Домой / Физика / Члены предложения. Связь слов в предложении. Как установить связь слов в предложении Значит указать связь слов предложении

Члены предложения. Связь слов в предложении. Как установить связь слов в предложении Значит указать связь слов предложении

В разделе на вопрос что значит указать связь слов в предложении? заданный автором распространить лучший ответ это Подлежащее, сказуемое-главные члены предложения... .
Теперь про связь слов в предложении:
1. Согласование-тёмная аллея, аллея-главное слово, начнём его изменять, будет менятся и форма зависимого слова аллея: тёмной аллеи... тёмным аллеям, ну ит. д. , т. е. у главного и зависимого слова полное согласие в роде, числе и падеже;
2. Управление-такой тип связи, прикоторым главное слово может менять свою форму, а зависимое всё равно будет оставаться в определённом падеже, например: читать книгу-читать-нач. форма глагола, главное слово, читать (что?) книгу, книга стоит в В. п. , теперь меняем форму главного: читал книгу (прош. время глагола 3л. ед. ч. а у сущ. -В. п.) , читаем книгу (глагол в наст. времени, 2 лица, мн. числа, а сущ. в В. п.) ну ит. д.... или, например, словосоч. дырка от бублика (сущ в И. п. +сущ в Р. п) , начинаем изменять-дырки от бублика (сущ в Р. п+сущ в Р. п.) дырку от бублика (сущ в В. п+сущ в Р. п.) дырке от бублика (сущ в Д. п+сущ в Р. п.).. ну ит. д. главное слово ведёт себя как хочет, а зависимое не меняется
3. Примыкание-данный вид связи узнать легко-зависимым словом всегда будет НЕИЗМЕНЯЕМАЯ часть речи, их всего три: инфинитив (т. е. глагол в начальной форме), наречие, деепричастие: хочу (что делать?) читать (глагол 1лица ед числа+инфинитив) ; сделать (как?) быстро (глагол+наречие)

У КОСТРА.

2. Федя несёт из леса хворост .
3. Ванюша смотрит на огонь.
4. Вася рассказывает товарищам о поездке в пионерский лагерь.

Несёт что? - Несёт хворост. Откуда несёт? - Несёт из леса .

Упражнение 133. Укажите при помощи вопросов, какие слова связаны между собой по смыслу в 3-м и 4-м предложениях статьи "У костра".

Упражнение 134. Спишите и обозначьте дугами, как дано у образце, связь слов между собой по смыслу.
Ставьте от одного слова к другому вопросы.

Солнце золотило
золотило верхушки
верхушки деревьев.

2. Утренний ветерок веял прохладой.
3. Густой туман поднимался над рекой.
4. На траве серебрилась роса.
5. Звонко пели жаворонки.
6. Колхозники выехали в поле.

Упражнение 135. Из данных слов составьте предложения; слова, обозначающие действие предмета, придумайте сами по смыслу.

Мальчики, костёр, у ручья.
Наташа, бельё, речка.
Дедушка, пчельник, ульи.
Ваня, огород, грядки.
Дети, гора, салазки.
Листья, с деревьев, осенью.
Пастух, на лугу, стадо.
Пионеры, на лыжах, по лесу.
Школьники, на экскурсию, в музей.

Упражнение 136. При помощи вопросов установите, с каким другим словом связано каждое слово в данных предложениях.

1. Собака побежала по аллее сада. 2. Белка спрыгнула с дерева на землю. 3. Настя опустила письмо в почтовый ящик. 4. У стены стояла длинная скамейка. 5. Сегодня идёт мелкий дождь. 6. С поля приехал тракторист. 7. Сестра учится в медицинском институте. 8. Колхоз собрал богатый урожай.

Упражнение 137. Перепишите каждое предложение отдельно и дугами обозначьте, какие слова связаны между собой но смыслу.

Месяц тихо плыл над землёй.
В избах засветились яркие огоньки.
Стальная птица легко оторвалась от земли.
Плотники строили дом.
По реке плыл пароход.

Упражнение 138. Прочитайте и объясните какие слова с какими связаны в данных предложениях по смыслу. Выпишите слова парами и поставьте вопросы от одного слова к другому.

