Домой / Предметы / «Брат наш иеромонах Савватий облачается в ризу спасения…. Афонский иеромонах савватий (севостьянов)«пути святой горы. от афона до валаама

«Брат наш иеромонах Савватий облачается в ризу спасения…. Афонский иеромонах савватий (севостьянов)«пути святой горы. от афона до валаама

Афонский иеромонах Савватий (Севостьянов)«Пути Святой Горы. От Афона до Валаама»

В выставочном зале Сестрорецка - курортного города на побережье Финского залива, вблизи Санкт-Петербурга - до 21 ноября 2016 года будет открыта выставка фоторабот иеромонаха Валаамского монастыря Савватия (Севостьянова) «Пути Святой Горы. От Афона до Валаама». В экспозиции более ста пятидесяти фотографий. Выставка организована по благословению епископа Троицкого Панкратия, игумена Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря. Она приурочена к 1000-летию присутствия русского монашества на Святой горе Афон и посвящена памяти многих поколений иноков братских обителей.

Иеромонах Савватий, в миру Сергей Севостьянов, увлекался фотографией с детства, но выбрал для себя другое поприще: закончил географический факультет МГУ. С фотокамерой Сергей объездил полстраны. Любовь к фотографии, как говорит сам иеромонах, и подтолкнула его к Богу. В 1995 году в одной из поездок на его пути встретился известный старец, и беседа со святым человеком заставила Сергея изменить свою жизнь. А фотография из увлечения стала его монашеским послушанием.

На Валаам Сергей не готовился - собирался в Соловецкий монастырь, где его ждали. Неожиданно старец, к которому он пришел за благословением, произнес: «Валаам». Мог ли знать будущий инок, что сто пятьдесят лет назад Валаамский монастырь был одним из первых мест в России, где по достоинству оценили фотоискусство, и одна из первых фотомастерских в России появилась именно здесь?

Все снимки отца Савватия сделаны форматными камерами на огромных штативах, многие аппараты он собрал из разных деталей, найденных в подвалах монастыря, а снимает на серебряных пластинах, как это делали сто-сто пятьдесят лет назад. Фотографии, в основном, монохромные. Именно такие, считает монах, создают особую атмосферу, заставляют сосредоточиться на изображении. Сегодня эти снимки можно встретить в музеях России и Франции, хранятся они и в Международном музее фотографии города Рочестера в США.

Я восстановил старую валаамскую традицию, - рассказывает отец Савватий. - Фотография и на Афоне, и на Валааме появилась практически в один год - в 1853-м, вскоре после обнародования в 1839-1840 годах изобретения камеры-обскуры. Именно ее стал использовать русский художник Сергей Левицкий для своей работы. Его друг Петр Иванович Севастьянов, профессор естествознания Санкт-Петербургской императорской академии наук, был известным этнографом, историком и специалистом по архипелагам. Севастьянов взял на вооружение камеру-обскуру и стал ездить с ней в экспедиции. Когда он приехал на Афон, камерой заинтересовались монахи. Профессор подарил обители свое фотографическое оборудование и научил им пользоваться. Монахи построили за пределами монастыря, над морем, целый трехэтажный дом - для фотографической мастерской.

Профессор Севастьянов, вернувшись в Россию, поехал на Валаам - на Северный Афон, и опять же с фотоаппаратурой, - продолжает рассказ иеромонах Савватий. - Валаамские монахи тоже захотели оснастить фотомастерскую, и он специально закупил, привез и подарил им оборудование. Так на Валааме появился новый вид послушания, которое исполняли двадцать человек. Фотография как послушание - это часть моей духовной жизни, та самая лестница, по которой я двигаюсь. Это большое испытание, потому что всякое творчество - оно личностное, а послушание требует отречения от своей воли.

Однажды отец Савватий пришел к игумену монастыря с просьбой сменить послушание. Игумен ему сказал: «Это потому, что ты в миру занимался творчеством из тщеславия, тщеславен был, этим и питался. И подогревал себя, и энергия у тебя отсюда черпалась. А здесь послушание, смиряться должен».

…Отец Савватий поделился своими воспоминаниями, наблюдениями и умозаключениями, связанными с созданием фотолетописи монастырской жизни.

