Домой / 10-11 классы / Письмо семнадцатое уметь спорить с достоинством. Урок - практикум по русскому языку Как же ведет спор умный и вежливый спорщик

Письмо семнадцатое уметь спорить с достоинством. Урок - практикум по русскому языку Как же ведет спор умный и вежливый спорщик

Все мы можем вспомнить ситуации, когда во время спора мы теряли спокойствие, когда эмоции захлестывали нас и мы не могли эффективно и конструктивно отстаивать свою позицию.

Уметь спорить, когда ничего другого не остается, — непростое искусство, которым многие не владеют.

Говорят, что спора не бывает, если один из собеседников не хочет спорить. Но в нашей жизни — и личной, и профессиональной — бывают ситуации, когда нет другого выхода. Когда необходимо всестороннее обсуждение сложившегося положения, а при этом не обойтись без взаимоисключающих версий, без упреков и негативных эмоций.

“Невежду невозможно переубедить, какие бы аргументы мы ни использовали”

Иммануил Кант

Но нужно стараться сохранять спокойствие во время спора и . Тогда вы сможете найти убедительные аргументы и адекватные стратегии, которые помогут вам победить в споре.

Мы расскажем здесь о пяти стратегиях, позволяющих максимально контролировать свои эмоции во время спора.

1. Знайте того, с кем ты говорите, но главное — знайте себя

Когда человек знает и понимает других, это называют мудростью. Но когда он знает себя (вспомним известное выражение «познай себя»), можно говорить о просветлении. «Но, — спросите вы, — зачем мне знать себя, чтобы быть успешной в споре?»

  • Чтобы не терять спокойствия в таких ситуациях, нужно развивать свою внутреннюю силу, быть уверенной в себе. Это повышает нашу , наше самоуважение.
  • Тогда даже если собеседник прибегает к запрещенным приемам, говоря вам: «ты некомпетентна» или «у тебя слишком большое Эго» , вы не поддадитесь на эти провокации. Ведь вы знаете себя и понимаете, что он говорит неправду.

Поэтому такие выпады не затронут вас, а только вызовут у вас улыбку.

  • Чтобы быть успешной в споре, желательно знать слабые места «противника».
  • Например, если вы знаете, что у него низкая самооценка и свою неуверенность в себе он компенсирует агрессивностью, вы можете, наоборот, демонстрировать абсолютное спокойствие и полную уверенность в себе.

Знание себя и собеседника, умение установить контакт не только с ним, но и со своим внутренним Я позволяют контролировать ситуацию.

2. Во время спора старайтесь контролировать свои негативные эмоции

Если вы хотите сохранять спокойствие во время спора, вы должны научиться контролировать свои негативные эмоции.

Злость, обида, гнев… Все эти эмоции настраивают нас на оборонительный лад, побуждают «выпускать когти».

Еще немного — и мы переходим в «режим атаки». Тогда эмоции окончательно выходят из-под контроля , попытки рассуждать логически отбрасываются и начинаются взаимные упреки и обвинения. Понятно, что такая «дискуссия» не может привести ни к какому позитивному результату.

Чтобы не допускать такого развития ситуации, нужно делать следующее:

  • Представьте себя со стороны. Спокойно посмотрите на ваш спор чужими глазами.
  • Подумайте, что этот спор ничем вам не угрожает. Ваша самооценка не пострадает, она зависит не от вашего агрессивного собеседника, а от вас самой.
  • Теперь подумайте, какие серьезные аргументы можно привести в защиту вашей позиции.

3. Не отвечайте сразу, дайте себе какое-то время подумать


Нередко спорщики не слышат и даже не слушают друг друга. Вопросы у них накладыватся на ответы, они обмениваются упреками, обвинениями и оскорбительными замечаниями, о которых, возможно, позже пожалеют.

Какой смысл имеет такое поведение? Очевидно, никакого.