Золотые полосы протянулись по небу.
В оврагах клубятся пары.
Жаворонки звонко поют.
Подул предрассветный ветер.
Тихо всплывает багровое солнце.
Стадо потянулось из деревни.
Чибисы с криком вьются над болотом.

10. Нераспространённое предложение.

Дождь кончился. Выглянуло солнце. Трава высохла.
Запели птицы. Зажужжали насекомые.



Назовите в каждом предложении подлежащее и сказуемое.

Упражнение 139. Составьте и запишите простые нераспространенные предложения, в которых подлежащим были бы следующие слова:

1. Весна. Деревня. Улица. Дети. Берёзы. Скворец.
2. Вечер. Солнце. Заря. Туман. Роса. Стадо. Хозяйка. Звёзды.

Образец: Птицы поют.

Упражнение 140. Составьте по картинке несколько предложений из двух слов: подлежащего и сказуемого.

На какие вопросы отвечает подлежащее?
На какие вопросы отвечает сказуемое?

Упражнение 141. При списывании к данным подлежащим подберите сказуемые.

Почки... , листья..., цветы..., (распустились, набухли, развернулись ).
Пчёлы... , бабочки..., муравьи... (ползут, жужжат, порхают ).
Ласточки..., вороны..., грачи..., воробьи..., лягушки... (зачирикали, закричали, закаркали, заквакали, защебетали ).

Упражнение 142. Прочитайте рассказ "Дедушка" и выпишите из него нераспространённые предложения.

Настало лето. Дедушка повеселел. Манит его летом тенистый лес. Любит дедушка бродить по лесу. Все там ему нравятся. Птицы поют. Деревья шумят. Знает он, где какой гриб родится, где какая ягода растёт. Ещё до восхода солнца встанет дедушка, перекинет через плечо лукошко и зашагает к лесу.

Упражнение 143. Составьте нераспространённые предложения, в которых сказуемыми были бы следующие слова;

шумит, качаются, скрылось, полил.

Упражнение 144. Спишите и подчеркните в предложениях подлежащие.

Солнце село. Зажглись звёзды. Наступила ночь. Восходит луна. Вдали мелькают огоньки деревни. Подул лёгкий ветерок.

Упражнение 145. Спишите и подчеркните в предложениях сказуемые.

Настала осень. Над рекой стелется туман. Дует резкий ветер. Над садами кричат галки. Мокрый снег кружится в воздухе. Люди надели тёплую одежду.

Упражнение 146 . Спишите и перед каждым подлежащим поставьте вопрос кто? или что?

Поднялась страшная вьюга. Деревья гнулись под тяжестью снега. С одной горы сорвалась огромная снежная глыба. Раздался сильный грохот. Глыба быстро неслась вниз.

Упражнение 147. Спишите и перед каждым сказуемым Поставьте по смыслу вопрос.

Пришли дети в лес. Иней посеребрил деревья. Вот стайка синиц разместилась на берёзе. Скачут по веткам зяблики. Белка сидит на ветке сосны. Издали доносится стук дятла.

Упражнение 148. Спишите и дугами соедините подлежащее и сказуемое в каждом предложении.

Ярко светит солнышко. Снег оседает. Ожили мухи за окном. Чернеет дорога. На вербе набухают почки. Воробьи занялись устройством гнёзд. На бугре у речки появилась первая проталинка.

Упражнение 149. Из каждого предложения данной статьи выпишите подлежащее вместе со сказуемым.

Под горою раскинулось озеро. Падает роса на траву. В избах на берегу засветились огоньки. Рыбаки разожгли костер у самой воды. Вспорхнула испуганная пташка. Зазвенел от ветерка камыш. Рыбка всплеснулась в воде. Над озером встаёт белый туман. Даль темнеет.

11. Распространённое предложение.

Ученики сидят (где?) в классе .
Колхозник поехал (куда?) в город .
(Когда?) Сейчас мы читаем .
Я читаю (к а к?) вслух .
Учитель спрашивает (кого?) ученика.
Наступило (к а к о е?) жаркое лето .
Созрел (какой?) обильный урожай .

Как называются выделенные слова?
Какие члены предложения они поясняют?

