Домой / Химия / Почему памятник крылову установлен в летнем саду. Памятник Крылову И.А.: звери говорят за баснописца. История создания памятника

Почему памятник крылову установлен в летнем саду. Памятник Крылову И.А.: звери говорят за баснописца. История создания памятника

В 1848 году было собрано около 30 тысяч рублей, что на то время было очень крупной суммой. В Академии художеств объявили конкурс, в нем приняли участие десятки скульпторов, чтобы создать памятник Крылову в Санкт-Петербурге (фото ниже).


Среди многочисленных участников одержал победу барон Клодт. Предварительные наброски скульптора были посвящены басням и песням автора.

Вскоре был создан и установлен памятник, который можно увидеть сегодня. Он изображает знаменитого баснописца на высоком гранитном пьедестале, где изображены герои его знаменитых произведений.

Памятник Крылову в Петербурге в высоту всего 3 метра, но работа по его созданию была долгой и трудной. Клодт всегда был за реализм, поэтому все животные на монументе изображены такими, как они есть в реальной жизни.

Создание шедевра

Памятник Крылову в Санкт-Петербурге создавался 4 года. В мастерских содержались животные, которые служили «моделями», для изображения их на монументе.


Там был и ручной волк и медведица с медвежонком, журавль, осел, лисица и многие другие. Когда работа по созданию памятника закончилась, животные были переселены в специальный зверинец.

За всю свою жизнь И. А. Крылов написал 300 басен. На пьедестале его монумента представлены отрывки из 36 самых знаменитых его произведений.

Познавательное видео о памятнике И.А. Крылову

Где находиться памятник Крылову?

Место для установки выбиралось долго. Сначала его хотели поставить рядом с могилой знаменитого баснописца, потом в сквере библиотеки, где он проработал более 30 лет, рассматривалась и набережная Невы.

Если вы не знаете где памятник Крылову, то отправляйтесь в Летний сад. Именно на этом месте и настоял скульптор. Почему же именно здесь?

Когда-то в Летнем саду было огромное количество различных удивительных памятников и скульптур. При Петре I там находился зеленый лабиринт, а рядом с ним статуя Эзопа (знаменитый баснописец времен античности), но к сожаление это великое искусство кануло в лета.


Осталось только название реки Фонтанки, полученное в честь большого количество фонтанов расположенных у лабиринта. Но потом 77-го года внес поправки в историю уничтожив все.

Поэтому не удивительно, что спустя более 50 лет, было принято установить памятник Крылову в Санкт-Петербурге именно в этом знаменитом месте.

Через 20 лет монумент был огражден изгородью, для защиты от вандалов, а в 60-е годы проведена капитальная реставрация.

Во Вторую мировую «Крылова» закрыли досками и бревнами для защиты, но осколки от снарядов все равно не смогли его уберечь и повредили памятник. В 45-ом памятник Крылову в Летнем саду Санкт-Петербурга был восстановлен, и вы можете видеть его таким и по сей день.

Если Гончаров увековечил Крылова в своем «Обломове», то скульптор Клодт больше внимания уделил натуральности других персонажей. Рассказываем о некоторых фактах из истории памятника баснописцу в Петербурге.

13 февраля исполняется 250 лет со дня рождения Ивана Андреевича Крылова, крупнейшего русского баснописца, чьи строки давно разошлись на пословицы и поговорки. И вот уже 160 с лишним лет бронзовый Крылов смотрит на потомков с перекрестка аллей Летнего сада. Сегодня мы расскажем о нескольких малоизвестных фактах из истории создания этого монумента.

Многие считают, что первым в истории памятником российским писателям был памятник Пушкину, но это не так. На самом деле им стал памятник ученому и при этом немного еще и писателю Михаилу Васильевичу Ломоносову. Установлен он был в 1832 году в Архангельске. В 1845 году открыли памятник историку и писателю Николаю Михайловичу Карамзину в Симбирске, а в 1847-м — политическому деятелю и тоже немножко поэту Гавриилу Романовичу Державину в Казани. Зато памятник Крылову, открытый в 1855 году, спустя 11 лет после его смерти стал действительно первым «писательским» памятником в столице Российской империи — Санкт-Петербурге. И, пожалуй, первым народным памятником в России: деньги на его создание собирались по подписке по всей стране.