  • Чтобы дискуссия была продуктивной, нужно стараться сохранять спокойствие и не спешить с ответами на аргументы собеседника.
  • Внимательно слушайте, что вам говорит оппонент. Анализируйте его аргументы.
  • Поняв и обдумав их (какое-то небольшое время всегда можно на это выделить), вы найдте наиболее подходящий ответ.

И помните, что этот ответ не должен «подливать масла в огонь», «повышать температуру» дискуссии .

Если вы видите, что спор ни к чему не ведет и служит только для обмена упреками и негативными эмоциями, прекращайте его.

Не забывайте, что есть споры, которые не стоит и начинать.

4. Глубокое дыхание помогает контролировать эмоции

Когда мы находимся в состоянии возбуждения (например, когда спорим), наш мозг интерпретирует это как появление какой-то угрозы.

Он и тело реагируют на это определенным образом: учащенное и дыхание, дрожь в руках, пересохший рот, боль в желудке…

Вернуть спокойствие в такой ситуации помогает контроль дыхания.

Расслабленное тело помогает мозгу лучше думать.

5. Умейте восстанавливать свое внутреннее спокойствие: это помогает адекватно реагировать на самые разные жизненные ситуации


В нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с разными вызовами: ситуация того же спора с кем-то, чья-то критика, фрустрации и другие проблемы.

Если мы внутренне готовы встретиться с этими вызовами и принять их, нам легче справляться с ними.

Достигнуть такой готовности помогают следующие советы:

  • Практикуйте .
  • Занимайтесь каким-то видом спорта.
  • «Канализируйте» эмоции с помощью художественного творчества: рисование, «пробы пера»…
  • Культивируйте свой внутренний мир. Развивайте уверенность в себе, делайте то, что повышает вашу самооценку, работайте над своими ценностями.
  • Учитесь вести активный и ассертивный диалог, пополняйте свой словарный запас, работайте над стратегиями, которые пригодятся вам в любой дискуссии и помогут быть уверенной в себе и спокойной.

Обязательно воспользуйтесь этими простыми советами. Уверены, что когда вам в очередной раз придется вступить в спор, вы будете вести его грамотно и эффективно.

В жизни приходится очень много спорить, возражать, опровергать мнение других, не соглашаться.

Лучше всего проявляет свою воспитанность человек, когда он ведет дискуссию, спорит, отстаивая свои убеждения.

В споре сразу же обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и… самоуважение.

Если в споре человек заботится не столько об истине, сколько о победе над своим противником, не умеет выслушать своего противника, стремится противника «перекричать», испугать обвинениями, — это пустой человек, и спор его пустой.

Как же ведет спор умный и вежливый спорщик?

Прежде всего он внимательно выслушивает своего противника — человека, который не согласен с его мнением. Больше того, если ему что-либо неясно в позициях его противника, он задает ему дополнительные вопросы. И еще: если даже все позиции противника ясны, он выберет самые слабые пункты в утверждениях противника и переспросит, это ли утверждает его противник.

Внимательно выслушивая своего противника и переспрашивая, спорящий достигает трех целей: 1) противник не сможет возразить тем, что его «неправильно поняли», что он «этого не утверждал»; 2) спорящий своим внимательным отношением к мнению противника сразу завоевывает себе симпатии среди тех, кто наблюдает за спором; 3) спорящий, слушая -и переспрашивая, выигрывает время для того, чтобы обдумать свои собственные возражения (а это тоже немаловажно), уточнить свои позиции в споре.

В дальнейшем, возражая, никогда не следует прибегать к недозволенным приемам спора и придерживаться следующих правил: 1) возражать, но не обвинять; 2) не «читать в сердце», не пытаться проникнуть в мотивы убеждений противника («вы стоите на этой точке зрения, потому что она вам выгодна», «вы так говорите, потому что вы сам такой» и т. п.); 3) не отклоняться в сторону от темы спора; спор нужно уметь доводить до конца, то есть либо до опровержения тезиса противника, либо до признания правоты противника.

На последнем своем утверждении я хочу остановиться особо.