С гор (откуда бегут?) - второстепенный член
бегут (ручьи) -сказуемое
проворные (какие ручьи?) - второстепенный член
ручьи (бегут) -подлежащее

Упражнение 150. Прочитайте рассказ. Что значат выражения: Заря запылала пожаром и Воздух наливается мглою ? Выпишите из рассказа сначала нераспространённые, а потом распространённые предложения.

ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР.

Наступает вечер. Заря запылала пожаром и охватила полнеба. Солнце садится. От деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени. Солнце село. Звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката. Отдельные тени исчезают. Воздух наливается мглою. Вон над чёрными кустами край неба смутно яснеет. Это восходит луна. А вон внизу, направо, уже мелькают огоньки деревни.

Упражнение 151. Данные нераспространённые предложения сделайте распространёнными при помощи вопросов.

Дровосек рубит (что? где? чем?)... .
Волк утащил (откуда? кого? какого?)... .
Рыбаки ловят (что? чем? где?)....
Стадо пасётся (где?)... .
Ребята побежали (куда? с чем?)... .

Упражнение 152. Распространите следующие предложения, добавляя новые слова, какие подойдут. Запишите эти предложения.

Туча пронеслась.Затих ветер. Повеселели деревья. Зазеленела трава. Запели птицы.

Упражнение 153. Разберите предложения; укажите в них главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены.

Наступило лето. Кончились учебные занятия. Пионеры выехали в лагерь. Он находится в живописной местности. Весело живут ребята. Целый день звучат громкие песни. Часто помогают пионеры соседнему совхозу.

Упражнение 154. Прочитайте предложения и поставьте вместо точек вопросы какой? какая? какое? какие? к второстепенным членам, поясняющим подлежащее.

1. У костра сидела (...) большая собака. 2. В вазе было (...) сладкое варенье. 3. В саду растёт (...) стройный тополь. 4. На берегу реки стояла (...) ветхая избушка. б. За деревней было (...) большое озеро. 6. В корзинке лежали (...) вкусные яблоки. 7. Прибыл (...) вечерний поезд. 8. В саду росла (...) высокая (...) густая трава. 9. На Красной площади колыхались (...) красные флаги. 10. На стене висит (...) красивая картина.

Упражнение 155 . Прочитайте предложения и укажите второстепенные члены, поясняющие сказуемые и отвечающие на вопросы: кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о ч ё м?

1. Дети прочитали сказку о лисе. 2. Мама подарила Тане игрушку. 3. Двор покрылся снегом. 4. Пожарники залили огонь водой. 5. Товарищ принёс Коле книгу, 6. Дедушка работает сторожем. 7. Ученики писали сочинение о зиме. 8. Мастер починил станок.

Упражнение 156. Спишите предложения и ставьте вместо точек вопросы к второстепенным членам: где? куда? откуда? когда? как?

1. Лодку спустили (...) на реку. 2. Вася учится (...) отлично. 3. Орёл летает (...) быстро. 4. Птенчик упал (...) из гнезда. 5. Смуглый мальчик сидел (...) у окна. 6. Мы идём (...) в кино. 7. Отец приедет (...) завтра. 8. Серёжа выпустил чижа (...) на волю. 9. Дети возвратились (...) из школы.

Упражнение 157. Прочитайте и разберите данные предложения; укажите в них второстепенные члены, поясняющие подлежащее.

Юные натуралисты собираются на экскурсию.
Тёмные тучи заволокли небо.
Глухо стонет тёмный лес.
По оврагу вьется небольшой ручеёк.
У лесной опушки рссла стройная берёзка.
Задумчиво шумят могучие сосны.

Упражнение 158. Разберите данные предложения и укажите в них второстепенные члены, поясняющие сказуемое, а также относящиеся к другим второстепенным членам.

Старик ловил неводом рыбу. Народ идёт по широкой улице. Качусь я в санках по горе крутой. На солнце искрится снежок. Гурьбой ребятишки на речку бегут. В роще поют птицы.

Вопросы для повторения.

Какие члены предложения называются главными?
Какие члены предложения называются второстепенными?
Какие предложения называются нераспространёнными?
Какие предложения называются распространёнными?
На какие вопросы отвечает подлежащее? Приведите примеры.
На какие вопросы отвечает сказуемое? Приведите примеры.
На какие вопросы отвечают второстепенные члены предложения, поясняющие подлежащее? Приведите примеры.
На какие вопросы отвечают второстепенные члены предложения, поясняющие сказуемое? Приведите примеры.