Найти свое место

    Памятник Екатерине II

    Памятник В. М. Ломоносову

Иван Андреевич Крылов был похоронен на кладбище Александро-Невской лавры, но от варианта установки этого памятника над его могилой отказались сразу: тот был слишком хорош для столь мрачного места. Потому первоначально решили установить памятник на площади перед Александринским театром и Публичной библиотекой, где 30 лет служил Крылов (сейчас на этом месте стоит памятник Екатерине Великой). Но Николай I категорически запретил устанавливать памятник Крылову в самом центре города. Тогда последний предложили разместить на набережной Невы, рядом с университетом (Там сейчас находится памятник Ломоносову). Но и это место по каким-то причинам было отвергнуто. Наконец, пришли к консенсусу: памятнику быть в Летнем саду. Оно и к лучшему: Летний сад Крылов любил и нередко там прогуливался.

От эскиза до зверинца — один шаг

Эскиз памятника и рисунки барельефов на сюжеты крыловских басен выполнил художник Александр Алексеевич Агин, один из родоначальников русской реалистической иллюстрации, автор классических иллюстраций к «Мертвым душам» Гоголя. На постамент он поместил героев басен «Квартет», «Ворона и лисица», «Мартышка и очки», «Слон на воеводстве», «Лисица и виноград» и других.

Лев позировал Клодту в зверинце немца Зама на Фонтанке. А смотреть на слона скульптор ездил в Царское Село

Автор монумента, скульптор Петр Карлович фон Клодт всех зверей, изображенных на памятнике, лепил с натуры. Поэтому в мастерской у него образовался целый зверинец. Здесь жили собаки, осел, обезьяна, кот, овца с ягнятами, лиса, журавль и даже волк с медведем. Вот только для льва и слона места в мастерской не нашлось. Лев позировал Клодту в зверинце немца Зама на Фонтанке. А смотреть на слона скульптор ездил в Царское Село. Общежитие зверей в мастерской Клодта продолжалось четыре года. Именно столько длилась работа над памятником. После ее окончания все «модели» были переданы в зверинец на Фонтанке.

Иван Андреевич Обломов

И. А. Крылов в 44 года (слева) и в преклонном возрасте (справа)

Архитектор Владимир Васильевич Стасов так описывал памятник: «Крылов сидит перед нами на камушке, в ежегодном своем сюртуке и панталонах, отяжелевшим, добродушным разгильдяем, каким он на самом деле под конец жизни был, без прикрас и без малейшей идеализации»…

Когда однажды Крылов собрался на маскарад, то спросил совета у одной своей знакомой, какую маску ему выбрать. На что получил ответ: «Иван Андреич, вы помойтесь и причешитесь, и вас никто не узнает»

Хотя в юности Крылов увлекался кулачными боями стенка на стенку, в зрелости прославился своим остроумием, силой воли и целеустремленностью, но в последние годы своей жизни, он действительно любил хорошо поесть, поспать, одевался кое-как. О его воистину гаргантюанском аппетите, неряшливости и лени ходили легенды, похожие на анекдоты. ( .)

Рассказывают, как на Масленицу, устроенную в доме Олениных, Крылов за один присест съел 30 блинов с икрой, каждый из которых был толщиной в палец и величиной с большое блюдо. А когда однажды Крылов собрался на маскарад, то спросил совета у одной своей знакомой, какую маску ему выбрать. На что получил ответ: «Иван Андреич, вы помойтесь и причешитесь, и вас никто не узнает».


Со своего любимого дивана он мог не вставать сутками. Фигура Крылова даже послужила писателю Гончарову прототипом его знаменитого Обломова.

Тем не менее потомкам осталось 236 басен, собранных в девять сборников, которые выходили с 1809 по 1843 год. Из них на памятнике представлено 22 сюжета*. А театральная маска на постаменте напоминает, что Крылов — не только баснописец, но и драматург. Он написал десяток комедий и даже одну трагедию «Филомела», ставшую его первым, хоть и не вполне удачным литературным опытом. Но остальные пьесы Крылова были не менее популярны у публики, чем его басни. Особенным успехом пользовались комедии «Модная лавка» и «Урок дочкам».

*Автор статьи лично произвел подсчеты, так что эта цифра приводится в «крылововедении» впервые. Даже в справочной и краеведческой литературе указываются совсем другие цифры. Обычно все повторяют друг за другом, что на барельефах, окружающих памятник, изображены сюжеты 36 басен, но никто и никогда этого не проверял.

Share

Неподалеку от входа в Летний сад с набережной Невы, слева от главной аллеи, среди густой зелени расположена детская площадка, в центре которой возвышается памятник, огражденный металлической решеткой. Краткая надпись на нем гласит: «Крылову. 1855».