Если вы с самого начала ведете спор вежливо и спокойно, без заносчивости, то тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством.

Помните: нет ничего красивее в споре, как спокойно, в случае необходимости, признать полную или частичную правоту противника. Этим вы завоевываете уважение окружающих. Этим вы как бы призываете к уступчивости и своего противника, заставляете его смягчить крайности своей позиции.

Конечно, признавать правоту противника можно только тогда, когда дело касается не ваших общих убеждений, не ваших нравственных принципов (они всегда должны быть самыми высокими).

Человек не должен быть флюгером, не должен уступать оппоненту только для того, чтобы ему понравиться, или, боже сохрани, из трусости, из карьерных соображений и т. д.

Но уступить с достоинством в вопросе, который не заставляет вас отказаться от своих общих убеждений (надеюсь, высоких), или с достоинством принять свою победу, не злорадствуя над побежденным в споре, не торжествуя, не оскорбляя самолюбия оппонента, — как это красиво!

Одно из самых больших интеллектуальных удовольствий — следить за спором, который ведется умелыми и умными спорщиками.

Нет ничего более глупого в споре, чем спорить без аргументации. Помните у Гоголя разговор двух дам в «Мертвых душах»:
«- Милая, это пестро!
— Ах нет, не пестро!
— Ах, пестро!»

Когда у спорящего нет аргументов, появляются просто «мнения».

Лучше всего проявляет свою воспитанность человек, когда он ведет дискуссию, спорит, отстаивая свои убеждения...

Книга культуролога, искусствоведа и академика Дмитрия Лихачёва «Письма о добром и прекрасном» стала бестселлером ещё в 1985 году, когда вышла впервые. Вот одно из писем школьникам и студентам - об искусстве спора.

Письмо семнадцатое. Уметь спорить с достоинством

В жизни приходится очень много спорить, возражать, опровергать мнение других, не соглашаться.

Лучше всего проявляет свою воспитанность человек, когда он ведет дискуссию, спорит, отстаивая свои убеждения. В споре сразу же обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и... самоуважение.

Если в споре человек заботится не столько об истине, сколько о победе над своим противником, не умеет выслушать своего противника, стремится противника «перекричать», испугать обвинениями, - это пустой человек, и спор его пустой .

Как же ведет спор умный и вежливый спорщик?

Прежде всего он внимательно выслушивает своего противника - человека, который не согласен с его мнением. Больше того, если ему что-либо неясно в позициях его противника, он задает ему дополнительные вопросы . И еще: если даже все позиции противника ясны, он выберет самые слабые пункты в утверждениях противника и переспросит, это ли утверждает его противник .


Внимательно выслушивая своего противника и переспрашивая, спорящий достигает трех целей:

1. Противник не сможет возразить тем, что его «неправильно поняли», что он «этого не утверждал».

2. Спорящий своим внимательным отношением к мнению противника сразу завоевывает себе симпатии среди тех, кто наблюдает за спором.

3. Спорящий, слушая - и переспрашивая, выигрывает время для того, чтобы обдумать свои собственные возражения (а это тоже немаловажно), уточнить свои позиции в споре.

В дальнейшем, возражая, никогда не следует прибегать к недозволенным приемам спора и придерживаться следующих правил:

1. Возражать, но не обвинять.

2. Не «читать в сердце», не пытаться проникнуть в мотивы убеждений противника («вы стоите на этой точке зрения, потому что она вам выгодна», «вы так говорите, потому что вы сам такой» и тому подобное ).

3. Не отклоняться в сторону от темы спора; спор нужно уметь доводить до конца, то есть либо до опровержения тезиса противника, либо до признания правоты противника.

На последнем своем утверждении я хочу остановиться особо. Если вы с самого начала ведете спор вежливо и спокойно, без заносчивости, то тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством.

Помните: нет ничего красивее в споре, как спокойно, в случае необходимости, признать полную или частичную правоту противника.