12. Повторительные упражнения на пройденное
о распространённых и нераспространённых
предложениях.

Упражнение 159. Нераспространённые предложения сделайте распространёнными, добавив второстепенные члены.

Наступает весна. Солнце светит. Тает снег. Бегут ручьи. Зеленеет трава.

Упражнение 160. Распространите данные предложения и запишите их.

Взошло солнце. Блестит роса. Белеет туман. Идёт стадо. Трактор гудит. Звенят жаворонки. Мелькают ласточки.

Упражнение 161. Прочитайте и укажите, какие из данных предложений нерапространённые и какие распространённые; укажите в распространённых предложениях главные и второстепенные члены.

а) Настало утро. Пробудился бор. В золото оделись вершины снежных гор.
б) Ревела буря. Дождь шумел. Во мраке молнии блистали. Беспрерывно гром гремел. Ветры в дебрях бушевали.
в) Солнце заходит. Белеет туман над рекою. Медленно мгла покрывает окрестность.
г) Пришла зима. Ударили сильные морозы. Завыли метели.

Упражнение 162. Спишите рассказ и вставьте вместо вопросов в скобках недостающие второстепенные члены.

РЫБНАЯ ЛОВЛЯ.

Ребята пошли (куда?). Они взяли (что?). Вот каждый закинул (что?). Скоро у Пети поплавок погрузился (куда?). Петя быстро поднял (что?). Окунь блеснул (где?), но сорвался (с чего?) и упал (куда?).

Упражнение 163. Прочитайте предложения и ответьте. Какие члены предложения поясняют выделенные слова.

1. Я пишу новым пером .
2. Пошёл старик к синему морю.
3. Отец купил Васе новые коньки.
4. Ребята слепили снежную бабу .

Упражнение 164. Прочитайте предложения о весне в левом н правом столбиках. Какая между ними разница? Какие предложения полнее?

Грамматический разбор.

Мальчик ведет лошадь к водопою.

1. Определите, какое это предложение: нераспростронённое или распространённое?
2. Какие слова в данном предложении связаны по смыслу?
3. Найдите главные члены.
4.Что поясняют второстепенные члены: подлежащее или сказуемое?

Шугурова Наталья Михайловна

МБОУ СОШ №5 г. Лянтор

Учитель начальных классов

Русский язык. 2 класс. Урок проведён с элементами по системе Ю. А. Поташкиной

Тема : Предложение. Связь слов в предложении.

Цел и:

Развивать умение выделять предложение из потока речи и оформлять его на письме; развивать умение находить в предложении подлежащее и сказуемое, устанавливать связь слов в предложении;

Дать понятие о подлежащем и сказуемом как главных членах предложения;

Воспитывать интерес к предмету «русский язык».

Оборудование: иллюстрации на тему «Весна», предметные картинки, карточки для работы в парах, ребусы, запись на доске.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

- Как ярко светит сегодня солнышко. Наверное, это потому что к нам пришли гости. Вы любите принимать гостей? -А сами любите, ходить в гости?

Сегодня мы отправимся в гости к весне и приготовим для неё подарки.

1. Минутка чистописание.

Напишем её букву.

Спишите с доски:

В в Вв Ввв вс вл весна

2. Словарная работа.

Второй подарок - расшифрованные слова.

Расшифруй слова:

[ салав " эй "] , [ з " абл " ик ] , [ п " итух ], [ сквар " эц ] , [ л " эб " ит "] .

Какое слово лишнее? Почему?

Петух – домашняя птица, остальные дикие

3. Разминка.

Разведи по значению:

А) [ ир "ис] (ирис- цветок, ирис- конфета)

Б) Установи диагноз: бежит, шубка, ручьи (бежит - безударная гласная «е», проверочное слово «бег», «жи – ши»; шубка – парная согласная «б», проверочное слово «шуба»; ручьи – разделительный «Ь»)

В) Определи часть речи: спелая, сидит, взвизгнул, гром

Г) Верни со знаком, дай характеристику предложению:

- Артур, сядь правильно. (Побудительное, невосклицательное).