Так случилось, что первая моя выставка была посвящена Ново-Иерусалимскому монастырю и называлась «Экскурсия или обитель». Тогда же я оставил свою основную работу, решив полностью посвятить себя творчеству. Сотрудники музея, который был в то время в монастыре, предложили выставить мои фото. Позже ученые-этнографы пригласили с собой в поездку на Урал, и я около десяти лет ездил в поисках уходящих примет русской духовной жизни, заново открывая для себя Россию: снимал пермские поселения старообрядцев, костромские села, Псков, Новгород, Соловки. Многие коллекции фотографий были переданы в местные краеведческие музеи, а последней моей работой в миру стала книга «Крест над Россией», вышедшая в 1998 году.

Когда принял решение уйти в монастырь, старец, благословивший меня подвизаться именно на Валааме, сказал, чтобы я не оставлял фотографию.

Какую роль сыграл в Вашей жизни Афон?

Первый раз меня послали туда в 1995 году, я был носильщиком у монахов. Потом бывал на Афоне много раз, а в один приезд провел там полтора года: жил по две-три недели в уединенном скиту вместе со своим духовником, а после, по его благословению, около недели путешествовал с фотоаппаратом по Горе и возвращался в скит.

Каким было Ваше первое впечатление от Святой Горы?

Ощущал свое недостоинство. На Афоне всегда становишься учеником, наверное, там единственная в своем роде школа духовной жизни. Молю Бога, чтобы это ощущение у меня никогда не ушло.

Мне кажется, люди устроены так, что им нужен добрый пример. Это касается и монашества. Чтобы устоять в искушениях, нужно увидеть в других пример горячей веры. А как ее увидеть? Вот перед тобой афонский монах - и уже всё понимаешь сердцем. Даже чтение книг столько не дает. Думаешь: «Если он живет так, почему я не могу?» Поэтому для меня так дороги портреты нынешних насельников Афона - они ведь живут в наши дни, рядом с нами.

Кто же такие современные старцы, и есть ли они на самом деле?

Старчество - это, конечно, не должность. Есть люди высокой духовной жизни, которых благословили окормлять еще и других, давать духовные советы. Благодать, которая на них почиет, их и прославляет. И я был свидетелем этих дарований: и прозорливости, и чудотворений, и исцелений… Есть даже афонские свидетельства о том, что некоторые монахи-святогорцы одновременно, как великие святые, могли находиться в разных местах и в одно мгновение времени совершать помощь в разных точках земного шара.

Приезжая с Афона, поражаешься, насколько ценности, которыми восторгается весь современный мир, ничтожны по сравнению с той духовной реальностью, которая существует на самом деле. Любой, кто попадает на Святую Гору, даже неверующий, возвращается преображенным, - я был свидетелем тому не раз.

Тем не менее, не все паломники верят, что на Афоне сохранился тот самый дух монашеской жизни, которым он был славен на протяжении веков.


- Каждый обретет на Афоне то, что хочет найти. Кто ищет благодать, радость - там ее найдет, кто грех - тоже там его найдет. Поэтому и задача моего «творчества» проста: попасть в нужное место и нажать кнопку, - потому что наш Главный Художник уже всё сделал. Что я могу еще придумать?

…Подписывать художественные работы у монахов Валаамского монастыря не принято. И за этими фотографиями - только имена монастырей, молитвы братии и их особый мир - мир, которому больше десяти веков. Как полагает фотолетописец Валаама, оставаться художником в монашестве совсем не просто: искушений много, и выдержать их может не каждый. Многие, ссылаясь на то, что «Бог и намерение целует», - одним намерением и ограничиваются: так удобнее, спокойнее...

Иеромонах Савватий в ответ улыбается: «Ан, не выйдет. Вспомните апостола: “Вера без дел мертва...”»

Время работы выставки: с 12.00 до 19.00 ежедневно, кроме среды. Адрес: г. Сестрорецк, площадь Свободы, дом 1. Вход свободный.

Дата рождения: 10 июля 1968 г. Страна: Россия Биография:

Родился 10 июля 1968 г. в г. Котельниково Волгоградской обл. в семье военнослужащего. Крещен в 1979 г.

В 1983 г. закончил восемь классов средней общеобразовательной школы № 27 г. Волгограда.

В 1983-1985 гг. обучался в Казанском Суворовском военном училище. В 1985 г. поступил на факультет журналистики Львовского высшего военно-политического училища, которое окончил в 1989 г. и был направлен на Северный флот. В декабре 1991 г. уволился в запас в звании старшего лейтенанта.