Этим вы завоевываете уважение окружающих. Этим вы как бы призываете к уступчивости и своего противника, заставляете его смягчить крайности своей позиции.

Конечно, признавать правоту противника можно только тогда, когда дело касается не ваших общих убеждений, не ваших нравственных принципов (они всегда должны быть самыми высокими). Человек не должен быть флюгером, не должен уступать оппоненту только для того, чтобы ему понравиться, или, боже сохрани, из трусости, из карьерных соображений и так далее.

Но уступить с достоинством в вопросе, который не заставляет вас отказаться от своих общих убеждений (надеюсь, высоких), или с достоинством принять свою победу, не злорадствуя над побежденным в споре, не торжествуя, не оскорбляя самолюбия оппонента, - как это красиво!

Одно из самых больших интеллектуальных удовольствий - следить за спором, который ведется умелыми и умными спорщиками.

Нет ничего более глупого в споре, чем спорить без аргументации. Помните у Гоголя разговор двух дам в «Мертвых душах»:

«- Милая, это пестро!

Ах нет, не пестро!

Ах, пестро!»

Когда у спорящего нет аргументов, появляются просто «мнения».

В жизни приходится очень много спорить, возражать, опровергать мнение других, не соглашаться…В споре сразу же обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и... самоуважение. Если в споре человек заботится не столько об истине, сколько о победе над своим противником, не умеет выслушать своего противника, стремится противника «перекричать», испугать обвинениями, – это пустой человек, и спор его пустой.

Как же ведёт спор умный и вежливый спорщик? Прежде всего, он внимательно выслушивает своего противника – человека, который не согласен с его мнением. Больше того, если ему что-либо неясно в позициях его противника, он задает ему дополнительные вопросы. И ещё: если даже все позиции противника ясны, он выберет самые слабые пункты в утверждениях противника и переспросит, это ли утверждает его противник.

Внимательно выслушивая своего противника и переспрашивая, спорящий достигает трёх целей: 1) противник не сможет возразить тем, что его «неправильно поняли», что он «этого не утверждал»; 2) спорящий своим внимательным отношением к мнению противника сразу завоёвывает себе симпатии среди тех, кто наблюдает за спором; 3) спорящий, слушая и переспрашивая, выигрывает время для того, чтобы обдумать свои собственные возражения (а это тоже немаловажно), уточнить свои позиции в споре.

В дальнейшем, возражая, никогда не следует прибегать к недозволенным приёмам спора и придерживаться следующих правил: 1) возражать, но не обвинять; 2) не «читать в сердце», не пытаться проникнуть в мотивы убеждений противника («вы стоите на этой точке зрения, потому что она вам выгодна», «вы так говорите, потому что вы сам такой» и т.п.); 3) не отклоняться в сторону от темы спора; спор нужно уметь доводить до конца, то есть либо до опровержения тезиса противника, либо до признания правоты противника. На последнем своём утверждении я хочу остановиться особо. Если вы с самого начала ведёте спор вежливо и спокойно, без заносчивости, то тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством.

(Д.С. Лихачёв)

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С2. Какие три основных этапа ведения спора можно выделить на основе приведённого фрагмента текста?

С4. Назовите любые три профессии, для которых умение умно спорить является жизненно необходимым. Для каждой профессии поясните значимость этого умения.

С5. Школьники обсуждали, заслуживает ли уважения человек, уступающий противнику в споре. Некоторые считали, что заслуживает, другие –

нет, третьи сказали, что это зависит от ситуации. Объясните каждое из мнений.

С6. Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите два объяснения мысли автора о том, что в споре обнаруживается самоуважение человека.


Похожая информация:

  1. End Sub. Часть формальных параметров, описанных в заголовке, может быть использована в процедуре для ввода исходных данных

Чумак Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы. МКОУ « Польяновская СОШ», Чистоозерный район, Новосибирская область.

Урок – практикум в 9 классе по обучению приемам сжатия текста

Тема : « Уметь спорить с достоинством»

(Письмо 17 из «Писем о добром» Д.С.Лихачева)

Цель обучения : обучение приемам сжатия текста.