Маша, закрой форточку! (Побудительное, восклицательное)

III. Сообщение темы и целей урока.

Докажите, что в последнем задании вы работали с предложениями.

(Предложение - это законченная мысль)

В предложении всегда

Согласованы слова,

И по роду, по числу,

И по смыслу одному.

Как оформляются на письме предложения? (первое слово пишем с большой буквы, а в конце ставим точку, ? или!)

На доске запись: Слов связь предложении в.

Можно ли данную запись на доске назвать предложением? (Нет. Это слова.)

Почему эту запись нельзя назвать предложением, ведь первое слово написано с большой буквы, а в конце стоит точка? (Слова не связаны по смыслу).

Поставьте слова в нужном порядке и назовите тему урока. (Связь слов в предложении.)

Тема записывается на доске.

IV. Новая тема.

1. Работа по учебнику.

С. 89

Прочитайте, что сегодня на уроке мы будем повторять и чему учиться?

(Вспомним, как отличить предложение от группы слов.

И узнаем, какие слова в предложении называются главными членами предложения.)

С. 89, № 1.

Прочитайте пословицу.

(На экран выводится иллюстрация.)

Подумайте, почему так говорят. Что содержит это предложение? Какое оно по интонации?

Физкультминутка

(Сколько предложений - ситуаций?) Девочки и мальчики,

Готовим для работы пальчики.

Это живой уголок. Тут свистят чижи. Шипят ужи. Пищат мыши. Пушистые крольчата грызут морковь.

Идёт лесник лесом. Вышел он на поляну. Вокруг стеной смородина растёт.

2. Работа в парах:

1.Разбейте текст на предложения. Сколько предложений в тексте. Можно ли назвать последнюю запись предложением? Составьте третье предложение самостоятельно:

Б…гут в…сёлые руч…и (при)летели скв...рцы и гр…чи

(над)полем жаворонка (в)л…су песня звучит

3. Проверка.

Сколько предложений у вас получилось?

Где возникли трудности?

(2 предложения были составлены, а третье пришлось составлять самим).

Прочитайте предложения.

4. Письмо со следами размышлений.

Записать со следами размышления 1 и 2 предложение.

Выделить грамматическую основу в данных предложениях.

На доске и на партах схема:

Вводятся понятия «подлежащее» и «сказуемое».

5. Решение орфографических задач.

Ещё раз прочитайте 3 предложение.

Как решили орфографические задачи в данном предложении?

(над)полем жаворонка (в)л…су песня звучит

Решение на доске и в тетрадях:

Устное рассуждение : (над) полем - это действие? Нет. Есть такая приставка в начальной форме? (что? поле) Нет. Следовательно, пишем раздельно: над полем.

Письменное оформление: (над) полем - д-е , ¬ (что? поле), => над полем.

Выделить грамматическую основу (устно).

V. Закрепление нового материала.

1. Выполнение упражнения №4, с. 90.

Учащиеся устно определяют границы предложений, находят грамматические основы.

Предложения записывают самостоятельно.

VI. Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

Достигли целей урока?

Кто работал на «5»? На «4»?

Кто остался недоволен своей работой?

VII. Домашнее задание: соберите корзину родственных слов: друг, с. 91, №6.

VIII. Резерв. Ребус.

Текст - это совокупность предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. Последовательное изложение и передача основной идеи с помощью специфических терминов, речевых фигур и оборотов позволяют добиться единства стиля. Способы связи предложений в тексте обеспечивают непрерывное ведение мысли без нарушения его структуры.

Структура текста

Композиция текста, как правило, состоит из трех частей: вступление, основное повествование, заключение. В русском языке можно выделить несколько типов текстов в зависимости от структуры.

  1. Линейный - последовательное повествование фактов или событий.
  2. Ступенчатый - текст разделен на части, которые постепенно сменяют друг друга, не нарушая смысловую целостность.
  3. Концентрический - переход от одной мысли к другой с возвращением к уже высказанным идеям.
  4. Параллельный - метод сопоставления одного события другому.
  5. Дискретный - повествование с намеренным пропуском отдельных деталей для создания интриги.
  6. Кольцевой - возврат читателя в конце текста к уже высказанной в начале идее для переосмысления информации после полного ознакомления с темой.
  7. Контрастный - используется для противопоставления разных частей текста.