исполнитель Алексей Чижик

Легенды и мифы

Как известно, скульптор Клодт был очень ответственным человеком.

Задавшись идеей украсить памятник Крылову персонажами басен, Клодт внимательно прочел все произведения баснописца и составил список животных, изображения которых обязательно должны присутствовать в скульптурной композиции монумента.

Лепить животных Клодт предпочитал с натуры.

Говорят, что во время работы над памятником Крылову в доме скульптора разместился целый зверинец: осел, кот, собаки, волк, обезьяны, овца с ягнятами, лиса, журавль, лягушка и многие другие.

По заказу Клодта ему даже были доставлены медведь с медвежонком.

Скульптор мужественно переносил соседство с животными, некоторые из которых жили во дворе, а некоторые — прямо в мастерской.

Лишь к одному животному Клодт испытывал антипатию: ему не хотелось находиться под одной крышей с козлом.

Однако, по замыслу скульптора, козел непременно должен был фигурировать в композиции памятника. Клодту удалось договориться, чтобы козлика к нему каждый день водила жившая неподалеку старушка.

Главной проблемой было заставить его позировать: животное никак не хотело идти в мастерскую, упиралось, чуя присутствие волка и медведя. Но хозяйке так хотелось увидеть своего любимца, увековеченного в бронзе, что она все-таки заставляла козлика идти в мастерскую. Старания скульптора оправдали себя: животные, украшающие пьедестал памятника Крылову, выглядят очень естественно и правдоподобно.

Один из самых известных в России памятников великому русскому баснописцу И.А. Крылову находится в петербургском Летнем саду.

Уже при жизни Крылов считался народным поэтом, в связи с чем деньги на памятник было решено собирать всем миром. В 1845 году редакция «Петербургских Ведомостей» уведомила своих читателей о создании комитета по сбору денег на монумент Ивану Андреевичу. Через три года в кассе комитета находилась баснословная по тем временам сумма в 13 тыс. рублей.

Академия художеств объявила тендер на создание памятника, победителем которого стал скульптор П. Клодт.

Кроме статуи баснописца, скульптор решил разметить на гранитном пьедестале барельефы, изображающие сцены из самых знаменитых басен Крылова.

Помощь в создании барельефов Клодту оказал живописец А. Агин. Мастера лепили героев Крылова с натуры, в связи с чем в студии пришлось поселить множество животных, начиная от осла и заканчивая медведицей с медвежатами.

В 1854 году Клодт отлил статую в одной из петербургских литейных мастерских. Около года длилось обсуждение места установки памятника. В Академию поступали предложения поместить монумент рядом с Университетом, Александро-Невской лаврой, Публичной библиотекой. Императору Николаю I эти варианты не понравились. Сам Клодт считал, что памятник должен находиться в Летнем саду, где очень любил бывать поэт. В итоге царь и академики согласились с создателем скульптуры.

Весной 1855 года монумент был открыт. Иван Андреевич предстал перед петербуржцами присевшим на придорожный камень, в своей повседневной одежде. В руках баснописец держит гусиное перо и толстый журнал для записей. Клодт изобразил поэта без прикрас, таким, каким он был в жизни.

Высота гранитного постамента составляет 3,5 м., высота самой статуи – 3 м.

Монумент Крылову – первый памятник литератору, установленный в Северной столице. В 1865 году скульптура была обнесена бронзовой решеткой: вандалам приглянулись барельефы с изображением зверей.

В годы блокады памятник защитили бревенчатыми стенами, однако избежать повреждения снарядами не удалось. После Победы бронзовый монумент был полностью отреставрирован.

В наше время памятник И. А. Крылову – важная достопримечательность города на Неве, входящая в перечень объектов историко-культурного наследия России.

Санкт-Петербурга находится необычный памятник великому русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову . Писатель изображен в длиннополом сюртуке, сидящим в непринужденной позе, с открытой книгой в руках. Взгляд его задумчив, лицо выглядит очень сосредоточенным. Он как будто бы глубоко погрузился в собственные размышления. На лицевой стороне пьедестала — лаконичная надпись:

Внешний облик скульптурной композиции

Памятник Крылову отлит из бронзы , высота его основания – 3,5 метров, самой статуи — 3 метра.

Гранитный постамент покрыт бронзовыми рельефами в виде фигур животных. Это герои 36 наиболее известных произведений И. А. Крылова

Несмотря на то, что монумент имеет некую тяжеловесность и отличается от остальных скульптур Летнего сада, выполненных из белого мрамора , он достаточно органично вписывается в общую композицию места.