С февраля по май 1992 г. нес послушание келаря на Валаамском подворье в г. Приозерске Ленинградской обл. В мае 1992 г. стал трудником .

В мае 1993 г. принят в число братии Николо-Шартомского мужского монастыря с. Введение Шуйского района Ивановской обл. Нес послушание редактора монастырской газеты «Николо-Шартомский благовестник».

14 августа 1993 г. в Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Иваново рукоположен в сан диакона.

28 августа 1993 г. в Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Иваново архиепископом Ивановским Амвросием рукоположен в сан иерея.

С октября 1993 г. нес послушание служащего священника на монастырском подворье — Воскресенском соборе г. Шуи Ивановской обл.

В апреле 1994 г. в Спасо-Преображенском храме Николо-Шартомского монастыря архиепископом Ивановским Амвросием пострижен в мантию с именем Савватий в честь прп. Савватия Соловецкого.

Весной 1996 г. назначен настоятелем Крестовоздвиженского храма — подворья Николо-Шартомского в пос. Палех Ивановской обл. В 1998-2003 гг. ― настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» — подворья Николо-Шартомского монастыря в г. Иваново.

В 1998-2003 гг. обучался на заочном секторе Нижегородской духовной семинарии, защитил дипломную работу по теме «Гонения на Русскую Православную Церковь в 20-30 годах XX столетия».

В 2003 г. к празднику Святой Пасхи удостоен сана игумена.

В 2003-2008 гг. обучался на заочном отделении .

В 1999-2003 гг. ― преподаватель Катехизиса и Священного Писания Нового Завета в Ивановском православном богословском институте. В 2000-2004 гг. — преподаватель Церковного права и Истории Русской Православной Церкви в Ивановской духовной семинарии.

В январе 2004 г. командирован в Чеченскую Республику для окормления воинских частей.

В 2003-2009 гг. — духовник Николо-Шартомского монастыря.

В 2009 г. назначен настоятелем храма Живоначальной Троицы — подворья Николо-Шартомского монастыря в с. Чернцы Лежневского района Ивановской обл.

В 2012 г. назначен руководителем отдела по взаимодействию с Вооруженными силами .

В октябре 2011 г. командирован в и по благословению назначен настоятелем строящегося храма cвятого праведного воина Феодора Ушакова г. Советская Гавань.

С 2012 г. ― благочинный Восточного округа Хабаровской епархии, занимался строительством Свято-Троицкого храма в пос. Заветы Ильича.

С 2012 г. — член Попечительского совета социального районного центра Совгаванского района Хабаровского края и член Попечительского совета исправительной колонии № 5.

Во епископа 28 октября 2016 г. в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре г. Москвы. 30 октября за Божественной литургией в храме священномученика Климента, папы Римского, в Замоскворечье. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Решением Священного Синода от 14 июля 2018 г. () почислен на покой. Местом пребывания определен Николо-Шартомский мужской монастырь Шуйской епархии.

Образование:

1983-1985 гг. ― Казанское Суворовское военное училище.

1985-1989 гг. ― Львовское высшее военно-политическое училище.

1998-2003 гг. ― Нижегородская духовная семинария (заочно).

2003-2008 гг. ― Московская духовная академия (заочно).

Научные труды, публикации:

Архимандрита Савватия (Перепелкина) при наречении во епископа Ванинского и Переяславского.

Награды:

Церковные:

  • 2015 г. ― медаль «1000-летие преставления святого равноапостольного князя Владимира».

Монашеский постриг священника Алексея Собко во иеромонаха Савватия

Вечером 20 августа 2017 года в Спасо-Преображенском храме Самарского Пустынно-Николаевского мужского монастыря митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней совершил монашеский постриг клирика храма в честь святителя Иоанна Златоуста пгт. Слобожанское (коттеджный микрорайон «Золотые ключи») Днепровского района иерея Алексея Собко. Новопостриженному иноку было дано имя Савватий – в честь преподобного Савватия Соловецкого (память 8/21 августа).

В таинственном чине монашеского пострижения приняли участие: наместник Самарской обители архимандрит Досифей (Савелов), сотрудник Днепропетровского епархиального управления архимандрит Спиридон (Бабай) и клирик епархии архимандрит Иаков (Бобух). В храме молились собратья по пастырскому служению – священнослужители Иоанно-Златоустовского храма, братья и насельники обители, прихожане монастыря.