Используя связь между предложениями в тексте, выстраиваются абзацы. Они отделяются по смыслу и синтаксически. Каждый абзац имеет свою небольшую тему, обладает логичностью и законченностью.

Композиция текста в разных стилях речи

В зависимости от стилевой принадлежности, структура текста может отличаться. Например, авторы художественных произведений редко придерживаются строгой градации. Художественный стиль допускает нарушение причинно-следственных и пространственно-временных связей. Композиция основывается лишь на идейном построении произведения.

Тексты в научном, публицистическом или деловом стиле обычно выполняются по плану. Например, при использовании типа речи "рассуждение" необходимо четко структурировать его по частям, содержащим тезис, доказательство и вывод.

Предложение - единица текста

Абзацы текста составляют предложения. Они заключают в себе законченное суждение, чему способствует смысловая, грамматическая и синтаксическая связь слов в предложении. Синтаксическая связь зависит от порядка и значения слов в структуре предложения. Грамматическая связь обеспечивается при помощи употребления союзов, местоимений и изменения форм слова. Смысловую связь составляют правила семантики, а также использование интонации.

Обычно предложения составляют словосочетания, в словах которого возникают особые связи.

Типы связи слов в словосочетании

Слова в словосочетании могут вступать в сочинительную или подчинительную связь. Отношения между членами словосочетания, в котором одно слово зависит от другого, создает определенные грамматические требования. Зависимое слово должно совпадать с изменяемыми морфологическими признаками главного слова, то есть сочетаться с ним во времени, числе, роде и падеже.

Подчинительную связь, в которой зависимое слово полностью перенимает на себя форму главного слова, описывает тип управления "согласование". Слова употребляются в едином числе, падеже или роде. Например: красивый цветок, маленькая девочка, зеленый шар. Существует и неполный вид согласования, когда слова относятся к разному роду: моя врач, добросовестная секретарь. Чаще всего в согласование вступают существительное и полное прилагательное (причастие), местоимение, числительное.

Управление выражает соотношение действия с предметом, то есть показывает его направленность. В качестве зависимого слова обычно выступает существительное или часть речи, способная его заменить (прилагательное, причастие). Главным словом в словосочетании становится глагол, наречие или существительное. Например: читать газету, сорт мяса, наедине с отцом.

Примыкание обуславливается только семантикой. По типу примыкания образуются словосочетания из инфинитива, деепричастия или наречия, часто используются существительные. Например: петь красиво, хотеть кушать, очень красивый.

Сочинительная связь слов в предложении

Ряды слов в предложении могут быть связаны лишь по смыслу и грамматически, при этом они не зависят от изменяемых признаков друг друга. Слова, вступающие в такую связь, становятся в предложении однородными или неоднородными членами. При этом могут быть использованы союзы соединительного, противопоставительного и разделительного значения. Бессоюзные ряды связаны лишь интонацией.

Вступать в сочинительную связь могут любые части речи. Чаще всего в предложении независимые ряды грамматически относятся к одному слову. При этом каждое из слов может иметь свой ряд и распространяться.

Синтаксические в предложении

Предложение представляет собой более сложную единицу синтаксиса русского языка, и отношения между словами в предложении возникают более разветвленные. Предложение имеет грамматическую основу и может быть распространено второстепенными членами. Связь между подлежащим и сказуемым является характерным отличием предложения от словосочетания: предикативных отношений между словами, входящими в сочетание, возникнуть не может.

Связь, возникающая между главными членами предложения, бывает:

  • равноправной - слова изменяются одновременно, подстраиваясь друг под друга, что называют координацией. (Осень дождливая);
  • невыраженной - слова не уподобляются друг другу, что называют их соположением. (Отец на работе);
  • двойной - именная часть составного сказуемого относится и к имени/местоимению (подлежащему), и к его глагольной части. (Сестра вернулась с учебы уставшая).

Второстепенные члены предложения вступают в подчинительную связь с грамматической основой, образуя словосочетания.

Предложения, имеющие две и более грамматические основы, называются сложными. Между их частями могут возникать равноправные отношения или подчинительные. Связь в сложных предложениях осуществляется при помощи использования союзов и по смыслу.