Цели урока :

    Образовательная:

    познакомить обучающихся с приемами сжатия текста;

    учить применять эти приемы для реконструкции текста;

    совершенствовать умение работать с различными видами словарей;

    учить индивидуальным, групповым и коллективным видам деятельности на уроке.

    Воспитательная:

    знакомя с именем и наследием Д.С.Лихачева, воспитывать любовь к языку и русской культуре;

    прививать эстетический вкус обучающимся:

    воспитывать нормы поведения при ведении спора.

    Развивающая:

    развивать навыки общения обучающихся;

    развивать монологическую и диалогическую речь обучающихся;

    развивать филологические компетенции обучающихся.

Оборудование :

    выставка книг о

Д.С.Лихачеве:

    текст письма 17 Д.С.Лихачева

Ход урока

Оргмомент. Целеполагание

Сегодня мы на уроке познакомимся с приемами сжатия текста.

Каждый день мы извлекаем жизненные уроки. Сегодня у нас буде незримо присутствовать на уроке мудрый Учитель. Его жизненный опыт неоценим, он оставил нам огромное нравственное наследие – его имя Дмитрий Сергеевич Лихачев. Его «Уроки» адресованы не кому-либо конкретно, а всем читателям. Прежде всего – молодым, кому еще предстоит учиться жизни, идти ее сложными путями.

Рассказ о Д. С.Лихач еве (сообщение ученика)

Обращение к выставке книг

«Письма о добром» (44)

Это сборник мудрости, это речь доброжелательного Учителя, педагогический такт которого и умение говорить с учениками – один из главных его талантов.

Эту книгу переводят в разных странах, переводят на многие языки.

Вот что пишет сам Д. С. Лихачев в предисловии к японскому изданию, в котором он объясняет, почему эта книга написана:

«По моему глубокому убеждению добро и красота едины для всех народов. Едины – в двух смыслах: правда и красота – вечные спутники, они едины между собой и одинаковы для всех народов.

Ложь – зло для всех. Искренность и правдивость, честность и бескорыстие всегда добро.

В своей книге «Письма о добром и прекрасном», предназначенной для детей, я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить, что следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.

Мы сегодня будем знакомиться с Письмом 17.

Выразительное чтение письма (ученик)

Словарная работа

Достоинство - , - а, ср. 1. Положительное качество. В спектакле много достоинств . 2. Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе. Ронять своё достоинство. Чувство собственного достоинства . 3. Стоимость, ценность денежного знака (спец.). Банковский билет достоинством в 25 рублей . 4. То же, что титул (устар.) Графское достоинство.

Какое из этих значений применимо к этому тексту?

Что такое тема текста? Определите тему этого текста .

Что такое основная мысль текста? Определите основную мысль этого текста.

Уметь спорить с достоинством.

Что отражает заголовок письма Д.С.Лихачева?

Основную мысль.

Найдите в тексте предложение, которое соответствует схеме (по словам в справке)

Частица ====== - - - - ~~~~~~ союз ~~~~~~ ______ ?

(же, как, умный, спор, ведёт, спорщик, вежливый)

Это ключевой вопрос текста.

Ответим на этот вопрос словами Д.С.Лихачева .

(- выслушивает

Задает вопросы

Переспросит

Вежливо и спокойно

Уметь принять правоту противника

О каких недозволенных приемах говорит Д.С.Лихачев?

Обвинять

Ты сам такой

Поговорим о другом

Кричит (в 3 абзаце)

У нас в тексте встретилось незнакомое слово «дискуссия». Определим его значение по словарю

Дискуссия, и, ж. (спец.) – Спор, обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, в беседе. Научная дискуссия. Вступить в дискуссию.

Чем будет являться слово «дискуссия» по отношению к слову «спор»?

Синонимом. Т.е. в речи это взаимозаменяемые слова во избежании тавтологии.

Найдите в тексте качества, определения, которыми наделяет Лихачев человека, умеющего вести спор.

