.

Замечание 1

Религиозная социальная норма – это не подчинение какому-то установленному социальному порядку: она предполагает, что человек, исповедующий религию, будет подчиняться высшим, сверхъестественным силам, «повиноваться божественной воле и власти».

Иногда человек полностью отдает себя религии, становится набожным, и может даже навязывать свою религию другим людям. Переходя эти рамки, он также попадает под контроль норм права, а не религиозных норм. Теперь уже органы государственной власти следят за его деятельностью, ее правомерностью, а также за тем, чтобы идеи и действия не нарушали общественный порядок и не вредили жизни и здоровью других членов общества.

Замечание 2

Средства, которые обеспечивают религиозные нормы, также специфичны. Чаще всего это обещание награды со стороны высших, сверхъестественных сил, или же угроза жизни, кара за неповиновение, нарушений предписанных правил и заповедей.