Связь слов в сложных предложениях

Сложносочиненные сложные (ССП) предложения характеризуются равноправностью и одновременностью описания происходящих событий. Части такого предложения не зависят друг от друга и могут существовать отдельно, как два простых, без потери смысловой нагрузки. Соединяются две грамматические основы (с второстепенными членами или без) при помощи сочинительных союзов. Существует три основных группы: разделительные, соединительные и противопоставительные. Название каждой группы объясняет, каким смысловым способом связаны две части сложного предложения.

Бессоюзное предложение (БСП) также относится к сочинительной связи. Разные грамматические основы разделяются знаками препинания, интонацией и по смыслу.

Способы подчинительной связи в предложении выражаются не только в словосочетаниях. Следующий вид сложного предложения строится на подчинении одной или нескольких частей другой. (СПП) образуется при помощи союзов и имеющих разную смысловую нагрузку. В зависимости от их значения выделяют типы придаточных предложений (причины, времени, места, условия и т. п.).

Часто, особенно в художественном и публицистическом стиле, встречаются СПП с несколькими придаточными. В этих случаях возникает разная подчинительная связь:

  • последовательная - предложения зависят друг от друга по принципу «цепочки»: вторая часть от первой, третья от второй и т. д.;
  • параллельная - к одной части относятся разные по типу придаточные;
  • однородная - к главной части относятся несколько однотипных придаточных.

Могут одновременно сочетать в себе сочинительную связь (в виде ССП и БСП) и подчинительную.

Связь предложений

Делятся на два основных: последовательный и параллельный. Последовательное повествование характеризуется постепенным и логичным развитием основной идеи. Содержание предыдущего предложения становится основой для нового и так по цепочке. Как средство связи предложений, в этом случае, может выступать синоним, союз, местоимение, ассоциативное и семантическое соответствие.

Параллельная связь между предложениями основывается на сопоставлении или противопоставлении. Большинство текстов с применением параллельной связи характеризуется использованием одного предложения в качестве "данных" для развития и конкретизации идеи. Для достижения параллелизма применяются соответствующие синтаксические, лексические и морфологические способы связи предложений в тексте.

Лексические методы связи предложений

  1. Лексические повторы - заключаются в употреблении слов и их форм, ключевых сочетаний.
  2. Слова, принадлежащие к одной тематической группе.
  3. Синонимы и синонимичные замены.
  4. Антонимы.
  5. Слова и их сочетания в значении логической связи (поэтому, вот почему, в заключение и т. п.).

Использование лексических средств связи предложений в основном присуще последовательному повествованию.

Морфологические методы связи предложений

Средства морфологической связи основываются на применении разных частей речи, которые способны сопоставить одно или несколько предложений. Эффект достижим только при соблюдении правильной последовательности слов.

Морфологические способы связи между предложениями классифицируются нижеследующим образом.

  1. Союзные слова, союзы и частицы, используемые в начале предложения.
  2. Личные и указательные местоимения, которыми заменяются слова из предыдущих предложений.
  3. Наречия места, времени, относящиеся по смыслу к нескольким предложениям текста.
  4. Использование единых временных форм в глагольных сказуемых.
  5. и прилагательных, относящихся к предыдущему предложению.

Применение уместно как в параллелизме, так и в последовательном повествовании.

Синтаксические методы связи предложений

Синтаксическая связь предложений в тексте достигается при помощи намеренного использования одного из приемов:

  • синтаксический параллелизм (схожий порядок слов и морфологическое оформление);
  • изъятие из предложения конструкции и оформление ее как самостоятельной единицы текста;
  • использование ;
  • применение вводных конструкций, обращений, риторических вопросов и т.п.;
  • инверсия и прямой порядок слов.

Синтаксическая связь предложений характерна для разных стилей. Конечно, более разнообразные и причудливые формы можно увидеть лишь в художественной литературе или публицистике.

Описанные способы связи предложений в тексте не являются единственно возможными. Все зависит от стиля текста и идеи автора. не имеют четких границ - в них можно встретить самые разнообразные из всех возможных вариантов связи. Научные и официально-деловые бумаги содержат тексты более четкие и структурированные, отвечающие всем требованиям логических и пространственно-временных связей.