Интеллигентный , -ая, -ое, -тен, -тна . Принадлежащий к интеллигенции, а также вообще обладающий большой внутренней культурой.

Интеллектуальный, -ая, -ое, -лен,- льна. Умственный, духовный; с высоко развитым интеллектом.

Вежливый , -ая, -ое. Соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый.

Уважение, -я, ср . Почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинтсв.

Умный, вежливый, умелый

Работаем по структуре текста.

Сколько в тексте логических частей?

1. Вступление (1-3 абзацы)

2. Основная часть

Умный спорщик

Недозволенные приемы

Текст Письма содержит в себе 380 слов.

Сжать – это значит выбрать главное, существенное. Нельзя искажать содержание.

Существует 3 приема сжатия текста.

      Обобщение

      Замена ряда однородных членов обобщающим словом, замена родовых понятий видовыми

      Сокращение

      Отказ от повторов, замена сложного предложения простым

      Упрощение

      Замена несколько простых на одно сложное

Давайте воспользуемся этими приемами.. Полученный вариант:

УМЕТЬ СПОРИТЬ С ДОСТОИНСТВОМ

В жизни приходится очень много спорить, возражать, опровергать мнение других, не соглашаться.

Лучше всего проявляет свою воспитанность человек, когда он ведет дискуссию, спорит, отстаивая свои убеждения.

В споре сразу же обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и… самоуважение.

Если в споре человек заботится не столько об истине, сколько о победе над своим противником, не умеет выслушать своего противника, стремится противника «перекричать», испугать обвинениями, – это пустой человек, и спор его пустой.

Как же ведет спор умный и вежливый спорщик?

Прежде всего, он внимательно выслушивает своего противника – человека, который не согласен с его мнением. Больше того, если ему что-либо неясно в позициях его противника, он задает ему дополнительные вопросы. И еще: если даже все позиции противника ясны, он выберет самые слабые пункты в утверждениях противника и переспросит, это ли утверждает его противник.

Внимательно выслушивая своего противника и переспрашивая, спорящий достигает трех целей: 1) противник не сможет возразить тем, что его «неправильно поняли», что он «этого не утверждал»;

2) спорящий своим внимательным отношением к мнению противника сразу завоевывает себе симпатии среди тех, кто наблюдает за спором;

3) спорящий, слушая - и переспрашивая, выигрывает время для того, чтобы обдумать свои собственные возражения (а это тоже немаловажно), уточнить свои позиции в споре.

В дальнейшем, возражая, никогда не следует прибегать к недозволенным приемам спора и придерживаться следующих правил:

1) возражать, но не обвинять;

3) не отклоняться в сторону от темы спора; спор нужно уметь доводить до конца, то есть либо до опровержения тезиса противника, либо до признания правоты противника.

На последнем своем утверждении я хочу остановиться особо.

Если вы с самого начала ведете спор вежливо и спокойно, без заносчивости, то тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством.

Помните: нет ничего красивее в споре, как спокойно, в случае необходимости, признать полную или частичную правоту противника. Этим вы завоевываете уважение окружающих.

Человек не должен быть флюгером, не должен уступать оппоненту только для того, чтобы ему понравиться, или, боже сохрани, из трусости, из карьерных соображений и т. д.

Но уступить с достоинством в вопросе, который не заставляет вас отказаться от своих общих убеждений (надеюсь, высоких), или с достоинством принять свою победу, не злорадствуя над побежденным в споре, не торжествуя, не оскорбляя самолюбия оппонента, – как это красиво!

Одно из самых больших интеллектуальных удовольствий – следить за спором, который ведется умелыми и умными спорщиками.

Прочитаем полученный текст. Подсчитаем, сколько слов получилось.

Процент сжатия примерно1/2.

Вывод :

Чему же нас сегодня учил Д.С.Лихачев?.

Уметь спорить с достоинством.

А чему мы учились сегодня на уроке?

Приемам сокращения текста.