При постриге в монашество (малую схиму или мантию) постригаемый дает Богу обеты безбрачия, послушания и нестяжания. Испытывая твердость постригаемого, владыка троекратно бросал ножницы и дважды отвергал их. Постригаемый смиренно подавал их и целовал руку архипастыря. Приняв ножницы в третий раз, митрополит Ириней крестовидно постриг посвящаемого и нарек ему новое имя, знаменуя тем окончательное отречение постригаемого от мира: «Брат наш иеромонах Савватий постризает власы главы своея, в знамение отрицания мира, и всех, яже в мире, и во отвержение своея воли и всех плотских похотей, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, рцем вси о нем: Господи, помилуй».

После пострижения о. Савватий был облечен в хитон, параман, рясу, пояс, мантию, клобук, сандалии и получил четки, чтобы пребывать непрестанно в молитве Иисусовой. В завершение владыка вручил постригальный крест и свечу, которые новоначальный держит три дня, находясь в алтаре, а потом хранит их до смерти.

По окончании пострига владыка Ириней обратился к новопостриженному иеромонаху Савватию (Собко) со словом назидания, в котором пожелал ему терпения и радости в исполнении послушания, которое ему вверено, непрестанно творить Иисусову молитву и через этот подвиг спасать свою душу.

«Монашество есть путь высочайшей и совершеннейшей любви. Монах отвергается любви земной, чтобы всецело предаться любви к своему Небесному Отцу, любви ко Христу и к Церкви Христовой. Вся его жизнь и все его помыслы должны быть устремлены ко Христу. Монашеский путь – путь отречения от себя, а жизнь монаха является подражанием жизни Спасителя! Это взятие на себя благого и легкого ига Христова, это путь подражания Христу и следования за Христом. Путь этот тернистый и многоскорбный, но вместе с тем радостный и светлый, потому что конечной его целью является Царствие Божие. «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, о всем благодарите»(1 Фес. 5. 16-18). Пусть и эти слова апостола Павла будут для тебя путеводными на монашеском пути. Слова эти обращены к каждому христианину, но особым образом они раскрывают суть монашеской жизни, ибо источником радости является именно непрестанная молитва и благодарение Богу », – сказал владыка Ириней.

На молитвенную память архипастырь преподнес постриженику Полный иерейский молитвослов с памятной надписью и архиерейским благословением: «Всечестному иеромонаху Савватию (Алексею Павловичу Собко) на молитвенную память в вечер монашеского пострига, 20 августа 2017 года, в неделю 11-ю по Пятидесятнице, накануне Дня Ангела – преподобного Савватия Соловецкого (21 августа). Спасайся в Господе. Благодать Божия да пребудет с тобой во все дни жизни!».

По завершении пострига присутствующие поздравили иеромонаха Савватия. Приветствуя его каждый спрашивал: «Что ти есть имя, брате?». Новопостриженик отвечал: «Грешный иеромонах Савватий». И слышал ответное приветствие: «Спасайся о Господе!».

В тот же вечер иеромонах Савватий прибыл на место своего служения – в Иоанно-Златоустовский храм, где приступил к молитвенному правилу. Ровно в полночь священнослужители храма посетили новопостриженного и пропели тропарь «Се Жених грядет в полунощи….».

Три дня после пострига иеромонах Савватий будет находиться в храме – молиться и совершать Божественные литургии.

Иеромонах Савватий (Севостьянов) - фотолетописец монастырской жизни. Его замечательные работы мало известны рядовому зрителю, так как их автор никогда не участвует в медийных мероприятиях и часто не подписывает свои фото. Однако каждая его выставка становится настоящим событием в культурной жизни. Стоит вспомнить, например, какой успех имела несколько лет назад экспозиция «Свет Валаама», которая была представлена в Санкт-Петербурге. Теперь, десять лет спустя, отец Савватий привез новые уникальные кадры с Афона, где он прожил последние полтора года. О своем творчестве и выдавшемся ему опыте познания жизни Святой горы батюшка рассказывает порталу Православие.ру

Почему монах взял в руки фотоаппарат?

Я был фотографом еще до монашества. Так случилось, что первая моя выставка была посвящена Ново-Иерусалимскому монастырю, она называлась «Экскурсия или обитель». Тогда я оставил работу, решив полностью себя посвятить только творчеству. Сотрудники музея, который был тогда в монастыре, увидев, что я часто бываю у них с фотоаппаратом, предложили мне выставить свои фото. Ученые-этнографы пригласили меня с собой в поездку на Урал. Около 10 лет я ездил в те края.