Горельеф

Что же можно увидеть при ближайшем рассмотрении композиции?


Вот, например, осел, козел, медведь и маленькая обезьянка взяли в лапы музыкальные инструменты. Над ними свисают гроздья винограда, на который смотрит, задрав хитрющую мордочку, лиса

Раскидистые ветви дуба, чьи корни подрывает своим рылом свинья, заняли большую часть одной из сторон горельефа. Это лишь несколько героев знакомых всем сюжетов басен «Квартет», «Лисица и виноград», «Свинья под дубом».

Здесь также изображены персонажи следующих произведений:

  • «Лев на ловле»
  • «Лягушка и Вол»
  • «Белка»
  • «Ворона и Лисица»
  • «Лев и Барс»
  • «Волк и Журавль»
  • «Демьянова уха»
  • «Слон на воеводстве»
  • «Петух и жемчужное зерно»
  • «Вороненок»
  • «Мартышка и очки»
  • «Кукушка и Петух»
  • «Фортуна и Нищий»

Следует отметить, что все герои представлены весьма реалистично и совершенно лишены сатирических черт , присущих им в баснях.

Местонахождение памятника

Споры о том, где будет установлена композиция в память о великом писателе, велись долгое время и занимали весь литературно-художественный мир Петербурга. Предлагались самые разные места : набережная реки Невы, сквер около Государственной публичной — ныне – Российской национальной — библиотеки, в которой многие годы работал Иван Андреевич, Васильевский остров, а также , где находится могила писателя.

Однако барон Клодт настоял на том, чтобы памятник воздвигли в Летнем саду, и именно его мнение стало решающим

Почему Летний сад?

Летний сад заложили в 1704 году недалеко от летней резиденции Петра I, который не жалел никаких денег на его устройство. Со всей России и даже из Европы привозили туда деревья, цветы и мраморные статуи. Царь Петр всячески пытался приобщить своих гостей к европейской культуре . С этой целью был создан лабиринт Эзоповых басен , где среди пышной зелени и фонтанов возвышалась статуя античного баснописца в окружении героев его произведений.

К сожалению, большинство прекрасных скульптур Летнего сада впоследствии были уничтожены наводнениями 1777 и 1824 годов.

С целью возобновления традиции просвещения будущих поколений было вполне логичным установить там же памятник автору современных басен


Кроме того, легенда гласит, что писатель очень любил проводить в этом месте свое свободное время

Строили всем миром

Памятник Крылову И. А. в Петербурге был отлит и установлен в 1855 году . На строительство памятника было собрано по различным источникам от 13 до 30 тысяч рублей от частных лиц . Сбор денег объявила газета «Петербургские ведомости» после смерти писателя.

Талантливый скульптор

В конкурсе на участие в строительстве памятника соревновались лучшие мастера того времени , но победу одержал талантливейший скульптор-анималист барон Петр Карлович Клодт , известный также своей композицией «Конь с водничим» на Аничковом мосту. К тому времени он был знаменит не только в России, но и за границей, и вряд ли кто-нибудь смог бы превзойти его в искусстве изображения лошадей.

П. К. Клодт представил комиссии Академии художеств эскиз памятника, выполненный его другом, художником-реалистом Александром Алексеевичем Агиным.

Звери-натурщики

Скульптурная композиция , посвященная великому поэту, создавалась довольно долго – более 5 лет, ведь это была очень трудоемкая работа. Всех зверей П. К. Клодт лепил с натуры .

Для создания горельефа постамента использовались настоящие животные, многие из которых жили в мастерской ваятеля.

У скульптора постоянно содержались: ручные волк и лиса, медведь из Новгородской губернии, журавль, осел, ранее живший на даче в Павловске, макака, подаренная художником-маринистом А. П. Боголюбовым и другие. В уходе за животными принимали участие дети барона Клодта и его главный помощник – формовщик Арсений.

Однако не все звери и птицы , необходимые для памятника, жили в мастерской скульптора . Некоторых ему приносили на время , например, козла, орла, свинью, лягушек. Натурщик-слон нашелся в царском слоновнике , где скульптору позволили работать.

Для иллюстрации басни «Лев и Барс» понадобились экземпляры этих двух хищников. Они нашлись на Мойке, куда их привез для демонстрации приезжий немец Зам. Когда работа была окончена, животных из мастерской скульптора переселили в его зверинец.