Можно сказать, что искал уходящие приметы русской духовной жизни, заново открыл для себя Россию. Снимал пермские поселения старообрядцев, костромские села, Псков, Новгород, Соловки. У меня были удачные коллекции фотографий: «Пермские старообрядцы», переданная в Пермский областной музей; «Феофания», хранящейся в другом музее; «Малый виноградец» и др. Последней моей работой в миру стала книга «Крест над Россией» в 1998 году.

Когда я уже принял решение уйти в монастырь, старец, который благословил меня подвизаться именно на Валааме, хотя меня ждали в другом монастыре, сказал мне, чтобы я не оставлял фотографию. А на Валааме, как известно, фотомастерская была еще с 1853-54 годов, и я решил послужить восстановлению этой традиции.

Фотография как послушание - это часть моей жизни, это вот та самая лестница, по которой я двигаюсь. Это большие испытания, потому что всякое творчество - оно личностное.

Бывало, я спрашивал своего духовника: «проблемы в душе начались из-за этого, что делать?» Он мне сказал - это потому, что ты творчеством занимался из тщеславия. И подогревал себя, и энергия у тебя отсюда и черпалась. А здесь - за послушание, смиряться должен.

Какую роль сыграл в вашей жизни Афон?

Конечно, на Афон стремятся все паломники. Современный Афон - одно из самых удивительных мест на свете, открытие для каждого человека. Главное, что там есть - возможность уединения, ведь без этого никакой духовной и тем более монашеской жизни не может быть.

На Афоне бывал много раз, последний приезд провел там полтора года. Это время жил в уединенном скиту вместе со своим духовником, по его благословению делал снимки. По две-три недели я оставался в скиту, молился, потом около недели путешествовал с фотоаппаратом по горе.

Первый раз меня послали туда уже когда жил в монастыре послушником, в 1995 году, я был носильщиком у монахов.

Каким было первое ваше впечатление от Святой горы?

Ощущал свое недостоинство. Так как пообщался там с настоящими монахами, а мне все это только предстояло (и предстоит) еще пройти. Вообще, на Афоне всегда становишься учеником, наверное, там единственная в своем роде такая школа духовной жизни. Я молю Бога, чтобы это ощущение у меня никогда не ушло.

Загрузить увеличенное изображение. 800 x 637 px. Размер файла 148379 b.
Мне кажется, что люди так устроены, что им перед глазами постоянно нужен пример, добрый пример. Особенно это касается монашества. Для того, чтобы устоять в искушениях, всегда очень хочется иметь горячую веру, увидеть ее. А как ее увидеть? Вот увидел настоящего монаха - и уже все понимаешь, даже чтение книг столько не дает. Думаешь: «Если он живет так, почему я не могу так жить?» Поэтому для меня так дороги портреты нынешних насельников Афона - они ведь живут в наши дни, рядом с нами.

Хотелось бы, конечно, чтобы мои скромные труды послужили, по возможности, и восстановлению фотомастерской на Афоне. 150 лет назад профессор естествознания императорской академии наук Петр Иванович Севостьянов начал снимать Афон, он изучал афонские рукописи и книги, свидетельства о подвижниках, жизнь насельников. Как оказалось, он не просто мой однофамилец, но, возможно, и дальний родственник. При поддержке Российской Академии наук и Святейшего Синода экспедиции, организованные Петром Ивановичем, трижды посещали Афон (первый раз в 1851 году), чтобы составить подробные карты, детальные описания памятников, сделать фотоснимки. Тогда в скиту Святого Андрея была организована первая профессиональная фотостудия. Ныне в русском монастыре на Афоне мастерская восстанавливается.

В наше время понятие старчества обесценивается. Кто же такие современные старцы и есть ли они на самом деле?

Загрузить увеличенное изображение. 521 x 700 px. Размер файла 72998 b.
- Старчество, конечно, это не должность. Это люди высокой духовной жизни, которых благословили окормлять еще и других, давать духовные советы. Это благословение. Благодать, которая на нем почиет, его и прославляет. И я был свидетелем их дарований: и прозорливости, и чудотворений, и исцелений... Даже есть афонские свидетельства о том, что некоторые монахи-святогорцы одновременно, как великие святые, могли находились в разных местах, в одно мгновение времени совершать помощь в разных точках земного шара.